На ПМЭФ обсудили влияние пандемии на российскую культуру и цены в меню бурого медведя
Дискуссия «Культурные коды новой реальности» прошла 3 июня 2021 года в рамках Петербургского экономического форума.
Распространено мнение, что культура является одной из наиболее пострадавших в результате пандемии отраслей, - сказал, открывая дискуссию, ее модератор, директор по коммуникациям МИА «Россия сегодня» Петр Лидов-Петровский. Так ли это на самом деле, и что государство сделало для поддержки работников культуры, ведущий попросил рассказать министра культуры РФ Ольгу Любимову (на фото).
‑ Считаю, что мы прошли это испытание с честью, ‑ ответила Ольга Любимова. – В таких учреждениях культуры, как Большой или Мариинский театр, работает до 5 000 человек, каждый со своей позицией: кто-то рвался на сцену, кто-то боялся заболеть. Нужно было буквально в одночасье проработать целый комплекс мер: с одной стороны ‑ форм поддержки, а с другой – возможных форм существования учреждений культуры в условиях пандемии.
Вся эта работа проводилась совместно с учреждениями культуры: для нас не было кого-то более или менее значимого, по каждому направлению была создана рабочая группа. Вместе с профессиональным сообществом мы определяли необходимые меры. И все получилось достаточно оперативно. Я очень не люблю в связи с коронавирусом говорить, мол, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Конечно, ничего хорошего в пандемии быть не может. Но, например, в кратчайшие сроки появились реестры частных музеев, частных театров, которые много лет не могли сделать.
О переходе культуры в онлайн подробно расскажут те, кто создавал онлайн-контент – мне кажется, он был безупречен. У меня тоже был некоторый опыт: мы с Денисом Мацуевым закрывали Московскую филармонию в начале локдауна, это был первый концерт Мацуева без зрителей – в огромном зале 5 человек и 14 камер. Трансляцию концерта мы всем предоставляли безвозмездно, и крупнейшие мировые каналы, которые передают классическую музыку, благодарили потом не только за виртуозное исполнение, но и за качество сигнала в формате 4K.
Могу сказать: не было такого учреждения культуры, по которому мы не просчитали бы каждый выпадающий из оборота билет. Не везде культуре была оказана столь же существенная поддержка ‑ опыт других стран известен и нам есть чем гордиться.
Денис Мацуев
Своими впечатлениями об онлайн-выступлениях во время пандемии поделился пианист, художественный руководитель фестиваля «Звезды на Байкале», посол доброй воли ЮНЕСКО Денис Мацуев.
‑ Тот концерт в пустом зале Чайковского ‑ один из самых сложных в моей жизни. Я понимал, конечно, что на экранах меня видят 4,5 миллиона человек, но энергетической отдачи от зрителей не было, возникало ощущение, что я бьюсь об стену, хотелось всё бросить и убежать…
Во время локдауна онлайн-концерты были выходом из ситуации. Они, кстати, проводились и раньше, но на них присутствовала публика. Без живого дыхания слушателей, без живого восприятия музыки выступать очень сложно.
Мои зарубежные друзья, музыканты великих оркестров сейчас развозят пиццу, работают таксистами и играют на улице. Это сегодня реальность. В том же Нью-Йорке пока не планируется возобновление концертов, это огромная трагедия. Мы находимся в совершенно другой ситуации. В России все музыканты, работающие в каких-либо структурах, получали зарплаты в период локдауна. И за это я очень благодарен Министерству культуры.
Учитывая то, что экономический форум проходил в Санкт-Петербурге, Петр Лидов-Петровский попросил министра культуры сказать несколько слов о том, как пережил локдаун Эрмитаж.
‑ Эрмитаж одним из первых совершил прорыв в онлайн, сделал все очень качественно, – рассказала Ольга Любимова. ‑ Там работают великолепные специалисты, онлайн они проводили потрясающие экскурсии для людей разного возраста. Была очень интересная международная программа, экскурсии велись на разных языках. Италии было достаточно тяжело в разгар коронавируса, и есть ощущение гордости за коллег, которые подготовили программу специально для итальянцев: во время самоизоляции они могли побывать на экскурсии в Эрмитаже. Это можно назвать гуманитарной помощью в изначальном ее понимании.
Присутствовавший в зале посол Италии в РФ Паскуале Терраччано заметил, что российско-итальянское сотрудничество в сфере культуры можно охарактеризовать словом «стойкость»: его удалось сохранить даже во время пандемии. Помимо онлайн-экскурсий по Эрмитажу Пушкинский музей организовал выставку произведений итальянского Ренессанса, в Перми были проведены чтения «Декамерона» Боккаччо. Посол уверен, что онлайн-сотрудничество должно продолжиться и после пандемии, просто к нему добавится очная форма.
Вадим Дуда
Генерального директора ФГБУ «Российская государственная библиотека» Вадима Дуду ведущий дискуссии спросил о том, как повлияла пандемия на работу библиотек и их посещаемость.
‑ Мы стали сильнее, и теперь точно знаем: стереотипы, что никто не ходит в библиотеки, поскольку всё есть в интернете, действительности не соответствуют. Каждый день в «Ленинку» приходит примерно 3000 человек, больше мы просто не можем принять. Для того чтобы оцифровать фонд РГБ (сейчас это 47 млн документов, а после присоединения Книжной палаты будет 200 млн), нужно примерно 2000 лет. Но мы понимаем, что и в пандемию наши книги нужны, поэтому научились сканировать тома на заказ и выдавать их удалённо, через личный кабинет.
Конечно, будущее за цифровизацией библиотек, с этим бессмысленно спорить. Но и сеть муниципальных библиотек тоже нужна ‑ это великое наше достижение. Министерство культуры ведет очень продуманную политику: вкладывается и в растущий цифровой рынок, и в традиционные офлайн-библиотеки. В соответствии с нацпроектом мы создаем 150-170 модельных библиотек в год, спрос общества на них очень высок.
Ольга Любимова отметила, что больше всего библиотекам в последние годы не хватало новых поступлений ‑ книги ветшают. С этого года впервые в новейшей истории библиотечные фонды будут пополняться ежегодно, такую возможность дало выделение на культуру в рамках национального проекта дополнительных 24 миллиардов рублей.
‑ Мы частенько слышим, что в цирке, мол, мучают животных, ‑ заявил генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный. – Пандемия показала человечность тех, кто занимается дрессурой: нет ни одного случая, когда дрессировщики кого-то из животных выкидывали, продавали, уничтожали.
У циркового сообщества были трудные времена. Когда стало понятно, что пандемия затягивается, мы обратились к Правительству - и молниеносно получили поддержку. Первая помощь была оказана частным циркам, которые никогда не получали господдержку: люди сидели без работы, но продолжали кормить своих слонов, бегемотов, тигров. Помогли и госциркам. Например, мы получили поддержку от Правительства Москвы, хотя до этого её не получали. За что я еще раз выражаю благодарность от всего циркового сообщества.
‑ Во время пандемии у нас появился реестр, мы всех животных в цирках посчитали, как в известном мультике, ‑ прокомментировала выступление Эдгарда Запашного министр культуры Ольга Любимова. ‑ И теперь знаем, что в нашей стране 58 000 цирковых животных, и что летучая мышь, от которой мы так пострадали, ест всего нa 340 рублей в месяц, а вот бурый медведь ‑ на 38 000.
Юлиана Слащёва
«То, что всех животных посчитали, позволяет логично перейти к разговору о проблемах анимации», - пошутил модератор дискуссии Петр Лидов-Петровский. И предоставил слово председателю правления киностудии «Союзмультфильм», генеральному директору Киностудии имени М. Горького, председателю правления Ассоциации анимационного кино Юлиане Слащёвой.
- Пандемию анимация как отрасль пережила хорошо: производство мультфильмов возможно было перенести на «дистанционку», что мы в течение месяца и сделали, ‑ рассказала Юлиана Слащёва. – Более того, у нас сложилось ощущение, что в этом году мы работали 24 часа в сутки, поскольку не было перекуров, перерывов на кофе, перетекающих в небольшую пьянку мозговых штурмов, как обычно бывает на студиях. Творческий процесс перед экраном у художников и продюсеров шел непрерывно, и это дало результат: за год мы произвели более 100 эпизодов новых проектов ‑ рекорд для России. В этом году собираемся произвести более 150 эпизодов, что выведет нас по объему производимого контента на один уровень с мировыми студиями.
Следующий шаг - всё это продать. Сегодня VoD-платформы, онлайн-кинотеатры фактически стали заменять для нас телевизор - традиционного покупателя этого контента. В прошлом году люди проводили в семье значительно больше времени, чем обычно, и спрос на любой контент резко вырос, особенно на детско-семейный, который можно смотреть вместе: родителям с детьми, бабушкам и дедушкам с внуками. И в этом наше большое преимущество: мультики могут объединять семью, делать так, чтобы бабушка с дедушкой спорили с внуком, кому какое нравится «Простоквашино» ‑ старое или новое? «Союзмультфильму» в этом году исполняется 85 лет, и наш слоган к юбилею ‑ «Давай вместе!»
Константин Богомолов
Режиссера, художественного руководителя Московского драматического театра на Малой Бронной Константина Богомолова ведущий спросил о том, не заставит ли пандемия артистов учиться играть в пустом зале, работать на виртуальное пространство без диалога со зрителем.
‑ Пандемия показала, что театр и живое общение актера со зрителем не отменены, в онлайн возможен только просмотр архивированного спектакля в образовательных целях, ‑ ответил Константин Богомолов. ‑ Было бы круто, если бы мы могли сегодня посмотреть спектакли Мейерхольда, Станиславского. Увы, не можем, поскольку тогда не было соответствующих технологий, а сейчас постановки сохранить можно. Но видеотрансляция ни в коем случае не может заменить реального спектакля. Более того - это уничтожение самой энергии театра.
Мы отказались от трансляции спектаклей онлайн и решили, что лучше дождаться, когда театры откроются. Меня не пугало и не пугает 25% или 50% заполнения зала ‑ это очень хорошая и полезная вещь для актёров, потому что большинство из них забывают, что такое знаменитая«четвертая стена»Станиславского: когда они работают не на зал, подстраиваясь под вкусы зрителей, а на искусство, на свои внутренние ощущения правды, подлинности. И зал тогда для них перестает быть энергетической подпиткой, они перестают зависеть от реакции публики. Я всегда говорю своим артистам, что театр ‑ в определенной степени модель храма, а священник, проводя службу, делает это по законам, которые направлены туда (показывает рукой вверх – прим. IM) и оттуда приходят.
Елена Кальницкая
О том, как пережил локдаун Петергоф, и может ли уйти в онлайн целый музей-заповедник с огромным парком, ведущий дискуссии попросил рассказать генерального директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елену Кальницкую.
‑ До пандемии мы были практически самым успешным музеем страны: 6,5 миллионов посетителей на конец сезона 2019 года, огромные доходы,‑ ответила Елена Кальницкая. ‑ Когда началась пандемия, это был ужас, потому что Петергоф финансировался только на 20%, 80% денег мы зарабатывали сами. А тут оказалось, что нам безумно нужна помощь. И я должна сказать, что и Татьяна Голикова, и Ольга Любимова, и Алла Манилова считали каждую цифру, чтобы наши люди не пострадали, - и они не пострадали.
Были и психологические проблемы. У нас 1800 сотрудников, и значительная часть из них продолжала работать: парки нужно поддерживать, фонды и экспозиции проверять… А половина сотрудников ‑ научные, экскурсионные службы, смотрители ‑ оставались дома. И возникла ситуация, когда люди сказали: «А почему мы получаем одинаково? Те, кто работает, должны получать больше тех, кто дома». Мы тогда собрались, и я сказала: «Нет, мы команда, мы коллектив, и беду встретим вместе!» И никто ни больше, ни меньше получать не стал. Но, конечно, это непростой момент был.
Мы сделали одиннадцать разных экскурсий по Нижнему парку, вывели в онлайн детскую работу, смогли в пустом парке в День Победы запустить фонтаны и организовать трансляцию по телевидению и соцсетям… Но, конечно, я соглашусь: как театр должен быть подлинный, так и выставка должна быть подлинная, «живая».
О том, как чувствует себя российский контент и, в частности, кино за рубежом, не упал ли на него спрос, Петр Лидов-Петровский поинтересовался у генерального директора «Роскино» Евгении Марковой.
‑ Сегодня самый подходящий день для того, чтобы рассказать об успехах российского контента, ‑ заявила Евгения Маркова. – Только что было объявлено, что в программу Каннского кинофестиваля вошли 6 российских фильмов: 5 полнометражных картин и анимационный сериал. Такого урожайного года у нас не было, пожалуй, никогда. Параллельно Шанхайский кинофестиваль сообщил о том, что берет два других фильма в свою программу, а Netflix объявил о том, что фильм «Чернобыль» Данилы Козловского выйдет у них в сегменте Originals.
Сфера кино, в т.ч. сериалы и анимация, успешна за рубежом, потому что это, наверное, единственный формат, который хорошо «путешествует» в пандемию, его не надо перевозить физически. Отечественное кино неплохо жило и до этого, спрос на российский контент за рубежом рос на 20-30% в год. А за счёт пандемии он вырвался в лидеры: сейчас мы вошли в топ-10 с точки зрения сериальных продаж, в топ-10 в международном кинопрокате. Опять же, впервые российский сериал «Эпидемия» вошел в топ-10 самых просматриваемых сериалов в мире. Успех любого креативного продукта сегодня в первую очередь определяется его экспортным потенциалом - он должен быть понятен зрителю в любой стране. Успех российских фильмов говорит о том, что наш культурный код и язык, на котором говорят наши таланты, понятны всему миру.
В заключение ведущий дискуссии Петр Лидов-Петровский попросил министра культуры Ольгу Любимову оценить итоги года.
‑ Мы все повзрослели, стали опытнее, ‑ ответила Ольга Любимова. ‑ Мы консолидировались. Как в «Маугли», когда при засухе все звери подходят к воде и не обижают друг друга, так и у нас лидеры в каждом направлении с пониманием и заботой стали относиться к небольшим, в том числе региональным учреждениям культуры. И я надеюсь, что ощущение сплоченности, ощущение того, что у нас в Министерстве культуры реально команда, сохранится и после окончания пандемии.
Николай Цискаридзе раскритиковал состав «Щелкунчика» в Большом театре
Николай Цискаридзе заявил о низком, по его мнению, уровне воплощения балета «Щелкунчик» в Большом театре. Он напомнил, что балет ставится уже 60 лет, но ничего нового в постановку не привнесено, а высокую планку первых спектаклей удержать не удалось.
- «Щелкунчик» Большого театра смотреть невозможно. Это не имеет никакого отношения к тому настоящему «Щелкунчику», который там должен быть, - заявил Николай Цискаридзе изданию «360». – Ничего нового никто не увидит. Увидят просто очень плохой состав.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета.
Сергей Жуков выйдет на сцену в мюзикле «Чебурашка. Ушастые ёлки»
Композитор и музыкальный продюсер шоу «Чебурашка. Ушастые ёлки» Сергей Жуков примет участие в одном из первых показов новогоднего блока мюзикла. 21 декабря 2024 года певец выйдет на сцену в новой роли.
- В этом шоу чудесная история, замечательные персонажи, любимые с детства, – заверил солист группы «Руки вверх!», – Как один из создателей мюзикла я рад, что нам удалось поставить на театральной сцене такую добрую, красивую, качественную новогоднюю сказку. А как обычный зритель и отец пятерых детей, с удовольствием возвращаюсь на «Чебурашку» с семьей и каждый раз открываю для себя что-то новое. Поэтому я с энтузиазмом воспринял идею принять участие в одном из первых показов нового сезона. Мы надеемся удивить зрителей необычным сюжетным поворотом и подарить еще больше праздничного настроения и волшебства.
Шоу-мюзикл «Чебурашка. Ушастые ёлки» пройдет в Международном центре бокса в Лужниках с 21 декабря по 7 января. За прошлый год постановку посмотрели 170 000 зрителей, по многочисленным просьбам которых спектакль вернулся в Москву на новогодний блок. Над созданием постановки работала режиссерско-постановочная группа во главе с режиссером Ниной Чусовой.
Алексей Франдетти возглавил Большой театр Ташкента
Алексей Франдетти займёт должность художественного руководителя Государственного академического Большого театра оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои. Сообщение об этом появилось в телеграм-канале театра 17 декабря 2024 года.
- Родившийся в Узбекистане российский режиссёр, актёр и педагог Алексей Франдетти назначен художественным руководителем Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, - говорится в нем. - Это событие обещает стать знаковым для культурной жизни страны и вдохновить новое поколение артистов. В качестве художественного руководителя Большого театра имени Алишера Навои Алексей Франдетти имеет возможность реализовать свои амбициозные идеи и проекты, которые, безусловно, обогатят культурную палитру не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Мы уверены, что его видение и творческий подход сделают театр ещё более привлекательным для зрителей всех возрастов.
- Это первый театр, в который я вошёл, когда мне было четыре года, и смотрел оперу «Мадам Баттерфляй», - говорит Франдетти. - Для меня это важная история. Это самый большой театр в стране, и я невероятно тронут, что мне такое дело доверили. И со своей стороны я буду максимально стараться развивать этот театр в сторону нового и интересного музыкального театра с привлечением талантливых коллег, которых я знаю. При этом не забывая, что там, конечно же, должны идти и национальные произведения. У меня в планах проведение конкурса композиторов, которые пишут именно национальную музыку, чтобы узбекская опера и балет звучали во всем мире.
Алексей Франдетти – российский режиссёр музыкального театра. Родился в Ташкенте, занимался в Ташкентской высшей школе национального танца и хореографии и в театральной студии под управлением Марка Вайля при театре «Ильхом». В 2006 году окончил ВГИК (мастерская Игоря Ясуловича). Ставил мюзиклы и оперы во многих театрах страны, в том числе в Большом театре. Неоднократный лауреат премии «Золотая Маска». В июне этого года Франдетти покинул пост главного режиссера «Ленкома Марка Захарова», где работал с 2022 года.
Ранее должность художественного руководителя ГАБТа им. А.Навои занимал Абдулло Алимов.