Сергей Шнуров: «Русской душе никак не изолироваться»
ОБ УХОДЯЩЕМ ГОДЕ
- 2020-й многое переформатировал. Думаю, это очередной судьбоносный поворот, плевок нам в душу. Тем, у кого она, конечно, есть.
ОБ АДАПТАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ В МИРЕ
— Человек должен адаптироваться к любым обстоятельствам. Это и называется эволюцией. Если бы мы не приспосабливались, перестали бы существовать как вид. Вымерли бы вместе с мамонтами. Любые перемены делают нас, не скажу, сильнее, но точно другими.
О ФИНАНСОВЫХ ИТОГАХ ГОДА
— Не ощущаю, будто сильно упал. В финансовом смысле — точно нет. Поскольку каким-то чудом прекратил концертную деятельность задолго до пандемии и на 2020 год ничего глобального не планировал. Это было интуитивное решение. Удачно получилось, повезло.
В середине 2019-го я поехал с группировкой "Ленинград" в стадионные туры и уже тогда понял для себя, что, видимо, это пик карьеры, хватит, нужно сделать паузу.
О ЗАРАБОТКАХ ВО ВРЕМЯ ПРОШЛОГОДНЕГО ТУРА «ЛЕНИНГРАДА»
— Точную цифру сейчас уже не скажу, но какая-то космическая сумма. Тут даже не нужно знать высшую математику, сами можете посчитать. Берем стадион на 65 тысяч мест. Это с партером. В среднем билет стоил три тысячи рублей. Если поделить с VIP-ложами, даже больше. Ладно, округляем до трех. По прошлогоднему курсу получаем три миллиона долларов. А сколько было таких стадионов? Вот умножьте и оцените вал.
О ВЫХОДНЫХ ПОСОБИЯХ ДЛЯ БЫВШИХ УЧАСТНИКОВ «ЛЕНИНГРАДА»
— Считаю, взятые обязательства я давно выполнил. Ветераны отечественного шоу-бизнеса отправились на пенсию с почетом, под золотыми парашютами. Чтобы вы понимали: в группировке "Ленинград" музыканты получали, наверное, раза в три больше, чем у кого бы то ни было. Нигде не платили таких денег. В хороший месяц выходило порядка 20 тысяч долларов, в самый плохой — 10 тысяч.
ОБ ОБНУЛЕНИИ И САМОИЗОЛЯЦИИ КАК О ГЛАВНЫХ СЛОВАХ 2020 ГОДА
— Ну, знаете, сложно сочинить более неприличное слово, чем "обнуление". Оно идеально ложится на картину уходящего года.
А вот "самоизоляция" — все-таки нет. Русский народ очень социальный, коллективный, ему претит сидение взаперти в одиночестве. В моем родном Петербурге во время карантина продолжали работать всякие бары и рестораны, но уже подпольно. Люди созванивались, договаривались, приходили в как бы закрытые заведения, встречались и общались там вась-вась.
О СВОИХ НАРУШЕНИЯХ РЕЖИМА
— Да, похаживал, грешен. Повторяю, русской душе никак не изолироваться. Это может произойти только по решению суда. В принудительном порядке.
Поэтому я категорически голосую за "обнуление" как за слово года.
О СКАНДАЛЕ С АРТЕМОЙ ДЗЮБОЙ
— А чего стыдиться-то? И на месте Дзюбы не стал бы извиняться и оправдываться. Ничего ужасного я не совершал, никого не убивал. Когда приобретаешь знания, что тут стыдного? Не очень понимаю, правда, какой опыт получил Дзюба, но, видимо, ему зачем-то это было нужно.
О «КОВИДИОТАХ»
— Ну какой заговор? Глупость! Мы ведь видим переполненные больницы, закрытые гробы, горе родных и близких… Слишком дорогое кино, чтобы так красиво снять. Точно понимаю: угроза серьезная, сейчас идет эпидемиологическая война. Другое дело, что со временем COVID-19 должен стать рядовой болезнью типа гриппа, сезонным заболеванием. Но до этого момента сначала надо дожить.
О ТОМ, ПОЧЕМУ НЕ ВАКЦИНИРОВАЛСЯ ОТ COVID-19
— Никто пока не знает, как поведет себя вакцина через два года. Результатов клинических испытаний слишком мало. Подожду. Я не тороплюсь.
Все-таки в некотором роде я тоже занимался медицинскими вопросами и понимаю, что пара месяцев для доскональной экспертизы — это ничто.
О ПОДДЕРЖКЕ БИЗНЕСА В ПАНДЕМИЮ В РОССИИ И В ДРУГИХ СТРАНАХ
- Хочется, чтобы и родное государство проявило большее участие. Особенно на фоне того, как это делают правительства других стран. Давайте посмотрим, к примеру, на так нелюбимые нами Соединенные Штаты…
Для меня США не являются какой-то раздражающей зоной. Не расчесываю их. В отличие от тех, кто часто трогает грязными руками эту Америку, а потом жалуется…
Так вот: в США на поддержку экономики ушло более 12 процентов ВВП, свыше двух с половиной триллионов долларов.
Германия выделила на борьбу с последствиями коронавируса почти полтора триллиона баксов, треть ВВП страны. Кроме того, НДС снизили на второе полугодие.
А антикризисный пакет правительства России составил в апреле… 1,2 процента нашего ВВП. Потом еще добавили, но все равно получилось намного меньше, чем в Европе или Америке. На днях мой знакомый, который следит, как за рубежом помогают бизнесу, рассказал: немецким проституткам давеча выделили из федерального бюджета по 7 тысяч евро. Безвозмездно. Проституткам!
О ПЕРЕЕЗДЕ В МОСКВУ
— Я в длительной командировке. До сих пор ощущаю себя здесь шабашником. Вот построю коровник, получу деньги и обратно уеду.
О РАДИКАЛЬНОЙ СМЕНЕ ИМИДЖА
— Это вы зря. Посмотрите мои старые фотографии. Я всегда одевался классно. С вызовом. Почему-то все считают, что майка-алкоголичка была заблеклая. Нет, друзья мои, я покупал ее за бешеные деньги. Все майки на тот момент у меня были Ben Sherman — ни больше ни меньше. Этот небрежный стиль я четко выстроил и отработал. Говорить, будто я как-то изменился, неправильно. Стал иначе выглядеть, поскольку появились другие магазины.
О КОНФЛИКТЕ С ПРИГОЖИНЫМ
— Он сам подставляется, льет масло в огонь народного гнева. Зачем он это делает, загадка для меня.
О КОНФЛИКТЕ С ЮРИЕМ ЛОЗОЙ
— Удобная мишень. Обратил на него внимание, когда он стал шпынять одну из моих любимых групп Rolling Stones. Я подумал, что вряд ли Мик Джаггер читает Лозу. Ладно, готов вписаться за него, немного повоевать на той стороне.
Лоза в некотором роде олицетворяет собирательный образ комментатора, человека, говорящего обо всем, специалиста по всем вопросам. В интернете и телевизоре сейчас таких целая когорта.
О ДТП С МИХАИЛОМ ЕФРЕМОВЫМ
— Знаете, пока не окажешься в такой ситуации, можно бить себя в грудь и говорить, какой я молодец. Легко геройствовать, сидя в теплом помещении под телекамерами. Реальность меняет многое. Людей в том числе.
И я по-разному вел себя в жизни. Иногда заслуживал твердую четверку, порой — тройку с минусом, но, бывало, имел право сказать себе: молодец!
О СВОЕЙ СИТУАЦИИ С НОВОГОДНИМИ КОРПОРАТИВАМИ
— Неплохо. Работа есть. А что говорить тем, кто ее потерял? В Петербурге фудкорты в торговых моллах не работали полгода, сейчас их опять закрыли. На Новый год хотят опечатать все рестораны, кафе и бары. Музеи и выставки не принимают посетителей, театрам можно заполнять зал на четверть мест. При этом никакой реальной помощи не оказывается. А жить на что? Тем же официантам, продавцам из больших магазинов, где продажи упали в разы? Владельцы не знают, чем платить за аренду.
Люди обречены на нищенское существование, им некуда пойти. А мы говорим об артистах, которым чего-то не хватает…
О СМЫСЛЕ РОСПУСКА «ЛЕНИНГРАДА»
— Меньше нужно репетировать. Беру людей, которые знают сольфеджио, имеют богатый стаж в разных коллективах. Они могут сыграться в течение часа. Мне ничего не нужно делать, люди сами предлагают какие-то правильные музыкальные решения. Живой коллектив. Ну и объективно они помоложе ребят из "Ленинграда". Все-таки популярная музыка — дело молодое.
(Андрей Ванденко, ТАСС, 22.12.20)
Обзор: «Почему «Сектор Газа» — это не колхоз, а модно?»
2024, «Лазерный диск».
Когда Олег Кармунин называет диски «Сектора Газа» музыкой «для бедноты из посёлков городского типа», мне сразу вспоминается гараж у Макса в недальнем Подмосковье: именно там происходило моё более пристальное, чем хотелось бы, знакомство с песнями Юрия Клинских. Местные пацаны при этом чуть ли не со слезой слушали «Лирику» и особенно «Я взял вину на себя». Понятно было, что мы имеем дело с культурным феноменом, но воспринимать в таком количестве песни про грязные носки, сельский туалет, венерические заболевания, опарышей и самогон было тяжёлым испытанием для того, кто вырос на Рихтере (зачёркнуто) и Pink Floyd. Боюсь, это противоречивое отношение к «Сектору Газа» мне уже не изжить, сколько бы сериалов ни сняли про Юру Хоя.
Тем не менее в этом выпуске «Лазерного диска» ведущий сохранил довольно правильный баланс. Кармунин не торопится превозносить таланты самородка из Воронежа, постоянно напоминая про «низовую культуру», «вершину низкого стиля», пошлость и «мелкотемье» «Сектора Газа». Вместе с тем он подчёркивает и сильные стороны Хоя, который пел на том же языке, на котором разговаривал с друзьями-провинциалами. Олег упоминает роль компании Gala Records в популяризации записей «Сектора Газа» (да и организации записей), а также лёгкое отношение Юрия Клинских к заимствованию чужих мелодий. Кстати, обратите внимание на то, что среди «референсов» его творчества есть не только очевидные хиты (часть которых были остроумно спародированы в рок-опере про Кощея), но и довольно редкие и малоизвестные в России артисты.
Кроме того, во «Вселенной «Сектора Газа» бытовые и «низовые» моменты легко совмещались со сказочными обстоятельствами и монструозными персонажами, и в этом смысле Хой заметно повлиял на, например, группу «Король и шут». А главный вывод выпуска заключается в том, что «Сектор Газа» талантливо, смачно и без стеснения описывал ту самую «немытую Россию», которую люди с хорошим вкусом старались не замечать. Любопытно, что к концу 90-х Юрий написал несколько более «гражданственных», скажем так, произведений – и кто бы мог подумать, что четверть века спустя «Демобилизация» и «Пора домой» станут восприниматься как песни протеста?
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.