Рецензия на книгу: Дэвид Кац - «Начало начал. Внятная история регги»
2020, «Рипол Классик»
Оценка: 7 из 10.
Хотелось бы, конечно, порекомендовать книгу всем любителям музыки регги, но давать такие советы было бы безответственно. Если вы из всего регги знаете только Боба Марли, группу «Пятница» и позитивные вибрации на берегу тёплого моря, то издание будет для вас, мягко говоря, слишком сложным. «Внятная история регги» совершенно не похожа на воображаемые книги «Регги для чайников» или «Занимательное регги»; иначе, скорее всего, и быть не могло, ведь Дэвид Кац - вероятно, главный специалист, историк и теоретик ямайской музыки. Фактически он работал над этим исследованием без малого сорок лет, со своих семнадцати. Непосредственно для книги Кац взял более трёх сотен интервью - и это он ещё до Андрея Запорожца и Герберта Моралеса не добрался. Если же говорить без шуток, то история регги в изложении Каца получилась не столько внятной, сколько сверхподробной и монументальной. Случайным читателям тут делать нечего - ну разве что полистать страницы в поисках двух-трёх знакомых фамилий и узнать, что Боб Марли важен для ямайской культуры скорее как международный посол регги и популяризатор этой музыки через мейджор-лейблы - а на самом острове первопроходцами и законодателями мод были другие музыканты. Так что книга рекомендуется в первую очередь преданным и вовлечённым фанатам регги, хотя и им будет непросто переварить сотни действующих лиц, из которых даже поклонники жанра вряд ли знают хотя бы четверть. Попутно с созданием скрупулёзной, но довольно противоречивой истории стиля (ведь старики-музыканты часто путались в своих воспоминаниях и давали взаимоисключающие версии событий 60-летней давности) Дэвид Кац приводит данные о политических событиях до и после обретения Ямайкой независимости, а заодно и о некоторых моментах истории Эфиопии (сыгравшей важнейшую роль в формировании растафарианства).
Если же не вдаваться в частности и не пытаться чётко разобраться в хитросплетениях регги-генеалогии (вы же не хотите потратить на это сорок лет, как Дэвид Кац), «Внятная история» поражает тем, как уникальная культура маленького карибского острова повлияла почти на всё остальное человечество. Музыка Ямайки всегда шла собственным путём; даже при заимствованиях из африканских или американских традиций рождалось нечто неповторимое и своё. Ска, рокстеди, даб, дэнсхолл и собственно регги - всё эти жанры и поджанры начали шествие по планете с Ямайки. И музыкальный бизнес в этой стране начинался не так, как везде. В 50-е население острова было, мягко говоря, небогатым, но любило веселиться и танцевать. Вместо дискотек там было распространено такое уникальное ямайское явление, как саунд-системы: на них собирались потанцевать тысячи людей - и владельцы саунд-систем не крутили одно и то же, а конкурировали музыкальными программами, стараясь заполучить с помощью пряников и кнутов свежие записи самых талантливых исполнителей. Из этого прообраза шоу-бизнеса и рождались новые хиты и новые жанры, которые впоследствии входили в мировые тренды. Кстати, то же самое произошло и с растафарианством: вначале оно было чем-то типа легенды и ямайского «кружка по интересам», а потом «прикололо» огромное количество людей даже в странах с менее мягким климатом.
Алексей Мажаев, InterMedia
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Тилль Линдеманн показал новую песню и анонсировал тур
Тилль Линдеманн выпустил 20 декабря 2024 новый сингл «Meine Welt» (в переводе с немецкого «Мой мир» - Прим. «ИнтерМедиа»). Автором музыки и продюсером трека выступил молодой немецкий музыкант Николас Людвиг, слова написал сам Тилль. Это уже третья сольная вещь лидера Rammstein, вышедшая в текущем году, после «Entre Dos Tierras» и «Übers Meer» («Через море»). «ИнтерМедиа» напоминает, что в ноябре 2023 года Тилль выпустил сольный альбом «Zunge».
Новая песня дала название европейскому туру, в который Линдеманн планирует отправиться в октябре 2025 года. А будущем летом у него запланированы выступления на нескольких фестивалях.