Олег Нестеров покажет «Три степени свободы» советской киномузыки, начиная с Альфреда Шнитке
Запуск нового мультимедийного проекта Олега Нестерова «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР» состоится 26 ноября 2021 года. Проект посвящен киномузыке Альфреда Шнитке, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Моисея Вайнберга, Гии Канчели и Софии Губайдулиной. В этот день заработает сайт musicinema.ru, в издательстве «Порядок слов» выйдет книга «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР. Альфред Шнитке», а на цифровых платформах появится музыкальный сборник.
- Советская киномузыка — мировой феномен. Шостакович, Прокофьев, Вайнберг, Шнитке, Канчели, Губайдулина — нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино, - говорит Олег Нестеров, который начал работать над проектом пять лет назад. - При этом киномузыка в СССР часто являлась самым свободным проявлением в искусстве. Существуя официально, в то же время она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма». Этот феномен в должной мере не проявлен и до конца не исследован. И есть большая вероятность, что музыка, написанная большими композиторами ХХ века, рано или поздно исчезнет навсегда - забудется в архивах вместе с фильмами, в которых она звучала. Отделять музыку от кадра и соединять с вечностью – так можно сформулировать главную задачу проекта. Найти раздельные магнитные фонограммы (без диалогов и шумов) в архивах киностудий и фондов, заглянуть в частные архивы, отреставрировать и сделать хороший ремастеринг. Подавляющее большинство этой музыки никогда и нигде не издавалось, её нет в цифровом пространстве, а значит она не существует в современном мире.
Первая часть проекта расскажет о кинонаследии Альфреда Шнитке, написавшего музыку к десяткам фильмов, среди которых «Комиссар», «Агония», «Спорт, спорт, спорт!», «Восхождение», «Фантазии Фарятьева», «Маленькие трагедии», «Экипаж» Александра Митты и «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Именно она будет представлена на первом музыкальном сборнике.
- Книга - это самый полный источник информации в проекте, на сайте её будет меньше и структурирована она будет по-другому, - рассказал Нестеров. - Книга – для медленного чтения. Сайт – навигация и трамплин. В книгу вставлены QR-коды, можно по месту слушать звуковые фрагменты, уходить в фильмографию - смотреть фильмы, и каталог всех произведений с возможностью прослушивания. В книге нет ни одного моего слова – она составлена из живой речи самого композитора, а также комментариев участников, очевидцев и исследователей описываемых событии. Мне хотелось придать собранным материалам форму дневниковых записей Альфреда Шнитке, окруженных голосами других людей.
В числе этих комментаторов режиссеры Александр Митта, Александр Сокуров, Элем Климов, Андрей Смирнов, Андрей Хржановский, Юрий Кара, киновед Наум Клейман, журналист Соломон Волков, дирижер Сергей Скрипка, музыкант Гидон Кремер, композиторы София Губайдулина и Вячеслав Артёмов и многие другие.
В рамках проекта состоятся также выставка-концерт «Schnittke Live (E+U)» с участием оркестра громкоговорителей в Петербурге (21–23 декабря в Первом павильоне «Ленфильма») и Москве (28 декабря в ДК "Рассвет"), образовательный курс на платформе Arzamas (февраль 2022 года) и выйдет двойной альбом на виниле (март 2022 года).
- Музыка Шнитке будет исполнена на Акусмониуме, «оркестре громкоговорителей», созданном для живого исполнения многоканальной музыки, - рассказывает Нестеров. - Акусмониум состоит из расположенных по всему пространству полусотни громкоговорителей различных форм, размеров, частотных характеристик, и микшера, с помощью всего этого создаётся пространственное звуковое поле. В самих принципах акусмониума заложены многослойные фактуры и теневая музыка, которые Шнитке активно использовал в своей работе. Акусмониум задумал и реализовал в конце 70-х Франсуа Бейль, сейчас его последователи продолжают развивать эту тему в Париже, Бирмингеме, Брюсселе и Вене, где созданы современные версии «оркестра громкоговорителей. Как раз из Парижа и Вены прибудет творческий десант, чтобы соединять в пространстве оригинальные фонограммы, киномузыка Шнитке будет порождать академические произведения, а те, в свою очередь, вступят во взаимодействие с музыкой к фильмам, как это и бывало когда-то в работах композитора, называвшего «делом своей жизни преодоление разрыва между E и U» – серьёзным и прикладным.
Bearwolf и «Иванушки Internationl» обновили «Билетик в кино»
Группа «Иванушки International» исполнили вместе с певицей Bearwolf новую версию песни «Билетик в кино». Тизер композиции был представлен 23 декабря 2024 года. Она появится в ролике «Кинопоиска» в поддержку новогоднего кинопроката и будет демонстрироваться перед киносеансами в более чем 300 кинозалах в 18 городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Волгограде, Уфе, Челябинске, Омске и других.
В январе 2025 года одному из главных хитов «Иванушек International» исполнится 21 год, и свой день рождения песня встретит с новым звучанием. Как и в оригинальном клипе, который в 2003 году снял режиссер Фёдор Бондарчук, местом действия ролика стал кинозал, где смотрят фильм участники группы «Иванушки International». К ним присоединяется Bearwolf, пришедшая на сеанс.
Певица Bearwolf (настоящие имя Валерия Василевская) стала фрешменом года по версии Яндекс Музыки. В мае этого года артистка выпустила трек «Godzilla», а в августе её новый хит «Один в поле воин» стал вирусным в соцсетях.
В этом году «Кинопоиск» начал поддерживать кинотеатры и фильмы, выходящие в прокат. Поддержку получил уже три премьеры - «Руки Вверх!», «Анора», «Огниво», суммарная касса которых фильмов превысила 2,3 миллиарда рублей. Следующим станет «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», стартующий в прокате 1 января.
«All I Want for Christmas Is You», «Last Christmas» и «Santa Tell Me» стали главными рождественскими хитами
Список самых популярных рождественских песен обнародовал музыкальный сервис Spotify. В топ-5 новогодних хитов всех времен вошли «All I Want for Christmas Is You» Мэрайи Кери, «Last Christmas» Wham!, «Santa Tell Me» Арианы Гранде, «Rockin’ Around the Christmas Tree» Бренды Ли и «It’s Beginning to Look a Lot Like Christmas» Майкла Бубле.
Сервис представил также список популярных песен разных десятилетий, начиная с середины XX века. В 1950-е главной рождественской композицией была «Jingle Bell Rock» Бобби Хелмса, в 1960-е - «Rockin’ Around the Christmas Tree» Бренды Ли, в 1970-е - «Wonderful Christmastime» Пола Маккартни, в 1980-е - «Last Christmas» Wham!, в 1990-е - «All I Want for Christmas Is You» Мэрайи Кэри, в 2000-е - «My Only Wish (This Year)» Бритни Спирс, а последние два десятилетия «королевой Рождества» можно назвать Ариану Гранде: в 2010-е на вершине популярности была ее сольная вещь «Santa Tell Me», а в 2020-е – дуэт в Келли Кларксон «Santa, Can’t You Hear Me».
В список самых скачиваемых рождественских мелодий уходящего года, помимо «All I Want for Christmas Is You», «Last Christmas», «Rockin’ Around the Christmas Tree» и «Santa Tell Me», вошла также композиция Сии «Snowman».
Григорий Лепс раскритиковал псевдоним Shaman
Григорий Лепс признался, что он не в восторге от псевдонима своего друга – певца Shaman (Ярослав Дронов). Не по нутру исполнителю «Рюмки водки на столе» и стиль одежды младшего коллеги. Тем не менее Григорий Лепс у друга хотел бы и кое-что позаимствовать.
- С удовольствием взял бы у него кусочек молодости, но, к сожалению, биологические часы обмануть не могу, поэтому вряд ли, - заявил «Звездачу» Григорий Лепс.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее Кети Топурия призналась, что ее не вдохновляет творчество певца Shaman.