Юбилейная «Хрустальная Турандот» отпразднует 60-летие полета Юрия Гагарина в космос
ХХХ юбилейная церемония награждения лауреатов Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» состоится 20 июня 2021 года в музее-усадьбе «Архангельское». О программе и формате проведения юбилейной церемонии на пресс-конференции в ТАСС 25 мая рассказали основатель и президент театральной премии «Хрустальная Турандот» Борис Беленький, художественный руководитель - директор МХТ имени А.П.Чехова Сергей Женовач, член попечительского совета фонда Юрия Лужкова Сергей Худяков и актриса театра им. Е.Вахтангова, народная артистка России Марина Есипенко.
- По счастливому стечению обстоятельств ровно 30 лет назад 25 мая прошла первая церемония вручения театральной премии «Хрустальная Турандот», - сказал Борис Беленький (на фото). - Ее первым лауреатом была народная артистка СССР Юлия Борисова, а в последующие годы список лауреатов был таким, что эти фамилии надо произносить стоя.
В разные годы лауреатами «Хрустальной Турандот» становились Олег Ефремов, Юрий Любимов, Олег Табаков, Марк Захаров, Петр Фоменко, Сергей Женовач, Армен Джигарханян, Валентин Гафт, Римас Туминас, Инна Чурикова, Владимир Машков, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Мария Аронова, Юлия Пересильд, Сергей Маковецкий и многие другие актеры, режиссеры и художники. «Хрустальная Турандот» создавалась как московская театральная премия, поэтому ХХХ церемонию вручения награды решено посвятить Юрию Лужкову за его неоценимый вклад в театральную жизнь Москвы.
- Когда Юрий Михайлович руководил Москвой, это были годы действительно духовного единения руководителя столицы с деятелями искусств, - отметил член попечительского совета фонда Юрия Лужкова Сергей Худяков. – И это проистекало не от должности, а от внутреннего порыва и состояния души Юрия Михайловича. Он понимал, что настоящей европейской столицей Москва может быть, только став подлинным культурным центром не только России, но и Европы. Мы помним, что на первом этапе его работы в городе было множество разных проблем, и многие руководители говорили ему, что сейчас не до культуры. Но Юрий Михайлович понимал, что наверстать то, что упущено в искусстве и культуре, будет крайне сложно. Именно поэтому он находил время для постоянного общения с деятелями искусств, работниками культуры..
Сергей Худяков и Борис Беленький
Директор фонда Юрия Лужкова Геннадий Теребков в этот день не смог принять участие в пресс-конференции, но передал для журналистов свое послание.
- Широко известно, что в своей созидательной деятельности на благо москвичей и россиян Юрий Михайлович всегда поддерживал институты и деятелей культуры и искусства, в том числе помогал в строительстве многих театров, - сказал он. - Мы рады, что в юбилейном году Фонд вместе с Первой театральной премией «Хрустальная Турандот» продолжает развивать традиции по поддержке культуры и искусства, заложенные Юрием Михайловичем, сохранять память о его трудах.
В память о вкладе Юрия Лужкова в развитие московских театров в рамках Первой театральной премии «Хрустальная Турандот» учрежден ежегодный специальный приз имени Ю.М.Лужкова для лучших столичных театральных менеджеров.
Премия «Хрустальная Турандот» будет вручаться в музее-усадьбе «Архангельское» уже второй раз подряд.
- Хрустальная Турандот - принцесса, поэтому она ищет изысканные места, - пошутил Борис Беленький. - Усадьба «Архангельское» - это удивительное место, место силы. Там невероятный партер, там замечательный дворец.
По сложившейся традиции победители «Хрустальной Турандот» будут объявлены непосредственно на самой церемонии.
- Мы не объявляем лауреатов заранее, поскольку ментальность нашего актера далека от ментальности, к примеру, актера американского, - объяснил Борис Беленький. – Трудно человеку сказать: «Приходи на церемонию, но награду ты не получишь». Это все равно, что пригласить человека на чай, сказав ему: «Но пирожков тебе не достанется, просто посидишь за столом».
Марина Есипенко
Наградой победителям послужат изящные хрустальные статуэтки, выполненные по эскизу литовского художника Ремигиюса Крюкаса и отлитые в Праге. А сама церемония, как обычно, будет проходить в театрализованной форме по оригинальному сценарию. Вести церемонию будет первая исполнительница роли Хрустальной Турандот Марина Есипенко.
- Мне очень приятно, что церемонию будет вести Марина, потому что 30 лет назад она была самой первой Турандот, - отметил Борис Беленький. - Благодаря очарованию, обаянию принцессы Есипенко мы многого добились и убедили театральную публику, что наша премия - очень важное творческое явление в жизни столицы.
В этом году «Хрустальная Турандот» будет посвящена также 60-летию первого полета человека в космос, поэтому в основу сценария ляжет тема покорения космоса и первых космонавтов. Покоритель космоса, по задумке, будет помогать Принцессе. Партнером Марины Есипенко станет актер театра Оперетты Александр Бабик.
- Я подумал, что нам нужен актер сродни космонавту Гречко, который, будучи человеком мужественным, мог прослезиться, увидев красивую картину, - сказал Борис Беленький. - Александр Бабик очень похож на молодого Гречко, к тому же он ровесник нашей церемонии – ему 30 лет.
Выступая на пресс-конференции, Сергей Женовач и Марина Есипенко поделились своими чувствами, связанными с предстоящей юбилейной церемонией.
- Эта премия по-настоящему сердечная, - сказал Сергей Женовач. - Ведь, как говорит Борис Беленький, «на талантливых людей хрусталя у нас хватит». Здесь нет соревнований, нет конкурса, все радуются друг за друга - и те, кто получает, и те, кто вручает. Праздников сегодня не так много, а хочется порадоваться за коллег, особенно в наши непростые времена, когда отношения между театральными людьми, с сожалению, тоже иногда становятся непростыми и натянутыми. Поэтому нам так необходимы праздники, на которых мы объясняемся друг другу в любви.
Марина Есипенко отметила, что всегда испытывала смятенье чувств на церемониях вручения «Хрустальной Турандот», роль которой она играла 10 лет подряд.
- Право первой брачной ночи Хрустальной Турандот принадлежит мне, - пошутила актриса. - Как раз когда возникла наша премия, ГарийЧерняховский поставил этот спектакль с моим участием. В 1921 году возник Театр Вахтангова, в 1991-м появилась наша премия, все это очень символично. В этом году Театру Вахтангова исполняется 100 лет, а это тоже символ. Поэтому кто, как не я, должна вести эту церемонию?!
Борис Беленький и Сергей Женовач
Разговор зашел и о других театральных премиях, которые нередко повторяют выбор «Хрустальной Турандот».
- Моя работа – это работа звездочета. Увидеть яркую звезду и отлить для нее хрусталь, - сказал основатель и президент Первой театральной премии. - Конечно, мне приятно, что «Хрустальная Турандот» работает как некий маяк для других наград. Артистам надо давать премии, как витамины детям – чем больше, тем лучше.
Сценарий для предстоящей церемонии пишет Сергей Плотов.
- Как всегда, это будет легко, весело, без графина и красной скатерти, без постукивания по столу, - сказал Борис Беленький. - Бог даст, у нас всё получится!
Отвечая на вопрос о перспективах проведениях «Хрустальной Турандот» для зарубежных театров, президент и основатель Первой театральной премии отметил, что она задумывалась исключительно как московская премия.
- Москва – это вершина театрального искусства России, - считает Борис Беленький. - Все стараются попасть на эту вершину.
При этом он не исключает, что «Хрустальные балы», которые сейчас проводятся на сцене Театра им. Вахтангова в честь лауреатов «Хрустальной Турандот», состоятся и за пределами российской столицы,
- Я подумал, что такие «Хрустальные балы» было бы хорошо делать в провинции, - сказал Беленький. - Там потрясающие артисты, не избалованные съемками в сериалах и рекламой. Они не работают, они служат своему театру, и я готов перед ними на колени встать. «Хрустальные балы» было бы правильно делать в российских городах, привлекая московских режиссеров и музыкантов.
В финале брифинга его участники поговорили о влиянии пандемии на театральную жизнь страны. Сергей Женовач отметил, что это трудное испытание, поэтому они с нетерпением ждут, когда московские театры получат разрешение на хотя бы 75-процентную заполняемость залов, как в Петербурге и Московской области. Марина Есипенко призналась, что именно в эти непростые времена она чувствует такое же единение со зрителями, которое, вероятно, испытывали актеры, выступавшие во время войны.
- Ведь действительно идет война с коронавирусом, и мы должны его победить, - сказала актриса.
Борис Беленький, в свою очередь, заявил, что в полном соответствии с законом Ньютона, по которому сила действия равняется силе противодействия, именно сейчас, в эти трудные времена в театрах создаются настоящие шедевры.
Аккредитация СМИ:
+7 (967) 103-8176 (Наталья Ломова),pr@intermedia.ru
Николай Цискаридзе призвал учесть опыт СССР при регулировании цен на билеты в театры и раскрыл тайну интервью с Алисой Фрейндлих
Николай Цискаридзе заявил на пресс-конференции в ТАСС о необходимости пересмотра ведущими российскими театрами ценовой политики в сторону большей доступности для публики. Балетмейстер напомнил о тех временах, когда самый дорогой билет в Большой театр в СССР стоил 3 рубля 20 копеек при минимальной зарплате в 60 рублей.
- Их достать было невозможно в Советском Союзе. Вы должны были отстоять огромную очередь, иметь каких-то знакомых. Это было всегда. Но вы хотя бы эти два билета могли себе позволить, - заявил Цискаридзе.
Николай напомнил, что в СССР студенты имели возможность проходить в театры, в том числе в Большой, бесплатно по студенческому билету:
- Ты приходил на любой спектакль с участием любого народного артиста и смотрел этот шедевр. Конечно, сейчас этого нет. Государственные театры существуют за счёт налогоплательщиков. Я уверен, что это должно быть серьезное государственное решение - поставить границу цен на билеты в государственные театры. В Советском Союзе экономически очень серьезно высчитывали стоимость билета, чтобы искусство было доступно для всех слоев населения.
Кроме того, Николай Цискаридзе высказал сомнение по поводу эксперимента по продаже билетов в театры в Москве по паспорту, о чем «ИнтерМедиа»сообщало ранее.
- Не верю в эту систему. Это очень сильно усложняет проход в театры, - считает он.
Главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов задал Николаю Цискаридзе следующий вопрос:
- Николай Максимович, в последние годы медиа с интересом наблюдают за впечатляющей профессиональной перезагрузкой бренда Цискаридзе в публичном формате «не про балет». Вас уже признали лидером общественного мнения в самых разных сферах. Самый цитируемый в медиа ректор, ведущий самых рейтинговых телешоу сразу на Первом и на России один, недавно «ИнтерМедиа» отметило абсолютный рекорд интервью на «Одноклассниках» больше 5 млн человек, тираж вашей книги «Мой театр» в 2023 году составил 200 000, опередив беллетристику Пелевина. Билеты на выступления ваших воспитанников (пока не известных) разлетаются быстрее, чем в ведущие театры страны. Конечно, у вас одна из лучших в стране команда профессионалов, но это все делаете вы. А тут мы еще узнаём, что вы обратились в сложнейший жанр телеинтервью и у вас только что записана огромная беседа с Алисой Бруновной Фрейндлих. Это в последнее время никому не удавалось - и это явно будет нестандартно и нескучно. К каким откровениям бы нам готовиться?
Николай Цискаридзе ответил, что хотел пригласить Алису Фрейндлих в студию программе «Сегодня вечером» на Первом канале. Народная артистка СССР отказалась, однако после длительных раздумий согласилась на интервью с Николаем в формате тет-а-тет.
- Мы не говорили о чем-то личном, потому что есть какие-то вещи, о которых можно поговорить без свидетелей. Я пытался с ней поговорить о каких-то творческих триумфах - немножко с другой стороны, о которой журналисты ее не спрашивали. Надеюсь, тем, кто это будет смотреть, будет интересно.
Кроме того, Николай назвал легенду отечественного балета Юрия Григоровича величайшим из ныне живущих балетмейстеров в мире.
- Слава богу, Григорович жив. Никого крупнее в мире нет. Джон Ноймайер тоже здравствует. Юрий Николаевич Григорович, Борис Яковлевич Эйфман - очень серьезные люди. Уильям Форсайт жив, Иржи Килиан, Матс Эк. Вот это великие люди, - сказал Цискаридзе.
Запись пресс-конференции - по ссылке.
Экс-хореограф Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт в Нидерландах
Бывший руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт с Национальным балетом Нидерландов. Договор будет действовать с 2024 по 2027 год. За этот период театр должен выпустить не менее трёх постановок с участием Алексея Ратманского. Хореограф будет ставить в Нидерландах не менее одного балета в год.
Алексей Ратманский руководил балетной труппой Большого театра с 2004 по 2009 годы и поставил там спектакль «Искусство фуги», показы которого к настоящему моменту отменили в связи с тем, что артист покинул Россию после начала СВО.
Билеты в театр начнут продавать только по паспортам
Департамент культуры Москвы установил новые правила на продажу билетов подведомственных ему театральных и концертных мероприятий. Начиная с 15 марта 2025 года, для этого потребуется паспорт. Пилотный проект продлится до конца 2025 года.
- При посещении мероприятия зрители может подтвердить свою личность любым из документов утвержденного списка. Кроме паспорта гражданина Российской федерации, в список включены водительское удостоверение, социальная карта москвича, студенческий билет, пенсионное удостоверение и другие варианты,- говорится в сообщении департамента.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее на именные билеты перешёл Большой театр.