Рецензия на фильм «Заклятие 3: По воле дьявола»: Чары спали
Оценка: 6 из 10
Фильм ужасов «Заклятие 3: По воле дьявола» выходит в российский прокат 10 июня 2021 года. Режиссёр: Майкл Чавес. В ролях: Патрик Уилсон, Вера Фармига, Раури О’Коннор, Джулиан Хиллиард и другие.
Джеймс Ван прошёл образцово показательный путь от малазийского режиссёра копеечных страшилок до человека, запустившего сразу три успешные, невероятно прибыльные франшизы и украсившего своим именем несколько дорогих голливудских блокбастеров. При всей спорности проектов, к которым он причастен, у Вана поистине сверхъестественная чуйка, когда собственную франшизу пора всё-таки покинуть и передать режиссёрские права доверенному молодняку, пока всё не стало совсем худо. «Пилу» своему товарищу Даррену Линну Боусману он спасовал сразу после первой части, а с «Астралом» повозился чуть подольше, но успел уйти, прежде чем серия окончательно загнила. Однако к своей следующей франшизе малазиец явно привязался сильнее всего.
Первое «Заклятие» вышло в 2013 году и по сей день считается одним из лучших хорроров нынешнего века. Ко второй части, ставшей образцовым аттракционом в жанре ужасов, «Заклятие» уже обзавелось спин-оффом и получило статус киновселенной, куратором которой выступает сам Джеймс Ван. За годы вышли три фильма про куклу Аннабель и ещё по фильму про монахиню и Йорону из мексиканского фольклора. Один хуже другого, но деньги приносил каждый из них, поэтому вселенная «Заклятия» процветает по сей день. С ухудшением качества продукции стала заметна возрастающая отдалённость Джеймса Вана от творческого процесса всех этих спин-оффов, отчего неудивительно, что даже продолжением головной серии он в итоге решил не утруждаться – остаётся надеяться, что нас ждёт камбэк Джеймса Вана как хоррормейкера с выходящим в сентябре таинственным проектом «Злое».
Пока же — «Заклятие 3». Мы переносимся в июль 1981 года, Эд (Патрик Уилсон) и Лоррейн (Вера Фармига) сталкиваются с очередным проявлением потусторонней силы, которая на этот раз вырисовывается в восьмилетнем мальчике по имени Дэвид Глэтцель (Джулиан Хиллиард). В него вселился очередной демон, а супруги Уоррен помогают того утихомирить, чтобы дождаться приезда священника и провести сеанс экзорцизма. Но, естественно, всё идёт не по плану, и мальчик начинает буянить. Усмирить его удаётся только Арни (Раури О’Коннор), парню старшей сестры Дэвида, с которым у него тёплые дружеские отношения. Арни, смотря демону в глаза, просит оставить Дэвида в покое и забрать его. Демон с радостью соглашается, на какое-то время всё устаканивается, Дэвид в порядке, Эд в больнице, потому что чуть не умер в драке со злом, а Лоррейн даже не подозревает, что демон постепенно становится сильнее и начинает овладевать Арни.
Третья часть с подзаголовком «По воле дьявола» (наши прокатчики только что упустили беспроигрышный вариант перевода – «Бес меня попутал») всё так же заигрывает с реальными событиями, добавляя происходящему зловещего подтекста. Кино основано на реальной истории, когда обвиняемый в убийстве американец в суде в качестве оправдания заявил, что был одержим демоном. На финальных титрах предлагаются задокументированные фотографии и записи допросов, разговоров с подозреваемым, которые порой гораздо более пугающие, чем всё, что нам показали за два часа хронометража.
Поскольку большую часть триквела Эд проковылял с тростью и в целом особо полезным не был, всё зрительское внимание забирает героиня Веры Фармиги, отчего кино только выигрывает. Кроме того, нам показывают небольшой флэшбэк с первой встречей, с первым поцелуем Эда и Лоррейн, чтобы у нас хотя бы формально сложилась полная картина истории отношений главных героев фильма. Становится ли от этого третье «Заклятие» интереснее? Совсем нет. Более того, в нём вообще ничего нового обнаружить не получается, особенно если вы смотрели первые две части. Очередное «леденящее кровь» дело Эда и Лоррейн – оно именно очередное, не страшнее или опаснее предыдущих. Третий фильм как ненужная серия затянувшегося процедурала.
Режиссёром был назначен Майкл Чавес, видимо, «зарекомендовавший» себя на «Проклятии плачущей». Хотя надо признать, что после такого фильма дорога только к картинам производства Asylum. Но нет, Джеймс Ван в нём что-то увидел, и вот Чавес режиссирует третью главу «Заклятия». Видно, что снимает он по чётким наработкам Вана, для которого было важно, чтобы зрителю было комфортно бояться. Здесь, как и в предыдущих частях, камера плавно летает, а картинка чёткая. Даже немного удаётся воссоздать атмосферу, хотя она моментально рассеивается, стоит Чавесу попытаться напугать зрителя самыми дешёвыми приёмами.
В первых фильмах Ван ставил во главу угла не только зловещую атмосферу, но и внимание к фоновым и сюжетным деталям. Он сменил приоритеты – перестал позиционировать зрителя как дурака, подсовывая ему одни и те же избитые штампы фильмов ужасов («нам надо разделиться», «я пойду в одиночку проверю тёмный подвал» и т.д.) и глупых персонажей. Ван хорошо заигрывал со зрителем, обманывая его ожидания. Здесь же Чавес наступает на все грабли, которые он сам себе зачем-то разбросал. С технической стороны его запугивания и вовсе оставляют желать лучшего, так как все свои фишки он перетащил из своего короткометражного фильма «Дева» — оккультную символику, скримеры-обманки и видения в отражениях. И вроде как бюджет заметно увеличился, как-нибудь оригинально визуализировать всё это у Чавеса не удалось. Вместо этого – набор совершенно заурядных «бу!», от которых рискуешь прозевать весь фильм.
Вероятно, если на вашем хорроре люди спали, то это значит, что спали и его чары. «Заклятие» перестало работать – либо потому что главный заклинатель Джеймс Ван им больше не заинтересован, либо потому что франшиза действительно изжила себя. Кажется, ещё чуть-чуть и такими темпами зритель пойдёт на очередную страшилку от создателей «Заклятия» и «Астрала» лишь по одной причине – если его заставит сам дьявол, не иначе.
Вадим Богданов, InterMedia
Майкл Фассбендер выбирает между верностью стране и Кейт Бланшетт в трейлере «Чёрной сумки»
Первый трейлер фильма «Чёрная сумка» (Black Bag) обнародовала 17 декабря 2024 года кинокомпания Focus Features. Главные роли в шпионском триллере режиссера Стивена Содерберга исполнили Майкл Фассбендер и Кейт Бланшетт, а также снялись Реге-Жан Пейдж, Мариса Абела, Наоми Харрис, Том Бёрк, Пирс Броснан и др.
Фильм рассказывает о легендарном агенте разведки Джордже Вудхаусе (Фассбендер) и его любимой жене Кэтрин (Бланшетт). Когда ее начинают подозревают в госизмене, Джордж сталкивается с главным выбором - между верностью своему браку или своей стране.
В мировой прокат «Чёрная сумка» выйдет 14 марта 2025 года.
«Анора» стала лучшим фильмом года по версии IndieWire
Издание IndieWire представило свои итоги 2024 года. Списки лучших художественных и документальных фильмов, режиссеров, дебютных фильмов, сценаристов, актеров и операторов был составлен на основе опроса 177 кинокритиков и журналистов.
Лучшим фильмом стала «Анора». Ее отметили 89 участников опроса, из которых 18 поместили ее на первое место. Шона Бейкера также победил в номинации «лучший сценарий». На втором месте оказался «Бруталист» Брейди Корбета, который был назван лучшим режиссером, на третьем – «Мальчишки из «Никеля», занявшие первое место в категории «лучшая операторская работа».
Лучшими актерами признаны Марианна Жан-Батист за роль в «Суровой правде», Эдриен Броди за роль в «Бруталисте» и Майки Мэдисон, сыгравшая главную роль в «Аноре».
Лучшие фильмы 2024 года по версии IndieWire:
- «Анора»;
- «Бруталист»;
- «Мальчишки из «Никеля»;
- «Всё, что нам кажется светом»;
- «Претенденты»;
- «Я видел свечение телевизора»;
- «Cубстанция»;
- «Дюна: Часть вторая»;
- «Не ждите слишком многого от конца света»;
- «Суровая правда».
Вышел первый трейлер комедийного сериала «Баранкины и камни силы»
Тизер-трейлер сериала «Баранкины и камни силы» обнародовал 17 декабря 2024 года онлайн-кинотеатр «Кинопоиск». Главные роли в комедийном проекте с элементами фантастики исполнили Юлия Топольницкая, Андрей Федорцов, Кузьма Сапрыкин, Полина Гухман, Дмитрий Журавлёв, Ксения Кутепова, Марина Доможирова, Мирон Проворов, Илья Соболев и другие. Режиссёром выступил Михаил Поляков, продюсерами — Ольга Филипук, Михаил Китаев, Дарья Капля, креативным продюсером — Андрей Федяй.
Герои сериала — обычная семья с необычными способностями: они могут перевоплощаться, останавливать время, читать мысли и даже путешествовать во времени. А ещё Баранкины — потомственные водители. И в этом деле их здорово выручают сверхсилы: ведь как иначе везде успевать, помогать пассажирам и сохранять пятизвёздочный рейтинг в приложении? Однажды на в их современную московскую квартиру из далёкого прошлого телепортируется Варвара Баранкина, городская извозчица, с которой начался их род. Семейству предстоит объединиться, чтобы отправить Варвару домой и разобраться с загадочным злодеем, который охотится за редким артефактом.
Презентация комедийного сериала состоится на фестивале поп-культуры «Хомякон», который пройдёт в Москве с 20 по 22 декабря, а премьера на «Кинопоиске» - в 2025 году.