Рецензия на фильм «Воздушный бой»: Покой нам только снится

Оценка: 6 из 10
Приключенческий фильм «Воздушный бой» выйдет в российский прокат 18 февраля 2021 года. Режиссёр: Розанна Лян. В ролях: Хлоя Грейс Морец, Ник Робинсон, Бела Коале и другие.
1943 год, военная база в Окленде. На бомбардировщик «В-17. Летающая крепость» пробирается напряженная Мод Гарретт. Она утверждает, что командование назначило ее капитаном экипажа и предъявляет сверхсекретный ценный груз в портфельчике, открывать который не позволено ни при каких обстоятельствах. Мужланы с самолёта в упор не воспринимают нервную дамочку всерьез и подвергают ее жестокому остракизму.
Не понимая, что делать с самозваным командиром, экипаж блокирует ее в оружейном отсеке и грозится распотрошить секретный багаж. Пока Гарретт истерит и увещевает команду быть благоразумнее, за окнами появляются японские истребители с недобрыми намерениями. Беспощадная схватка с неприятелем оказывается далеко не самым серьезным испытаниям, потому что следующими на бомбардировщик покушаются... агрессивные гремлины.
«Воздушный бой» способен вогнать в ступор даже самого искушённого зрителя. В начале фильма буквально оживают мультяшные персонажи и гипертрофированные комиксы. Только собираешься пригласить к просмотру детей, герои вдруг начинают материться как сапожники, не отказываясь от этой порочной практики практически до самого финала. Особенно усердствует Хлоя Грейс Морец, изо всех сил пытаясь сбросить намертво приросшую кожу сладкой девочки-подростка.
Кажется, что вот-вот у нее это получится, но все портит нарочитые постановочные кадры, будто перед нами какой-нибудь малобюджетный телеспектакль 80-х. Половину фильма Гарретт пребывает в подчёркнуто изолированном локусе, а ее антагонисты и вовсе дефилируют в безвоздушном пространстве на темном фоне. Такое впечатление, что комедию «Аэроплан» смонтировали с низкокачественным слэшером и предъявили нам на абсолютно «серьезных щах».
«Воздушному бою» действительно сильно вредит попытка его создателей редуцировать пародийный контекст. Тут надо знать предысторию: проектом занимался Макс Лэндис, пока в 2017 не пал жертвой обвинений в абьюзе. Пришедшая ему на смену Розанна Лян не только все сделала по-своему, но и решила полемически заострить инцидент с предшественником, выдвинув на передний план очередную бой-бабу, учащую уму-разуму беспомощных мачо.
От полного провала спасает лишь присущий «Воздушному бою» стойкий привкус сюрреализма и абсурдизма. Правда, авторский коллектив пытается нас лишить и этого удовольствия, пафосно показывая нам на заключительных титрах хронику Второй мировой под говорящим за себя лозунгом «Свободная женщина принесет пользу армии». Между тем, есть все основания считать показанное в фильме бредом или сном героини у экрана. Но в этом случае на выходе мы имеем ещё более беззастенчивый антифеминизм, чем тот, от которого Розанна Лян стремилась, вроде как, уйти.
Денис Ступников,InterMedia