Рецензия: документальный фильм «История русской поп-музыки. 2002»

2021, Lenta.ru
Оценка: 7,5 из 10.
Выпуск, посвящённый 2002 году, оказался короче двух предыдущих по хронометражу, из-за чего может сложиться впечатление, что этот год в российской попсе был бедноват на события. На самом деле это не так: именно в 2002-м стартовал телепроект «Фабрика звёзд», который на протяжении дальнейших десятилетий исправно генерировал инфоповоды (и инкубаторских звёзд). Сюжет про «ФЗ» задаёт тон всему выпуску, причём в качестве спикеров выступают Павел Артемьев и Стас Пьеха, неоднократно признававшиеся в нелюбви к попсе. Естественно, у зрителей создаётся ощущение, что обитатели «звёздного дома» чувствовали себя на проекте, мягко говоря, странно. Архивные кадры с выпускных концертов это впечатление только подтверждают. А вот поди ж ты: некоторые до сих пор гастролируют с репертуаром времён первой «Фабрики звёзд».
Следом авторы серии рассказывают о менее удачных шоу талантов и о забытой группе «Другие правила», а поэт Александр Елин раскрывает некоторые секреты реалити-шоу, которые в реальности не то, чем кажутся. Для Елина год был урожайным: он стал автором текстов двух самых часто звучавших тогда песен - «Круто ты попал на ТВ» и «Такого, как Путин». Спустя 19 лет Александр рассказал для «Истории русской попсы» о том, что никакой идеологии в этих произведениях не было, а решал он сугубо технологические задачи - цепляющие хуки, простые фразы, скрытая ирония. Ирония, замечу от себя, была скрыта так хорошо, что её почти никто не считал.
Не менее любопытна рассказанная в выпуске история успеха группы «Дискотека Авария», выпустившей тогда свой альбом «Маньяки», все (все!) песни с которого стали хитами. Сейчас-то кажется, что «Авария» была всегда, но их путь к славе был не слишком быстрым и некоторые будущие всенародные шлягеры родились как рекламные заставки ивановских дискотек и радиостанций. Менее интересны история неуспеха группы «Тотал» и сюжет про «Плазму», упорно продолжающую петь исключительно на английском. Кроме того, в выпуске имеются воспоминания о группе Fantasy с их провокационным (или нет) хитом «Ты беременна, это временно», размышления Яна Николенко о том, как неправильно раскручивали его проект «Сети», рассказ Вики Ворониной про то, как она лишилась авторских прав на сочинённые ею песни группы «Пропаганда», странная история раскрутки Авраама Руссо и удивление Виса Виталиса по поводу невостребованности его социального рэпа. Серия завершается убийством Михаила Круга.
Ни один выпуск нового сезона «Истории» не обходится без подзабытых дикостей, которые ведущий Олег Кармунин предлагает открыть для себя заново. На сей раз в этом качестве выступает актёр и блогер Сергей Дружко, в 2002 году выпустивший шансон-альбом (!), полностью состоящий из песен о дальнобойщиках и спонсируемый расположенной под Петербургом автостоянкой (!). Не буду рекомендовать разыскать эту работу и послушать её целиком: тех нескольких секунд, которые звучат в «Истории российской попсы. 2002», вполне достаточно.
Алексей Мажаев, InterMedia
Хавьер Бардем уговаривает Брэда Питта вернуться в профессию в трейлере «Формулы-1»

Трейлер фильма «Формула-1» (F1) обнародовала 13 марта 2025 года кинокомпания Warner Bros. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине Джозефа Косински сыграли Брэд Питт, Хавьер Бардем, Дэмсон Идрис, Тобайас Мензис, Ким Бодния и Керри Кондон, а одним из продюсеров стал британский автогонщик, многократный победитель «Формулы 1» Льюис Хэмильтон.
По сюжету, автогонщик Сонни Хейз (Питт) был самым многообещающим феноменом «Формулы-1» в 1990-х годах, пока авария на трассе едва не положила конец его карьере, когда он так и не поднялся на пьедестал. Тридцать лет спустя он стал гонщиком-кочевником по найму, когда к нему обратился его бывший товарищ по команде Рубен Сервантес (Бардем) - владелец команды, которая находится на грани краха. Рубен убеждает Сонни вернуться в профессиональные гонки чтобы в последний раз попытаться спасти команду и стать лучшим в мире. Он будет гонять вместе с Джошуа Пирсом (Идрис), крутым новичком, который намерен задать свой собственный темп. Но когда ревут двигатели, прошлое Сонни настигает его, и он обнаруживает, что в «Формуле-1» ваш товарищ по команде — ваш самый жестокий соперник, и путь к искуплению — это не то, по чему вы можете идти в одиночку.
«Формула-1» выйдет в мировой прокат 25 июня, а позже появится на Apple TV+.
«Мелодия» выпустила неизвестную запись Николая Громина

Фирма «Мелодия» выпустила неизданный альбом джазового гитариста Николая Громина «Блюз для Тэда». В 2024 году при работе над переизданием записей знаменитого джазового дуэта гитаристов Николая Громина и Алексея Кузнецова редакторы «Мелодии» нашли неопубликованную мастер-ленту 1991 года с записью сольного альбома Громина: пять ранее не изданных композиций, записанных гитаристом вместе с Виктором Двоскиным (контрабас) и Виктором Епанешниковым (ударные). Пленка, найденная в 2024 году, была сделана в июле 1991-го, за пультом находился звукорежиссер Рафик Рагимов, руководивший записью самых знаменитых джазовых альбомов для фирмы «Мелодия». Этот релиз, получивший название «Блюз для Тэда», вероятно, должен был выйти в конце года, но события августа 1991-го помешали этим планам.
Заглавная композиция посвящена другу и коллеге Громина — знаменитому американскому трубачу Тэду Джонсу, звезде оркестра Каунта Бейси, с которым гитарист познакомился в Копенгагене и играл в его легендарном биг-бэнде, считавшимся одним из лучших в Европе. В альбом также вошли авторские интерпретации джазовой классики: «My Funny Valentine», «When Sunny Gets Blue», «Alone Together» и «Theme for Ernie».
Музыкальный критик Денис Бояринов: «Обнаруженная запись «Блюз для Тэда» — это еще одно подтверждение уникального мастерства Николая Громина, яркого звучания, безупречной фразировки и восхитительной свободы исполнения. Это настоящий джаз».
Гитарист Николай Громин — выдающийся отечественный джазовый музыкант, он сыграл ключевую роль в возрождении советского джаза в оттепель, и стал одним из немногих, сумевших вписаться в профессиональную джазовую среду за рубежом, добившись там значительных успехов. Оригинальный стиль и мастерство Громина получали высокие оценки западных экспертов. Так, американский трубач Дон Эллис сравнивал Громина с подлинным блюзовым исполнителем, будто бы прошедшим уроки у Прокофьева. Знаменитый джазовый критик Уиллис Коновер отмечал, как естественно Громин сочетает блюзовое звучание с русскими музыкальными традициями. Отечественный джазовый критик Алексей Баташев называл Громина «корифеем мелодической линии». Композитор и дирижер Юрий Саульский считал ансамбль Громина и Кузнецова «ансамблем мирового уровня».
В 1978 году «Мелодия» выпустила первую пластинку дуэта Николая Громина и Алексея Кузнецова — «Джанго», в 1988 году Громин и Кузнецов записали альбом «Спустя 10 лет».
Валерия не уходит со сцены

Валерия опровергла слух о том, что завершает карьеру. Певица объяснила, что сейчас находится в самом активном творческом периоде, а о прекращении выступлений речи пока не идет.
- Слова не было сказано про то, что я ухожу со сцены, и сто раз прощаться тоже я не буду — не хочется. Когда созрею, скажу: «Всё, отчаливаю!», но это пока не тот случай, потому что как раз сейчас у меня самый активный период, — заявила Валерия в подкасте «По каверочку».
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее супруг и продюсер певица Иосиф Пригожин заявил о том, что она выпустит в апреле 2025 года свой последний альбом и сведёт до минимума гастрольную деятельность.