Рецензия: Сергей, Татьяна и Александр Никитины - «Как хорошо мы плохо жили. Песни на стихи Бориса Рыжего»
2022, Chesapeake
Оценка: 7 из 10.
Сергей и Татьяна Никитины - это не только «Александра», «Если у вас нету тёти» и «Резиновый ёжик». Вопреки канонам бардовской песни, Сергей Никитин сочиняет музыку, но не стихи - поэтому супружеский дуэт (теперь и с примкнувшим к ним взрослым сыном) исполняет песни на тексты разных поэтов. Это добавляет репертуару разнообразия и помогает открыть для публике какие-то новые имена. В случае с Борисом Рыжим открытие окажется запоздалым, но не напрасным: познакомиться с его творчеством полезно всем.
Рыжий покончил с собой в 2001 году в 26-летнем возрасте. Он успел написать почти полторы тысячи стихотворений, из которых опубликовано было более трёхсот. (В пластинку Никитиных вошло 17 песен на его стихи.) По утверждению Евгения Рейна, «Борис Рыжий был самым талантливым поэтом своего поколения». Родился в Челябинске, большую часть жизни провёл в Екатеринбурге, закончил Уральскую горную академию, поработал младшим научным сотрудником Института геофизики Уральского отделения РАН и литсотрудником журнала «Урал». В его поэтической манере причудливо совмещались русская классическая поэзия, эксперименты обэриутов и приземлённая «бытовуха». Все эти влияния так или иначе нашли своё отражение в сборнике Никитиных, которые при отборе очень постарались сделать альбом максимально разноплановым. Поэтому послушать его будет любопытно тем, кто уверен, что бардовская эстетика ограничена романтичными посиделками под «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Большинство песен названы по первым строчкам их текстов - Борис Рыжий не очень утруждал себя придумыванием заголовков. Так даже интереснее: первые же слова многих композиций создают интригу и желание узнать, что было дальше - «Ночь, звезда, милицанеры», «Участковый был тихий и пьяный», «В России расстаются навсегда», «В наркологической больнице» и т.д. Странная смесь высоких стремлений и дурацких историй про «милицанеров» подчёркивается и малопредсказуемыми музыкальными средствами. Так, первая песня «Ночь, звезда» выдержана в стилистике кантри, а «Помнишь дождь на улице Титова», где звучит голос Татьяны Никитиной, выглядит типичным «бардовским романсом», которые всегда прекрасно удавались дуэту. В «На окошке на фоне заката» маршеобразный ритм и довольно жёсткий текст, а «Так гранит покрывается наледью» совмещает философские размышления и виртуозную партию акустической гитары. Про тихого и пьяного участкового Татьяна Хашимовна поёт в почти фольклорной манере. «В наркологической больнице» в исполнении Сергея Никитина звучит жутковато, но уже в следующей «Я улыбнусь, махну рукой» артист включает всё своё обаяние - и становится странно, что эти два текста написал один и тот же человек. Для диска вообще характерны такие «качели», и нужно сказать, что наиболее любопытными здесь выглядят песни, максимально далёкие от ласковой никитинской «Александры».
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Комбинация». Важнее, чем вам кажется»
2024, «Хурма».
«Творчество этой группы куда глубже, чем несколько её главных хитов», - говорят в описании этого выпуска ведущие «Хурмы» Антон Вагин и Александр Кателкин. Примерно об этом же я несколько дней назад писал в рецензии на саундтрек сериала «Комбинация», поэтому было особенно любопытно ознакомиться с мнением коллег. Однако Вагин и Кателкин вместо глубокой аналитики предложили зрителю пересказ истории группы. Те, кто уже посмотрел сериал, может счесть этот выпуск кратким содержанием 8-серийного проекта. Как и в сериале, главным действующим лицом здесь тоже стал основатель и продюсер «Комбинации» Александр Шишинин, - хорошо, что хоть подробности его переживаний и личной жизни в «Хурме» опустили. И не столь романтично рассказано о гибели продюсера: вместо фантазий авторов сериала здесь приводятся документальные свидетельства, а также упоминаются имена предполагаемых заказчиков убийства.
В целом в рассказе о группе и о стране немного теряются свидетельства ценности творчества «Комбинации» для нашей поп-истории. Но кое-что всё же можно выудить: так, название группы для своего времени звучало столь же провокационно, как если бы сейчас какой-нибудь проект назвали «Кружевные стринги». Кроме того, Вагин и Кателкин отметили, что «Комбинация» не чуралась в своих текстах социальной повестки и с юмором пела про простых людей, а также про московскую прописку, пустые магазины и низкопоклонство перед всем иностранным. По мнению ведущих «Хурмы», «Комбинация» показала, что не обязательно быть всегда серьезными, таким проектам, как кабаре-дуэт «Академия», «Дискотека Авария» и даже «Хлеб».
Ещё один прикол выпуска – отсутствие музыкальных фрагментов главных хитов. Поминая добрым словом издательство «Джем» (правообладателя большинства этих песен), ведущие вынуждены цитировать тексты группы самостоятельно. К счастью, петь они сами не стали, но разложенный на два голоса диалог из «Russian Girls» звучит довольно уморительно.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Группа Dabro сняла клип про любовь, трамвай и поэзию
Премьера клипа «Давай навсегда» группы Dabro состоялась 22 ноября 2024 года. Видео рассказывает историю юноши и девушки, случайно оказавшихся в одном трамвае. Молодой человек забывает в транспорте блокнот со стихами и всё время после этой встречи думает о незнакомке. А девушка забирает потерянный блокнот, читает стихи и проникается симпатией к автору. В счастливом финале молодые люди снова садятся в один трамвай, наконец-то знакомятся и больше уже не разлучаются.
Сингл «Давай навсегда» группы Dabro выпустила в конце октября. 25 ноября они планируют представить ремикс на нее от дуэта диджеев Colett & S-Nike.
Шторм в Москве совпал с премьерой Димы Билана
Дима Билан представил 22 ноября 2024 года песню «Горький дождь» на стихи Михаила Гуцериева и музыку Сергея Ревтова. Цитата из композиции стала практически пророческой перед прошедшим ливнем со шквалистым ветром в Москве: «Это главный и последний дождь уходящего года».
- Это очень большое произведение, которое мечтает исполнить любой артист. Поэт Михаил Гуцериев выступает здесь тонким наблюдателем и исследователем творческих душ, – поясняет Дима Билан. – Отрадно, что появилась ещё одна форма высказывания, которая может подчеркнуть именно внутренний мир музыканта, артиста в большом понимании слова, человека искусства, творческого создателя через невероятно трепетную лирику и чувственную музыку, созданную композитором Сергеем Ревтовым. Давно я не слышал таких глубоких переживаний, такого сдержанного гимна души, от которого подступает скупая слеза. Это главный и последний дождь уходящего года.