Борис Гребенщиков: «Вранье и стояние у кормушки меня не привлекает»

О МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
- Я с 1980 года люблю Москву всем сердцем и считаю ее фантастическим городом, где возможно все: самые невероятные встречи и приключения. Так что Москва прекрасна, и этого мнения я менять не собираюсь. Там я чувствую себя собой. Просто собой, без описаний и прилагательных. Не только в Москве — везде. Петербург другое дело — это город, полный призраков, город несчастный, город скудный, город Гоголя и Андрея Белого, город «Питер бока повытер». И при этом место мистической красоты, город света и влюбленности, город моей юности и всей моей жизни.
О «ГЕНИИ МЕСТА»
- В это не нужно верить. Общеизвестно, что у каждого места есть свой дух — он же гений места. Именно он определяет свойства этого места и людей, в нем живущих.
О ЛЮБВИ К ЛОНДОНУ
- Любовь к Британии передалась мне от отца; потом Жюль Верн, Диккенс и Конан Дойл ее развили, а профессор Толкин подвел под нее фундамент. А что до места жительства: живу я не в Лондоне, или Петербурге, или Париже — я живу в этом мире: сегодня здесь, завтра там. Последние два десятка лет я много времени провожу между Лондоном и Петербургом, сейчас больше в Лондоне — потому что по качеству записи музыки и уровню игры музыкантов с этим городом не сравнится ни одно другое место на Земле. Здесь мне хорошо работается. История, иллюстрирующая сказанное: однажды я записывал что-то в одной подвальной студии в Москве, на стене висел плакат «Пинк Флойд», хозяин студии, увидев мой взгляд, пояснил, что плакат висит в воспитательных целях. «Как это?» — спросил я. Он пояснил: «Вот приходит ко мне записываться молодая группа, я им и говорю: видите, это “Пинк Флойд”, а вы говно». Именно из-за такой постановки вопроса я работаю над музыкой в Лондоне.
О БАРЬЕРАХ, РАЗДЕЛЯЮЩИХ ЛЮДЕЙ
- Нет никаких баррикад. Я живу под тем же небом и на той же Земле, что и 50 лет назад. Я просто научился выбирать то, что мне действительно нужно. А этот самый пресловутый Союз, как ни крути, все равно часть мира, часть Вселенной: и в нем действуют те же законы бытия, что и везде, хотим мы этого или нет. Советы живы в наших головах: мы даже не обращаем внимания на то, как это страшно. Вот, например, уродливое слово «за рубежом». Все время хочется спросить: за каким рубежом? Кто этот рубеж проложил? Почему вам так нравится жить в лагере за колючей проволокой? Нет рубежей. Мир один — мы все его часть.
ОБ ОДИНАКОВОМ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИЯМ
- А почему это должно меня смущать? Вас же не смущало в школе изучение математики, физики и географии одновременно. Все это — разные аспекты человеческого образования. Естественно, все религии про одно: про то, каков мир и как в нем жить. Просто разные религии уделяют больше внимания разным аспектам жизни. Я с большим уважением отношусь и к исламу. У меня много знакомых суфиев-мусульман и полное с ними взаимопонимание.
О ДАЛАЙ-ЛАМЕ
- Мы встречались несколько раз, он воистину уникальный и великий мастер. Первый раз мы увиделись в Москве, в посольстве одной маленькой республики, когда Его святейшество был в России как бы нелегально: советская власть страсть как боялась гнева Китая и по-детски притворялась, что далай-ламы в Москве нет. Меня представили ему, и он был настолько добр, что ответил на мои вопросы. По этой схеме проходят и все дальнейшие наши встречи. Только теперь он из вежливости показывает, что знает меня.
О БРЕНДЕ «БГ»
- Для меня БГ просто аббревиатура. А про изобретенного народным воображением символического БГ я мало осведомлен. Но, вероятно, он, как и любая народная легенда, то, что сегодня требуется людям.
О ЕГО ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ПОКЛОННИКОВ
- Я довольно неплохо знаю себя и не вижу никакой причины для собственной значимости: я точно не являюсь ни муллой, ни пророком, поэтому и пугаться мне нечего. Я никогда не занимался поисками себя. Видимо, никогда себя не терял. Образы — одеваюсь каждый день просто так, как сегодня хочется. А из того, что я читал про этого БГ, я замечаю, что данная аббревиатура — это просто дорожный знак, указатель пути в мировую культуру. Это даже немного лестно.
О РАЗНИЦЕ МЕЖДУ ГРУППОЙ И ЕГО СОЛЬНОЙ ИПОСТАСЬЮ
- «Аквариум» — магия, БГ — что наболело на душе. Инь и ян. Жизнь и музыка — поиск равновесия между ними. Собственно, жизнь и есть настоящая музыка.
О ПОЛИТИКЕ
- Объясню: политика — это метод управления массами, она была всегда и всегда будет. И как таковая она всегда подразумевает ложь. Поэтому обращать на это внимание нужно хотя бы для того, чтобы не попасть ненароком под колесо. Вот только вранье и стояние у кормушки меня не привлекает.
О ЕГО КНИГЕ «СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА ИНДИИ»
- Много лет странствуя по Индии, я мечтал найти книгу, где было бы написано, какие места стоит посетить. Не найдя такой, я решил написать ее сам. Для этого 20 лет изучал книги и объезжал разные священные места. В итоге, по оценке специалистов, книга получилась представительной.
ПОЧЕМУ НЕ ПРОГРЕМЕЛ АНГЛОЯЗЫЧНЫЙ АЛЬБОМ «RADIO SILENCE»
- А зачем он должен был греметь? Задача времени работы над «Radio Silence» была совсем другой — дать мне возможность научиться работе в настоящих студиях и познакомиться с людьми, чью музыку я люблю; из клубной самодеятельности выйти в настоящую музыку. А потом вернуться домой и применить эти знания к нашей русской жизни. Иллюстрация к рассказу: на втором году работы над альбомом «Radio Silence» в Нью-Йорке на каком-то концерте я встретил пеструю компанию очень известных музыкантов из Москвы. Они долго хлопали меня по плечам и вразнобой спрашивали, как тут с бабками, сколько где за что платят. Все спрашивали только об этом. Очень было их жалко, но объяснить им что-либо не представлялось возможным.
О «ДЕКОРАЦИЯХ» СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
- Вы очень провидчески называете нашу реальность декорациями. Поэтому сами знаете, что жить теперь очень интересно. И чем дальше, тем интереснее.
(Анастасия Медвецкая, "Москвич Mag", 16.05.2022)
Хавьер Бардем уговаривает Брэда Питта вернуться в профессию в трейлере «Формулы-1»

Трейлер фильма «Формула-1» (F1) обнародовала 13 марта 2025 года кинокомпания Warner Bros. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в картине Джозефа Косински сыграли Брэд Питт, Хавьер Бардем, Дэмсон Идрис, Тобайас Мензис, Ким Бодния и Керри Кондон, а одним из продюсеров стал британский автогонщик, многократный победитель «Формулы 1» Льюис Хэмильтон.
По сюжету, автогонщик Сонни Хейз (Питт) был самым многообещающим феноменом «Формулы-1» в 1990-х годах, пока авария на трассе едва не положила конец его карьере, когда он так и не поднялся на пьедестал. Тридцать лет спустя он стал гонщиком-кочевником по найму, когда к нему обратился его бывший товарищ по команде Рубен Сервантес (Бардем) - владелец команды, которая находится на грани краха. Рубен убеждает Сонни вернуться в профессиональные гонки чтобы в последний раз попытаться спасти команду и стать лучшим в мире. Он будет гонять вместе с Джошуа Пирсом (Идрис), крутым новичком, который намерен задать свой собственный темп. Но когда ревут двигатели, прошлое Сонни настигает его, и он обнаруживает, что в «Формуле-1» ваш товарищ по команде — ваш самый жестокий соперник, и путь к искуплению — это не то, по чему вы можете идти в одиночку.
«Формула-1» выйдет в мировой прокат 25 июня, а позже появится на Apple TV+.
«Мелодия» выпустила неизвестную запись Николая Громина

Фирма «Мелодия» выпустила неизданный альбом джазового гитариста Николая Громина «Блюз для Тэда». В 2024 году при работе над переизданием записей знаменитого джазового дуэта гитаристов Николая Громина и Алексея Кузнецова редакторы «Мелодии» нашли неопубликованную мастер-ленту 1991 года с записью сольного альбома Громина: пять ранее не изданных композиций, записанных гитаристом вместе с Виктором Двоскиным (контрабас) и Виктором Епанешниковым (ударные). Пленка, найденная в 2024 году, была сделана в июле 1991-го, за пультом находился звукорежиссер Рафик Рагимов, руководивший записью самых знаменитых джазовых альбомов для фирмы «Мелодия». Этот релиз, получивший название «Блюз для Тэда», вероятно, должен был выйти в конце года, но события августа 1991-го помешали этим планам.
Заглавная композиция посвящена другу и коллеге Громина — знаменитому американскому трубачу Тэду Джонсу, звезде оркестра Каунта Бейси, с которым гитарист познакомился в Копенгагене и играл в его легендарном биг-бэнде, считавшимся одним из лучших в Европе. В альбом также вошли авторские интерпретации джазовой классики: «My Funny Valentine», «When Sunny Gets Blue», «Alone Together» и «Theme for Ernie».
Музыкальный критик Денис Бояринов: «Обнаруженная запись «Блюз для Тэда» — это еще одно подтверждение уникального мастерства Николая Громина, яркого звучания, безупречной фразировки и восхитительной свободы исполнения. Это настоящий джаз».
Гитарист Николай Громин — выдающийся отечественный джазовый музыкант, он сыграл ключевую роль в возрождении советского джаза в оттепель, и стал одним из немногих, сумевших вписаться в профессиональную джазовую среду за рубежом, добившись там значительных успехов. Оригинальный стиль и мастерство Громина получали высокие оценки западных экспертов. Так, американский трубач Дон Эллис сравнивал Громина с подлинным блюзовым исполнителем, будто бы прошедшим уроки у Прокофьева. Знаменитый джазовый критик Уиллис Коновер отмечал, как естественно Громин сочетает блюзовое звучание с русскими музыкальными традициями. Отечественный джазовый критик Алексей Баташев называл Громина «корифеем мелодической линии». Композитор и дирижер Юрий Саульский считал ансамбль Громина и Кузнецова «ансамблем мирового уровня».
В 1978 году «Мелодия» выпустила первую пластинку дуэта Николая Громина и Алексея Кузнецова — «Джанго», в 1988 году Громин и Кузнецов записали альбом «Спустя 10 лет».
Россия будущего: как конкурс «Культурная столица года» содействует развитию городов, обсудят в РАНХиГС

Большая научно-практическая конференция «Методология Культурных столиц как драйвер социально-экономического развития территорий» состоится 21 марта 2025 года в РАНХиГС при Президенте РФ. Событие объединит практиков и теоретиков, заинтересованных в развитии городов России, в т.ч. представителей министерств и ведомств, организаторов и участников общенационального конкурса «Культурная столица года».
В числе обсуждаемых тем:
- Общенациональный конкурс «Культурная столица года» в контексте социально-экономического развития России;
- Применение искусственного интеллекта для формирования рейтинга культурной столичности;
- Исследование эффективности органов управления сферы культуры субъектов РФ;
- Приоритеты и инструменты реализации государственной политики в сфере туризма;
- Цифровые и коммуникационные технологии в конкурсе «Культурная столица года»;
- Киноиндустрия как фактор развития и продвижения территорий;
- Практический опыт регионов по реализации статуса «Культурная столица года»;
- Социокультурное проектирование и особенности PR-продвижения в основе методологии Культурных столиц.
В качестве спикеров приглашены:
- Александр Журавский – заместитель начальника Управления Президента РФ по общественным проектам;
- Жанна Алексеева – статс-секретарь, заместитель Министра культуры РФ;
- Николай Новичков – депутат Государственной думы ФС РФ, доктор экономических наук, профессор, председатель Оргкомитета конкурса «Культурная столица года»;
- Руслан Корчагин – директор Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат технических наук;
- Сергей Серебренников – декан Факультета инженерного менеджмента Института отраслевого менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ, доктор экономических наук, профессор;
- Ольга Астафьева – директор научно-образовательного центра "Теория и технологии управления в сфере культуры, образования и науки" ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, доктор философских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премии Правительства РФ;
- Светлана Горушкина – учёный секретарь Федерального института промышленной собственности, эксперт научно-образовательного центра "Теория и технологии управления в сфере культуры, образования и науки" ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат социологических наук, Заслуженный работник культуры РФ;
- Мария Синичич – директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и ЖКХ РФ;
- Марина Мишункина - первый заместитель генерального директора издательского дома «Аргументы и Факты»;
- Галина Сташевская – заместитель директора Департамента развития инфраструктуры Электронного правительства Минцифры РФ;
- Ольга Жукова – исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения;
- Аднан Нагаев – заместитель председателя Парламента Чеченской Республики;
- Иван Колесник – заместитель председателя Правительства Омской области;
- Александр Протасевич – директор фонда «Культурная столица», кандидат экономических наук;
- Евгений Сафронов – медиакоординатор проекта «Культурная столица года», основатель информационного агентства «ИнтерМедиа».
Участники конференции – представители субъектов РФ, принявших решение или выразивших заинтересованность участвовать в конкурсе городов России на звание «Культурная столица года», получат консультации по вопросам подачи заявок на Конкурс, а также ознакомиться с научно-образовательными возможностями РАНХиГС.
Сбор участников и гостей с 10.00.
Начало конференции – в 11.00.
Федеральный конкурс «Культурная столица года» организован Фондом развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив и содействии Министерства культуры РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Правительства Москвы.
Партнеры конференции – Факультет менеджмента и инноватики Института управления РАНХиГС при Президенте РФ, Институт государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, Российское культурологическое общество.
Генеральный информационный партнер – ИД «Аргументы и факты».
Официальное пресс-агентство – «ИнтерМедиа».
Вниманию представителей СМИ! Вход исключительно по предварительной аккредитации: welcome@intermedia.ru, +7 (916) 633-7868 (Оксана Леонтьева).
Заявки принимаются до 15.00 20 марта.
Адрес: Москва, Проспект Вернадского, 84 (РАНХиГС).
Дополнительная информация: pr@intermedia.ru,на официальном сайте проектаи в телеграме @kulturnayastolitsa.