Лев Лещенко: «Вся личная жизнь артистов оставалась за кулисами, и никто точно не знал, кто чья жена»
О ТОМ, КАК ОТМЕТИЛ 80-ЛЕТИЕ
— Концертом! Кстати, это я первым начал праздновать дни рождения на сцене, кто бы что ни говорил, оспаривая мое первенство на эту идею. Первый такой юбилейный вечер состоялся 1 февраля 1992 года. После чего традицию подхватили мои коллеги. Поначалу я давал сольники каждый день рождения. А потом пореже, только на юбилеи — в 65, 70, 75 лет. И вот уже в 80! На юбилейном шоу в феврале я замахнулся на 3D, под потолком летали балетные ребята, были новые аранжировки абсолютно всех песен. А во втором отделении мои друзья устроили капустник. Ну а после юбилея я позволил себе отдохнуть: наверное, месяц гулял. В том смысле, что не выступал. Но при этом в студии все равно работал. Сейчас вообще стараюсь больше заниматься творчеством, к которому концерты особо не отношу. Выступления — это все-таки рутинная история. Если в сотый раз исполняешь старую песню (а многие артисты это еще и под фонограмму делают), творческого развития в этом мало. Как называл один мой друг концерты — «обмолот идет». Работа над новой песней, репетиции — вот это творчество, вот что увлекает, двигает вперед.
О ТОМ, НА КАКОЙ ВОЗРАСТ СЕБЯ ОЩУЩАЕТ
— Утром, когда только просыпаюсь, — на сто. (Улыбается.) Там болит, тут покалывает. Мое слабое место — спина. Потом делаю зарядку, завтракаю с Ирой (супруга Лещенко, они женаты уже 44 года. — Прим. ред.) и тогда уже чувствую себя лет на 70. Потом уезжаю в Москву на работу. Встречи с людьми, переговоры, записи музыки — и вот вроде мне уже 50. А когда выхожу вечером на сцену, то летаю, и мне всего 30.
ОБ ЭЛВИСЕ ПРЕСЛИ
— Кстати, мы с Элвисом почти в одно время служили в армии в Германии, только по разные стороны границы — он в ФРГ, а я в ГДР. И оба попали в танковые войска. Только Элвис, будучи уже звездой, снимал большой дом, куда перевез из США отца, родственников и обслугу, а я был обычный парень и служил как положено. Когда в 1962 году случился Карибский кризис, мы неделю спали не в казармах, а в танках — прямо внутри с автоматами. А через полгода командование направило меня в ансамбль песни и пляски 2-й Гвардейской танковой армии. Демобилизовавшись, я поступил в ГИТИС, на отделение музыкальной комедии.
О ЗНАКОМСТВЕ С АЛЛОЙ ПУГАЧЕВОЙ
— Аллу я впервые услышал на конкурсе. А потом году в 72-м или 73-м Слава Добрынин написал песню «Я вас люблю» и сказал: «Хочу, чтобы ты именно с Пугачевой ее записал». В тот момент я уже исполнил песни «Не плачь, девчонка» и «За того парня» (за которую на международном конкурсе в Сопоте получил первую премию). А у Аллы тогда еще все было впереди. И когда она в 1975 году с «Арлекино» поехала на конкурс «Золотой Орфей», который выиграла, я там уже был почетным гостем и пел сольный концерт...
Алла очень разнообразная, она не повторяет себя ни в жизни, ни в творчестве. Причем в жизни она спокойная, тихая, закрытая — интроверт. А на эстраде, наоборот, вся нараспашку, открыта слушателям. Она потрясающая актриса, умная и мудрая женщина. И с годами вообще стала очень основательной и глубокомысленной.
О ДУЭТАХ С ВАЛЕНТИНОЙ ТОЛКУНОВОЙ
— Когда мы начинали, на эстраде дуэтов не было — ну, за исключением семейного у Аллы Иошпе и Стахана Рахимова. Это сейчас все поют дуэтом. Мы с Валей дружили много лет, очень много раз вместе ездили на гастроли. Я видел, как она любит своего сына Колю, сколько для него делает. Но он не отвечал ей взаимностью... В последний раз мы увиделись за день до ее ухода. Тогда меня пробило, и я внезапно подумал: «Валя болеет, а я все никак не могу ее проведать...» Отложив все дела, поехал в Боткинскую больницу, где она лечилась. Валя лежала в отдельной палате и выглядела неплохо (в юности она была вообще красотка нереальная). Но с кровати не встала. Говорю ей: «Валь, нельзя залеживаться, надо пройтись». А она: «Что-то не хочется». — «Ты думай о хорошем, у тебя же юбилей впереди: новую программу надо бы сделать». Хорошо так поговорили, а через день ее не стало.
О СПЛЕТНЯХ ПРО ЕГО РОМАН С ВАЛЕНТИНОЙ ТОЛКУНОВОЙ
— А тогда как рассуждали? Если люди появляются вдвоем, значит, у них обязательно роман. Точно так же «поженили» и Сашу Маслякова со Светой Жильцовой, когда они вместе вели КВН... Нет, между нами с Валей ничего подобного никогда даже не намечалось. Она в то время была замужем за композитором Юрием Саульским, потом у нее кто-то другой появился. На самом деле тогда у артистов как бы не было личной жизни. Да что там у артистов, помните фразу, что «в СССР нет секса»? Вся личная жизнь артистов оставалась за кулисами, и никто точно не знал, кто чья жена.
О СЛУХАХ
— Вы знаете, обо мне никаких слухов не ходило. Может, оттого, что я сам никогда их не распространял — мне это претит. Всегда считал, что у публичного человека на виду должна быть профессиональная жизнь, а не личная. Когда ты все сам выложил, то это уже вроде и неинтересно. Я интуитивно чувствовал, что закрытость подогревает интерес к артисту. А вот Пугачева чувствовала иначе, ей были интересны скандалы, и она великолепно умела этим пользоваться...
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ НА ЭСТРАДЕ
— Сейчас совсем другая гастрольная жизнь. Раньше, чтобы заработать, надо было дать 20—30 концертов в месяц в разных концах страны. Расстояния огромные: то долго летишь, то на поезде едешь, а между соседними городами — на очень неудобных автобусах. А ночевки! Теперь в любом, даже небольшом городе есть хороший отель, а раньше в основном паршивые гостиницы. Когда же я гастролировал в студенческие годы, то могли поселить и в общежитии. И поесть было нечего. Приедешь, к примеру, в Курган, а там в столовой только кусок непонятной колбасы с картошкой. Выручало мое любимое блюдо — томатный сок со сметаной. Перемешаешь, выпьешь пару стаканов — вот тебе и обед: и вкусно, и сытно. Непросто было и позвонить в Москву. Приходилось идти на почту, на переговорный пункт, заказывать звонок и ждать своей очереди. Но была одна хитрость. Из гостиницы мы набирали номер для заказа междугороднего звонка, а там просили соединить со знакомой телефонисткой — у каждого популярного артиста имелась своя какая-нибудь Зина или Наташа. Девушка была рада помочь любимому исполнителю и без очереди соединяла с Москвой, с домом или с Госконцертом — смотря куда было нужно дозвониться. В общем, гастрольный хлеб раньше давался тяжело...
О СОВЕТСКОЙ ЦЕНЗУРЕ
— Мне иногда говорили: «Эта песня пройдет, а эта — нет, надо переделать». Да я и сам все это чувствовал. Что же касается жестких запретов, то однажды руководитель Гостелерадио Сергей Лапин зарубил мне целый фильм! За год до Олимпиады я по собственной инициативе запустил музыкальную картину «От сердца до сердца», композитором в ней был Слава Добрынин, а режиссером Владимир Македонский. В эту работу я вложил всю душу. К тому же были потрачены огромные в то время деньги — 130 тысяч государственных рублей! Но главный редактор Первого канала по фамилии Шалашов донес Лапину, что Лещенко самостийно снял фильм и в нем звучат не утвержденные худсоветом песни. Когда я узнал, что мою картину запретили, пошел к Лапину разбираться. У нас с ним были хорошие отношения, я его дважды сопровождал в депутатских поездках, так что и выпивали вместе. В общем, я думал, что он вопрос решит. А Сергей Георгиевич и говорит: «Лев, вы же интеллигентный человек, а тут в тексте такая строчка — «видишь, я в глазах твоих тону». Ну это же так пошло! Мы вам такой положительный образ создаем, а вы!.. Нам не нужен второй Карел Готт или Том Джонс, нам нужен Лещенко...» И фильм не вышел...
О ХИТАХ
— Все свои хиты я разглядел. Другое дело, что от того, что было «не моим», всегда отказывался. Однажды Слава Добрынин сел за рояль и спел песню «Не сыпь мне соль на рану». Он только что ее написал. Я сказал: «Слава, как можно такое петь: «не сыпь мне соль на рану»?!» А он говорит: «Вот увидишь — эта песня станет хитом!» И оказался прав. Но и я был прав, что за нее не взялся. Да, жалею, что не спел, допустим, «Чистые пруды» или «Как молоды мы были», но мне их никто и не предлагал. Тут надо сказать, что я был в штате радио, и все ноты, которые приносили композиторы, редакторы показывали мне. У меня, как у солиста Гостелерадио, был план. В месяц я должен был 15 раз спеть в прямом эфире под рояль: оперные отрывки, романсы наши и зарубежные, русские песни. Страна была огромная, и я пел для разных часовых поясов: то для Дальнего Востока, то для Сибири и Казахстана, то для Поволжья или Москвы. Колоссальный объем работы! Причем за один такой прямой эфир платили в пять раз меньше, чем за минуту «фондовой» записи. Вот я и предпочитал работать «в фонды». Да, писал все подряд, столько мусора! Помню песню Хачатуряна «Аю-Даг». Он же блистательный композитор, но эта песня — ни о чем.
О ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ
— На самом деле немного, всего две: «И вновь продолжается бой» и «Любовь, комсомол и весна». Причем до сих пор люди на концертах, заслышав их, встают. Потому что это прекрасные, настоящие песни. А вот халтуры и дурновкусицы, патриотической по тематике, я, по счастью, сумел избежать. Навсегда запомнил слова Оскара Фельцмана на эту тему. Я тогда был молодой артист, мы у него дома готовили песню о Ленине «Улица Мари-Роз». Хорошая, кстати, песня, в стиле шансон. И Фельцман сказал: «Ты начинаешь жизнь на сцене, поэтому всегда думай о своей репутации, о своем имени. Никогда не пой плохих песен. Делай что угодно, но отказывайся!» Я так и поступал. Если предлагали что-то пустое, пафосное, неискреннее, говорил: «У меня нет металла в голосе для такого серьезного произведения, я не смогу». И такая отмазка, что голос не подходит, меня много раз выручала.
О 90-Х
— В 1992 году мне было 50 лет. Уже состоявшийся человек со своими взглядами, со своим окружением. Да кто мог ко мне подойти, если я пел в Кремле, на концертах КГБ и МВД?! Я был, так сказать, «государственный» человек. И вообще, старшее поколение, «мастодонтов» — ту же Валю Толкунову, бандиты не трогали. Наверное, уважали, да и не были мы богачами. Бандиты наезжали на молодежь — попсятину, которая мгновенно начала зарабатывать просто бешеные деньги...
О СЧАСТЬЕ
- Сейчас, конечно, совсем другое время, жизнь сильно изменилась. Но, вспоминая прошлое, наверное, могу назвать себя счастливым человеком. У меня есть биография, все задуманное я сделал. И есть силы сделать еще что-то. Я пел то, что хотел, стал тем, кем хотел. И получил признание народа — это для меня самое дорогое.
(Инна Фомина, «7 дней», 27.04.22)
Надежда Кадышева выступит с сыном в КЗ «Москва»
Концерт Надежды Кадышевой, Григория Кадышева и ансамбля «Золотое кольцо» с программой «Плывёт веночек» состоится 11 апреля 2025 года в КЗ «Москва». Со сцены прозвучат хиты «Плывёт веночек», «Течёт ручей», «Снег летит», «Я не колдунья», «Виновата ли я», «Широка река» и многие другие. Вместе с Надеждой в концерте примет участие их с руководителем «Золотого кольца» Александром Костюком 40-летний сын Григорий Кадышев (Костюк).
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
«Рождество с Григорием Лепсом» покажет Первый канал
Телеверсия концерта «Рождество с Григорием Лепсом» выйдет в эфир Первого канала 7 января 2025 года. Концерт состоялся 22 декабря 2024 года на «Live Арена» и в нем приняли участие Татьяна Куртукова, Shaman, Дима Билан, Владимир Пресняков, Юлия Савичева, Валя Карнавал, Стас Михайлов, Люся Чеботина, Наталья Подольская, Аnna Аsti, Эмин, Лариса Долина, Анита Цой, Ани Лорак, Зара, Александр .Панайотов, Александра Воробъёва, Сосо Павлиашвили и многие другие. Ведущие – Яна Чурикова и Дмитрий Хрусталев.
Эфир в 16.45.
Юбилейный концерт Эмина Агаларова со звёздами покажет НТВ
Телевизионную версию юбилейного концерта Эмина Агаларова покажет НТВ 8 января 2025 года. Праздничный вечер состоялся в Государственном Кремлёвском дворце 11 декабря 2024 года. Зрителей ждут яркие номера и дуэты виновника торжества с Григорием Лепсом, Стасом Михайловым, Алексеем Воробьёвым, Сосо Павлиашвили, Jony, Алексеем Чумаковым, Владимиром Кузьминым, Ани Лорак, Жасмин, Ириной Дубцовой и многими другими. Так, на юбилейном вечере Эмин вместе с Алсу впервые исполнил песню «Нам не жить друг без друга» из своего альбома памяти Муслима Магомаева «Верни мне музыку».
Эфир в 22.30.