Рецензия: документальный фильм Сергея Дебижева «Рок за гранью»
2021, Kion
Оценка: 8 из 10.
Фильм «Рок за гранью» Сергея Дебижева посвящен главным героям русского рока 80–90 годов XX века - Виктору Цою, Борису Гребенщикову и Сергею Курёхину. Прочитав эту ёмкую аннотацию, начинаешь мысленно представлять себе в качестве года выпуска ленты 1988-й, максимум 1989-й. «Рок за гранью» - очень характерное название для перестроечных фильмов о том, что рок-музыка это очень круто, хотя и страшновато. К тому же первые минуты картины переносят ностальгирующих туда, в чёрно-бело-серый Ленинград 80-х, выглядящий у Дебижева невероятно атмосферно. Вместе с тем закрадывается вопрос: Цой, БГ и Курёхин - что же про них можно сказать нового, неизвестного?
По ходу просмотра постепенно выясняется, что Сергей Дебижев и не пытался рассказать что-то новое или напомнить биографии рок-героев. Свою сверхзадачу он раскрывает уже в финале ленты, и зрителю остаётся только определить, удалось ли режиссёру справиться с замыслом.
- Я считаю русский рок одним из удивительных феноменов в нашей культуре, - говорит Сергей Дебижев. - Три главных героя определили его вершины; это Борис Гребенщиков, который призывал смотреть вверх и там в хрустальных пространствах искать смыслы бытия, это Виктор Цой, который, как подлинный герой, призывал смотреть вперед и идти напролом, не зная компромиссов, и Сергей Курехин, который призывал смотреть вовнутрь и там в глубинах собственной души черпать вдохновение и силу. Именно они расшатали сознание нескольких поколений молодых людей и превратили его из плоского в многомерное. Именно о них наш фильм.
На мой взгляд, тему расшатывания плоского сознания «Рок за гранью» раскрывает вполне качественно. В качестве экспертов выступают всего четыре человека - Сергей «Африка» Бугаев, художник и писатель Виктор Тихомиров, продюсер Марина Алби и сам Дебижев. Поначалу может быть непонятно, почему именно они, но подробные интервью и филигранный монтаж постепенно доказывают, что все персонажи находятся на своём месте. Вкупе с обильной документальной хроникой - как музыкальной, так и просто городской - и фрагментами любимых песен тройной портрет обретает объём, масштаб и многомерность. БГ, Цой и Курёхин - совершенно разные, что очень веско иллюстрируется фрагментами из их интервью: там, где Цой отвечает одним словом, Курёхин может нести пургу часами. Дебижев не стал оригинальничать и вспомнил главное медиа-достижение Курёхина («Ленин-гриб»), а вместо банальной фразы про неустаревающую музыку Цоя просто показал фрагмент недавнего концерта «Симфоническое кино». Что касается нового и неизвестного, то зрителям демонстрируется редкий отрывок из интервью с БГ в «американском «Вечернем Урганте», где Борис Борисович после выхода англоязычного альбома во всеуслышанье обозвал западную музыку «скучной». Из всех этих деталей складывается масштабный пазл, глядя на который, уже никому не придёт в голову назвать банальным выбор героев для фильма.
Алексей Мажаев, InterMedia
Фильмы с музыкой Сергея Курехина покажут в Новой Третьяковке
Цикл кинопоказов «Курёхин-70» пройдет в Малом зале Новой Третьяковки на Крымском валу в декабре 2024 года. В программе, приуроченной к 70-летию со дня рождения композитора Сергея Курёхина, будут показаны три фильма, для которых он писал музыку. 13 декабря зрители увидят фильм «Господин оформитель» Олега Тепцова, 19-го - «Оно» Сергея Овчарова, а 21-го - «Пьющие кровь» Евгения Татарского.
- Все три фильма являются экранизациями отечественной классики (Александра Грина, Михаила Салтыкова-Щедрина и Алексея Толстого), - сообщается в анонсе. - Во всех трёх фильмах режиссёры выстраивают диалог между эстетическими идеалами прошлого и современными идеями, заигрывая с тропами хоррора. И диалог оказывается успешным во многом именно благодаря гениальной музыке за авторством Сергея Курёхина.
Все фильмы будут демонстрироваться с 35-мм киноплёнки. Мероприятие организовано при участии Госфильмофонда и «Москино».
Юра Борисов номинирован на премию Critic’s Choice Awards
Номинанты на премию Critic’s Choice Awards в кинокатегориях были объявлены 12 декабря 2024 года. Лидером по числу номинаций (11 упоминаний) стали «Конклав» и «Злая: Сказка о ведьме Запада», по десять номинаций получили «Дюна: Часть вторая» и «Эмилия Перес», девять – у «Бруталиста», по семь – у «Субстанции» и «Аноры», в том числе за лучшую мужскую роль второго плана Юры Борисова.
На звание лучшего фильма претендуют, помимо вышеперечисленных, «Никому не известный», «Мальчишки из «Никеля» и «Синг-Синг».
«ИнтерМедиа» напоминает, что номинанты на премию Critic’s Choice Awards в телевизионных категориях были объявлены 5 декабря 2024 года. Лидером по числу номинаций стал исторический сериал «Сёгун», претендующий на шесть наград.
30-я церемония вручения Critic’s Choice Awards состоится 12 января 2025 года.
Никита Кологривый, Ана де Армас и Гай Ричи стал самыми популярными в 2024 году по версии «Кинопоиска»
Портал «Кинопоиска» подвел итоги 2024 год. Никита Кологривый возглавил рейтинг самых популярных персон года на "Кинопоиске" — в 2024-м его страницу посетило больше всего пользователей. На такой результат повлияли активные съемки артиста в различных проектах — от сериалов «Слово пацана. Кровь на асфальте» и «Два холма» до драмы о становлении перестроечной поп-группы «Комбинация», вышедшей в этом году, и сериала «Метод», премьера которого состоится в 2025 году.
Вторую строчку в топе актёров занял Джейсон Стэйтем, исполнивший главную роль в новом боевике «Пчеловод», а третье — Леонардо ДиКаприо, сыгравший в криминальной драме Мартина Скорсезе «Убийцы цветочной луны».
Самая популярная актриса года — Ана де Армас. Исполнительница главных ролей в фильмах «Достать ножи» и «Бегущий по лезвию 2049» сыграла наемницу в экшне «Балерина» по франшизе «Джон Уик»: релиз проекта планируется 6 июня 2025 года. Далее расположились Юлия Снигирь, которая снялась в новых экранизациях «Преступления и наказания» и «Мастера и Маргариты», и звезда «Субстанции» Маргарет Куэлли.
Среди режиссёров в рейтинге по итогам года выше всех расположился Гай Ричи, выпустивший в 2024 году фильм «Министерство неджентльменских дел». На второй строчке — Квентин Тарантино. Его новую ленту «Кинокритик» ждали поклонники режиссера, но весной он отменил этот проект, начав работу над другим проектом. На третьем месте расположился японский режиссер Хаяо Миядзаки, получивший в 2024 году «Оскар» за анимационный фильм «Мальчик и птица», который вышел в российский прокат в декабре прошлого года, а в июле — на «Кинопоиске».