Рецензия на мини-сериал «Локи»: В мультивселенной добра и порядка
Оценка: 8 из 10
Премьера мини-сериала Marvel «Локи» состоялась на стриминговом сервисе Disney+ 9 июня 2021 года. Режиссёр: Кейт Херрон. В ролях: Том Хиддлстон, Оуэн Уилсон и другие.
В комиксах уже давно существует традиция – раз в несколько лет устраивать перезапуск всех серий. Иногда это мягкий перезапуск, после которого прежние сюжеты продолжаются, иногда – полноценный. Из последних таких событий на ум сразу приходит мягкий ребут DC Comics в 2011 году, получивший название «The New 52», и последовавший за ним в 2016 году столь же глобальный «DC Rebirth». Их конкуренты в Marvel идут в ногу: в 2000 году создали импринт «Ultimate», в 2012 году – «Marvel NOW!», а в 2015 году – «All-New, All-Different Marvel».
В каких-то случаях сюжет всех серий начинался с нуля, а где-то предыдущие истории не теряли актуальности, но становились глубоко второстепенными. Суть всегда была одна – каждое из таких комиксных событий становилось точкой входа, начиная с которой к чтению серий могла подключиться абсолютно новая аудитория. Необходимость в таких перезапусках очевидна: часть читателей взрослеет, перестает испытывать интерес и ждет момента, чтобы безболезненно закончить чтение, тогда как новому поколению совсем не хочется перечитывать несколько сотен номеров, выходивших много лет, чтобы начать чтение и разобраться в нюансах истории.
Компания Disney раньше других поняла, что в кино, особенно если речь идет о больших многолетних франшизах, старый комиксный подход тоже может стать залогом выживания. Аудитория становится старше – кто-то вырос на первом «Железном Человеке» и шел на картину «Мстители: Финал», испытывая ностальгические чувства, у кого-то выросли дети, которым только предстоит познакомиться со вселенной супергероев. Поэтому пока одни восторгались мнимой смелостью Кевина Файги, решившего подвести черту «Саги Бесконечности» на самом пике популярности франшизы, другие прекрасно понимали, что происходит всего лишь типичный мягкий перезапуск вселенной. Сеттинг все тот же, некоторые ключевые персонажи не изменились (Человек-паук, Тор, Доктор Стрэндж), но при этом все, что выйдет после картины «Мстители: Финал», можно будет смотреть, не вникая в бэкграунд, что, несомненно, привлечет новых зрителей.
Главный вопрос в такой ситуации – что делать со старыми персонажами, оставшимися во франшизе. Человек-Паук, Капитан Марвел и Доктор Стрэндж – герои относительно новые в киновселенной, и пересмотра пока не требуют. Тор постарше, и Тайка Вайтити фактически уже сделал для него ребут – «Рагнарек» можно смотреть, не видя предыдущих двух картин. Все важные события из прошлого в фильме упомянуты, а ненужные – преданы забвению (в некотором смысле, именно для этого были нужны смерть Одина и разрушение Асгарда). В ходе «Саги Бесконечности» сюжетная арка Тора тоже простовата и пресновата, а про его развитие как персонажа, трудно сказать что-то интересное.
То ли дело Локи! Сначала он – злодей и психопат, одержимый идеей захвата Земли. Потом – антигерой, пытающийся искупить свою вину. Под конец – положительный герой и хороший брат, не растерявший при этом харизмы. И персонажа, и сыгравшего его Тома Хиддлстона зрители действительно полюбили.
Локи было суждено погибнуть в ходе событий «Войны Бесконечности», но события картины «Мстители: Финал» все изменили. Оказывается, персонаж выжил, но тем самым нарушил положенный ход событий, а потому оказался в цепких лапах Управления Временными Изменениями – организации, следящей за тем, чтобы временная линия шла ровно. Там ему предлагают простой выбор – быть стертым из истории или помочь агенту Мобиусу. Тот как раз разыскивает особо опасного преступника, который умеет перемещаться во времени и ловко убивает агентов УВИ.
Сериалы в рамках киновселенной Marvel – это особая боль и радость одновременно. С одной стороны, в них реализуется множество идей и концепций, которые в полном метре не сработали бы. С другой стороны, «ВандаВижн» и «Сокол и Зимний Солдат» имеют практически не влияющие на события фильмов сюжеты и заканчиваются примерно на той же точке, что и начинаются. «Локи» же с первого эпизода утверждает концепцию мультивселенной (к слову, сценарист сериала Майкл Уолдрон также выступает в этом качестве для грядущей картины «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия»). Однако сбудутся ли ожидания фанатов в этот раз – совершенно непонятно. В той же «ВандаВижн» намеки на мультивселенную были связаны с появлением персонажа Эвана Питерса, но кончилось все лишь вульгарной шуткой.
Трудно сказать, какое место займет «Локи» в киновселенной. Но точно ясно, что фанаты будут смотреть сериал как минимум из-за главного героя. Том Хиддлстон здесь олицетворяет Локи во всех его ипостасях – он и психопат, и злодей, и обманщик, и шутник, и просто трагическая личность. Агент Мобиус фактически проводит сеанс психоанализа с главным героем, благодаря чему сразу раскрывается много сторон его личности. С этим же связан основной конфликт первой серии. Если Локи – бог обмана, то почему его план захвата Земли в первых «Мстителях» был так прямолинеен и лишен хитростей? Может быть, Локи просто любит насилие и жестокость, а вовсе не хочет править миром? Что бы случилось после того, как он захватил Землю, и зачем вообще ему сдалась эта планета?
Много вопросов, много отсылок к прежним фильмам серии. При этом, повторимся, с началом четвертой фазы все можно смотреть, не зная предыстории. В первом же эпизоде Мобиус показывает Локи ключевые моменты из его жизни – ироничный и постмодернистский ход – и дает им толкование и оценку. При этом драматизма ситуации добавляют размышления о свободе воли. «Я сам вершу свою судьбу», – считает Локи. Ему возражают: «Вот вся ваша линия на экране – привести темных эльфов в Асгард, помириться с братом, противостоять Хеле, потом Таносу, а в конце – умереть». Какая уж тут свобода воли?
Оуэн Уилсон (агент Мобиус) своей минималистичной игрой удачно дополняет Тома Хиддлстона с его истероидным, театральным, эгоцентричным Локи. Антагонист в первой серии не показан, но, по всей вероятности, им станет альтернативная версия Локи (возможно, даже женская версия – на это были намеки в некоторых интервью).
Само Управление Временными Изменениями оформлено в стиле ретрофутуризма и напоминает сразу все научно-фантастические фильмы, высмеивающие бюрократию. По атмосфере это близко к «Теореме Зеро» Терри Гиллиама. При этом УВИ иронизирует и над самой киновселенной Marvel – по крайней мере, над первыми тремя ее фазами. Фанатам наверняка будет обидно, как в сериале используют камни Бесконечности (а уж Танос и вовсе пришел бы в отчаяние). Локи тоже грустит, но понимает, что правила игры поменялись. Возможно, что навсегда.
Начало сериала выглядит крайне занимательно, хотя в дальнейших сериях у него есть шанс оказаться на тех же граблях, на которые ступили и предыдущие телепроекты Marvel, став очередным бесполезным эксклюзивом с разочаровывающей концовкой. С другой стороны, ради отличных актеров и потенциально интересного сюжета с философским подтекстом, его можно и посмотреть.
Павел Соломатин,InterMedia
Юра Борисов претендует на две награды Гильдии актеров США
Номинанты на премию Гильдии актером Америки (SAG Awards) были объявлены 8 января 2024 года. Из-за пожаров в Лос-Анджелесе было принято решение заменить живое объявление в телеэфире и на YouTube выпуском пресс-релиза.
Лидером по числу номинаций в кинокатегориях стал мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада» (пять упоминаний), за ним следует байопик Боба Дилана «Никому не известный» (четыре упоминаний) и «Анора» и «Эмилия Перес» (по три номинации).
На премию за главную мужскую роль претендуют Эдриан Броуди («Бруталист»), Тимоти Шаламе («Никому не известный»), Дэниэл Крэйг («Квир»), Колман Доминго («Синг-Синг») и Рэйф Файнс («Конклав»), главную женскую - Памела Андерсон («Шоугерл»), Синтия Эриво («Злая: Сказка о ведьме Запада»), Карла София Гаскон («Эмилия Перес»), Майки Мэдисон («Анора») и Деми Мур («Субстанция»).
Российский актер Юра Борисов номинирован на премию в категории «лучшая мужская роль второго плана». Его конкурентами являются Джонатан Бэйли («Злая: Сказка о ведьме Запада»), Эдвард Нортон («Никому не известный»), Джереми Стронг («Ученик. Восхождение Трампа») и Киран Калкин («Настоящая боль»). Борисов также претендует на призы в номинации «лучший актерский состав» вместе со своими коллегами по «Аноре» – Марком Эйдельштейном, Майки Мэдисон, Кареном Карагуляном, Ваче Товмасяном и Алексеем Серебряковым.
В телевизионных номинациях фигурируют «Бриджертоны», «День Шакала», «Дипломат», «Сёгун» и «Медленные лошади», а также «Начальная школа Эббот», «Медведь», «Хитрости», «Убийства в одном здании» и «Терапия».
Награды во всех 15 категориях — шесть в кино, девять в телевидении — будут вручены на 31-й ежегодной церемонией вручения премии Гильдии киноактеров США (SAG Awards), которая состоится 23 февраля в Shrine Auditorium & Expo Hall в Лос-Анджелесе и будет транслироваться в прямом эфире на Netflix. Кристен Белл будет вести церемонию, на которой Джейн Фонда получит премию Гильдии киноактеров США за достижения в жизни.
Арми Хаммер возвращается в кино
Арми Хаммер («Назови меня своим именем», «Ребекка») исполнит главную роль в новом фильме «Темный рыцарь» (The Dark Knight) немецкого режиссера Уве Болла (создателя экшн-кинофраншиз «Во имя короля» и «Ярость»). Как сообщает Variety, будущая картина не имеет отношения к истории о Бэтмене. В основанном на оригинальном сценарии Болла фильме Хаммер сыграет Сандерса, который берет правосудие в свои руки, отправляясь на охоту за преступниками. В то время как его крестовый поход превращает его в сенсацию социальных сетей и героя в глазах общественности, местный начальник полиции видит в нем угрозу обществу и стремится его уничтожить. Съемки должны начаться 27 января 2025 года в Хорватии.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Хаммер фактически не снимался в кино с 2021 года, когда несколько женщин обвинили его в сексуальных домогательствах, насилии и различных извращениях (вплоть до каннибализма). За этими сообщениями последовал развод Арми с актрисой Элизабет Чеймберс (матерью его двоих детей) и профессиональная «отмена». Актер потерял роли в сериалах «Предложение» (где вместо него сыграл Майлз Теллер), «Газлит» (его заменил Дэн Стивенс) и фильме «Моя пиратская свадьба» (главную мужскую роль сыграл Джош Дюамэль). Лишь режиссер Кеннет Брана отказался «вырезать» Арми из уже снятого фильма «Смерть на Ниле», который вышел в прокат в феврале 2022 года. Некоторое время после разгоревшегося скандала Хаммер даже жил на Каймановых островах и работал в отеле продавцом таймшеров.
В 2023 году прокурор Лос-Анджелесе отказался возбуждать дело против актера, не найдя для этого достаточных улик и оснований. В конце 2024-го Арми возобновил карьеру и получил роль в малобюджетном вестерне Трэвиса Миллса «Frontier Crucible», где также снимаются Томас Джейн и Уильям Х. Мэйси. В недавнем интервью Хаммер рассказал, что его актерская карьера пошла в гору настолько, что он начал отказываться от некоторых предлагаемых проектов.
Умер оператор «Шоколада» и фильмов о Гарри Поттере Роджер Прэтт
Британский кинооператор Роджер Прэтт скончался в возрасте 77 лет в конце декабря 2024 года. О его смерти официально сообщило 6 января 2025-го Британское общество операторов без указания точной даты и причины.
Роджер родился 27 февраля 1947 года в Лестере, в конце 1960-х поступил в Лондонскую киношколу, но решил, что не хочет быть режиссером и переключился на операторскую и монтажную работу. Его первым фильмом стала картина «Мрачные моменты» (1971), режиссером которого был его однокурсник Майк Ли, а Прэтт исполнил роль ассистента оператора (в дальнейшем они сделали вместе несколько филомов). Роджер работал заряжающим хлопушки на съемках классической комедии 1975 года «Монти Пайтон и Священный Грааль», где познакомился и подружился с Терри Гиллиамом. Прэтт снял как оператор несколько короткометражных работ в начале 1980-х и дебютировал в качестве оператора-постановщика на фильме ужасов «Основание доллара» (1981) режиссера Роджера Кристиана. Также среди его первых полнометражных работ был «Смысла жизни по Монти Пайтону» Терри Джонса.
Среди самых известных операторских работ Прэтта – «Бразилия», «Король-рыбак» и «12 обезьян» Терри Гиллиама, «Мона Лиза» и «Конец романа» Нила Джордана (за последний Роджер получил номинацию на «Оскар» и BAFTA), «Бэтмен» Тима Бёртона, «Год кометы» Питера Йетса, «Страна теней», «В любви и войне», «Серая сова» и «Замыкая круг» Ричарда Аттенборо, «Франкенштейн» Кеннета Браны, «102 долматинца», «Шоколад» Лассе Халльстрёма (его вторая номинация на BAFTA), «Айрис» Ричарда Эйра, «Троя» Вольфганга Петерсена, «Чернильное сердце» Иэна Софтли, «Дориан Грей» Оливера Паркера, «Карате-пацан» Харольда Цварта, а также два фильм кинофраншизы о Гарри Поттере – «Гарри Поттер и Тайная комната» Криса Коламбуса и «Гарри Поттер и Кубок огня» Майка Ньюэлла.
Роджер Прэтт получил премию Британского общества операторов за достижения всей жизни в 2023 году. Он вышел на пенсию в 2010-х годах из-за болезни Альцгеймера.