Рецензия: «Костры» - «Бояться, терпеть и верить»

2021, «Союз мьюзик»
Оценка: 6,5 из 10.
Рок - музыка протеста! Это давно уже избитый-банальный-тривиальный штамп, и становится даже неловко, когда кто-то начинает рассуждать об этом всерьёз или задавать 60-летним рокерам вопросы, почему они не пишут песен протеста. Не вполне убедительными выглядят и рассуждения о том, что Советский Союз и коммунистический режим разрушились благодаря композициям «Мы ждём перемен» и «Скованные одной цепью». Виктор Цой, конечно, с удивительной точностью сформулировал в песне этот лозунг, не имея в виду никаких перестроек, то есть фактически случайно. Но требование перемен совпало с запросом общества, и всех перестало интересовать, что изначально хотел сказать автор. Со «Скованными» тоже ситуация непростая: Илья Кормильцев писал текст куда более осознанно, но ведь песня не содержала прямых призывов - просто она заставила многих задуматься об убогости предопределённой жизни в военизированной стране. Точнее, даже не заставила: дала толчок к тому, о чём люди думали сами, но не умели сформулировать.
Это весьма интересная тема, и за новыми песнями протеста наблюдать тоже очень любопытно. Казалось бы, влияние рок-музыки на общественное создание сейчас совсем невелико, но тем же «Порнофильмам» и «Тараканам», не говоря уже о «Машине времени», порой удаются очень мощные высказывания на болезненные темы, а молодым альт-рокерам с кипящей кровью сама жизнь подсказывает протестные темы для альбомов.
Московская группа «Костры», образованная в 2016 году, с альбомом «Бояться, терпеть и верить» торопится встать в авангард рок-протеста. Название пластинки написано на обложке поверх цветов российского флага, а смысл заголовка расшифровывается в первой же песне. «Бояться, терпеть и верить» - это национальная идея россиян. «Кострам» полностью чужд эзопов язык, они избегают намёков и подтекстов и лупасят власть с откровенностью оппозиционного телеграм-канала, вещающего из-за границы. Поправки в Конституцию, ситуация с правами меньшинств, воспоминания о рязанских учениях с гексогеном, упрёки в адрес безмолвствующего народа - альбом практически полностью состоит из ревущих гитар, острейших тем и строчек вроде «ещё немного и мы пропоём призыв к смене власти неконституционным путём». Среди названий песен - «Неконституция», «Расстреляй меня», «Право сильного», «Ничего не меняется», «Экстремистская» и т.д. Финальный трек - 10-минутная сюита «Грозный-95», в которой «Костры» успевают рассказать подробную историю чеченской войны, оплакать погибших, обругать Ельцина и вернуться к пропесочиванию нынешних правителей.
При этом весь альбом вызывает смешанные эмоции. Мысли о том, что «и не страшно же людям петь такое», сменяются озадаченностью от того, что протеста как-то слишком много - он просто лезет через край, не зная меры, а музыкантам почему-то непременно надо оказаться на первых рядах этих виртуальных баррикад (и сделать там селфи для инсты). Не хочется обвинять «Костры» в неискренности, но их композиции цепляют довольно слабо, несмотря на предельную жёсткость текстов. В них нет какого-то окончательного отчаяния или точных слоганов, отличающих песни протеста, вошедших в историю рока. Не исключено, что эта показная отвага нужна лишь для маскировки недостатка музыкальных идей и запоминающихся мелодических ходов.
Алексей Мажаев, InterMedia
Концерт в честь 100-летия Валентина Берлинского пройдет в БЗК

Концерт «Только Шуман» состоится 19 апреля 2025 года в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля «CELLOвек: Валентин Берлинский», посвященного 100-летнему юбилею со дня рождения выдающегося виолончелиста и педагога.
Валентин Берлинский – легендарная фигура в мире классической музыки. На протяжении 64 лет он был бессменным руководителем знаменитого Квартета имени А.П.Бородина, основанного в 1944 году как студенческий ансамбль Московской консерватории. Под его руководством коллектив получил мировое признание, выступив с гастролями более чем в 50 странах. Коллеги, ученики и слушатели называли Берлинского «патриархом квартетного искусства» и «создателем квартетной школы».
Фестиваль «CELLOвек: Валентин Берлинский» – это масштабный концертно-мультимедийный проект, призванный почтить память маэстро. В рамках фестиваля 19 апреля прозвучат камерные сочинения Роберта Шумана в исполнении известных музыкантов:
- Елизавета Леонская (фортепиано), почётный член Венского Концертхауса;
- Людмила Берлинская (фортепиано), заслуженная артистка России;
- Артур Ансель (фортепиано), профессор Высшей школы музыки Альфреда Корто в Париже;
- Анастасия Ушакова (виолончель), организатор проекта «Всероссийская виолончельная академия»;
- Станислав Давыдов (валторна), заслуженный артист России;
- Квартет имени Валентина Берлинского.
Концерт «Только Шуман» станет одним из ключевых событий юбилейного года, посвященного Валентину Берлинскому, и подчеркнет его вклад в развитие мирового музыкального искусства.
Организатором фестиваля выступают Всероссийская виолончельная академия, Российский музыкальный союз, АО «Фирма Мелодия», Мемориальный музей-заповедник П.И.Чайковского в Клину. Генеральный информационный партнер – радио «Орфей».
Рецензия на сингл Mary Gu «Всё будет хорошо»: Он чужой, он чужой, он плохой

2025, S&P Digital.
Оценка: 6 из 10.
Из вышедших за последний год песен, в которых певицы либо хейтят своих бывших, либо утешают поклонниц, которым попался недостойный объект обожания, уже можно составить увесистый сборник. Эта тема всегда актуальна, но, судя по сегодняшней женской эстраде, сейчас девушек исключают из поп-профсоюза, если не споёшь про неверного абьюзера. В то же время, положа руку на сердце: кого из слушательниц, переживающих расставание, советы звезды из наушников могут реально успокоить? Ну да, мать тоже говорит «ну что ты в самом деле, найдешь себе получше», но на разбитое сердце эти слова практически не действуют.
У Mary Gu песни о разбитом сердце всегда получались неплохо, но в прошлом её подобные композиции были или по крайней мере казались автобиографичными. Недавно Мария вышла замуж и даже выпустила пару песен о счастливой любви (тоже неплохо получилась), поэтому про боль и расставание в данный момент ей петь как-то не с руки. Но она нашла выход и построила трек с жизнерадостным названием «Всё будет хорошо» в форме утешительного монолога в адрес девушки, переживающей крах на личном фронте: «Все соседи, наверное, слышали, как ты убивалась по бывшему». Рифма интересная, хотя трагедия лирической героини выглядит как-то чересчур гипертрофированно. Ну да ладно: опытный психолог справится с этим при помощи известного набора средств: «новый, яркий цвет волос», «никакой надежды но, всё закончится, слышишь», «всё будет хорошо, только не с ним». Потому что этот совершенно точно тебя недостоин: «Он не стоит слёз», «и все песни, что прямо сейчас как будто про него, больше не будут значить ничего». Среди этого парада штампов только один, пожалуй, удостоился красивого поэтического решения: «Лучше быть одной, чем одной из».
По большому счёту это единственная в песне фраза, которая может как-то достучаться до разбитого сердца и указать ему путь к исцелению. Возможно, из этого афоризма родилось и всё произведение. Но остальные образы до него не дотягивают ни текстуально, ни эмоционально.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
«Уютный весенний вайб»: Рустэм Султанов выпустил «Поцелуй под дождём»

Рустэм Султанов отметил наступление весны новым романтическим синглом «Поцелуй под дождём». Композиция вышла на всех цифровых площадках страны 4 марта 2025 года.
Работая над песней, музыкант стремился придать ей «уютный вайб».
- Что может быть лучше новой песни, которая столь хорошо ложится на слух, как будто ты знаком с ней уже много-много лет? – вопрошает Рустэм Султанов.
Подобного эффекта ему удалось добиться благодаря серьезному подходу к аранжировке: музыканты играли на живых инструментах, к записи привлекался настоящий симфонический оркестр ( «Глобалис». – Прим. ред.).
- Все это не зря: в результате ты слушаешь не неизвестно кем созданные сэмплы, а именно живую игру музыкантов на настоящих инструментах, записанную в студии. Основа аранжировки — мощные партии программируемых ударных Андрея Тимонина, красивая выпуклая бас-гитара Антона Чумаченко и вроде бы скромная, но на деле изобретательная акустическая гитара Григория Голубева. Под финал песни в дело вступает не самая заметная, но очень уместная и вносящая финальный штрих в аранжировку электрогитара Игоря Брежнева, – поделился с корреспондентом «ИнтерМедиа» музыкант.
Чувственный текст для песни создал поэт Борис Орлов, с которым Рустэм Султанов сотрудничает уже не первый год.
- Автор делает упор и на красивую, запоминающуюся мелодику, и на простой и понятный текст, и на подлинные эмоции, заложенные как в аранжировку, так и в собственное вокальное исполнение. Причём «Поцелуй под дождём» — адресован не только старшему поколению, – поясняет продюсер проекта. – Сейчас на российский музыкальной сцене происходит поворот к песенной и аранжировочной традиции 1970-х и 1980-х годов. Но это не значит, что все хотят слушать именно старые песни – нужны новые, но такие, чтобы при прослушивании было ощущение, как будто тебе снова 16.
Дополнительная информация -на официальном сайте артиста.