Рецензия на фильм Джоэла Коэна «Трагедия Макбета»: Прекрасное ужасно, и ужасное прекрасно
Оценка: 9 из 10
Новая экранизация пьесы Уильяма Шекспира выходит на стриминговом сервисе Apple TV+ 14 января 2022 года. Режиссёр и сценарист: Джоэл Коэн. В ролях: Дензел Вашингтон, Фрэнсис МакДорманд, Алекс Хэсселл, Берти Карвел, Брендан Глисон, Гарри Меллинг и другие.
Сколько можно экранизировать «Макбета», вздыхает зритель чаще, чем по несколько раз в десятилетие. Зачем нам понадобилась ещё одна версия известного всем наизусть сюжета, когда, казалось бы, уже сняты идеальные фильмы по данной теме одними из величайших режиссёров в истории? Ответ на поверхности: «Макбет» — попросту наиболее кинематографичная пьеса Шекспира, в разы пластичнее для перевода на киноязык любого автора, даже чем, вне всяких сомнений, великое шекспировское творение о Ромео и Джульетте. Это с блеском в своё время доказали Уэллс, Полански, Куросава, Бела Тарр и пока ещё не дотягивающий до величия имён из этого списка австралиец Джастин Курзель. Теперь пришла очередь Джоэла Коэна, который вместе с младшим братом Итаном по праву занимает ведущую позицию в американском кинематографе вот уже сорок лет, но впервые со времён «Простой крови» сидит в режиссёрском кресле, как на троне, единолично. Сидит он, как видится, уверенно, а корона на его голове ему, очевидно, не жмёт и очень даже к лицу.
Если вдруг кто-то подзабыл архитиповый сюжет о корыстолюбии, чрезмерной жажде власти, предательстве и саморазрушении, то самое время освежить его в памяти. Славный воин Макбет (Дензел Вашингтон) вместе со своим боевым товарищем Банко (Берти Карвел) служат шотландскому королю Дункану (Брендан Глисон) и только что одержали для него крупную военную победу. По пути домой они встречают трёх ведьм, предрекающих воинам непростые, но интригующие судьбы: Банко предначертано стать прародителем рода королей, а Макбету – самим королём. Его эта весть окрыляет, и он тут же спешит поделиться ею с любимой женой, леди Макбет (Фрэнсис МакДорманд). Та, узнав о благой вести, встречает вернувшегося с полей сражения мужа тёплыми объятиями и обжигающим своим коварством планом убийства короля, пока тот сладко спит. Как известно, муж и жена – одна сатана, а после парочки ударов кинжала в ночи – королевская чета.
Коэновская «Трагедия Макбета» — это «Гражданин Кейн» среди экранизаций пьесы Уильяма Шекспира. Совершенная в своей кинематографической форме адаптация, которая многое черпает из кинематографа былых лет, но при этом уверенно стоит на своих ногах и с огромным пиететом относится к первоисточнику. Эта экранизация «Макбета» похожа на фильм Орсона Уэллса даже больше, чем экранизация «Макбета» Орсоном Уэллсом. Чёткая, холоднокровная режиссура Джоэла Коэна с каким-то запредельным художественным богатством картины, поражающей подбором выразительных локаций, декорациями, созданной с помощью тумана и монументальных бетонных сооружений атмосферой, заставляет вспомнить гигантизм и одержимость идеальными композициями, которым славится «Гражданин Кейн». А работа со светом и тенями, метафизические образы, наполняющие длинные и пустые коридоры шотландского замка, в подземелье которого словно бы спрятался тот самый кабинет доктора Калигари, живописные и жуткие ведьмы, напоминающие Носферату и в целом персонажей из творчества Мурнау – всё это изобразительное пиршество запросто превращает «Трагедию Макбета» в уникальное произведение эпохи немецкого экспрессионизма.
Братья Коэны как правило известны именно как безумно оригинальные, остроумные рассказчики, которым одинаково идеально удаются и комедийные истории про дурачков («После прочтения сжечь», «Фарго», «Воспитывая Аризону»), и мрачные триллеры в духе старого голливудского кино. «Трагедия Макбета» как раз по тону напоминает второе – неспешный нуар «Перекрёсток Миллера» или даже неовестерн «Старикам тут не место», однако по форме в этот раз Джоэл Коэн создал нечто абсолютно новое. Его фильм – это аудиовизуальный шедевр, в котором поражает буквально всё: глубоко насыщенная монохромная картинка, отточенные до совершенства движения камеры Брюно Дельбоннеля, благодаря которому «Макбет» по праву заслуживает звания одного из самых красивых фильмов последних лет, а также атмосферные музыкальные композиции Картера Бёруэлла, добавляющие происходящему должного трагизма.
Каждое монтажное решение доведено до безупречности, каждый переход между сценами – произведение искусства. Всё по заветам «правила шести» Уолтера Мёрча: на первое место ставится эмоциональная склейка, которая при этом и двигает сюжет, и задаёт ритм повествованию, и врезается в память, а дальше уже всё остальное. Можно бесконечно восхищаться тем, как кино снято и сшито, но важно отметить и то, как оно сыграно. Вашингтон ожидаемо исполнил эталонного Макбета, в очередной раз доказав полноправность своего места среди главных актёров современности. В роли коварной жены тана Кавдорского Джоэл Коэн снял свою собственную жену, что определённо добавляет остроты в перфоманс как всегда великолепной Фрэнсис МакДорманд.
Любопытно, как два шекспировских текста стали двумя важными игроками в «оскаровском» сезоне 2021-2022. И если «Вестсайдская история» Стивена Спилберга, являющаяся практически буквальным ремейком фильма 62 года, перенёсшего «Ромео и Джульетту» на язык мюзикла и нью-йоркские улицы, ничем кроме первоклассной постановки танцев и операторской работы Камински удивить не смогла, то «Трагедия Макбета», напротив, удивляет всем и сразу. Но, пожалуй, главным достижением экранизации Джоэла Коэна является то, что благодаря его стопроцентно свежему и смелому видению четырёхсотлетняя пьеса снова ощущается совершенно по-новому.
Вадим Богданов, InterMedia
Сегодня 75 лет Михаилу Боярскому
26 декабря 2024 года, четверг.
29 лет актёру Кузьме Сапрыкину.
29 лет актёру Павлу Устинову.
38 лет актрисе Марии Горбань.
38 лет актёру Киту Харингтону.
51 год певцу Александру Шоуа.
53 года актёру Джареду Лето.
60 лет актрисе Евгении Добровольской.
61 год барабанщику группы Metallica Ларсу Ульриху.
75 лет Михаилу Боярскому.
Михаил Сергеевич Боярский родился 26 декабря 1949 года в Ленинграде. Советский и российский актёр театра, кино, озвучивания и дубляжа, певец и музыкант. Народный артист РСФСР (1990).
5 лет назад умерла театральный режиссёр Галина Волчек (1933-2019).
15 лет назад умер парфюмер Ив Роше (1930-2009).
25 лет назад умер музыкант Кёртис Мейфилд (1942-1999).
27 декабря.
28 лет певице Turken.
29 лет актёру Тимоти Шаламе.
31 года актрисе Оливии Кук.
40 лет актёру Леониду Бичевину.
50 лет певице Алёне Винницкой.
61 год кинорежиссёру Гаспару Ноэ.
65 лет актрисе Александре Ровеньких.
72 года гитаристу Дэвиду Нопфлеру.
76 лет актёру Жерару Депардье.
85 лет актёру Эммануилу Виторгану.
15 лет назад умер композитор Исаак Шварц (1923-2009).
90 лет назад родился певец и актёр Николай Сличенко (1934-2021).
28 декабря.
Фильм «Осьминог» с Даниилом Воробьевым представят в «Закрытом показе» на Первом канале.
«Евгения Онегина» с молодыми актерами представит Егор Перегудов в Театре Маяковского.
Международный день кино.
34 года актрисе Кристине Бродской.
35 лет актрисе Джесси Бакли.
35 лет певцу Сальвадору Собралу.
40 лет назад умер кинорежиссёр Сэм Пекинпа (1925-1984).
43 года актрисе Сиенне Миллер.
45 лет комику Руслану Белому (признан иноагентом в РФ).
45 лет актрисе Нуми Рапас.
45 лет актёру Андре Холланду.
46 лет певцу Джону Ледженду.
51 год актёру Александру Робаку.
57 лет лидеру группы «Ноль» Фёдору Чистякову.
59 лет басисту группы Stratovarius Джону Виерве.
68 лет скрипачу Найджелу Кеннеди.
70 лет актёру и режиссёру Дензелу Вашингтону.
71 год пианисту Ричарду Клайдерману.
90 лет назад родилась актриса Мэгги Смит (1934-2024).
120 лет назад родился кинорежиссёр Сергей Юткевич (1904-1985).
Фильм «Руки Вверх!» вернулся на стриминги
Московский апелляционный суд принял решение о снятии запрета на показ фильма о легендарной группе «Руки Вверх!» в интернете и его полной разблокировке. Байопик вновь доступен для просмотра на стриминговых сервисах. А это означает, что обращение в Следственный комитет и Верховный суд РФ, которое в начале декабря 2024 года отправляли лидер группы Сергей Жуков и лейбл «Первое музыкальное издательство», не осталось без внимания.
- Я рад, что апелляционный суд наконец-то усомнился в том, что у издательства «Джем» есть права на те фонограммы моих песен, которые они объявляют своими, и потребовал доказательств, которых у них нет и быть не может. Но больше всего я рад за зрителей фильма «Руки Вверх!». Спустя буквально несколько дней, несправедливость была исправлена и фильм восстановлен. Так что всех, кто еще не успел посмотреть наше кино, приглашаю к просмотру. Он снова доступен на всех площадках,— отметил Сергей Жуков.
Сразу после восстановления байопик о «Руки Вверх!» занял лидирующие позиции по просмотрам в онлайн-кинотеатрах, повторив успех фильма в кинопрокате, где сумма его сборов вплотную приблизилась к миллиарду. Напомним, что блокировка фильма осуществлялась в начале декабря по инициативе известного своей склонностью к тяжбам владельца компании «Джем»Андрея Черкасова, а также группы аффилированных с его бизнесом лиц. Тогда Черкасову через его компанию «Издательство Джем» и подконтрольную его жене «Компанию Топ7» удалось добиться от Мосгорсуда предварительной блокировки фильма на некоторых интернет-ресурсах: «Старте», «Кинопоиске», «Премьере» и IVI. При этом «правообладатель» не предъявил ни одного документа, указывающего на то, что ему принадлежат хоть какие-то права.
Официальный представитель ООО «Первое музыкальное Издательство», генеральный директор IP Codex Наталья Полианчик, обращает внимание на то, что решение Первого апелляционного суда общей юрисдикции города Москвы вернуло фильм в ротацию в полном соответствии с буквой и духом закона:
- До сих пор единственным и, к сожалению, результативным инструментом, который оставался у Черкасова, чтобы обирать музыкальные коллективы, была угроза блокировкой контента в интернете. Нынешним решением суд признал, что права на фонограммы, включенные в байопик, не принадлежат ООО “Издательство Джем”. Прецедент создан. И это позволяет надеяться, что подобный инструмент станет недоступен для махинаций в интересах музыкальных рейдеров.
«ИнтерМедиа» напоминает, что на прошлой неделе в офисах музыкального издательства «Джем» и ООО «Компания Топ 7» прошли оперативно-розыскные мероприятия, которые вполне могут быть связаны с письмом лидера группы «Руки вверх» Сергея Жукова и ООО «Первое музыкальное Издательство» на имя главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Из обращения музыканта следует, что они вместе с Алексеем Потехиным признаны потерпевшими по уголовному делу по части 1 статьи 330 УК РФ «Самоуправство», которое сейчас расследуется московской полицией. Речь идет о составлении фиктивных документов, якобы подтверждающих права на фонограммы группы «Руки вверх».
Второй сезон «Мэйфейрских ведьм» покажут в России одновременно со всем миром
Локализованный трейлер и дату российской премьеры второго сезона сериала «Мэйфейрские ведьмы» (Mayfair Witches) обнародовал 25 декабря 2024 года онлайн-кинотеатр «Амедиатека». Главные роли в фэнтези по серии романом Энн Райс исполнили Александра Даддарио, Джек Хьюстон, Бен Фельдман, Тонгай Арнольд Чириса, Гарри Хэмлин и другие.
- Во втором сезоне жизнь главной героини Роуэн Филдинг (Даддарио) резко меняется, ведь она становится матерью необычного ребенка, - сообщается в синопсисе. - Оказывается, что часть души злого духа Лэшера вселяется в него. И в то время, как сама героиня отчаянно стремится к свету и помогает людям, тьмы в ее жизни становится всё больше. Новые тайны из истории ее семьи, предыстория происхождения демона и его скрытые мотивы, а также борьба научного и сверхъестественного становятся главными двигателями сюжета.
Премьера второго сезона «Мэйфейрских ведьм» состоится в «Амедиатеке» 6 января 2025 – на следующей день после мировой на AMC и AMC+.