Рецензия: «Яуза» - «Музыка и слово»
2021, Navigator Records
Оценка: 7 из 10.
«Яуза» - необычная группа. Её лидер Арсен Ревазов занялся музыкой, когда ему было уже за 50. К этому возрасту он многого добился, став успешным писателем, арт-фотографом, предпринимателем. Тем не менее к старту музыкальной карьеры Арсен отнёсся не как к хобби или капризу, а более чем серьёзно - брал уроки вокала и музыкальной теории. Спустя год после создания группы «Яуза» вышел дебютный альбом «Бабочки и танки» - вполне зрелая и любопытная работа. Ещё через год появились «Музыка и слово» с песнями на стихи Осипа Мандельштама.
Интересный нюанс: несмотря на репутацию человека, у которого получается всё, за что бы он ни брался, Арсен Ревазов пока не начал писать тексты для своих песен. Для «Бабочек и танков» были использованы стихи Михаила Генделева, теперь вот поэзия Мандельштама. Дорастёт ли «Яуза» до выпуска полностью авторского материала?
На мой взгляд, привлечение в «соавторы» больших поэтов, с одной стороны, повышает качество, извините за выражение, творческого продукта, но с другой - оказывает существенное влияние на музыкальную стилистику. Генделев и тем более Мандельштам невольно настаивают на определённой стилистике, сужая для музыкантов возможности пробовать разные жанры. Впрочем, если «Яуза» чувствует себя органично, когда ей диктуют, и хочет записывать именно шансонные романсы с периодическими экскурсами в ретро-кабаре, тогда вопрос снимается.
«Яузе» также не помешало то обстоятельство, что Осип Мандельштам в последнее время невольно стал популярным «поэтом-песенником». Благодаря неутомимому пропагандисту его творчества Роману Либерову композиции на стихи поэта-акмеиста Серебряного века записали многие современные рок- и поп-звёзды, составившие целый трибьют-альбом «Сохрани мою речь навсегда». Версии там были как удачные, так и не очень - при этом стало совершенно очевидно, что поэзия Мандельштама остаётся современной и созвучной нашей эпохе. Так что Арсен Ревазов, берясь за эти стихи, как минимум не рисковал остаться непонятым.
Но «Яуза» всё равно сделала всё по-своему. В варианте Ревазова и его группы стихи Осипа Мандельштама превращаются в слова сдержанных взрослых мужчин, опытных и ироничных, которые встречались с разочарованиями, но сохранили воспоминания о светлых и нежных моментах жизни. Музыкальные решения - соответствующие: неброские босса-новы, романсы, бард-рок, шансон, джаз-кабаре, ничего модного и сиюминутного, всё для зрелых и понимающих меломанов. Правда, два последних номера альбома такую концепцию немного смещают. «Петербург» и «Жил Александр Герцевич» - это песни на стихи Мандельштама и на музыку Аллы Пугачёвой, известные в её исполнении. «Яуза» поменяла в тексте Ленинград на Петербург и добавила в «Герцевича» клезмерский аккомпанемент, а в остальном всё довольно узнаваемо - и наиболее хитово на всей пластинке. Благодаря этому альбому некоторые зрители наконец-то услышат эффектную, но не самую раскрученную песню Пугачёвой про еврейского музыканта.
Алексей Мажаев, InterMedia
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Тилль Линдеманн показал новую песню и анонсировал тур
Тилль Линдеманн выпустил 20 декабря 2024 новый сингл «Meine Welt» (в переводе с немецкого «Мой мир» - Прим. «ИнтерМедиа»). Автором музыки и продюсером трека выступил молодой немецкий музыкант Николас Людвиг, слова написал сам Тилль. Это уже третья сольная вещь лидера Rammstein, вышедшая в текущем году, после «Entre Dos Tierras» и «Übers Meer» («Через море»). «ИнтерМедиа» напоминает, что в ноябре 2023 года Тилль выпустил сольный альбом «Zunge».
Новая песня дала название европейскому туру, в который Линдеманн планирует отправиться в октябре 2025 года. А будущем летом у него запланированы выступления на нескольких фестивалях.