На ПМЭФ обсудили влияние пандемии на российскую культуру и цены в меню бурого медведя
Дискуссия «Культурные коды новой реальности» прошла 3 июня 2021 года в рамках Петербургского экономического форума.
Распространено мнение, что культура является одной из наиболее пострадавших в результате пандемии отраслей, - сказал, открывая дискуссию, ее модератор, директор по коммуникациям МИА «Россия сегодня» Петр Лидов-Петровский. Так ли это на самом деле, и что государство сделало для поддержки работников культуры, ведущий попросил рассказать министра культуры РФ Ольгу Любимову (на фото).
‑ Считаю, что мы прошли это испытание с честью, ‑ ответила Ольга Любимова. – В таких учреждениях культуры, как Большой или Мариинский театр, работает до 5 000 человек, каждый со своей позицией: кто-то рвался на сцену, кто-то боялся заболеть. Нужно было буквально в одночасье проработать целый комплекс мер: с одной стороны ‑ форм поддержки, а с другой – возможных форм существования учреждений культуры в условиях пандемии.
Вся эта работа проводилась совместно с учреждениями культуры: для нас не было кого-то более или менее значимого, по каждому направлению была создана рабочая группа. Вместе с профессиональным сообществом мы определяли необходимые меры. И все получилось достаточно оперативно. Я очень не люблю в связи с коронавирусом говорить, мол, «не было бы счастья, да несчастье помогло». Конечно, ничего хорошего в пандемии быть не может. Но, например, в кратчайшие сроки появились реестры частных музеев, частных театров, которые много лет не могли сделать.
О переходе культуры в онлайн подробно расскажут те, кто создавал онлайн-контент – мне кажется, он был безупречен. У меня тоже был некоторый опыт: мы с Денисом Мацуевым закрывали Московскую филармонию в начале локдауна, это был первый концерт Мацуева без зрителей – в огромном зале 5 человек и 14 камер. Трансляцию концерта мы всем предоставляли безвозмездно, и крупнейшие мировые каналы, которые передают классическую музыку, благодарили потом не только за виртуозное исполнение, но и за качество сигнала в формате 4K.
Могу сказать: не было такого учреждения культуры, по которому мы не просчитали бы каждый выпадающий из оборота билет. Не везде культуре была оказана столь же существенная поддержка ‑ опыт других стран известен и нам есть чем гордиться.
Денис Мацуев
Своими впечатлениями об онлайн-выступлениях во время пандемии поделился пианист, художественный руководитель фестиваля «Звезды на Байкале», посол доброй воли ЮНЕСКО Денис Мацуев.
‑ Тот концерт в пустом зале Чайковского ‑ один из самых сложных в моей жизни. Я понимал, конечно, что на экранах меня видят 4,5 миллиона человек, но энергетической отдачи от зрителей не было, возникало ощущение, что я бьюсь об стену, хотелось всё бросить и убежать…
Во время локдауна онлайн-концерты были выходом из ситуации. Они, кстати, проводились и раньше, но на них присутствовала публика. Без живого дыхания слушателей, без живого восприятия музыки выступать очень сложно.
Мои зарубежные друзья, музыканты великих оркестров сейчас развозят пиццу, работают таксистами и играют на улице. Это сегодня реальность. В том же Нью-Йорке пока не планируется возобновление концертов, это огромная трагедия. Мы находимся в совершенно другой ситуации. В России все музыканты, работающие в каких-либо структурах, получали зарплаты в период локдауна. И за это я очень благодарен Министерству культуры.
Учитывая то, что экономический форум проходил в Санкт-Петербурге, Петр Лидов-Петровский попросил министра культуры сказать несколько слов о том, как пережил локдаун Эрмитаж.
‑ Эрмитаж одним из первых совершил прорыв в онлайн, сделал все очень качественно, – рассказала Ольга Любимова. ‑ Там работают великолепные специалисты, онлайн они проводили потрясающие экскурсии для людей разного возраста. Была очень интересная международная программа, экскурсии велись на разных языках. Италии было достаточно тяжело в разгар коронавируса, и есть ощущение гордости за коллег, которые подготовили программу специально для итальянцев: во время самоизоляции они могли побывать на экскурсии в Эрмитаже. Это можно назвать гуманитарной помощью в изначальном ее понимании.
Присутствовавший в зале посол Италии в РФ Паскуале Терраччано заметил, что российско-итальянское сотрудничество в сфере культуры можно охарактеризовать словом «стойкость»: его удалось сохранить даже во время пандемии. Помимо онлайн-экскурсий по Эрмитажу Пушкинский музей организовал выставку произведений итальянского Ренессанса, в Перми были проведены чтения «Декамерона» Боккаччо. Посол уверен, что онлайн-сотрудничество должно продолжиться и после пандемии, просто к нему добавится очная форма.
Вадим Дуда
Генерального директора ФГБУ «Российская государственная библиотека» Вадима Дуду ведущий дискуссии спросил о том, как повлияла пандемия на работу библиотек и их посещаемость.
‑ Мы стали сильнее, и теперь точно знаем: стереотипы, что никто не ходит в библиотеки, поскольку всё есть в интернете, действительности не соответствуют. Каждый день в «Ленинку» приходит примерно 3000 человек, больше мы просто не можем принять. Для того чтобы оцифровать фонд РГБ (сейчас это 47 млн документов, а после присоединения Книжной палаты будет 200 млн), нужно примерно 2000 лет. Но мы понимаем, что и в пандемию наши книги нужны, поэтому научились сканировать тома на заказ и выдавать их удалённо, через личный кабинет.
Конечно, будущее за цифровизацией библиотек, с этим бессмысленно спорить. Но и сеть муниципальных библиотек тоже нужна ‑ это великое наше достижение. Министерство культуры ведет очень продуманную политику: вкладывается и в растущий цифровой рынок, и в традиционные офлайн-библиотеки. В соответствии с нацпроектом мы создаем 150-170 модельных библиотек в год, спрос общества на них очень высок.
Ольга Любимова отметила, что больше всего библиотекам в последние годы не хватало новых поступлений ‑ книги ветшают. С этого года впервые в новейшей истории библиотечные фонды будут пополняться ежегодно, такую возможность дало выделение на культуру в рамках национального проекта дополнительных 24 миллиардов рублей.
‑ Мы частенько слышим, что в цирке, мол, мучают животных, ‑ заявил генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный. – Пандемия показала человечность тех, кто занимается дрессурой: нет ни одного случая, когда дрессировщики кого-то из животных выкидывали, продавали, уничтожали.
У циркового сообщества были трудные времена. Когда стало понятно, что пандемия затягивается, мы обратились к Правительству - и молниеносно получили поддержку. Первая помощь была оказана частным циркам, которые никогда не получали господдержку: люди сидели без работы, но продолжали кормить своих слонов, бегемотов, тигров. Помогли и госциркам. Например, мы получили поддержку от Правительства Москвы, хотя до этого её не получали. За что я еще раз выражаю благодарность от всего циркового сообщества.
‑ Во время пандемии у нас появился реестр, мы всех животных в цирках посчитали, как в известном мультике, ‑ прокомментировала выступление Эдгарда Запашного министр культуры Ольга Любимова. ‑ И теперь знаем, что в нашей стране 58 000 цирковых животных, и что летучая мышь, от которой мы так пострадали, ест всего нa 340 рублей в месяц, а вот бурый медведь ‑ на 38 000.
Юлиана Слащёва
«То, что всех животных посчитали, позволяет логично перейти к разговору о проблемах анимации», - пошутил модератор дискуссии Петр Лидов-Петровский. И предоставил слово председателю правления киностудии «Союзмультфильм», генеральному директору Киностудии имени М. Горького, председателю правления Ассоциации анимационного кино Юлиане Слащёвой.
- Пандемию анимация как отрасль пережила хорошо: производство мультфильмов возможно было перенести на «дистанционку», что мы в течение месяца и сделали, ‑ рассказала Юлиана Слащёва. – Более того, у нас сложилось ощущение, что в этом году мы работали 24 часа в сутки, поскольку не было перекуров, перерывов на кофе, перетекающих в небольшую пьянку мозговых штурмов, как обычно бывает на студиях. Творческий процесс перед экраном у художников и продюсеров шел непрерывно, и это дало результат: за год мы произвели более 100 эпизодов новых проектов ‑ рекорд для России. В этом году собираемся произвести более 150 эпизодов, что выведет нас по объему производимого контента на один уровень с мировыми студиями.
Следующий шаг - всё это продать. Сегодня VoD-платформы, онлайн-кинотеатры фактически стали заменять для нас телевизор - традиционного покупателя этого контента. В прошлом году люди проводили в семье значительно больше времени, чем обычно, и спрос на любой контент резко вырос, особенно на детско-семейный, который можно смотреть вместе: родителям с детьми, бабушкам и дедушкам с внуками. И в этом наше большое преимущество: мультики могут объединять семью, делать так, чтобы бабушка с дедушкой спорили с внуком, кому какое нравится «Простоквашино» ‑ старое или новое? «Союзмультфильму» в этом году исполняется 85 лет, и наш слоган к юбилею ‑ «Давай вместе!»
Константин Богомолов
Режиссера, художественного руководителя Московского драматического театра на Малой Бронной Константина Богомолова ведущий спросил о том, не заставит ли пандемия артистов учиться играть в пустом зале, работать на виртуальное пространство без диалога со зрителем.
‑ Пандемия показала, что театр и живое общение актера со зрителем не отменены, в онлайн возможен только просмотр архивированного спектакля в образовательных целях, ‑ ответил Константин Богомолов. ‑ Было бы круто, если бы мы могли сегодня посмотреть спектакли Мейерхольда, Станиславского. Увы, не можем, поскольку тогда не было соответствующих технологий, а сейчас постановки сохранить можно. Но видеотрансляция ни в коем случае не может заменить реального спектакля. Более того - это уничтожение самой энергии театра.
Мы отказались от трансляции спектаклей онлайн и решили, что лучше дождаться, когда театры откроются. Меня не пугало и не пугает 25% или 50% заполнения зала ‑ это очень хорошая и полезная вещь для актёров, потому что большинство из них забывают, что такое знаменитая«четвертая стена»Станиславского: когда они работают не на зал, подстраиваясь под вкусы зрителей, а на искусство, на свои внутренние ощущения правды, подлинности. И зал тогда для них перестает быть энергетической подпиткой, они перестают зависеть от реакции публики. Я всегда говорю своим артистам, что театр ‑ в определенной степени модель храма, а священник, проводя службу, делает это по законам, которые направлены туда (показывает рукой вверх – прим. IM) и оттуда приходят.
Елена Кальницкая
О том, как пережил локдаун Петергоф, и может ли уйти в онлайн целый музей-заповедник с огромным парком, ведущий дискуссии попросил рассказать генерального директора Государственного музея-заповедника «Петергоф» Елену Кальницкую.
‑ До пандемии мы были практически самым успешным музеем страны: 6,5 миллионов посетителей на конец сезона 2019 года, огромные доходы,‑ ответила Елена Кальницкая. ‑ Когда началась пандемия, это был ужас, потому что Петергоф финансировался только на 20%, 80% денег мы зарабатывали сами. А тут оказалось, что нам безумно нужна помощь. И я должна сказать, что и Татьяна Голикова, и Ольга Любимова, и Алла Манилова считали каждую цифру, чтобы наши люди не пострадали, - и они не пострадали.
Были и психологические проблемы. У нас 1800 сотрудников, и значительная часть из них продолжала работать: парки нужно поддерживать, фонды и экспозиции проверять… А половина сотрудников ‑ научные, экскурсионные службы, смотрители ‑ оставались дома. И возникла ситуация, когда люди сказали: «А почему мы получаем одинаково? Те, кто работает, должны получать больше тех, кто дома». Мы тогда собрались, и я сказала: «Нет, мы команда, мы коллектив, и беду встретим вместе!» И никто ни больше, ни меньше получать не стал. Но, конечно, это непростой момент был.
Мы сделали одиннадцать разных экскурсий по Нижнему парку, вывели в онлайн детскую работу, смогли в пустом парке в День Победы запустить фонтаны и организовать трансляцию по телевидению и соцсетям… Но, конечно, я соглашусь: как театр должен быть подлинный, так и выставка должна быть подлинная, «живая».
О том, как чувствует себя российский контент и, в частности, кино за рубежом, не упал ли на него спрос, Петр Лидов-Петровский поинтересовался у генерального директора «Роскино» Евгении Марковой.
‑ Сегодня самый подходящий день для того, чтобы рассказать об успехах российского контента, ‑ заявила Евгения Маркова. – Только что было объявлено, что в программу Каннского кинофестиваля вошли 6 российских фильмов: 5 полнометражных картин и анимационный сериал. Такого урожайного года у нас не было, пожалуй, никогда. Параллельно Шанхайский кинофестиваль сообщил о том, что берет два других фильма в свою программу, а Netflix объявил о том, что фильм «Чернобыль» Данилы Козловского выйдет у них в сегменте Originals.
Сфера кино, в т.ч. сериалы и анимация, успешна за рубежом, потому что это, наверное, единственный формат, который хорошо «путешествует» в пандемию, его не надо перевозить физически. Отечественное кино неплохо жило и до этого, спрос на российский контент за рубежом рос на 20-30% в год. А за счёт пандемии он вырвался в лидеры: сейчас мы вошли в топ-10 с точки зрения сериальных продаж, в топ-10 в международном кинопрокате. Опять же, впервые российский сериал «Эпидемия» вошел в топ-10 самых просматриваемых сериалов в мире. Успех любого креативного продукта сегодня в первую очередь определяется его экспортным потенциалом - он должен быть понятен зрителю в любой стране. Успех российских фильмов говорит о том, что наш культурный код и язык, на котором говорят наши таланты, понятны всему миру.
В заключение ведущий дискуссии Петр Лидов-Петровский попросил министра культуры Ольгу Любимову оценить итоги года.
‑ Мы все повзрослели, стали опытнее, ‑ ответила Ольга Любимова. ‑ Мы консолидировались. Как в «Маугли», когда при засухе все звери подходят к воде и не обижают друг друга, так и у нас лидеры в каждом направлении с пониманием и заботой стали относиться к небольшим, в том числе региональным учреждениям культуры. И я надеюсь, что ощущение сплоченности, ощущение того, что у нас в Министерстве культуры реально команда, сохранится и после окончания пандемии.
Алексей Дубровский и Андрей Чернышов расскажут о 200-летии Малого театра
Пресс-конференция, приуроченная к 200-летию Исторической сцены Государственного академического Малого театра России, состоится 25 ноября 2024 года в Дальнем зале пресс-центра «Россия сегодня». В ней примут участие главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский, актеры Виктор Низовой, Андрей Чернышов и Екатерина Гревцева.
За 200 лет существования здания на Театральной площади на Исторической сцене Государственного академического Малого театра России было поставлено огромное количество спектаклей, которые стали классикой театрального искусства. Не будет исключением и новая постановка пьесы XIX века «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка», премьера которой состоится 30 ноября.
В рамках мероприятия речь пойдет о праздновании юбилея Исторической сцены, о процессе создания сценической версии водевиля, а также о творческих планах труппы.
Аккредитация: accreditation@ria.ru.
«Похищение эС» по пьесе Петра Гладилина покажут в Театре Моссовета
Премьера спектакля «Похищение эС» состоится 23 ноября 2024 года на сцене «Под крышей» Театра имени Моссовета. Режиссером-постановщиком выступила Татьяна Архипцова, знакомая зрителям по спектаклю «Жаркое ковидное лето» в МХТ им. Чехова, премьера которого состоялась в прошлом театральном сезоне.
Жанр пьесы «Похищение Сабянинова» драматург Петр Гладилин обозначил как «комедия с балетом и синхронным плаванием». Работу над пьесой, посвященной своему отцу, автор закончил в 2007 году, тогда же по ней был поставлен спектакль, в котором одну из последних своих ролей сыграла народная артистка СССР Людмила Гурченко.
- Чтоб не выдавать ходы и не путать зрителей экстравагантностью поступков героев, рассказывать сюжет отказываюсь, - говорит Татьяна Архипцова. - Но в одном предложении события «Похищения эС» можно сформулировать так: «Соперничая из-за любви к одному мужчине две женщины – рыбачка и балерина совершают поступки, в которые трудно поверить». Могу добавить, что всё заканчивается неплохо, и все, к радости, танцуют. И как у Окуджавы «все наши глупости и мелкие злодейства так обаятельны для тех, кто понимает», поэтому в итоге и в конце концов будем и мы счастливы в обнимку с героями. Если не сами, то хотя бы за них.
Роли в постановке исполнят Алексей Трофимов, Анна Гарнова, Вера Каншина, Дмитрий Журавлев, Александр Попело, Екатерина Девкина, Глафира Лебедева, Ксения Комарова, Евдокия Карева.
Пресс-показ спектакля состоится 22 ноября в 15.00.
Премьера спектакля состоится 23 ноября в 19.00.
Аккредитация, дополнительная информация и фотоматериалы: +79153501693, vasilkov@mossoveta.ru (Валентин Васильков).
«Christmas балет-гала» с участием Дениса Родькина пройдет в Кремле
Традиционный праздничный концерт «Christmas балет-гала» состоится 13 декабря 2024 года на сцене Государственного Кремлевского дворца. Зрители смогут увидеть выступления ведущих артистов Большого и Мариинского театров, а также Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Большой театр представят Денис Родькин, Элеонора Севенард, Ева Сергеенкова, Михаил Лобухин, Семен Чудин и Дмитрий Смилевски. В концерте примут участие звезды Мариинского театра Рената Шакирова и Тимур Аскеров, а также артисты Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Сомова и Иван Михалев. Специальными гостями вечера станут солисты Государственного академического ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.
Новогодняя мозаика будет составлена из лучших хореографических миниатюр мировой сокровищницы балета и ярких номеров современности.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.