Юбилейная «Хрустальная Турандот» отпразднует 60-летие полета Юрия Гагарина в космос

ХХХ юбилейная церемония награждения лауреатов Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» состоится 20 июня 2021 года в музее-усадьбе «Архангельское». О программе и формате проведения юбилейной церемонии на пресс-конференции в ТАСС 25 мая рассказали основатель и президент театральной премии «Хрустальная Турандот» Борис Беленький, художественный руководитель - директор МХТ имени А.П.Чехова Сергей Женовач, член попечительского совета фонда Юрия Лужкова Сергей Худяков и актриса театра им. Е.Вахтангова, народная артистка России Марина Есипенко.
- По счастливому стечению обстоятельств ровно 30 лет назад 25 мая прошла первая церемония вручения театральной премии «Хрустальная Турандот», - сказал Борис Беленький (на фото). - Ее первым лауреатом была народная артистка СССР Юлия Борисова, а в последующие годы список лауреатов был таким, что эти фамилии надо произносить стоя.
В разные годы лауреатами «Хрустальной Турандот» становились Олег Ефремов, Юрий Любимов, Олег Табаков, Марк Захаров, Петр Фоменко, Сергей Женовач, Армен Джигарханян, Валентин Гафт, Римас Туминас, Инна Чурикова, Владимир Машков, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Мария Аронова, Юлия Пересильд, Сергей Маковецкий и многие другие актеры, режиссеры и художники. «Хрустальная Турандот» создавалась как московская театральная премия, поэтому ХХХ церемонию вручения награды решено посвятить Юрию Лужкову за его неоценимый вклад в театральную жизнь Москвы.
- Когда Юрий Михайлович руководил Москвой, это были годы действительно духовного единения руководителя столицы с деятелями искусств, - отметил член попечительского совета фонда Юрия Лужкова Сергей Худяков. – И это проистекало не от должности, а от внутреннего порыва и состояния души Юрия Михайловича. Он понимал, что настоящей европейской столицей Москва может быть, только став подлинным культурным центром не только России, но и Европы. Мы помним, что на первом этапе его работы в городе было множество разных проблем, и многие руководители говорили ему, что сейчас не до культуры. Но Юрий Михайлович понимал, что наверстать то, что упущено в искусстве и культуре, будет крайне сложно. Именно поэтому он находил время для постоянного общения с деятелями искусств, работниками культуры..
Сергей Худяков и Борис Беленький
Директор фонда Юрия Лужкова Геннадий Теребков в этот день не смог принять участие в пресс-конференции, но передал для журналистов свое послание.
- Широко известно, что в своей созидательной деятельности на благо москвичей и россиян Юрий Михайлович всегда поддерживал институты и деятелей культуры и искусства, в том числе помогал в строительстве многих театров, - сказал он. - Мы рады, что в юбилейном году Фонд вместе с Первой театральной премией «Хрустальная Турандот» продолжает развивать традиции по поддержке культуры и искусства, заложенные Юрием Михайловичем, сохранять память о его трудах.
В память о вкладе Юрия Лужкова в развитие московских театров в рамках Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» учрежден ежегодный специальный приз имени Ю.М.Лужкова для лучших столичных театральных менеджеров.
Премия «Хрустальная Турандот» будет вручаться в музее-усадьбе «Архангельское» уже второй раз подряд.
- Хрустальная Турандот - принцесса, поэтому она ищет изысканные места, - пошутил Борис Беленький. - Усадьба «Архангельское» - это удивительное место, место силы. Там невероятный партер, там замечательный дворец.
По сложившейся традиции победители «Хрустальной Турандот» будут объявлены непосредственно на самой церемонии.
- Мы не объявляем лауреатов заранее, поскольку ментальность нашего актера далека от ментальности, к примеру, актера американского, - объяснил Борис Беленький. – Трудно человеку сказать: «Приходи на церемонию, но награду ты не получишь». Это все равно, что пригласить человека на чай, сказав ему: «Но пирожков тебе не достанется, просто посидишь за столом».
Марина Есипенко
Наградой победителям послужат изящные хрустальные статуэтки, выполненные по эскизу литовского художника Ремигиюса Крюкаса и отлитые в Праге. А сама церемония, как обычно, будет проходить в театрализованной форме по оригинальному сценарию. Вести церемонию будет первая исполнительница роли Хрустальной Турандот Марина Есипенко.
- Мне очень приятно, что церемонию будет вести Марина, потому что 30 лет назад она была самой первой Турандот, - отметил Борис Беленький. - Благодаря очарованию, обаянию принцессы Есипенко мы многого добились и убедили театральную публику, что наша премия - очень важное творческое явление в жизни столицы.
В этом году «Хрустальная Турандот» будет посвящена также 60-летию первого полета человека в космос, поэтому в основу сценария ляжет тема покорения космоса и первых космонавтов. Покоритель космоса, по задумке, будет помогать Принцессе. Партнером Марины Есипенко станет актер театра Оперетты Александр Бабик.
- Я подумал, что нам нужен актер сродни космонавту Гречко, который, будучи человеком мужественным, мог прослезиться, увидев красивую картину, - сказал Борис Беленький. - Александр Бабик очень похож на молодого Гречко, к тому же он ровесник нашей церемонии – ему 30 лет.
Выступая на пресс-конференции, Сергей Женовач и Марина Есипенко поделились своими чувствами, связанными с предстоящей юбилейной церемонией.
- Эта премия по-настоящему сердечная, - сказал Сергей Женовач. - Ведь, как говорит Борис Беленький, «на талантливых людей хрусталя у нас хватит». Здесь нет соревнований, нет конкурса, все радуются друг за друга - и те, кто получает, и те, кто вручает. Праздников сегодня не так много, а хочется порадоваться за коллег, особенно в наши непростые времена, когда отношения между театральными людьми, с сожалению, тоже иногда становятся непростыми и натянутыми. Поэтому нам так необходимы праздники, на которых мы объясняемся друг другу в любви.
Марина Есипенко отметила, что всегда испытывала смятенье чувств на церемониях вручения «Хрустальной Турандот», роль которой она играла 10 лет подряд.
- Право первой брачной ночи Хрустальной Турандот принадлежит мне, - пошутила актриса. - Как раз когда возникла наша премия, ГарийЧерняховский поставил этот спектакль с моим участием. В 1921 году возник Театр Вахтангова, в 1991-м появилась наша премия, все это очень символично. В этом году Театру Вахтангова исполняется 100 лет, а это тоже символ. Поэтому кто, как не я, должна вести эту церемонию?!
Борис Беленький и Сергей Женовач
Разговор зашел и о других театральных премиях, которые нередко повторяют выбор «Хрустальной Турандот».
- Моя работа – это работа звездочета. Увидеть яркую звезду и отлить для нее хрусталь, - сказал основатель и президент Первой театральной премии. - Конечно, мне приятно, что «Хрустальная Турандот» работает как некий маяк для других наград. Артистам надо давать премии, как витамины детям – чем больше, тем лучше.
Сценарий для предстоящей церемонии пишет Сергей Плотов.
- Как всегда, это будет легко, весело, без графина и красной скатерти, без постукивания по столу, - сказал Борис Беленький. - Бог даст, у нас всё получится!
Отвечая на вопрос о перспективах проведениях «Хрустальной Турандот» для зарубежных театров, президент и основатель Первой театральной премии отметил, что она задумывалась исключительно как московская премия.
- Москва – это вершина театрального искусства России, - считает Борис Беленький. - Все стараются попасть на эту вершину.
При этом он не исключает, что «Хрустальные балы», которые сейчас проводятся на сцене Театра им. Вахтангова в честь лауреатов «Хрустальной Турандот», состоятся и за пределами российской столицы,
- Я подумал, что такие «Хрустальные балы» было бы хорошо делать в провинции, - сказал Беленький. - Там потрясающие артисты, не избалованные съемками в сериалах и рекламой. Они не работают, они служат своему театру, и я готов перед ними на колени встать. «Хрустальные балы» было бы правильно делать в российских городах, привлекая московских режиссеров и музыкантов.
В финале брифинга его участники поговорили о влиянии пандемии на театральную жизнь страны. Сергей Женовач отметил, что это трудное испытание, поэтому они с нетерпением ждут, когда московские театры получат разрешение на хотя бы 75-процентную заполняемость залов, как в Петербурге и Московской области. Марина Есипенко призналась, что именно в эти непростые времена она чувствует такое же единение со зрителями, которое, вероятно, испытывали актеры, выступавшие во время войны.
- Ведь действительно идет война с коронавирусом, и мы должны его победить, - сказала актриса.
Борис Беленький, в свою очередь, заявил, что в полном соответствии с законом Ньютона, по которому сила действия равняется силе противодействия, именно сейчас, в эти трудные времена в театрах создаются настоящие шедевры.
Аккредитация СМИ:
+7 (967) 103-8176 (Наталья Ломова),pr@intermedia.ru
Николай Цискаридзе сыграет Короля-Солнце в МХТ

Николай Цискаридзе и Константин Хабенский начали репетиции спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош» в Московском художественном театре. Режиссер постановки – Юрий Квятковский, Мольера сыграет Константин Хабенский, а Цискаридзе досталась роль Людовика XIV.
- Конечно, для меня это очень большая ответственность и смелость, - написал Николай в соцсетях. – И вот почему я решил попробовать: Булгаков, Мольер, Король-Солнце, МХТ и Хабенский. Как Вы знаете, Булгаков один из моих самых любимых авторов, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» я цитирую постоянно! С МХТ меня связывают отношения аж с ХХ века, Алла Юрьевна Шполянская и Олег Павлович Табаков сыграли в моей жизни колоссальную роль.
По словам Цискаридзе, он не хотел объявлять об этом проекте, но, «понимая реалии сегодняшнего дня, что всё тайное становится явным, хочу, чтобы вы узнали это от меня».
- Пока никого никуда не приглашаю, а только рискнул и сделал первый шаг…
«Главное— не врать»: интервью с главным дирижером Уральского государственного русского оркестра Павлом Васильевым

Благотворительный фонд актеров и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора представят на сцене Уральского центра народного искусства им. Е.П.Родыгина премьеру спектакля «Мифы и легенды Древней Руси». Проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, объединит Уральский государственный русский оркестр, екатеринбургскую фолк-группу «Солнцеворот», заслуженного артиста России Сергея Чонишвили, актеров Максима Линникова и Илью Порошина, актрису Василину Маковцеву и студентов Екатеринбургского государственного театрального института. Мы поговорили с художественным руководителем и главным дирижером Уральского государственного русского оркестра, лауреатом премии губернатора Свердловской области Павлом Васильевым о музыкальных особенностях новой постановки.
— Павел Николаевич, вы родились в маленькой деревне в Удмуртии, а сейчас возглавляете государственный оркестр народных инструментов. Как музыка появилась в вашей жизни?
— Если смотреть на это с точки зрения профессионального подхода, то это началось с момента, когда я прошел отбор в Республиканскую детскую школу искусств - интернат в городе Ижевске. Принцип отбора детей в эту школу был – брать одаренных детей из глубинки, которые не имеют возможности получать художественное или музыкальное образование. Сейчас я понимаю, что это был подарок судьбы. Ну а любовь, интерес к музыке, наверное, прививается еще тогда, когда мы находимся под сердцем матери. Именно она научила меня в семь лет играть на гармони, и это был мой первый инструмент, с которого все и началось.
— Чем вас привлекла балалайка? Почему вы выбрали именно ее из всех других народных инструментов?
— Как и ожидаемо для такого юного возраста, мне она показалась простой в освоении. Когда проходил прослушивание, комиссия мне предложила выбрать баян или балалайку. Сказать честно, количество кнопок на баяне было больше, чем на гармони, и на тот момент это меня смутило. Знаете, ведь в десять лет хочется все же играть в футбол больше, чем заниматься на инструменте. Так и начал осваивать балалайку, впоследствии «простая снаружи» она оказалась очень богатой «изнутри».
— Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?
— На самом деле дирижеры немного ограничены, например, инструменталист может в любой момент взять инструмент и «выплеснуть в звуках» свои эмоции, мысли. Дирижер же днями, неделями, месяцами может работать с партитурой один на один, не выходя за пульт, и это закономерно. Наверное, вот эта первая стадия работы над концертной программой или новым спектаклем для меня на сегодня самое тяжелое в профессии.
— У Уральского государственного русского оркестра потрясающе разнообразный репертуар. Есть программы о звездах советской эстрады и кино «Легенды СССР», произведения отечественных и зарубежных композиторов «Русские вечера», музыка из голливудских фильмов и мюзиклов и хиты русского рока в рамках абонемента «Не формат», а недавно появились «Сказки с оркестром». Почему, несмотря на такую загруженность, вы решили принять участие в проекте «Мифы и легенды Древней Руси»?
— Мне показалась эта идея очень интересной. Вообще, я люблю новое, к этому добавилось и то, что замысел музыкально-драматической постановки «Легенды и мифы Древней Руси» может прекрасно перекликаться с русским оркестром.
— Каких исполнителей на редких инструментах вы планируете дополнительно привлечь к работе над спектаклем?
— Мы давно знакомы и есть у нас большой совместный музыкальный проект «Расскажи мне, КолоколЪ» с самобытным мультиинструменталистом Евгением Бунтовым. Он будет играть на колесной лире, гуслях, кугиклах, калюке и других народных инструментах.
— Сколько нужно репетиций для создания новой постановки и как долго создаются аранжировки и партии для инструментов оркестра?
— Обычно мы ограничены в репетициях, у нас плотный график. На этот проект у нас всего четыре совместные репетиции. Что касается аранжировок, то всегда по-разному. Иногда на партитуру уходит несколько дней, иногда несколько месяцев. Сложно сказать. Все зависит от материала. Иногда материал пишется легко, даже, кажется, само-собой пишется, всего за пару дней, а бывает — замучаешься — пару месяцев.
— В Екатеринбурге проходит Всероссийский форум национальных оркестров, в котором артисты Уральского государственного русского оркестра принимают участие. Изменился ли, на ваш взгляд, сегодня слушатель академической музыки?
— Уральский государственный русский оркестр — коллектив, для которого этот форум создавался, и оркестр является главным модератором этого события. Мы стараемся показать нашему слушателю лучших музыкантов, дирижеров и лучшие коллективы России. Это, безусловно, дает определенные импульсы для нашего слушателя.
— Как покорить сердца слушателей? В чем секрет?
— Я всегда говорю одно: «Не врать».
— Какое самое сложное произведение для исполнения с оркестром из тех, что вам доводилось исполнять?
— Бывают партитуры, которые мне не близки, но у меня нет права говорить это перед оркестром. Так что я должен в них влюбиться. Наверное, такие опусы для меня самые сложные. О них я и вам не скажу.
— Тогда расскажите, какие у вас любимые сказки.
— Как и у многих, сказки Александра Сергеевича Пушкина, практически все, мне они кажутся «сказками-хамелеонами». Поставь немного другие смысловые акценты — и это уже совсем другая сказка. Корнея Ивановича Чуковского своим детям читаю, обожаю. Это прям сказки-триллеры!
В Театре Армии признаются в любви к Алине Покровской

Юбилейный вечер народной артистки РСФСР Алины Покровской состоится 1 марта 2025 года на Большой сцене Центрального академического театра Российской Армии. В программе под названием «Признание в любви» в честь 85-летия актрисы прозвучат поздравления от друзей и партнеров по сцене – России Валерия Баринова, Сергея Колесникова, Анны Большовой и многих других.
В Театр Армии Алина Станиславовна пришла в 1962 году, сразу после окончания Щепкинского училища, исполнив на этой сцене более 50 главных ролей в спектаклях лучших мастеров эпохи: Андрея Попова, Бориса Львова-Анохина, Леонида Хейфеца, Александра Бурдонского, Иона Унгуряну, Юрия Ерёмина. Сегодня Алина Покровская занята в спектаклях «Дом под снос», «Баба голубиная» Андрея Бадулина, «Одноклассники» Бориса Морозова, «Ретро» Галины Дубовской. Её дарованию подвластны самые разные героини – лирические, характерные, трагические.
В кино она также запомнилась яркими ролями и точными попаданиями в образы своих героинь. Для нескольких поколений Любовь Трофимова, героиня Алины Покровской из легендарного кинофильма «Офицеры» режиссера Владимира Рогового, является примером жены офицера.