Рецензия на фильм «Событие»: И снова про аборты
Оценка: 6 из 10
Российская премьера драмы-победителя Венецианского кинофестиваля состоялась на кинофестивале ко дню рождения Художественного, в российский прокат «Событие» выходит 20 января 2022 года. Режиссёр: Одри Диван. В ролях: Анамария Вартоломей, Кейси Моттет Кляйн, Луина Байрами и другие.
У студентки Анны (Анамария Вартоломей) несчастье. Она только что обнаружила, что беременна. Сейчас ей это совсем не нужно: в планах у девушки выучиться с отличием и стать успешной писательницей, однако нежелательная беременность резко ставит крест на всех амбициях Анны – плакала её учёба, плакала её карьера, она, как сама выражается, заразилась особой болезней, превращающей молодых девушек в домохозяек. Впрочем, есть одна опция – аборт, вот только на дворе 1964 год, а во Франции в те времена аборты были строго запрещены: государственные врачи от одного лишь намёка на операцию приходили в ужас, ибо сроки за такое преступления были серьёзные. Но для Анны, кажется, другого выхода попросту нет: она готова пойти на всё, чтобы избавиться от нежеланного плода внутри себя.
Французская драма «Событие» совсем недавно выиграла «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, что автоматически внесло картину Одри Диван в кинематографическую летопись 2021 года. Решение, принятое под руководством корейского режиссёра Пона Джун-хо, мягко говоря, странное: особенно с учётом того, настолько вторичным кажется «Событие» по сравнению с другими фильмами про аборты, показанными за последние 15 лет на самых крупных мировых фестивалях. Конечно, первым же делом вспоминается выдающаяся румынская картина Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели, 2 дня» про незаконные аборты при коммунистическом режиме. После отрезвляющего и во многом шокирующего соцреализма Мунджиу старания Диван и вовсе кажутся бледной копией.
Буквально в прошлом году на Берлинском кинофестивале показали ещё один замечательный фильм про аборты (но на этот раз не про незаконные) – «Никогда, редко, иногда, всегда». Кино Элизы Хиттман получилось исключительно нежным, тихим и живым, отчего закономерно стало одним из сильнейших авторских произведений 2020-го и образцом тончайшей режиссуры. У Одри Диван тоже прослеживается попытка изобразить интимный портрет отчаявшейся героини, вот только, несмотря на обилие крупных планов, использование клаустрофобического формата 4:3 и постоянную фиксацию камеры на Анне, все режиссёрские старания рушатся об рудиментарную драматургию.
Причём к исполнительнице главной роли никаких нареканий быть не может – девушка выкладывается на все сто, хотя, конечно, по меркам французского кино нынешнего года всё же сильно теряется на фоне Агат Руссель, чьи невозможные трансформации в «Титане» за гранью понимания. Картины Дюкорно и Диван не зря часто встречаются в едином дискурсе: одна – победительница Каннского кинофестиваля, другая – Венецианского. В обеих присутствует так называемый шок-контент (в «Событие» это сцена любительской попытки домашнего аборта, которая, по сути, на фоне того же «Титана» выглядит как утренник в детском саду). Обе ленты боролись за право представлять Францию на «Оскаре», и, о чудо, решено было отправить не более академичный вариант Диван, а прогрессивный семейный арт-хоррор Дюкорно, чем, правда, французы добровольно похоронили все шансы на статуэтку. Зато какой красивый и смелый жест!
Задача настоящего кинематографиста снимать о том, что ему небезразлично. Определённо для Одри Диван эта история что-то да значит: это своего рода хлёсткий феминистический манифест о свободе выбора и её необходимости для каждой женщины. Суперактуально на сегодняшний день. Задача настоящего критика определять место и художественную ценность конкретной картины на кинематографической карте мира, находящейся притом в вечной динамике. В этом плане «Событие» предельно избыточно как художественно, так и тематически. Дело в том, что тема абортов в кино настолько характерная и тяжеловесная, что её вариаций не насмотришься особо много. Две-три хорошо сделанных и по-разному раскрывающих данную тему ленты и всё: вектор сюжета, основная драма, персонажи, всё это будет примерно одно и то же. Это как с фильмами о пытках над заключёнными или любой другой нишевой тематики – два-три фильма на всю жизнь хватит.
«Событие», впрочем, может чем-то удивить тех зрителей, для которых это будет первый фильм про аборты. Большое кинематографическое горе, ибо куда более талантливые по всем фронтами и бесспорно обязательные для просмотра работы Мунджиу и Хиттман впоследствии тем зрителям могут показаться уже не столь свежими, а с учётом громкой и неожиданной победы в Венеции данное кино посмотрят намного больше людей, чем оно заслуживает. В остальном же приходится констатировать, что без «Золотого льва» в кармане лента Одри Диван вряд ли бы стала хоть каким-то событием в мире кино в этот или любой другой год.
Вадим Богданов, InterMedia
Итоги-2024 от «ИнтерМедиа»: Shaman, «Комбинация» и Кологривый
Информационное агентство «ИнтерМедиа» представляет итоги 2024 года. Для определения триумфаторов мы по традиции обработали статистические данные о посещаемости тех или иных материалов сайта. В результате победителей-2023 выбрали сами посетители сайта intermedia.ru. При подсчёте учитывалось не только количество просмотров, но и стабильность интереса читателей к тому или иному герою наших публикаций. Персона года во второй раз подряд – Shaman: заметки о нём вновь пользовались беспрецедентным спросом читателей.
Певец года:
1. Shaman (Ярослав Дронов).
2. Филипп Киркоров.
3. Сергей Жуков.
4. Дима Билан.
5. Сергей Лазарев.
Певица года:
1. Алла Пугачёва.
2. Инстасамка.
3. Мари Краймбрери.
4. Ольга Бузова.
5. Anna Asti.
Рок-группа/рок-музыкант года:
1. «Ленинград».
2. «Алиса».
3. «Кино»
4. Борис Гребенщиков (признан иноагентом в РФ).
5. Deep Purple.
Поп-группа года:
1. «Непара»
2. «Иванушки International».
3. «Любэ».
4. Artik & Asti.
5. «5утра».
Рэпер года:
1. Элджей.
2. Платина.
3. ЛСП.
4. Баста.
5. Macan.
Композитор года:
1. Игорь Крутой.
2. Максим Фадеев.
3. Александра Пахмутова.
4. Константин Меладзе.
5. Раймонд Паулс.
Песня года:
1. «Руки вверх» - «Студент 2024».
2. Инстасамка – «Пампим нефть».
3. Дима Билан, Мари Краймбрери – «It’s My Life».
4. Алла Пугачёва - «Я плачу».
5. Deep Purple – «Portable Door».
Кавер-версия года:
1. Леон Кемстач – «Как быть»
2. Стас Ярушин – «Как мне быть».
3. Shaman – «Чёрный ворон».
4. Мария Зайцева и Алексей Гоман – «Vivo per lei».
5. Сергей Лазарев – «Седая ночь» на французском языке.
Альбом года:
1.Deep Purple- «=1».
2. «Алиса» – «Гойда».
3. Алла Пугачёва – «P.S.».
4. «Кипелов» – «Весы судьбы».
5. Татьяна Куртукова – «У истока».
Актёр года:
1. Никита Кологривый.
2. Павел Прилучный.
3. Даниил Воробьёв.
4. Александр Устюгов.
5. Антон Васильев.
Актриса года:
1. Агата Муцениеце.
2. Николь Кидман.
3. Анна Михалкова.
4. Стася Милославская.
5. Виктория Исакова.
Кинорежиссёр года:
1. Юрий Быков.
2. Юрий Мороз.
3. Андрей Смирнов.
4. Андрей Кончаловский.
5 . Гай Ричи.
Фильм года:
1. «Мастер и Маргарита».
2. «Иван Васильевич меняет всё!».
3. «Плохая девочка».
4. «Летучий корабль».
5. «Головоломка 2».
Сериал года:
1. «Комбинация».
2. «жЫЫЫзнь».
3. «Русские».
4. «Зимородок».
5. «Шифр».
Документальный фильм года:
1. «Юрий Шатунов. Неизвестный кумир».
2. «Это тоже он» (к юбилею Игоря Крутого).
3. «Thank You, Goodnight: The Bon Jovi Story».
Потери года:
1. Шеннен Доэрти.
2. Анастасия Заворотнюк.
3. Евгений Кунгуров.
4. Светлана Светличная.
5. Роман Мадянов.
Интернет-шоу года:
1. «Спасибо, послушаю» Андрея Васильева.
2. «Фабрика звёзд с Яной Чуриковой»
3. «Сессия» с Дмитрием Дибровым
4. «Стрелец-молодец» Надежды Стрелец.
5. «Света вокруг света» Светланы Бондарчук.
Телепроект года:
1. «Маска» (НТВ).
2. «Секрет на миллион» (НТВ).
3. «ВИА Суперстар» (НТВ).
4. «Новая фабрика звёзд» (ТНТ).
5. «Голос» (Первый канал).
«Кто придумал Новый год» расскажут на Первом канале
Премьера документального фильма «Кто придумал Новый год» состоится 30 декабря 2024 года на Первом канале. Съёмочная группа отправилась в гости к Деду Морозу и взяла у него большое и откровенное интервью, а также запечатлела его в повседневной жизни. Зрители впервые увидят, как он живёт между напряжёнными днями работы новогодним волшебником и чем занимается 364 дня в году, когда не развозит подарки.
В фильме будет рассказана история появления этого сказочного персонажа, который стал квинтэссенцией древних языческих славянских духов и литературного героя, придуманного в XIX веке. Причём судьба Деда не менее драматична, чем человеческая. Его то запрещали по идеологическим причинам, как «буржуазный пережиток прошлого», то разрешали. Авторы фильма нашли экземпляр газеты «Правда» 1935 года, где глава Компартии Украины впервые предложил вернуть детям деда Мороза. Идея понравилась. СССР была нужна преемственность традиций. А зачем придумывать новое, если есть надежное и проверенное старое?
У каждого из народов в России есть свой аналог этого старика. В Татарстане сказочного персонажа называют Кыш Бабай, то есть «Зимний Дед». В Удмуртии это — Тол Бабай. В Карелии - Паккайне. В Чувашии — Хель Мучи. В Якутии — Чысхаан, а в Мордовии — Якшамо Атя. Не обойдем вниманием и «иностранных партнеров» Деда Мороза. Во Франции — Пер Ноэль, в Германии – Святой Николас, в Норвегии — Юлениссен, В Финляндии – Йолупукки.
Если Снегурочка — внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка — это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны). Авторы фильм постараются поставить точку и в этом вопросе, задав его Деду Морозу.
На внешний облик Деда Мороза повлияла уже упомянутая опера Римского-Корсакова «Снегурочка», костюмы которой создавались в псевдорусском стиле. Поэтому игрушечный Дед Мороз на рубеже XIX–XX веков изображался либо как боярин — в шубе, либо как крестьянин — в простом тулупе. Но его костюм всегда был белым: он же отвечает за зиму! Чем ближе к нашему времени, тем чаще Дед Мороз появляется в красном костюме. Это напрямую связано с тем, как изображали его кузена — Санта-Клауса. Впрочем, Санта-Клаус носил яркую одежду еще с XIX века.
В фильме принимают участие российский Дед Мороз, актеры Михаил Боярский, Михаил Владимиров и Александр Олешко, телеведущие Яна Чурикова, Юлия Барановская, Вадим Галыгин и Максим Шарафутдинов, музыканты Валерий Сюткин и Денис Майданов, космонавт Андрей Борисенко.
Эфир в 12.15.
«Анора» выйдет в российских онлайн-кинотеатрах в январе
Российская цифровая премьера фильма «Анора» состоится в российских онлайн-кинотеатрах 7 января 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в трагикомедии режиссера Шона Бэйкера исполнили Майки Мэдисон, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Карен Карагулян, Ваче Товмасян, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова и др.
Действие фильм начинается в Бруклине. Стриптизерша Анора (Мэдисон), предпочитающая имя Эни, знакомится с сыном русского олигарха Ваней (Эйдельштейн), который проводит всё время в вечеринках и развлечениях. Вскоре парень выкупает время Эни на неделю, предлагает слетать в Вегас, а там молодые люди спонтанно женятся. Узнав об этом из газет, родители Вани (Серебряков и Екамасова) приходят в ярость и срочно вылетают из России в США, а разобраться в ситуации и аннулировать брак велят нью-йоркскому армянину Торосу (Карагулян), который должен был присматривать за их сыном. Он отправляется решать проблему вместе с двумя подручными – Игорем (Борисов) и Граником (Товмасян).
Премьера «Аноры» состоялась в мае на Каннском кинофестивале, где картина получила главный приз – «Золотую пальмовую ветвь». По итогам года сам фильм, режиссера Бэйкер, а также Майки Мэдисон и Юра Борисов уже получили несколько профессиональных наград и номинаций на премии. «Анора» попала в большинство списков лучших фильмов года и предположительно станет одним из основных претендентов на «Оскар».
В российский прокат фильм вышел в октябре. В онлайн-кинотеатрах он будет доступен как в дубляже, так и в оригинале с русскими субтитрами.