Мария Лемешева: "Кассовые сборы российских кинотеатров превысили 30 млрд рублей за девять месяцев"
Доходы кинопрокатчиков в России по итогам первых девяти месяцев 2021 года составили 30,5 млрд рублей. Об этом ТАСС сообщила основатель и главный редактор журнала "КиноРепортер" Мария Лемешева.
- По итогам девяти месяцев 2021 года кассовые сборы достигли 30,5 млрд рублей. 2021 год может превзойти рекордный 2019 год только по количеству проданных в сентябре билетов - 11,8 млн. Это на 2,2% больше сентябрьского показателя двухлетней давности, что обеспечило прирост в денежном выражении на 16,1% - до 3,41 млрд рублей, - сказала эксперт.
По ее словам, отечественный кинопрокат в этом году перешел в статус "пациент скорее жив, чем мертв". Но успех 2019 года пока повторить не удается: тогда общие сборы кинопроката России выросли до 55,5 млрд рублей, в то время как в 2020 году совокупные кассовые сборы составили лишь 22,8 млрд рублей.
- При действующих пандемических ограничениях цифры впечатляют. Люди соскучились по кинотеатрам, к тому же большие премьеры были отложены как раз на осень этого года, - отметила Лемешева.
Новый лидер киноиндустрии
Говоря о том, кто стал лидером мировой киноиндустрии в этом году, Мария Лемешева отметила, что с начала пандемии у Голливуда появился конкурент в виде китайской киноиндустрии. Второй год подряд американское кино не может вернуть первенство по показателям национальных кинорынков.
Кассовые сборы китайского кинопроката в 2021 году по состоянию на конец октября составили около $6,9 млрд, превзойдя более чем в два раза прошлогодний показатель. Сборы кинотеатров в США на октябрь 2021 года составили $2,8 млрд. Американский кинорынок только за 2020 год потерял 80% годовых доходов и пока не вернул утраченных позиций.
Мировые чемпионы кинопроката
Китайские военная драма "Битва на озере Чанцзинь" ($899,2 млн) и комедия "Привет, мама!" ($822 млн) заняли два первых места в рейтинге самых кассовых картин в мире. Лидеров не смогли догнать даже голливудские звезды - Дэниэл Крэйг, в последний раз надевший смокинг Джеймса Бонда в долгожданном экшене "Не время умирать" ($764,8 млн), и Вин Дизель с новой частью "Форсажа" ($726 млн). Как отметила Мария Лемешева, в 2020 году самую большую кассу также собрал китайский фильм - "Восемь сотен" с бокс-офисом $472 млн.
Выбор российского зрителя
По словам эксперта, лидером проката в РФ стал боевик по комиксам Marvel "Веном 2", заработавший 2,3 млрд рублей. Он обошел вторую часть "Последнего богатыря" (2,1 млрд рублей). Третье место занял фантастический блокбастер Дени Вильнева "Дюна", который собрал в РФ 1,5 млрд рублей.
Успех картины "Последний богатырь: Корень зла" Мария Лемешева назвала феноменальным. Несмотря на ограничения по посещаемости, фильм заработал больше, чем главный хит 2018 года "Полицейский с Рублевки: Новогодний беспредел" (1,8 млрд рублей) и спортивная мелодрама "Лед 2", занявшая второе место в рейтинге бокс-офиса по итогам 2020 года (1,5 млрд рублей). Картина уступила лишь самым кассовым фильмам 2019-го и 2020-го годов - военному боевику "Т-34" (2,3 млрд рублей) и комедии "Холоп" (3,2 млрд рублей).
Несмотря на солидные цифры бокс-офиса, многие отечественные и зарубежные кинопремьеры были отложены до 2022 года. "Не только кинорелизы, но и многие концерты и шоу перенесены на следующий год, в том числе и церемония вручения нашей традиционной премии "Событие года", которая всегда объединяла лучших из лучших творцов отечественного кинематографа, кого любит и ценит зритель. Мы сознаем ответственность перед коллегами по индустрии - гостями премии. Заботясь об их безопасности, приняли решение о переносе мероприятия на следующий год. Но мы обязательно отметим лауреатов 2021 года, и они получат заслуженные награды", - подчеркнула киноэксперт.
Доходы онлайн-кинотеатров
Крупнейшие видеостриминги развиваются независимо от доходов кинотеатрального проката и формируют свой отдельный рынок за счет сериалов и полнометражных онлайн-проектов. По словам Марии Лемешевой, выручка стриминг-гиганта Netflix в 2021 году выросла по сравнению с 2020 годом на 16% - до $7,5 млрд. Число платных подписчиков Netflix увеличилось на 4,4 млн - до 214 млн. Доходы онлайн-кинотеатра HBO Max составили $3,1 млрд, показав годовой рост на 32%. Подписчиков HBO Max стало 69,4 млн - на 12,5 млн больше, чем в прошлом году.
Тенденция роста наметилась и в российском видеостриминге. По итогам 2020 года платящая аудитория российских онлайн-кинотеатров достигла 8,5 млн человек. К июню 2021 года таких подписчиков стало уже 9,4 млн. В первом полугодии 2021 года рынок онлайн-кинотеатров в России увеличился на 40% и составил 18,3 млрд рублей, 89% доходов российский видеостриминг получил от платной подписки, а в 2020 году этот показатель составил 82%.
Лидером рейтинга российского видеостриминга остается сервис ivi с долей на рынке 29%. На втором месте - "КиноПоиск HD" с 16%, далее следует Okko, чья доля рынка составляет 15%.
Спрос на российское кино за рубежом
Как рассказала главный редактор "КиноРепортера", анализ крупных проектов, снятых в России в последние годы, подтверждает, что почти все они обладают экспортным потенциалом.
- В какой-то мере сыграл на руку вынужденный простой западных производителей из-за куда более жестких по сравнению с Россией пандемийных ограничений. Спрос на российский контент за границей становится устойчивым трендом. Причем способствуют этому не только локдауны, но еще и переориентация российского кинопроизводства на создание продукта с учетом интересов международной аудитории, - пояснила эксперт.
Сборы российских фильмов в прокате за рубежом в первом полугодии 2021 года составили $11,9 млн. По сравнению с первым полугодием 2020 года ($8,9 млн) наметился рост на 34%. Самым успешным отечественным фильмом в зарубежном прокате по итогам 2021 года оказалась фестивальная драма "Уроки фарси", снятая совместно с Белоруссией и Германией. Всего картина собрала $6,1 млн, из них $5,5 млн - в Китае.
Прокат vs онлайн-кинотеатры
- Онлайн-кинотеатры конкурируют между собой, но не с прокатом. Это два параллельных рынка, две реальности, которые влияют на аудиторию. Человек покупает билет в кино и в то же время подписан на стриминговый сервис. И главное - потребности зрителей в качественном кино устойчиво растут, - заключила эксперт.
Умерла британская актриса и вдова Лоуренса Оливье Джоан Плаурайт
Британская звезда театра и кино Джоан Плаурайт скончалась 16 января 2025 года в возрасте 95 лет. О ее смерти сообщает Deadline со ссылкой на заявление семьи покойной.
Джоан Энн Плаурайт родилась 28 октября 1929 года в Линкольншире, дебютировала на сцене в 1954 году и впоследствии сыграла вместе с сэром Лоуренсом Оливье (своим будущим мужем) в оригинальной лондонской постановке «Комедиант» Джона Осборна, прежде чем появилась в ее киноверсии и была удостоена в 1961 году номинации на премию Британской киноакадемии за самый многообещающий дебют в главной роли.
В 1960-70-е она больше была занята своей карьерой в театре, играла в спектаклях «Дядя Ваня», «Три сестры», «Венецианский купец» (многие из которых были сняты для показа по телевидению) и бродвейской версии «Вкуса меда», за которую она получила премию «Тони».
Активно сниматься в кино и сериалах Плаурайт начала только в конце 1970-х. Одной из первых ярких работ стал фильм «Эквус» Сидни Люмета (за него актриса получила еще одну номинацию на BAFTA), за ним последовали «Дневник Анны Франк», «Революция», «Портниха», «Отсчет утопленников» Питер Гринуэя, «Авалон», «Я люблю тебя до смерти», «Сталин» (где она сыграла роль Ольги Аллилуевой и получила номинацию на «Эмми» и «Золотой глобус»), «Колдовской апрель» (еще один «Золотой глобус», причем в том же 1993 году, и номинация на «Оскар»), «Вдовья гора», «Деннис-мучитель», «Последний киногерой», «Алая буква», «Джейн Эйр», «101 далматинец», «Чай с Муссолини», «Дом вверх дном», «Каллас навсегда», «Острие ножа» и др.
Джоан дважды была замужем. Её первым супругом стал актер Роджер Гейдж, за которого она вышла в 1954 году. После развода с ним в 1961-м Джоан вышла замуж за Лоуренса Оливье (он был старше ее на 22 года), от которого родила троих детей: сына Ричарда и дочерей Тэмсин и Джули. Их брак продолжался до смерти Оливье от рака в 1989 году. После замужества актриса получила титул леди, а в 2004 году и сама была удостоена Ордена Британской империи и титула Дамы.
Стивен Грэм и Малачи Кирби готовятся к войне на ринге в трейлере «Тысячи ударов»
Трейлер сериала «Тысяча ударов» (A Thousand Blows) был представлен 16 января 2025 года. В 6-серийном историческом фильме, сценаристом и продюсером которого выступил создатель «Острых козырьков» Стивен Найт, главные роли исполнили Стивен Грэм, Эрин Доэрти, Малачи Кирби, Фрэнсис Лавхолл и дуриг.
Действие развивается в викторианской Англии в 1880-е годы, в опасном мире нелегальных боксерских поединков. Двое друзей с Ямайки - Езекия Москоу (Кирби) и Алек Манро (Лавхолл), которые приезжают в Лондон в поисках лучшей жизни, но оказываются втянутыми в криминальный мир.
- Езекия привлекает внимание печально известной королевы банды Мэри Карр (Доэрти), которая начинает использовать его боксерские таланты для продвижения своего преступного предприятия, в то время как самопровозглашенный император мира бокса Ист-Энда Шугар (Грэм) решает уничтожить своего нового противника.
Премьерный показ «Тысячи ударов» стартует на Hulu и Disney+ 21 февраля.
Вышел трейлер спортивного мультсериала Pixar «Победа или поражение»
Трейлер анимационного сериала «Победа или поражение» (Win or Lose) представила 16 января 2025 года студия Pixar. Это их первый оригинальный (не являющийся спин-оффом или сиквелом полнометражного мультфильма) телевизионный проект. Он рассказывает переплетенные друг с другом истории восьми разных персонажей, каждый из которых готовится к ответственному матчу по софтболу.
- Сериал показывает, каково это — быть на месте каждого из них: неуверенных в себе детей, их родителей-вертолетов и даже влюбленного судьи, - с невероятно смешными, очень эмоциональными и уникальными анимированными перспективами, - сообщается в синопсисе.
Создателями мультсериала выступили Кэрри Хобсон («Элементарно») и Майкл Йейтс («Душа»). Героев озвучили Уилл Форте, Роза Салазар, Риа Сихорн, Иэн Чен, Кайли Кёрран, Джо Файрстоун, Джош Томсон, Эдвард Хон и другие.
«Победа или поражение» начнет выходить 19 февраля на видеосервисе Disney+.