Взаимопонимание в работе с авторскими обществами стало одним из приоритетов современной журналистики

Дискуссия «Взаимопонимание в работе с авторскими обществами - один из приоритетов современной журналистики» состоялась в Общественной палате РФ в начале июня 2022 года. На встрече вещателей и обществ по коллективному управлению правами (ОКУПов) обсуждались подходы к взаимной поддержке представителей индустрии СМИ и авторского сообщества, сообщили агентству InterMedia в пресс-службе Российского авторского общества (РАО).
На сегодняшний день 18 из 30 крупных зарубежных рекламодателей ушли из России. Это резко осложнило финансовое положение СМИ, отметили представители РАО. Вещательные организации полагают, что в связи с этим им бы помогла оптимизация структуры расходов. Платежи за авторские права традиционно являются для СМИ необходимой статьей затрат.
Председатель Союза журналистов России (СЖР) Владимир Соловьёв отметил, что в пандемию организации совместно с Национальной ассоциацией телевещателей (НАТ) удалось добиться включения СМИ в список особо пострадавших отраслей. Это позволило помочь более чем 30 тысячам СМИ.
- Мы работаем в таком формате постоянно, - сказал он. - И сейчас, когда возникла новая сложная ситуация, мы, естественно, тоже стали собирать предложения от коллег – как помочь, как смягчить удар, чтобы они смогли выжить и продолжить работу.
Владимир Соловьёв считает, что взаимопонимание в работе с авторскими обществами – в числе основных приоритетов и Союза журналистов, и СМИ, особенно региональных. Он выразил убежденность в том, что пользователям и правообладателям через диалог удастся решить спорные вопросы. Представители СМИ подтвердили свою принципиальную позицию о необходимости оплаты авторских прав - это требование законодательства.
Среди вопросов, интересовавших профессиональное сообщество были, в том числе, формирование ставок авторского вознаграждения, возможности сокращения облагаемой базы, работа с правообладателями из недружественных стран и артистами, допустившими антироссийские высказывания.
Некоторые вещатели недоумевали, почему РАО и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) продолжают собирать деньги в пользу правообладателей из недружественных стран, ведь даже выводя за скобки политический аспект, из-за санкций они просто не могут перевести туда причитающееся вознаграждение. Исполнительный директор РАО и генеральный директор ВОИС Алексей Карелов пояснил, что в соответствии с недавним президентским указом вознаграждение таким правообладателям перечисляется на специальный рублевый счет «О» в уполномоченном российском банке. Вывести с него деньги правообладатели смогут только с разрешения специальной правительственной комиссии, в состав которой входят представители ЦБ.
У стремления сделать бесплатным доступ к контенту из недружественных стран есть очевидное печальное последствие: если иностранный контент станет бесплатным, а отечественный останется платным, то есть угроза того, что к последнему снизится интерес. Люди перестанут смотреть и слушать все российское, или же появится дополнительный стимул качать музыку пиратским способом – с чем так долго боролись.
Вопросы ставок и доходной базы, от которой высчитывается вознаграждение, потребовали детального рассмотрения. Часть вещателей обратили внимание на то, что их доходы могут иметь непрофильный характер: не вполне понятно, почему доход от сдачи помещения в аренду должен учитываться при расчете авторского вознаграждения. Представители РАО заверили, что в подобных вопросах всегда идут навстречу пользователям и готовы использовать в расчетах только релевантную облагаемую базу. Более сложный вопрос – должна ли подобная база включать деньги, полученные в рамках государственной субсидии? С одной стороны, это не доход, а компенсация расходов, с другой стороны, у многих вещательных компаний просто нет других доходов, кроме государственных дотаций на ведение деятельности и закупку контента. Единодушно была принята компромиссная рекомендация – в процедуру госзакупки в интересах СМИ выплаты РАО стоит закладывать заблаговременно.
Вместе с тем, говоря о готовности РАО идти навстречу пользователям в сложных экономических обстоятельствах, представители СМИ согласились с тем, что это требует понятной сдержанности. РАО – только посредник между авторами и бизнесом. Для многих композиторов, особенно пожилых и одиноких, вознаграждение за использование их произведений – единственный оставшийся источник дохода, и в этой ситуации РАО обязано защищать их интересы. На это обратил внимание исполнительный директор Общества Алексей Карелов.
- Доходы в эти тяжелые времена точно так же падают у авторов, - сказал он. - Нельзя сказать, что они на ком-то наживаются. Однако нам, безусловно, есть над чем поработать вместе с вещателями – в первую очередь в вопросе фиксированных выплат. В пандемию мы не шли в суды и не применяли штрафных санкций и ровно то же готовы делать сейчас. Мы готовы взаимодействовать с отраслью и совместно решать все вопросы в рамках рабочей группы.
Представители ОКУПов также напомнили, что с 2015 года инфляция обесценила ставку вознаграждения РАО на 60%, при этом рекламный рынок вырос на 40%, а индексации ставок не проводилось. По словам представителей РАО, ставка авторского отчисления в России (около 2%) приблизительно в четыре раза ниже аналогичных ставок зарубежных ОКУПов.
В ходе дискуссии выяснилось, что часть проблем отрасли не имеет отношения к ОКУПам. Так, фотографы, с которыми часто спорят и судятся СМИ, управляют своими авторскими правами самостоятельно. Это как раз пример проблемы, от которой работа с ОКУПом защищает. Как отметила генеральный директор компании IPCodeх Наталья Полианчик – один раз заключив договор с Обществом, пользователь уже не должен тратить силы на дискуссии с каждым правообладателем в отдельности.
Участники встречи, которую в качестве модератора провел председатель комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, руководитель регионального департамента ВГТРК Рифат Сабитов, согласились и в том, что для более глубокой аналитики поступивших от СМИ предложений, для подведения итогов обсуждения и выработки конкретных формулировок для предлагаемых компромиссных решений целесообразно создать рабочую группу с представительством юридических служб всех заинтересованных сторон.
Во встрече также приняли участие секретарь Союза журналистов России, сопредседатель Общественной коллегии по жалобам на прессу Михаил Федотов, генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких, руководитель Управления по работе с вещательными организациями Российского авторского общества Игорь Куницын, композитор, аранжировщик, звукорежиссер, музыкант, продюсер, певец, председатель Совета и основатель компании «Студия современной музыки Studio S» Евгений Кобылянский, заместитель генерального директора по развитию и правовым вопросам телеканала «Санкт-Петербург» Кирилл Калинин и многие другие.
Выставка советских подстаканников открылась в ЦДКЖ

Выставка подстаканников, изготовленных на предприятиях Ленинграда в 40-60-е года XX века, проходит в Центральном доме культуры железнодорожников весной. В основу экспозиции легла часть коллекции заместителя начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Андрея Гаревских.
В ЦДКЖ представлены подстаканники, выполненные в технике филиграни. За счет многообразия цветовых гамм экспонаты на выставке незначительно, но отличаются друг от друга даже при одинаковом рисунке. Широко представлены также латунные подстаканники, декорированные эмалью - их выпускали на предприятиях Ленинграда с 1946 по 1962 год. Наиболее редкими в этой серии являются очень хрупкие подстаканники - с картушем под дарственную надпись или с медальоном.
- Когда подстаканник стал частью церемонии чаепития, утверждать трудно. По некоторым версиям, в 1720-х годах. Тогда были введены правила: женщинам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам - из стаканов. Чтобы не обжигаться, использовались подстаканники. Есть данные, что на железной дороге начали подавать в них чай в 1892 году по инициативе министра путей сообщения Сергея Витте, - сообщили в пресс-службе ЦДКЖ.
Владелец коллекции Андрей Гаревских лично реставрирует, очищает изделия, чтобы вернуть им первоначальный вид.
- На мой взгляд, эта яркая серия должна понравиться зрителям, – уверен он.
Книга о модельере Кристобале Баленсиаге

Книга Марии Фернандес-Миранды «Загадка по имени Кристобаль Баленсиага» выйдет в марте 2025 года в издательстве «Азбука-Аттикус».
- Все знают его работы, но никто не видел этого человека, - сообщается в пресс-релизе. - Так говорили о великом и самом неизвестном кутюрье XX века — Кристобале Баленсиаге. Баскский гений не был публичной персоной, но все же как жил монарх высокой моды? На этот вопрос пытается ответить Мария Миранда-Фернандес, журналистка и спикер TED. Она проживает восемь самых значимых сцен в жизни Кристобаля: вдыхает вместе с мальчиком морской воздух Гетарии, пока тот спешит показать первое платье заказчице, сочувствует именитым манекенщицам Balenciaga, что держат в руках письма о закрытии модного дома. Эта книга позволит узнать лучше авангардиста и отшельника Золотого века моды.
Влад Лисовец описал свое состояние на фоне онкологического диагноза

Влад Лисовец подтвердил новости о своем онкологическом диагнозе. Стилист попросил не драматизировать происходящее с ним, поскольку уже имеет подобный опыт негативного освещения информации после пандемии коронавируса.
- Так как я ранее, в 2020 году, пережил шумный пиар с ковидом, я в целом готов к любым статьям в СМИ и даже о том, что я умираю — всё это уже было, - отметил он в соцсетях. - И уж тем более к негативу и проклятиям, которые даже 10 лет назад обрушились на мою подругу Жанну с малышом на руках… Проблема действительно есть, тут я скрывать не буду, но посмотрите на меня, на посты и последние поездки — всё не так плохо, как пишут и как некоторым хотелось бы. За пиар отдельное спасибо. А болею я всю свою жизнь, у меня была самая большая карточка в детской поликлинике.
Исходя из собственного опыта, Влад Лисовец посоветовал другим регулярно проверяться у врачей:
- Лучше постоянно, регулярно проверяйте своё здоровье. Не бойтесь! От многих слышал: «Я боюсь проверяться». И ещё, слушайте свой организм, он всегда сигнализирует и даёт знаки, а дальше упорно пытайтесь понять, есть ли проблема и где она засела. Кровь, колоноскопия, КТ, МРТ, онкомаркеры, особенно если в роду кто-то болел. Делайте всё, чтобы в самом начале найти проблему. Обходите разных врачей, перепроверяйте.
Ранее телеграм-канал Mash сообщил, что у Влада Лисовца обнаружили онкозаболевние на поздней стадии, и 52-летний ведущий уже прошёл курс химиотерапии. Стилист узнал о раке осенью 2024-го, когда пришёл в больницу с жалобами на самочувствие.