Марк Розовский: «Юнгвальд-Хилькевич предал наше «мушкетерское братство»
ОБ ИТОГАХ 85 ЛЕТ
— Поставил на разных сценах почти 200 спектаклей. Создал театр «У Никитских ворот», который вот уже почти сорок лет любят зрители. Написал около пятидесяти пьес. Да, получается, сделал немало. (Улыбается.)
О САМОМ ЗАПОМИНАЮЩЕМСЯ ДНЕ РОЖДЕНИЯ
— Дни рождения так быстро мелькали! Моя жизнь длинна, а память у меня, как у любого человека, короткая, если не сказать дырявая... Вот 3 апреля 1953 года. Месяца не прошло, как умер товарищ Сталин, мне исполняется 16 лет. На следующий день должен идти получать свой первый паспорт. Вдруг вечером мама просит меня «поговорить серьезно», и мы садимся под абажур в нашей полуподвальной комнате в доме 26 по улице Петровка (на двадцати квадратных метрах жили втроем — мама, бабушка и я, а всего в нашей коммуналке обитало человек сорок). «Сынок, завтра у тебя спросят, какой ты национальности, — начала мама. — Очень прошу тебя: запишись греком и возьми мою фамилию. Не рискуй!»
О РОДИТЕЛЯХ
- Дело в том, что я человек трех кровей. Мама — Лидия Котопуло — наполовину гречанка, наполовину русская (ее мама, Александра Даниловна Губанова, в войну, во время бомбежки накрыла меня своим телом и получила осколок — потом всю жизнь хромала), отец — Семен Михайлович Шлиндман — еврей. А родился я в Петропавловске-Камчатском, куда родители поехали строить социализм. Когда мне было полгода, за отцом, инженером на строительстве местного судоремонтного завода, «пришли». И на 18 лет с небольшим перерывом он загремел в лагеря, а мама увезла меня в Москву. Не так давно театр «У Никитских ворот» гастролировал в Петропавловске-Камчатском. Я спросил: «Где тут судоремонтный завод?» — хотя думал, что предприятия уже давно нет. А мне показывают: «Да вот там, недалеко от театра» И я рванул посмотреть, где работали мои родители, которые так искренно верили в победу социализма...
Мама очень любила моего отца и долго ждала его, но папа все не возвращался. Она не могла не думать, какая судьба ждет меня, сына врага народа. Чтобы меня защитить, мама вышла замуж за Григория Захаровича Розовского, который меня усыновил, дал свои фамилию и отчество. Брак был фиктивным, мамин «муж» никогда с нами не жил.
О ВРЕМЕНАХ ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»
— До сих пор верен идеалам шестидесятничества. В журнале «Юность», где я работал, рядом со мной были такие властители дум, как Вася Аксенов, Женя Евтушенко, Андрей Вознесенский, — мы вместе выступали на разных вечерах. Дух свободы витал и в МГУ, где я учился. При МГУ были разные творческие объединения (драматический театр, джазовый оркестр, фортепианные классы). А потом мы создали эстрадную студию «Наш дом». Мы — это я и Алик Аксельрод с Ильей Рутбергом, вышедшие из студенческих капустников. В каждом спектакле «Нашего дома» партийные органы искали (и успешно находили) крамолу и вредные идеи. Любая постановка утверждалась так: сначала надо было «литовать» тексты, то есть предоставлять их на рассмотрение комиссии МГУ, потом Центрального дома народного творчества. Это оборачивалось десятками указаний что-то заменить или поправить. Потом надо было сдать сам спектакль. И нередко спектакли запрещали — цензура была страшная...
О ТОМ, КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ БЫЛ АРКАДИЙ РАЙКИН
— Великим артистом, прекрасным человеком, а для зрителей — советским Чарли Чаплином и божеством. Но вы вообще представляете, что такое заниматься сатирой при Сталине? Конечно, Райкин не мог говорить со сцены все, что хотел. Да и потом проблем хватало. Помню, как Аркадий Исаакович показал мне мешок писем от «народа». А там такое: «Ты, еврейская морда, зачем смеешься, издеваешься над русским человеком?! Мы тебе еще харю намылим, покажем тебе твое место...» Райкин читал эти проклятия со слезами на глазах, наивно вопрошая: «За что они так? Я же за них!» С одной стороны, человек был на самой высоте народной славы. Сто раз в Кремле выступал, за границу на гастроли ездил (когда поехал первый раз — в Венгрию, выучил свои тексты на венгерском!). С другой стороны, на сердце у него живого места не было.
О ЛЕОНИДЕ УТЕСОВЕ
- А Утесов? Ведь народным артистом СССР любимец народа стал в 70 лет. Помню, встретил его, а он хватает меня за руку и достает из кармана какую-то газету: «Сынок, наконец-то они меня признали!» А в газете напечатана статья от том, что во время войны наши бойцы защищали остров на северной реке Свирь от немцев, слушая на патефоне утесовский «джяз» (именно так Леонид Осипович произносил это слово). Вдохновленные музыкой, они отстояли этот клочок советской земли и назвали его островом Утесова. Леонид Осипович был просто счастлив — как ребенок. Он это принимал как великую награду. А вот режиссер Александров незадолго до этого его предал: в 1958 году, когда переозвучивал «Веселых ребят», вместо Утесова пригласил Владимира Трошина. Он там везде разговаривает и поет за главного героя. Это была пощечина Леониду Осиповичу. А ведь он прошел войну, был абсолютным патриотом страны…
О «ТРЕХ МУШКЕТЕРАХ»
— В 1974 году сын Георгия Товстоногова Сандро поделился с отцом идеей поставить в театре «Трех мушкетеров» Дюма. Тот сказал: «Возьми Марка, он напишет тебе пьеcу. И Ряшенцева с собой приведет...» Дело в том, что за год до этого мы с Ряшенцевым в БДТ сделали (я поставил, а Юра написал стихи) очень успешный спектакль «Бедная Лиза». Так мы с Сандро, с Юрой и с моим самым любимым композитором Максимом Дунаевским, другом еще со времен «Нашего дома», сделали «Мушкетеров...» в московском ТЮЗе. Спектакль имел феноменальный успех. В нем блистательно играл Владимир Качан. Благодаря нашей постановке он стал звездой на театральном небосклоне Москвы, его начали приглашать в разные театры. Поэтому вскоре у д’Артаньяна появился и второй исполнитель — Олег Вавилов.
Первое действие спектакля стало первой серией картины, второе — второй серией, третье — третьей. Какие-то номера из нашего спектакля Георгий Юнгвальд-Хилькевич взял, какие-то нет (мне очень жаль, что на экране не появился прекрасный номер Миледи). А что-то пришлось дописать. Мы с Дунаевским и Ряшенцевым понимали, что для фильма нужен шлягер, и они написали пару песен. Правда, я ожидал, что хитом станет «На волоске судьба твоя, враги полны отваги…» Но в итоге в нашей стране все знают: «Опять скрипит потертое седло...» Юнгвальд-Хилькевич — молодец, потому что смог собрать потрясающую команду актеров первой величины, которые блистательно справились со своими задачами. Хотя как у режиссера у меня есть претензии к тому, как в картине поставлены музыкальные номера — бездарно, иллюстративно. Но все равно фильм получился живой.
О КОНФЛИКТЕ С ЮНГВАЛЬДОМ-ХИЛЬКЕВИЧЕМ
- Мне очень жаль, что потом Юнгвальд-Хилькевич предал наше «мушкетерское братство». Началось с того, что в третью серию он вставил стихи и один зонг, к которым Юра Ряшенцев не имел никакого отношения, и... не указал это в титрах. Ну ладно, ты не попросил Юру написать нужный тебе текст. Но хотя бы сообщи в титрах, что вот это сделал Ряшенцев, а вот это — другой человек. Как можно приписывать поэту чужие стихи?! Мы просили Юнгвальд-Хилькевича исправить ситуацию, он этого не сделал. И мы с Юрой пошли в суд, который выиграли. Но это было советское время. Председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию Сергей Лапин возмутился: «Чего?! Они на нас в суд подали?!» И мы с Ряшенцевым лет на восемь попали в «черные списки» — работать на телевидении нас не пускали...
Это надломило наши отношения с Юнгвальд-Хилькевичем. Но мы с Юрой не стали делать из этой истории публичный скандал. И вдруг через годы в интервью одному популярному журналу «про звезд» Георгий рассказывает, что все участники фильма, все до одного — от Боярского до Алферовой, — были пьяницами и аморальными типами. А наши прекрасные, жизнерадостные съемки сопровождались сплошным развратом! Еще Юнгвальд-Хилькевич уверял, что сценарий Розовского он был вынужден полностью переписать. И вообще, он «Мушкетеров...» сделал «вопреки»: все ему мешали, от сценариста до актеров и осветителей. Зачем он так всех оскорбил, не понимаю. Может, захотел подогреть интерес к старому фильму? Но это очень сомнительный «хайп»... При этом Георгий был человек очень обаятельный. Когда работали над сценарием, я жил у него в квартире — мы трепались, веселились. Юнгвальд-Хилькевич вроде это время таким и описывает, но поворачивает так, будто все это ему мешало. Да нет, он же всегда был с нами. Я не сдержался и публично ответил ему. Мой главный аргумент был такой: «Если «Мушкетеров...» сделал только ты, а мы с Юрой тебе мешали, то почему продолжения, которые ты снял без нас, не стали хитами?!» Мне больно, что в картине мы воспевали мужскую дружбу, а он ее спустил в унитаз.
О РАБОТЕ С ИРИНОЙ ПОНАРОВСКОЙ
— Замечательная певица, она прекрасно звучала во всех регистрах. А еще она женщина необыкновенной красоты, американизированная, голливудская дива (в отличие от «нашенской» Пугачевой). Я бы только с Мэрилин Монро ее мог сравнить. У нее была лишь одна проблема — склонность к полноте. На фото той поры вы Иру не узнаете: какая-то пышка. Но она героически противостояла лишнему весу, сидела на диетах. Однажды репетирую, сначала поет ансамбль, а потом Ира должна выйти на сцену, но ее нет. Громко говорю в микрофон: «Понаровская, ты опоздала на выход!» Начинаем сцену снова, а Иры опять нет. Уже кричу: «Понаровская, ты спишь, что ли?» Третий заход, но Понаровской не видно! Тут уж я вышел из себя, разошелся. Вдруг ко мне подбегает помреж: «Марк Григорьевич, погодите секундочку, Ире плохо». — «Что случилось?» — «Она за кулисами потеряла сознание». — «Почему?!» — «А у нее восемнадцатый день голодовки». Естественно, я тут же побежал за кулисы. А она пришла в себя и через десять минут вышла на сцену. Вот что называется профессионализм, мощь характера. Железная леди! Кстати, потом Ира переехала в Москву, мы даже жили с ней в одном подъезде, в кооперативном доме «Драматург» у метро «Аэропорт».
О ТОМ, ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ СЕЙЧАС
— К юбилею выпустил мемуары «Беру и помню», четвертый по счету томик стихов и трехтомник своих пьес — туда вошли не все, только 42. Недавно поставил в театре «У Никитских ворот» «Лолиту», мюзикл «Тайна Распутина»… Через много лет я понял, что надо восстановить справедливость, поставив своих «Трех мушкетеров». Переписал пьесу, оставив те номера, которые не вошли в фильм, и теперь спектакль можно увидеть у нас в театре... Ну и я уже репетирую новую пьесу. Юбилей-то, слава богу, прошел, так что можно наконец снова начать работать!
(Инна Фомина, «7 дней», 24.04.22)
Евгению Добровольскую проводят в последний путь в МХТ и похоронят на Троекуровском кладбище
Прощание с актрисой Евгенией Добровольской состоится 14 января 2025 года. Гражданская панихида начнется в 10.00 на Основной сцене МХТ имени А.П.Чехова (Камергерский переулок, 3), в 13.00 состоится отпевание в Храме святителя Николая на Трёх Горах (Нововаганьковский переулок, 9). Похороны пройдут на Троекуровском кладбище.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Добровольская скончалась 10 января в возрасте 60 лет от онкологического заболевания. Последний месяц своей жизни Евгения провела в хосписе.
Умерла Евгения Добровольская
Актриса Евгения Добровольская скончалась 10 января 2025 года в возрасте 60 лет. О ее смерти сообщила пресс-служба МХТ имени Чехова, где она служила много лет.
- Невероятно трудно это произнести и невозможно принять… Умерла Евгения Добровольская. Народная артистка России, любимая действительно всей страной. Ведущая актриса Художественного театра, за 33 года сыгравшая на его сцене десятки главных ролей, - сообщается в некрологе. - Наша Женя, бесконечно талантливая и бесстрашная и столь же бесконечно сомневающаяся, непредсказуемая, предельно искренняя, настоящая всегда и во всём. Именно Женя – несмотря на безусловный авторитет, заслуги и юбилейные даты (26 декабря мы поздравляли её с 60-летием), в театре никто не звал её Евгенией Владимировной. Ни в жизни, ни в творчестве она не успокаивалась, не «бронзовела», в ней продолжала угадываться ершистая и ранимая девочка-подросток из её дебютного фильма «Клетка для канареек».
Сообщается, что в последний год актриса боролась с тяжёлой болезнью:
- Буквально боролась — упорно, не теряя надежды. Но при всей жажде жизни и упрямстве духа физические силы оказались конечны. На этом свете её больше нет. Художественный театр скорбит и выражает соболезнования семье актрисы – сыновьям Степану, Николаю и Яну, дочери Анастасии, а также всем её родным и близким, всем, кто её любил.
Евгения Добровольская родилась 26 декабря 1964 года в Москве. В 1987-м окончила ГИТИС (курс Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова) и была принята во МХАТ имени М.Горького, с 1988 по 1989 год - актриса Московского театра-студии под руководством Олега Табакова, с 1989 по 1991 - актриса театра-студии «Современник-2» (созданной на базе выпускного курса Школы-студии МХАТ под руководством Михаила Ефремова), с 1991 года — актриса МХТ имени А.П.Чехова.
Первой ролью Евгении Добровольской в чеховском МХАТе была Нина Заречная в «Чайке» (потом ей довелось сыграть всех героинь этой пьесы). Она играла в спектаклях «Кабала святош», «Амадей», «Горе от ума», «Борис Годунов», «Мещане», «Женитьба», «Деревня дураков», «Космос» и др.
Актриса также снялась в более чем 100 фильмах и сериалах, в их числе «Щен из созвездия «Гончих псов», «Мужской зигзаг», «На тебя уповаю», «Королева Марго», «Участок», «Счастье по рецепту», «Артистка», «Ирония судьбы. Продолжение», «Громозека», «Небесный суд», «Девять жизней», «Happy End», «Актрисы», «Балет», «Время года зима» и др.
Евгения Добровольская была лауреатом международных кинофестивалей в городе Кошалин (Польша, 1985) и «Звёзды завтрашнего дня» в Женеве (1990), всероссийских кинематографических премий «Золотой овен» (2002), «Ника» (2002), «Золотой орёл» (2007), премии «Звезда Театрала» (номинация «Лучшая женская роль», спектакль «Космос», 2023) и многих других.
Евгения трижды была замужем. От первого мужа, актера Вячеслава Баранова, в 1986 году родила сына Степана, от второго мужа, актера Михаил Ефремова, - в 1991-м сына Николая, от гражданского мужа, актера Ярослава Бойко, - в 2002-м сына Яна, а от последнего мужа, оператора Дмитрия Мананникова, - в 2009-м дочь Анастасию.
О дате и времени прощания с актрисой будет сообщено дополнительно.
«Улитку на склоне» в постановке Петра Шерешевского покажут в МТЮЗе
Премьера спектакля «Улитка на склоне» состоится 17 и 18 января 2025 года на Основной сцене Московского театре юного зрителя. Это постановка Петра Шерешевского по мотивам одноимённой повести братьев Стругацких в авторской версии режиссёра.
«Улитка на склоне» — фантастическая повесть, написанная в конце 1960-х. Этот сюрреалистический текст, во многом отличающийся от других книг Стругацких, авторы считали его своим самым значительным сочинением. «Улитка на склоне» — это две почти не связанные между собой истории в перекрёстном изложении (их главы чередуются). Композиция повести отразилась и на замысле спектакля, где будут Сочинитель «А» (его сыграет Антон Коршунов) и Сочинитель «Б» (Сергей Волков).
Для Шерешевского, год назад назначенного главным режиссёром МТЮЗа, эта постановка будет этапной. Хотя он уже выпустил здесь три спектакля, в том числе один в статусе главрежа, впервые Шерешевский работает с таким количеством артистов: премьеру репетируют 24 человека — почти половина труппы театра.
- Перец стремится в Лес, где никогда не был. Кандид — из Леса, где волей судьбы застрял. Как резные фигурки, чьей-то могущественной рукой ведомые по клеточкам системы, они бродят в этих странно звучащих мирах и каждый из них надеется, что выход есть, и он обязательно найдётся где-то там, у подножия высокого обрыва или на вершине белых скал… История пишется на наших глазах, и фантастические миры Стругацких рождаются из подручных средств вроде стеклянной банки, смятой простыни, печатной машинки да нескольких спичек. Снятые макропланами эти бытовые предметы оживают и становятся почти осязаемой материей спектакля. Всякий раз история будет складываться по-новому, как конструктор: большинство ролей играют два состава артистов, произвольно сочетаясь между собой. От этих разных комбинаций персонажей в спектакле возникают непредсказуемые повороты и импровизации.
Главных героев двух историй будут в очередь играть Дмитрий Агафонов и Илья Смирнов (Перец), Константин Ельчанинов и Илья Созыкин (Кандид). Также в спектакле заняты Марина Зубанова (Буфетчица в Гаграх), Евгений Кутянин (Ахти, Вожак, Староста), Полина Кугушева, Алла Онофер, Алексей Алексеев, Сергей Погосян, Всеволод Володин, Искандер Шайхутдинов, Вячеслав Платонов, Александр Тараньжин, Оксана Лагутина, Алёна Стебунова, Ольга Гапоненко, София Сливина, Максим Виноградов, Арсений Кудряшов, Яна Белановская и Наталья Златова.