Рецензия на книгу «Друзья. 25 лет вместе. Как снимали главный сериал эпохи»: Эта тема никогда не будет закрыта

Оценка: 8 из 10.
«22 сентября 1994 года в кофейню на Манхэттене забежала девушка в свадебном платье, открывающем плечи. Девушка, которая в день собственной свадьбы поняла, что переживает за соусник больше, чем за своего жениха. Девушка, которой хватило духу вырваться из золотой клетки и отправиться на поиски своей судьбы. Так началась история, которую знает без преувеличения каждый».
Это — русскоязычная аннотация к книге Сола Аустерлица «Друзья. 25 лет вместе. Как снимали главный сериал эпохи». На английском она звучит несколько иначе:
«В сентябре 1994 года шестеро друзей уселись в своей любимой кофейне и начали обмениваться шутками на тему секса, отношений, работы и всего остального. Четверть века спустя зрители продолжают отыскивать собственные пути к жизням Рейчел, Росса, Джоуи, Чендлера, Моники и Фиби — а благодаря невероятно талантливым создателям шоу, его полному пониманию молодой аудитории и правлению в финальные моменты доминирования телевидения «Друзья» стали самым влиятельным и любимым сериалом своей эпохи. У «Друзей» никогда не было перерыва, и это — история о том, как всё случилось».
Эти две совершенно, казалось бы, разные подводки — одна ностальгически-эмоциональная, другая — эпохально-возвеличивающая — обе удивительным образом отвечают тону самого издания. В книге нашлось место и рассудительному рассказу о том, как снимали «величайший сериал эпохи», и слезовыжимательным воспоминаниям об отдельных сериях телешоу и случаях со съёмочной площадки.
Вообще вся книга представляет собой не просто документальное изложение фактов, но настоящий художественный эпос: следуя по хронологии от зарождения самой идеи «Друзей» до съёмок их знаменитой финальной сцены, Аустерлиц знакомит нас со многими участниками проекта, и героями книги становятся как авторы шоу и исполнители главных ролей, так и рядовые ассистенты сценаристов. Это увлекательное путешествие по знакомой территории: даже заведомо зная о том, что у шоу выйдет целых десять сезонов, всё равно не можешь не переживать по ходу чтения, продлят ли его на четвёртый сезон? Поднимут ли актёрам зарплаты? Не выгонят ли из сериала Мэттью Перри из-за зависимости? Рассказывать всем известную историю — дело неблагодарное, но автор с ним отлично справляется, держа читателей в напряжении и заинтересованности практически все триста с лишним страниц.
Помимо рассказов о создании сериала, интересных фактов и историй со съёмочной площадки в книге присутствуют пересказы отдельных сцен и целых серий. Поначалу кажется, что это какой-то ненужный элемент, будто бы призванный «добрать» нужное количество страниц — но очень быстро оказывается, что смысл немного в другом. При помощи умело подобранных для рекапа слов Аустерлицу удаётся передать определённые нюансы сцены и эмоций персонажей, создавая особенное настроение и ловко анализируя происходящее на экране. Особое место в книге занимает проходящая сквозь все сезоны линия Росса и Рейчел, причём автор явно недолюбливает персонажа Дэвида Швиммера, отпуская на его счёт колкости и откровенно критикуя. Что касается Рейчел (и Дженнифер Энистон), ей он открыто сочувствует — это заметно в разделе, посвящённом «жизни после "Друзей"», где Аустерлиц грустит на тему того, как пресса не оставляет актрису в покое, регулярно приписывая ей воображаемых детей. По мнению автора, всё дело в том, что «мы знали Энистон как Рейчел Грин и никогда не могли полностью разделить их», и потому жаждали для актрисы в реальной жизни такого же счастливого конца, как для её героини на экране. Эхом транслирует примерно ту же мысль Мэтт Леблан: «Образно говоря, мы никогда не сможем уйти со сцены. Мы всё ещё на сцене. И она будет преследовать нас вечно».
Издание, в общем-то, прекрасно всем — оно и даёт представление об общественно-культурном контексте, в котором существовали «Друзья» на телевидении девяностых-двухтысячных (популярные нынче обвинения в гомофобии и отсутствии в сериале темнокожих актёров тоже рассматриваются), и подкидывает ностальгии и желания срочно пересмотреть сериал. Обидно, что в книге совсем нет фотографий, зато есть дурацкие выноски, дублирующие основной текст — на их месте можно было сделать какие-нибудь небольшие забавные факты. С информационно-эмоциональной же задачей книга справляется на «отлично», в очередной раз напоминая, что «Друзья» — действительно сериал на все времена и что «эта тема никогда не будет закрыта».
Татьяна Трейстер, InterMedia
Третий сезон «Триггера» покажет Первый канал

Премьерный показ третьего сезона сериала «Триггер» стартует на Первом канале 17 марта 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что в новом сезоне к своим ролям вернутся Максим Матвеев, Игорь Костолевский, Ангелина Стречина, Светлана Иванова, Владислав Тирон, Роман Маякин, Сабина Ахмедова, Ирина Старшенбаум, Виктория Маслова, Марк Юсеф, Андрей Мерзликин, Сергей Гилёв, новых персонажей сыграли Степан Девонин, Максим Стоянов, Анастасия Уколова, Сергей Годин, Мария Андреева, теннисистка Светлана Кузнецова и другие, а режиссером стал Игорь Твердохлебов.
Главный герой, психолог Артем Стрелецкий (Матвеев), возвращается в Москву с Кирюшей (Юсеф) к семье и практике. Но его продолжают преследовать самые разные проблемы – с тяжело больным отцом (Костолевский), сестрой Катей (Стречина) и находящейся в тюрьме бывшей женой Дашей (Иванова), хотя Артём точно знает, что она невиновна, а якобы убитая ею Лера (Маслова) – жива, но как это доказать и не навлечь на себя новые неприятности?
Премьера третьего сезона «Триггера» состоялась на «Кинопоиске» осенью 2024 года.
Эфир в 22.00.
«Царевна-лягушка» стала героиней российского проката в праздничный уикенд

Фильм-сказка «Царевна-лягушка» возглавил российский бокс-офис, заработав по итогам своего первого уикенда с 6 по 9 марта 2025 года 201,3 миллиона рублей. На вторую строчку опустился лидер предыдущих трех недель – музыкальный байопик «Пророк. История Александра Пушкина» с кассой в 151 миллион, что немногим меньше, чем неделей ранее. Третье место занял приключенческий фильм «Красный шёлк», пополнивший свою копилку на 90,5 миллионов рублей.
Лишь с четвертой строчки стартовала еще одна российская новинка – биографический фильм «Роднина» (76,8 млн), а с пятой зарубежная - фэнтези «В потерянных землях» (39,6 млн).
Лидером американского проката прошедшей недели стал фантастический фильм «Микки 17» (но сборы его составили всего 19,1 миллиона долларов при бюджете в 118 миллионов), на вторую строчку опустился кинокомикс «Капитан Америка: Новый мир», на третью – «Дыхание шторма». Интересно, что вышедший одновременно в российский и американский прокат «В потерянных землях» в США не попал даже в топ-10, зато в него вернулась «Анора» на волне интереса к фильму после получения им премии «Оскар».
В мировом бокс-офисе лидером остается китайский анимационный фильм «Нэчжа побеждает Царя драконов» (а учитывая новость о покупке его для проката в европейских странах, он может сохранить первенство еще надолго). За ним следуют «Микки 17», «Капитан Америка: Новый мир», «Бриджит Джонс: Без ума от мальчишки» и «Злая: Сказка о ведьме Запада».
Криминальную драму «Босс» с Тони Сервилло и Элио Джермано покажут и обсудят в «Октябре»

Зрительская премьера итальянского фильма «Босс» (Iddu) состоится 16 марта 2025 года в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «Каро.Арт». Криминальная драма режиссеров Фаббио Грассадонии и Антонио Пяьццы основана на биографии реального главы мафии, а главные роли исполнили Тони Сервилло, Элио Джермано, Даниэла Марра, Барбора Бобулова, Фаусто Руссо Алези, Джузеппе Тантильо и другие.
- Маттео Мессина Денаро (Джермано) — неуловимый мафиози, ловелас и любитель роскоши, ставший крёстным отцом группировки «Коза ностра», - сообщается в синопсисе. - Десятилетиями он находился в бегах, и даже самые успешные секретные службы не могли его обнаружить. Он с легкостью устранял любого, кто вставал у него на пути. Однажды в игру в кошки-мышки вступает остроумный Кателло Палумбо (Сервилло) - бывший мэр, который сам только вышел из тюрьмы и затевает рискованную авантюру.
Премьера «Босса» состоялась в сентябре 2024 года в основном конкурсе 81-го Венецианского кинофестиваля, где картина была удостоена сразу трех премий.
Фильм в «Октябре» представит и обсудит со зрителями киновед Всеволод Коршунов. В российский прокат картина выйдет 20 марта.