Рецензия на фильм «Палмер»: Школа жизни Джастина Тимберлейка
Оценка:7 из 10
Премьера драматической ленты «Палмер» состоится на стриминговом сервисеAppleTV+ 29 января 2021 года. Режиссёр: Фишер Стивенс. В ролях: Джастин Тимберлейк, Джуно Темпл, Джун Скуиб, Алиша Вейнрайт и другие.
Есть такой сорт фильмов, которые вы никогда не смотрели, но, включив их, осознаёте, что видели уже миллион раз. Фильмы, выходящие с завидной регулярностью, средним бюджетом и одним-двумя узнаваемыми лицами, специально для спокойного пятничного просмотра после работы: одним глазом на экран, а другим – в телефон, в рабочую почту доотправить отчёт или в какую-то тетрадь, принесённую вам младшим членом семьи. Раньше такое выходило с заточкой на телевизионное вещание в определённый временной слот, сейчас – сразу на стриминговые сервисы. Вот и «Палмер» Фишера Стивенса, снятый эксклюзивно для Apple TV+, определённо такого сорта фильм.
Режиссёр клипов Bon Jovi, документалок про экологию и криминальной комедии о том, как Кристоферу Уокену поручили убить Аля Пачино, возвращает на экраны Джастина Тимберлейка, которого там не было со времён «Колеса чудес» Вуди Аллена. Тимберлейк, как нетрудно догадаться, играет персонажа по имени Палмер (у него есть имя, но сам он и все вокруг предпочитают звать его по фамилии), бывшую звезду американского футбола, отсидевшего 12 лет в тюрьме. Вы знаете, как бывает: травма, ставящая крест на спортивной карьере, отчаяние вперемешку с наркотическими средствами и дальше по наклонной. И вот Палмер возвращается в родной захолустный город где-то в Луизиане, встречается с бабушкой Вивиан (прекрасная, как и в «Небраске», Джун Скуиб), единолично вырастившей парня, когда тот лишился сначала матери, а потом и отца.
Потихоньку Палмер привыкает к жизни заново – видится со старыми знакомыми, ищет работу, встречает девушку и знакомится с непростым парнишкой по имени Сэм, которого гнобят одноклассники. Мать Сэма – проститутка-наркоманка (Джуно Темпл), поэтому парень находится на временной опеке Вивиан, а ещё Сэм обожает играть с куклами, надевать на себя платья и вещи розового цвета, за что, в общем, и получает тумаки от нетолерантной деревенской ребятни. Да-да, всё прямо как в «Чиках». Очень скоро Сэм находит в Палмере отцовскую фигуру, помогая тем самым бородатому и зачерствевшему в тюрьме герою обрести верный путь.
Эстетика провинциальной одноэтажной Америки, нотки гитарной музыки под кадры заходящего солнца, джинсы и флисовые рубашки, больший джипы и фургончики для жилья, единственный бар с бильярдом на всю округу и кучка бесцельно шатающих отморозков, ждущих, когда им преподадут урок. «Палмера» вы видели уже много-много раз, как в худших, так и в лучших вариациях: «Широко шагая», «Последний рубеж», «Совершенный мир», «Леон», «Вор», «Одарённая», «Строго на Запад», «Логан», «Железная хватка», «Тренер Картер», «Второй шанс», «Всё или ничего», список можно продолжать до бесконечности. И если вы видели из него хотя бы парочку фильмов, картина Стивенса покажется вам до боли знакомой.
Но при всём при этом «Палмер» безобидный – хочешь включи его своим родителям, хочешь посоветуй коллеге по работе, с которым изредка поддерживаешь беседу. В конечном счёте вряд ли кто-то из них останется разочарованным. Ведь такие фильмы не хочется ругать почём зря, более того, человечество нуждается в них больше, чем вы думаете. Они, по сути своей, символизирует нечто неподвластное времени, какую-то умиротворяющую стабильность, позарез необходимую миру прямо сейчас. Стираются рамки, будь это кино из 90-х, 2004-го или вот – 2021-го, мы словно бы окунаемся в американское безвременье, куда не могут проникнуть ни страхи, ни заботы современного, стремительно меняющегося мира с его технологическим прогрессом, политическими распрями и социальными проблемами на почвах расы, гендера и национальности.
«Палмер» это кино из жанра «школа жизни» — о том, что нужно уметь постоять за себя, что все заслуживают второй шанс. Палмер обязательно покажет, как дать сдачи, всегда найдёт нужные слова утешения, докажет важность семейных ценностей – и суррогатного сына воспитает, и невменяемую мать образумит. Таким гуманным подходом невольно восхитишься: пусть знакомо всё, предсказуемо, но ведь благую мысль кино в себе таит, отчего же не проникнуться?
Лента Фишера Стивенса и для миротворческих целей сгодится. Например, молодому критику, старательно обращающего свой взор в сторону непростого фестивального кино, представленного Ноэ, Минляном или каким-нибудь Караксом, «Палмера» можно использовать как точку соприкосновения с близкими, но далёкими от кино, людьми. И тем будет приятно приобщиться к «твоему делу», и молодого критика такое кино не должно сильно покоробить – снято ведь недурно, бородатый Тимберлейк играет достоверно, да и американская действительность передана вполне тепло, архетипично и без излишек. В общем, «Палмер» — это фильм-консенсус с тремя «Д»: доступный, душевный, дружелюбный. Используйте с умом.
Вадим Богданов, InteMedia
Внучка Людмилы Гурченко выступила против цифрового образа актрисы
Внучка Людмилы Гурченко Елена Королева не поддержала идею создания цифрового образа актрисы на экране. Она заявила, что не хотела бы увидеть такое в современных кинопроектах.
- Я против [создания дипфейка]. Какой в этом смысл? Я его не вижу. Повторить талант невозможно, – сказала «Абзацу» Елена Королёва.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее Михаил Ширвиндт признался, что был бы не против, если бы кинематографисты воссоздали образ его отца Александра Ширвиндта в цифровом виде на экране.
«Дюна» и «Фуриоса» возглавили рейтинг фантастических фильмов года
Киноканал Fan составил рейтинг лучших фантастических фильмов 2024 года. Для составления рейтинга была использована следующая методика. Редакция кинонанала Fan изучила и тщательно проанализировала мнения критиков и оценки обычных зрителей таких сайтов, как Rotten Tomatoes, Metacritic, IMDb, Film.ru, «Кинопоиск» и «Кино-Театр.Ру». В исследовании также использовались данные статистики издания «Бюллетень кинопрокатчика», ресурса Box Office Mojo и редакционные рейтинги тематических изданий. В составлении шорт-листа принимала участие программная дирекция киноканала. Если фильм занимал десятое место в рейтинге, он получал 1 балл, если девятое — 2 балла, и так по возрастающей. Затем баллы суммировались. В результате получился Абсолютный топ фантастических фильмов 2024 года.
В уходящем году фантастические картины показали себя гораздо успешнее, чем в 2023-м. Ровно половину рейтинга составляют одни из самых кассовых картин года. Четыре вошли в десятку по сборам в мире («Дэдпул и Росомаха», «Дюна: Часть вторая», «Годзилла и Конг: Новая империя», «Веном: Последний танец»), один — в пятёрку по России («Сто лет тому вперёд»). Также год был богат на экранизации и новые эпизоды популярных франшиз.
Места в рейтинге распределились следующим образом:
- «Дюна: Часть вторая» / Dune: Part Two — 99 баллов
- «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» / Furiosa: A Mad Max Saga — 72 балла
- «Чужой: Ромул» / Alien: Romulus — 60 баллов
- «Дэдпул и Росомаха» / Deadpool & Wolverine — 59 баллов
- «Планета обезьян: Новое царство» / Kingdom of the Planet of the Apes — 57 баллов
- «Годзилла и Конг: Новая империя» / Godzilla x Kong: The New Empire — 43 балла
- «Сто лет тому вперёд» — 35 баллов
- «Веном: Последний танец» / Venom: The Last Dance — 34 балла
- «Тихое место: День первый» / A Quiet Place: Day One — 27 баллов
- «Предчувствие» / La Bête — 22 балла
Первое место занимает «Дюна: Часть вторая» — сиквел масштабной зрелищной истории Дени Вильнёва, основанной на романе Фрэнка Герберта. Путешествие Пола Атрейдеса и его матери по пустыне Арракиса продолжается. Юноша постигает традиции коренных жителей, учится выживать в непростых условиях, одновременно пытаясь остановить наступление войны. В главных ролях вновь Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон и Зендея. Зрители и критики тепло приняли картину, несмотря на сильные отличия от литературного первоисточника. В прокате фильм заработал более 700 миллионов долларов и занял пятое место в списке самых кассовых кинолент года. Также «Дюна: Часть вторая» вошла в первую тройку лучших фильмов 2024 года по версии киноканала Cinema.
Серебро у постапокалиптического экшена Джорджа Миллера «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» с Аней Тейлор-Джой в главной роли. Сюжет рассказывает о детстве и юности воительницы из фильма «Безумный Макс: Дорога ярости». Фильм вышел в прокат после премьеры на Каннском фестивале и заработал почти 174 миллиона долларов при бюджете в 168 миллионов, что считается неудачей. При этом «Фуриоса…» получила признание критиков. Paste Magazine, Film.ru, Megacritic и «Афиша Daily» включили её в рейтинги лучших Sci-Fi-фильмов этого года, а издания The New York Times, IndieWire, Time Out и Polygon — в списки лучших картин 2024 года. Экшен вошёл и в Абсолютный топ зарубежных фильмов киноканала Cinema.
На третьей строчке седьмая часть франшизы о столкновении с безжалостными внеземными существами — «Чужой: Ромул». Режиссёр Феде Альварес постарался сделать фильм близким по духу оригинальной картине Ридли Скотта. Получился космохоррор в замкнутом пространстве без сильного упора на экшен. На этот раз с кровожадной расой ксеноморфов сразится компания подростков. В Абсолютном рейтинге фильмов ужасов от киноканала «Настоящее Страшное Телевидение» фильм занял второе место.
Сергей Дебижев и «Смотри на меня!» получил премию Гильдии киноведов и кинокритиков
Событием года назвали кинокритики фильм петербургского документалиста Сергея Дебижева «Крест» на вручении четвертой Премии Гильдии киноведов и кинокритиков СК России в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики по итогам 2024 года, которое состоялось 25 декабря в Белом зале Дома кино.
Получая награду, Дебижев поздравил всех с тем, что сейчас происходит переломный момент в истории.
- Мы не понимаем, что будет завтра. Это прекрасный, самый творческий момент нашей жизни, когда у нас есть возможность самим сформировать завтрашний день. Проанализировав прошлые достижения, поняв сегодняшние ошибки, можно попытаться каким-то образом сформировать наше завтра. Отечественный кинематограф поднимался на очень серьезные высоты, его достижения можно вернуть, и профессиональное сообщество в лице киноведов и кинокритиков должно сказать в этом свое слово.
Доктор искусствоведения, историк кино и киновед Ирина Гращенкова назвала самого Сергея Дебижева событием в российском кино, отметив самобытность и неординарность всех его работ. Народная артистка России Валентина Теличкина рассказал о глубоком воздействии награждаемого фильма лично на нее.
Больше всего наград – в четырех номинациях – собрал фильм Владимира Грамматикова «Смотри на меня!». Получая приз за лучшую драматургию, народный артист РСФСР, кинорежиссер Андрей Кончаловский сказал, что «премии получать приятно, любые» и поведал собравшимся о случае с итальянским режиссером Дино Ризи, который в ответ на упрек в том, что он ничего не делает для молодого итальянского кино, ответил: «я для вас старею», что вызвало смех и аплодисменты зрителей в зале. Режиссер выразил радость от того, что «получилось превратить историю из детства Владимира Грамматикова в интересный нескучный сценарий», добавив, «что плохих историй не бывает, есть плохие рассказчики». Этому фильму повезло не только с драматургами, но и с исполнительницей главной роли Александрой Урсуляк, и с оператором Алишером Хамидходжаевым, ну и, конечно, с самим режиссером, потому что картина «Смотри на меня!» была награждена и за лучшую режиссерскую работу. В этой ленте сошлось все – история Владимира Грамматикова, драматургическое мастерство Андрея Кончаловского и Елены Киселевой, живая сопереживающая героя камера Алишера Хамидходжаева и прекрасная актерская работа не только главной героини, но и всего ансамбля, что не могли не отметить критики.
Картина получила приз не за операторскую работу, а за лучшее визуальное решение, к которому причастен и художник фильма Мария Турская.
В этой же номинации награды удостоен и фильм «Лиссабон» – дебют мультипликатора Светланы Филипповой в игровом кино. Она же выступила и художником в картине, оператором которой стал Андрей Найденов. В ленте чувствуется стилистика 50-х – 60-х годов прошлого века – того самого времени, когда отечественное кино было на высоте.
«Лиссабон» был отмечен призом еще в одной номинации – за лучшее звуковое решение (композитор Андрей Карасев, звукорежиссеры Вадим Круглов, Александр Самофеев, Тимофей Шестаков).
Лучшим дебютом признана картина Ильи Маланина «Ненормальный», лучшим анимационным фильмом – «Расцветшая зима» Александра Бруньковского. В неигровом кино приз получила Татьяна Соболева за ленту «Против ветра».
Специального приза уникальному проекту был удостоен цикл «Ленинградское кино. Люди. Герои и легенды» (продюсеры Вячеслав Сорокин, Валентина Горошникова) о Санкт-Петербургских кинематографистах – режиссерах, драматургах, художниках кино, операторах, монтажерах – тех людях, о которых простой зритель зачастую ничего не знает.
Все картины, вошедшие в шорт-лист – а их было три или четыре в каждой номинации – получили дипломы с яркими формулировками, отражающими суть фильмов. Среди прочих были отмечены и якутские кинематографисты, снимающие интересное самобытное кино, а за дебют в анимации диплом получил студент Тимофей Скисов за работу «Вчера мне было девять лет», как сказала киновед Наталья Лукиных, – авансом.
Поскольку премия присуждалась в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики, было много призеров среди пишущей братии. В частности, за книгу «На пепелище. Советское послевоенное кино» приза был удостоен доктор искусствоведения, кинокритик и историк кино Валерий Фомин. Звания «Мастер» удостоен – киновед, журналист и редактор, кандидат философских наук Лев Карахан.
По словам президента Гильдии кинокритика и режиссера Наталии Примаковой, сообщество киноведов «в этом году поставило перед собой задачу не оценивать мейнстрим и зрительское кино».
- Артхаус, авторское кино, кино, которое, может быть, еще не видел зритель. Оно еще, возможно, не вышло в прокат, а может, не выйдет никогда. Именно такие фильмы мы и хотели оценить, – сказала Наталия Примакова.