Distant & Digital: право становится ближе
Решением Президента Российской Федерации в 2021 году создана Общероссийская общественно-государственная организация «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности». Это дало новый статус и импульс развития блокчейн-инфраструктуры IPChain в качестве общей для органов государственной власти и участников рынка инфраструктуры для оборота интеллектуальных прав в цифровой среде. Как новый статус «инфраструктуры доверия» скажется на российском рынке интеллектуальной собственности обсудили участники Международной образовательной конференции Distant & Digital – президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев и руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «МТС» Наталья Великородняя. Также в интерактивной дискуссии приняли участие слушатели сессии.
С 2008 года в России действует IV часть Гражданского кодекса – специализированный раздел законодательства, посвященный вопросам интеллектуальной собственности. При несомненных достоинствах документа, само его появление не привело ни к взрывному росту патентной активности, ни к буму на рынке авторских и смежных прав. Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев видит причину в том, что законодательство слишком далеко от реальных творцов – художников, музыкантов, дизайнеров, которые и должны быть субъектами рынка интеллектуальных прав:
- Представители креативных индустрий не читают кодексы, тем же битмейкерам сегодня попросту не придет в голову соотнести продукт своего творчества с юридическим термином „фонограмма“. А что не может быть прочитано, то не будет применяться.
Вторая проблема – высокие трансакционные издержки. В США, Великобритании, Германии и других странах, показывавших высокую динамику роста, креативный бизнес развивался за счет «лишних денег в экономике». В экономике были деньги на юристов и менеджеров– на то, чтобы сформировать целый класс эффективных управленцев IP. По мнению эксперта, развитие российского креативного бизнеса происходит в совершенно других условиях.
На не устоявшийся, а в части промышленной интеллектуальной собственности и вовсе стагнирующий рынок интеллектуальных прав ворвались цифровые технологии. Теперь появилась техническая возможность мгновенно выкладывать, распространять, пересылать фото, изображения, видео, тексты– любые объекты, формально охраняемые авторским правом. Сложилась ситуация, при которой чертеж или фильм можно передать «одним кликом», но, чтобы передать право использования, никакой «клик» не поможет –необходимо встретиться с юристом, оплатить консультацию и составление договора. Оборот объектов и оборот прав в цифровой среде разошлись окончательно.
Всем этим вызовам отвечает блокчейн-инфраструктура IPChain, уверен Сергей Матвеев:
- Это не статичный реестр, а живой инструмент, где профессиональное сообщество держателей и потребителей прав на кино, музыку или дизайн может выработать стандарты обмена информацией – идентификации объектов права, совершения сделок с правами в цифровой форме, тем более что недавние поправки в ГК РФ это более чем позволяют. То есть сформировать те самые „деловые обычаи“, которых так не хватало „аналоговому“ рынку интеллектуальной собственности.
Сейчас оператором инфраструктуры стала общественно-государственная организация, в координационный совет которой входят Министерство культуры, регулирующее авторское и смежное право, Министерство образования и науки, регулирующее промышленную интеллектуальную собственность, и Министерство цифрового развития, регулирующее государственные цифровые ресурсы. Это позволяет принимать решения о стандартах непосредственно внутри органов управления оператора инфраструктуры, и, самое главное, дает возможность государственным структурам легко использовать сведения, предоставленные правообладателями. Иначе говоря, если договор требует регистрации, Роспатент может попросту акцептировать сделку, будучи узлом сети и располагая сведениями о сторонах и правах, с которыми сделка совершается.
Идея цифровой инфраструктуры рынка интеллектуальной собственности давно витала в воздухе, отметила руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «МТС» Наталья Великородняя:
- Операторы связи заговорили о необходимости такого реестра еще в те времена, когда обсуждалась глобальная лицензия. Мы говорили, что нужен ресурс, где правообладатели могли бы заявить о себе и получить правовую поддержку, если она требуется. Нужна была точка, где встретились бы авторы и те, кто хочет использовать их произведения. Потом тема введения глобальной лицензии отступила, а в 2018 году, узнав об IPChain, мы поняли, что далеко не мы одни пришли к подобной идее.
Наталья Великородняя особо подчеркнула, что такая инфраструктура остро необходима небольшим творческим единицам, не располагающим финансовыми и организационными мощностями музыкальных мейджоров или киностудий.
Эксперты и участники конференции сошлись на том, что, несмотря на участие государства, использование инфраструктуры не будет принудительным хотя бы потому, что львиную долю интеллектуальной собственности составляют объекты авторских и смежных прав, права на которые возникают с момента создания и не требуют формальностей. Однако запись в реестре определенно будет давать правообладателю преференции, потому что судам и государственным службам куда проще иметь дело с внесенными в реестр и корректно описанными объектами.
Юная красавица покоряет сердца мужчин в трейлере «Партенопы»
Трейлер фильма «Партенопа» (Parthenope) представила 21 ноября 2024 года студия А24. Это драма о юной неаполитанке, которая покоряет сердца мужчин. Однако девушка мечтает не о любви, а о карьере в науке.
Главные роли в новой картине режиссера Паоло Соррентино исполнили Селесте Далла Порта, Стефания Сандрелли, Гари Олдман (в роли культового американского писателя и лауреата Пулитцеровской премии Джона Чивера), Сильвио Орландо, Луиза Раньери, Пеппе Ланцета, Изабелла Феррари, Дарио Аита.
Мировая премьера «Партенопы» состоялась в мае на Каннском кинофестивале, в итальянский прокат фильм вышел в октябре, а в российский его выпустит 26 декабря кинокомпания «Атмосфера кино».
Катерина Шпица снялась в клипе группы «Марсель»
Премьера клипа «Я буду здесь» группы «Марсель» состоялась 21 ноября 2024 года. Группа решила удивить поклонников глубоким по смыслу роликом. Режиссер Роман Васильков рассказал, что девушки в клипе примеряют образы мужчин, находясь в плачевном ментальном состоянии, метафорой которого выступает заброшенная усадьба, где происходит действие видео. Команде удалось максимально передать уникальность локации и подчеркнуть ей драматическую линию песни. Одну из главных ролей в видео исполнила актриса Катерина Шпица.
- Вы знаете, я даже надеяться не мог, что в моем клипе когда-то сыграет замечательная актриса российского кино Катя Шпица, - признался фронтмен группы Степан Ледков. - Однажды в отеле перед концертом в городе Казань я спустился в кинотеатр, чтобы посмотреть фильм «Экипаж», в котором играла Катя. И я подумал, что было бы круто, чтобы она когда-нибудь снялась в нашем клипе. И вот мечта сбылась! Я очень благодарен Кате за то, что она согласилась и поддержала мою песню. Всем девочкам, которые участвуют в клипе - огромное спасибо! Кстати, быстрее всех согласилась на роль в клипе Снежанна Самохина, и в ответ сразу прислала мне видео, где она поёт «Я буду здесь» в гриме кикиморы на съемках сказки «Маша и Медведи». Я пересмотрел его раз сто! А Виолетте Чиковани для кадра даже пришлось научиться играть на саксофоне, но, кажется, уроки нашего Мити Блинова ей даже понравились.
В ключевой сцене Степана заковали в настоящие тяжелые цепи. Сам артист шутит, что чувствовал себя Халком, но в момент съемок ощутил страх за свою жизнь, так как цепи, которые постановщики повесили ему на шею, как оказалось, в сумме весили десятки килограмм и чуть не задушили его не метафорически, а буквально.
В 2025 году группа «Марсель» будет отмечать 20-летие. Юбилейные концерты состоятся 14 февраля в Москве, в клубе Urban, и 22-го в Санкт-Петербурге, в клубе А2.
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.