Рецензия на книгу: Артём Рондарев - «Эпоха распада. Грандиозная история музыки в ХХ веке»
2020, «Рипол классик»
Оценка: 7,5 из 10.
Артём Рондарев в принципе умеет в «инфотейнмент»: он много писал для глянцевых и полуглянцевых журналов, где занимался культурным просветительством в относительно лёгкой и изящной форме. Однако гораздо больше душа Артёма Владиславовича лежит к научным исследованиям музыки. В его социальных сетях легко встретить посты тысяч на двадцать тысяч знаков, исследующие «эмансипацию звука» у Джона Кейджа или «преемственность классической и авангардной ортодоксий». Неподготовленный к такому читатель будет вынужден проверять по словарю значение каждого второго слова - однако количество подготовленных комментаторов под этими постами впечатляет. Музыковедческие дискуссии Рондарева и его оппонентов по-своему завораживают, хотя обычному человеку пытаться вникнуть в их суть совершенно ни к чему.
Книга по истории музыки ХХ века родилась из курса лекций Артёма Рондарева «Современная музыка», прочитанного в Школе культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Здесь автор смог полностью отдаться научному подходу и специальной терминологии, совершенно не заботясь о тех, для кого это «слишком сложно». Вступительная часть «Эпохи распада» «Введение в проблематику» призвана окончательно отпугнуть от книги досужих любопытствующих. Она изобилует формулировками типа «модернизм в целом долгое время сопротивлялся «секуляризации» своих значений, так или иначе постулируя примат авторского высказывания над интерпретациями потребителя, что в итоге обусловило слияние его разнородных течений в некое хотя и гетерогенное и аморфное, однако всё же интуитивно опознаваемое как однородное эстетическое целое, которое ретроспективно маркировалось как «высокое». Признаться, это работает, даже ваш рецензент после такого введения отложил чтение издания на пару месяцев - но потом вернулся и не пожалел.
В главах «Ранний рок-н-ролл» и «Британское вторжение» наряду с научной терминологией содержится масса любопытных фактов, которые зачастую идут вразрез с укоренившимися апокрифичными легендами. Однако слово «факты» тут ключевое: огромное количество ссылок на источники позволяет отделить реальные события от мифов, а излюбленные Рондаревым «эндемичные» «апроприации» могут соседствовать в тексте с «понаехавшей деревенщиной» и ироничными сносками. Читатель, мало-мальски сведущий в истории музыкальных жанров, получит здесь много дополнительной информации, а также экскурсы в общественно-политический и культурный контекст того времени. Особенно это свойственно главам о зарождении хип-хопа и джаза.
В разделах о биг-бэндах, бибопе и свинге автор чуть изменяет подход, больше внимания уделяя биографическим фактам о той или иной звезде жанра - к слову, вы узнаете много интересного не только о достижениях, но и о слабостях и пороках классиков джаза. Кстати, довольно странно, что после всяких «роков» и электронной музыки в книге идут главы о джазе, а дальше вообще про академическую музыку, модернизм, минимализм и проч. Такая структура может отпугнуть от чтения тех, кто не устрашился вступления - не говоря уже о том, что почти вся вторая половина книги всё-таки предназначена для узких специалистов, настаивающих на принципиальных отличиях между джазом и бибопом.
Алексей Мажаев, InterMedia
Los Havtanos Евгения Хавтана выпустили новый испаноязычный сингл
Премьера песни Los Havtanos «Ven a mi» состоялась 4 декабря 2024 года. Это первый сингл сайд-проекта Евгения Хавтана с новым составом музыкантов, но с неизменной солисткой Яной Блиндер. Заглавная композиция альбома Los Havtanos 2020 года «Иди ко мне» теперь звучит на испанском языке. Новый текст на музыку Евгения Хавтана написали участники группы Йоэль Морейра и Арнольд Мэйо, продюсером выступил номинант на «Грэмми» Гиан Райт. Сингл доступен на всех цифровых платформах, а также в формате анимационного видео.
Гала-концерт «Ну-ка, все вместе!» из Кремля покажет «Россия»
Гала-концерт шоу «Ну-ка, все вместе!» покажет 6 декабря 2024 года телеканал «Россия». «ИнтерМедиа» напоминает, что мероприятие состоялось 11 ноября в Большом зале Государственного Кремлевского Дворца, где собрались 6 000 зрителей-экспертов, каждый из которых получил возможность отдать свой голос одному из вокалистов. Общее количество баллов после каждого выступления отражалось на главном экране. В результате зрители в зале выбрали победителя, который откроет седьмой сезон шоу в 2025 году.
Конкурсанты разных сезонов проекта выступили вместе с музыкальными экспертами из сотни выступали вживую под аккомпанемент оркестра и многочисленных голосов Академического мужского хора МИФИ, а также Государственного камерного хора Республики Татарстан и Джаз-хора Свердловской государственной детской филармонии. Не остались без музыкального номера и ведущие шоу. Так, Николай Басков исполнил свой новый трек «Криминальное чтиво» с рэпером Серёгой, а Сергей Лазарев - русскую версию хита «Пусть весь мир подождет».
Эфир в 21.30.
Тейлор Свифт с ее последним альбомом и «Espresso» Сабрины Карпентер стали самыми популярными на Spotify
Музыкальный стриминговый сервис Spotify подвел итоги 2024 года. Тейлор Свифт заняла первое место в рейтинге самых прослушиваемых исполнителей в мире, завоевав корону второй год подряд. Во многом это произошло благодаря ее последнему альбому «The Tortured Poets Department», который также стал самым прослушиваемым на Spotify. В целом, музыка Свифт собрала более 26,6 миллиардов прослушиваний на платформе в этом году.
После Свифт самыми прослушиваемыми исполнителями года на Spotify во всем мире стали Weeknd, Bad Bunny, Дрейк и Билли Айлиш. В тройку самых скачиваемых альбом вошли также «Hit Me Hard and Soft» Билли Айлиш и «Short n’ Sweet» Сабрины Карпентер.
Самой прослушиваемой песней на Spotify стала «Espresso» Сабрины Карпентер, за ней следуют «Beautiful Things» Бенсона Буна и «Birds of a Feather» Билли Айлиш. Список самых вирусных хитов возглавил дуэт Бруно Марса и Леди Гаги «Die With A Smile», на втором месте «Birds of a Feather» Билли Айлиш и «Beautiful Things» Бенсона Буна.
2024 Spotify Wrapped: Global Top Lists
Most-Streamed Artists Globally
- Taylor Swift
- The Weeknd
- Bad Bunny
- Drake
- Billie Eilish
- Travis Scott
- Peso Pluma
- Kanye West
- Ariana Grande
- Feid
Most-Streamed Songs Globally
- “Espresso” by Sabrina Carpenter
- “Beautiful Things” by Benson Boone
- “Birds of a Feather” by Billie Eilish
- “Gata Only” by FloyyMenor, Cris MJ
- “Lose Control” by Teddy Swims
- “End of Beginning” by Djo
- “Too Sweet” by Hozier
- “One of the Girls” by The Weeknd with Jennie, Lily Rose Depp
- “Cruel Summer” by Taylor Swift
- “Die With a Smile” by Bruno Mars, Lady Gaga
Most-Streamed Albums Globally
- “The Tortured Poets Department: The Anthology” by Taylor Swift
- “Hit Me Hard and Soft” by Billie Eilish
- “Short n’ Sweet” by Sabrina Carpenter
- “Mañana Será Bonito” by Karol G
- “Eternal Sunshine” by Ariana Grande
- “1989 (Taylor’s Version)” by Taylor Swift
- “SOS” by SZA
- “Lover” by Taylor Swift
- “Fireworks & Rollerblades” by Benson Boone
- “Starboy” by The Weeknd
Most Viral Songs Globally
- “Die With A Smile” by Bruno Mars, Lady Gaga
- “Birds of a Feather” by Billie Eilish
- “Beautiful Things” by Benson Boone
- “Lose Control” by Teddy Swims
- “Good Luck, Babe!” by Chappell Roan
- “Too Sweet” by Hozier
- “We Can’t Be Friends (Wait For Your Love)” by Ariana Grande
- “End of Beginning” by Djo
- “Espresso” by Sabrina Carpenter
- “Not Like Us” by Kendrick Lamar