«Звезда Театрала-2021» объявила номинантов
Голосование за номинантов премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» стартовало 15 сентября 2021 года на официальном сайте премии. Минувшим летом народному жюри премии предстояло сделать выбор в 18 различных номинациях, в которых суммарно были представлены более 180 имён – спектаклей, артистов, проектов и театров. В шорт-лист голосования вошли номинанты, получившие в прошедшем сезоне 2020/2021 высокую зрительскую оценку. Поддержкой аудитории заручились спектакли Владимира Машкова, Юрия Бутусова, Андрея Максимова, Марины Брусникиной, Евгения Писарева, Егора Перегудова и многих других известных российских режиссёров. Среди номинантов финального этапа премии – не только именитые постановщики, но и популярные артисты театра и кино Виктория Исакова, Елена Яковлева, Максим Аверин, Александр Домогаров, Евгений Цыганов, Вера Алентова, Антон Хабаров, Елизавета Боярская, Аня Чиповская, Ирина Горбачёва, Сергей Безруков, Антон Шагин и др.
В шорт-лист «Звезды Театрала»-2021 вошли культурные учреждения из Барнаула, Севастополя, Ярославля, Мытищ, Санкт-Петербурга, Тюмени, Подольска, Кишинёва (Молдавия), Вильнюса (Литва), Алма-Аты (Казахстан). Впервые география премии распростёрлась практически до Белого моря: среди претендентов на победу в этом году – инклюзивный спектакль «Питер Пэн», поставленный в Архангельском театре драмы им. Ломоносова совместно с благотворительным фондом «Время добра».
- Несмотря на пандемийные времена, зрители с небывалой ранее активностью голосовали по лонг-листу, - говорит президент премии Валерий Яков. - Это ещё раз свидетельствует о том, как наша публика соскучилась по живому театру, по своим кумирам, которых от всей души поддерживает. Причём активнее всего голосовали за региональные театры, за любительские и за русские зарубежные. Это не может не радовать. И мы очень надеемся, что с шорт-листом энергичность поддержи номинантов лишь возрастёт.
По традиции имена обладателей звания лауреата зрительской премии «Звезда Театрала», набравшие наибольшее количество голосов в новом этапе, будут объявлены в первый понедельник декабря на торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова. Голосование продлится до 30 ноября.
Лауреаты в самой почетной номинации «Легенда сцены» определяются без зрительского голосования редколлегией журнала «Театрал» и утверждаются общественным советом премии. В его состав входят народная артистка СССР Алла Пугачева, лётчик-космонавт Олег Скрипочка, заслуженные мастера спорта России Илья Авербух и Алина Кабаева, заслуженный деятель искусств Лариса Рубальская, писатель Татьяна Устинова и другие. Имена «Легенд сцены» этого года всё ещё держатся в секрете.
Шорт-лист премии «Звезда Театрала-2021»
Лучший спектакль. Большая форма
«И никого не стало»
Реж. Владимир Машков (Театр Олега Табакова)
«Король Лир»
Реж. Юрий Бутусов (Театр им. Вахтангова)
«Ричард III»
Реж. Нина Чусова (Театр им. Моссовета)
Лучший спектакль. Малая форма
«Гроза прошла»
Реж. Андрей Максимов (Театр им. Моссовета)
Обычный конец света»
Реж. Данил Чащин (Театр им. Пушкина)
«Поле»
Реж. Марина Брусникина (Театр «Практика»)
Лучший музыкальный спектакль
«1900-й. Легенда о пианисте»
Реж. Ирина Леонова (Малый театр)
«Танго между строк»
Реж. Наталья Ковалёва (Театр им. Вахтангова)
«Шахматы»
Реж. Евгений Писарев (Театральная компания «Бродвей Москва»)
Лучший спектакль для детей и юношества
«Кошка, которая гуляла сама по себе»
Реж. Василий Заржецкий (Новосибирский музыкальный театр (Новосибирск))
«Меня удочерила горилла»
Реж. Роман Бокланов (Большой театр кукол (Санкт-Петербург))
«Петя и волк»
Реж. Егор Перегудов (РАМТ)
Лучшая постановка иностранного режиссера в России
«Горбачёв»
Реж. Алвис Херманис (Латвия) (Театр Наций)
«Мисс Сайгон»
Реж. Корнелиус Балтус (Голландия) (Театр музыкальной комедии (Санкт-Петербург))
«Отцы и дети»
Реж. Анджей Бубень (Польша) (Театр драмы им. Волкова (Ярославль))
Лучший режиссер
Юрий Бутусов
«Сын» (РАМТ)
Владимир Иванов
«Мёртвые души» (Театр им. Вахтангова)
Константин Райкин
«Плутни Скапена» (Театр «Сатирикон»)
Лучшая женская роль
Виктория Исакова
Араминта. «Ложные признания» (Театр им. Пушкина)
Татьяна Кравченко
Нина Петровна. «Под одной крышей» (Театр «Ленком Марка Захарова»)
Елена Яковлева
Джулия Ламберт. «Театр» (Театр «Современник»)
Лучшая мужская роль
Максим Аверин
Геннадий Несчастливцев. «Лес» (Театр сатиры)
Александр Домогаров
Ричард. «Ричард III» (Театр им. Моссовета)
Евгений Цыганов
Режиссёр. «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» (Театр «Мастерская Петра Фоменко»)
Лучшая женская роль второго плана
Вера Алентова
Госпожа Аргант. «Ложные признания» (Театр им. Пушкина)
Мария Смольникова
Нонна Скегина/Сонька Золотая Ручка. «Все тут» (Театр «Школа современной пьесы»)
Софья Эрнст
Любочка. «Звезда вашего периода» (МХТ им.Чехова)
Лучшая мужская роль второго плана
Александр Семчев
Афанасий Иванович Большинцов. «Месяц в деревне» (МХТ им. Чехова)
Антон Хабаров
Астров Михаил Львович. «Дядя Ваня» (Московский Губернский театр)
Андрей Шимко
Людовик Великий, король Франции. «Кабала святош/Мольер» (Молодежный театр на Фонтанке (Санкт-Петербург))
Лучшая роль театральной актрисы в кино
Елизавета Боярская
Алекс Брэдли (Сериал «Оптимисты. Карибский сезон»)
Ирина Горбачёва
Жанна Майская (Сериал «Чики»)
Аня Чиповская
Кира в молодости («Кто-нибудь видел мою девчонку?»)
Лучшая роль театрального актера в кино
Сергей Безруков
Фёдор Эйхманис (Сериал «Обитель»)
Юрий Стоянов
Дед Слава (Сериал «Вампиры средней полосы»)
Антон Шагин
Игнат Галлей («Комета Галлея»)
Лучший директор
Софья Апфельбаум
РАМТ
Светлана Борисова
Оренбургский театр музыкальной комедии (Оренбург)
Александр Стульнев
Театр им. Маяковского
Лучший региональный театр
Алтайский краевой театр драмы им. Шукшина (Барнаул)
Севастопольский русский драматический театр им. Луначарского (Севастополь)
Театр драмы им. Волкова (Ярославль)
Лучший любительский театр
Любительский психологический театр «Душа» (Санкт-Петербург)
Молодёжный театр-студия «Быть» (Тюмень)
Народный коллектив «Театр-студия «Артель» (Подольск)
Лучший русский театр за рубежом
Русский драматический театр им. Чехова (Кишинёв, Молдавия)
Русский драматический театр Литвы (Вильнюс, Литва)
Русский театр драмы им. Лермонтова (Алматы, Казахстан)
Лучший социальный проект в театре
Инклюзивный мюзикл «Жаль, что тебя здесь нет»
Фонд «ALMA MATER» и Новая сцена Александринского театра при участии Фонда «Антон тут рядом» (Санкт-Петербург)
Инклюзивный спектакль «Питер Пэн»
Архангельский театр драмы им. Ломоносова и благотворительный фонд «Время Добра» (Архангельск)
Спектакль «Пушкин и Ко»
Инклюзивный театр «Птица» (Ижевск)
Лучший арт-проект онлайн
«Бедные люди», онлайн-сериал
БДТ им. Товстоногова
«Капустный сад», онлайн-проект
Театр драмы и комедии «ФЭСТ» (Мытищи)
«Новогодний мюзикл. Видеошоу»
Creative Lab Stairway
Светлана Захарова и Вадим Репин представят «Па-де-де на пальцах и для пальцев»
Балерина Светлана Захарова и скрипач Вадим Репин представят обновленную программу «Па-де-де на пальцах и для пальцев» 19 декабря 2024 года в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Программа уже стала хитом на многих сценах мира. Единая драматургическая линия связывает череду скрипичных пьес в исполнении Вадима Репина и хореографических номеров, воплощенных Светланой Захаровой, а также звездами Большого театра – Михаилом Лобухиным, Артемием Беляковым и Денисом Захаровым.
Музыкальная композиция построена на произведениях более 10 композиторов, среди которых Сен-Санс, Чайковский, Бизе, Глазунов, Паганини, Пьяццолла и другие. Московской публике программа впервые была показана на сцене Концертного зала им. Чайковского в 2019 году, став одном из самых ярких событий музыкального сезона.
- Нам всегда хотелось сделать что-то вместе, что-то особенное, - говорит Светлана Захарова. – Сначала мы не понимали, что это может быть, так как у нас абсолютно разный репертуар, но желание сделать совместный проект было сильнее всех сложностей. Так мы составили программу из номеров, в которых скрипка играет важнейшую роль в раскрытии сценического образа. Даже знаменитого «Умирающего лебедя» Сен-Санса, наверное, впервые в истории играла скрипка. Мы подбираем, на наш взгляд, самые яркие и выразительные номера, в которых музыка и движение неразрывно связаны между собой. Это поистине удивительная программа, Вадим часто бывает на моих спектаклях, я бываю на его концертах, я восторгаюсь его искусством он, надеюсь, моим, каждый из нас имеет своих поклонников и почитателей, а в данном проекте мы причастны к одному творческому процессу, и весь спектр эмоций и чувств, которыми мы обмениваемся во время выступления, мы дарим нашему зрителю. В итоге это все превратилось в один из самых мною любимых проектов. Абсолютно бездонное вдохновение и свобода для творчества. Нашу программу мы можем видоизменять и дополнять новыми номерами тогда, когда посчитаем это нужным, тем самым каждый раз вдыхая в проект новую жизнь.
- Я счастлив, что мы смогли найти ту форму выражения наших чувств, которая воплотилась в совместном творчестве, - комментирует Вадим Репин. – Светлана – одна из лучших балерин мира, меня восхищает ее непревзойденная пластика, грациозность и та тонкость, с которой ей подвластно чувственное воплощение образа. Мне кажется, что скрипка – это именно тот инструмент, звучание которого наилучшим образом способно подчеркнуть ее особенности. Звучание скрипки является своеобразным лейтмотивом, воплощением искренности и самых тонких движений души, что придает программе особенную глубину и в которой каждый момент наполнен смыслом. Здесь есть место и искрометному юмору, и творческому поиску, и внутренней драме, и трепетной любви, и мы с радостью делимся с нашей дорогой публикой лучшим, что у нас есть.
«Собачье сердце», Евгения Крегжде и Игорь Верник получили «Звезду Театрала»
Торжественная церемония вручения зрительской премии «Звезда Театрала» состоялась 16 декабря 2024 года в Театре им. Вахтангова. «ИнтерМедиа» напоминает, что имена лауреатов в почетной номинации «Легенда сцены» были известны заранее: в этом году ими названы Михаил Филиппов, Владимир Васильев и Вера Алентова. Победителей в остальных номинациях, которые определились по результатам онлайн-голосования, объявили ведущие вечера – Карина Андоленко и Павел Попов.
Лучшим спектаклем сезона зрители назвали «Собачье сердце» во МТЮЗе. Постановка Антона Федорова набрала большинство голосов в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». За наградой на сцену поднялась актерская команда во главе с Андреем Максимовым, исполнителем роли Шарикова. Он перечислил весь состав спектакля, начиная от Игоря Гордина и заканчивая двумя псами по кличке Акир и Граф, выразил всем благодарность, включая, конечно же, режиссера. Андрей также поделился своими воспоминаниями:
- Когда я учился в театральном институте, мы с сокурсниками проводили много времени на Старом Арбате, и у меня была такая традиция: я подходил к левой колонне Театра Вахтангова, прикладывался к ней и мечтал о том, что когда-нибудь буду работать в театре Римаса Владимировича Туминаса, и он будет ставить со мной спектакли, где я буду, естественно, в главных ролях. Потом, когда в театр пришел Юрий Николаевич Бутусов, я просто стер эту колонну своим лбом, я бился-бился-бился. Сейчас на той самой колонне висит афиша с черной полоской на месте, где было написано «Римас Туминас». Я просто хочу сказать, что мы все – молодые артисты – никогда не забудем Римаса Владимировича, какие бы черные полоски на его имени ни стояли.
В номинации «Лучший спектакль. Малая форма» победила постановка Александра Коршунова «Прозрачное солнце осени» театра «Сфера». Лучшим режиссером по итогам минувшего сезона стал Иван Поповски: зрители проголосовали за его спектакль «Обыкновенное чудо» в Театре Вахтангова. А «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова» в постановке Алексея Франдетти признан лучшим музыкальным спектаклем. Победителем в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества» стал «Дон Кихот» в «Мастерской «12» Никиты Михалкова».
Приз за лучшую женскую роль получила Евгения Крегжде («Повесть о Сонечке» Театра Вахтангова), за лучшую мужскую – Игорь Верник («Маскарад с закрытыми глазами» МХТ имени Чехова). В номинации «лучшая женская роль второго плана» победила актриса Театра на Юго-Западе Анна Рыкова (Кити Щербацкая в спектакле «Анна Каренина»), в номинации «лучшая мужская роль второго плана» - Евгений Егоров («Дракула» Современного театра антрепризы).
За лучшие роли в кино «Звезду Театрала» получили Виктория Исакова (фильм «Сто лет тому вперед») и Тихон Жизневский («Майор Гром: Игра»).
Президент премии «Звезда Театрала» и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков объявил лауреатов специальной номинации «Лучший театр для всей семьи». За наградой на сцену поднялись художественный руководитель и главный режиссер Театр РОСТА в Царицыно – Нонна Гришаева и Александр Нестеров.
Юрий Григорович растерян из-за ажиотажа вокруг «Щелкунчика»
Постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета. Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, 2 декабря в ходе старта продаж билетов на «Щелкунчик» в Большой театр все места были выкуплены за две минуты. Часть билетов была выставлена на аукцион, и их цена давно перевалила на торгах за миллион рублей.
- До меня доходят фантастические сведения о нашем "Щелкунчике" — непомерных ценах на билеты в Большой театр, отсекающих от него истинных театралов; аукционе, на котором надо еще выиграть билеты, - сообщил ТАСС 97-летний Юрий Григорович. – Даже слышал запущенную кем-то шутку: один билет — один биткоин. Я почти растерян. Мне бесконечно радостно, что балет Петра Ильича Чайковского бьет репертуарные рейтинги не в одной Москве, но в стране и по миру. Если сложить число исполнений, наверное, перевалит за полтысячи в год.
Причину своей растерянности Юрий Григорович описал так:
- Беспокойство же в связи с этим, казалось бы, отрадным фактом в том, как бы не "заболтать" первозданность и чистоту поэтической истории. Любое тиражирование ее стирает. Трудно артистам 50 раз подряд быть на высоте чувства. Хотя они будут на высоте техники и дисциплины, я в том не сомневаюсь.
Юрий Григорович убежден, что балет «Щелкунчик» действует на зрителей оздоравливающе:
- Психотерапевтический эффект "Щелкунчика" мне хорошо знаком по гастролям Большого балета в Европе, США, Японии... Я ставил этот балет 13 раз в 8 странах мира, примерно столько же раз не поставил — отказывал по причинам отсутствия профессиональных возможностей в труппах. Восприятие его в артистической среде и в зрительской массе везде одинаково — высокое чувство, чистота и единение, которое гасит любые раздоры, агрессию, нетерпимость.