Рецензия на книгу: Дэвид Кац - «Начало начал. Внятная история регги»
2020, «Рипол Классик»
Оценка: 7 из 10.
Хотелось бы, конечно, порекомендовать книгу всем любителям музыки регги, но давать такие советы было бы безответственно. Если вы из всего регги знаете только Боба Марли, группу «Пятница» и позитивные вибрации на берегу тёплого моря, то издание будет для вас, мягко говоря, слишком сложным. «Внятная история регги» совершенно не похожа на воображаемые книги «Регги для чайников» или «Занимательное регги»; иначе, скорее всего, и быть не могло, ведь Дэвид Кац - вероятно, главный специалист, историк и теоретик ямайской музыки. Фактически он работал над этим исследованием без малого сорок лет, со своих семнадцати. Непосредственно для книги Кац взял более трёх сотен интервью - и это он ещё до Андрея Запорожца и Герберта Моралеса не добрался. Если же говорить без шуток, то история регги в изложении Каца получилась не столько внятной, сколько сверхподробной и монументальной. Случайным читателям тут делать нечего - ну разве что полистать страницы в поисках двух-трёх знакомых фамилий и узнать, что Боб Марли важен для ямайской культуры скорее как международный посол регги и популяризатор этой музыки через мейджор-лейблы - а на самом острове первопроходцами и законодателями мод были другие музыканты. Так что книга рекомендуется в первую очередь преданным и вовлечённым фанатам регги, хотя и им будет непросто переварить сотни действующих лиц, из которых даже поклонники жанра вряд ли знают хотя бы четверть. Попутно с созданием скрупулёзной, но довольно противоречивой истории стиля (ведь старики-музыканты часто путались в своих воспоминаниях и давали взаимоисключающие версии событий 60-летней давности) Дэвид Кац приводит данные о политических событиях до и после обретения Ямайкой независимости, а заодно и о некоторых моментах истории Эфиопии (сыгравшей важнейшую роль в формировании растафарианства).
Если же не вдаваться в частности и не пытаться чётко разобраться в хитросплетениях регги-генеалогии (вы же не хотите потратить на это сорок лет, как Дэвид Кац), «Внятная история» поражает тем, как уникальная культура маленького карибского острова повлияла почти на всё остальное человечество. Музыка Ямайки всегда шла собственным путём; даже при заимствованиях из африканских или американских традиций рождалось нечто неповторимое и своё. Ска, рокстеди, даб, дэнсхолл и собственно регги - всё эти жанры и поджанры начали шествие по планете с Ямайки. И музыкальный бизнес в этой стране начинался не так, как везде. В 50-е население острова было, мягко говоря, небогатым, но любило веселиться и танцевать. Вместо дискотек там было распространено такое уникальное ямайское явление, как саунд-системы: на них собирались потанцевать тысячи людей - и владельцы саунд-систем не крутили одно и то же, а конкурировали музыкальными программами, стараясь заполучить с помощью пряников и кнутов свежие записи самых талантливых исполнителей. Из этого прообраза шоу-бизнеса и рождались новые хиты и новые жанры, которые впоследствии входили в мировые тренды. Кстати, то же самое произошло и с растафарианством: вначале оно было чем-то типа легенды и ямайского «кружка по интересам», а потом «прикололо» огромное количество людей даже в странах с менее мягким климатом.
Алексей Мажаев, InterMedia
Катерина Шпица снялась в клипе группы «Марсель»
Премьера клипа «Я буду здесь» группы «Марсель» состоялась 21 ноября 2024 года. Группа решила удивить поклонников глубоким по смыслу роликом. Режиссер Роман Васильков рассказал, что девушки в клипе примеряют образы мужчин, находясь в плачевном ментальном состоянии, метафорой которого выступает заброшенная усадьба, где происходит действие видео. Команде удалось максимально передать уникальность локации и подчеркнуть ей драматическую линию песни. Одну из главных ролей в видео исполнила актриса Катерина Шпица.
- Вы знаете, я даже надеяться не мог, что в моем клипе когда-то сыграет замечательная актриса российского кино Катя Шпица, - признался фронтмен группы Степан Ледков. - Однажды в отеле перед концертом в городе Казань я спустился в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Экипаж», в котором играла Катя. И я подумал, что было бы круто, чтобы она когда-нибудь снялась в нашем клипе. И вот мечта сбылась! Я очень благодарен Кате за то, что она согласилась и поддержала мою песню. Всем девочкам, которые участвуют в клипе - огромное спасибо! Кстати, быстрее всех согласилась на роль в клипе Снежанна Самохина, и в ответ сразу прислала мне видео, где она поёт «Я буду здесь» в гриме кикиморы на съемках сказки «Маша и Медведи». Я пересмотрел его раз сто! А Виолетте Чиковани для кадра даже пришлось научиться играть на саксофоне, но, кажется, уроки нашего Мити Блинова ей даже понравились.
В ключевой сцене Степана заковали в настоящие тяжелые цепи. Сам артист шутит, что чувствовал себя Халком, но в момент съемок ощутил страх за свою жизнь, так как цепи, которые постановщики повесили ему на шею, как оказалось, в сумме весили десятки килограмм и чуть не задушили его не метафорически, а буквально.
В 2025 году группа «Марсель» будет отмечать 20-летие. Юбилейные концерты состоятся 14 февраля в Москве, в клубе Urban, и 22-го в Санкт-Петербурге, в клубе А2.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Игорь Крутой награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»
Игорь Крутой получил государственную награду. Президент России Владимир Путин наградил композитора орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Соответствующий указ размещен на сайте правовой информации. Награду композитор получил «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
29 июля 2024 года Игорь Крутой отметил 70-летие.