Представители концертной индустрии рассказали, кто заменит зарубежных звезд, отменивших гастроли в России
После начала специальной военной операции на Украине западные музыканты массово отменили свои концерты в России. «Финтолк» разбирался, как концертная индустрия переносит этот удар, сможет ли она выжить на концертах Филиппа Киркорова и Ольги Бузовой и на кого еще теперь будут ходить россияне вместо Imagine Dragons и Rammstein.
– Мы проделали огромную работу, построили концертную индустрию, создали культуру взаимоотношений и ведения бизнеса в концертно-зрелищном сегменте. Теперь мы остались за бортом цивилизации, – сокрушается генеральный директор компании TCI Эдуард Ратников.
Отмены гастролей в России связаны с несколькими факторами. Первый – идеологические причины. Свою позицию по поводу боевых действий на Украине высказали сразу несколько звезд. Второе – организационные сложности. Из-за санкций российский рынок оказался закрыт для въезда практически всех зарубежных артистов – невозможно производить взаиморасчеты, почти не летает авиация. Поэтому ни логистически, ни организационно, ни финансово провести гастроли зарубежных исполнителей в России в обозримом будущем стало невозможно, сетуют организаторы. Третье – политический фактор.
– Ни один мало-мальски узнаваемый артист не сможет приехать на концерт в Россию, потому что он рискует нарваться на неприятности, работая со страной, в отношении которой были введены санкции, – объясняет Эдуард Ратников.
История с отменами и переносами концертов иностранных артистов ударит практически по всей концертной индустрии, которая еще не успела оправиться от пандемии.
– На приглашении зарубежных исполнителей специализировались крупнейшие организаторы, это были самые значимые концерты и фестивали. Большая потеря для отрасли. К тому же сейчас речь идет о практически полном прекращении обмена в области массовой культуры с развитыми странами и их сателлитами, находящимися под влиянием американских элит и управляемых ими медиа, – считает руководитель информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов.
Сложность в том, что из-за ситуации в Украине организаторы концертов сталкиваются не только с переносами, но и с отменами концертов европейских и американских музыкантов. Как говорят эксперты, все они понимают, что происходящее – надолго, поэтому переносить гастроли на осень или зиму им кажется достаточно наивным, так что они просто отменяют свой приезд в Россию. Некоторые концерты значатся перенесенными, но речь идет про перенос без конкретной даты. А значит, это оборачивается необходимостью возвращать людям билеты прямо сейчас.
– Многие артисты задерживают организаторам концертов возврат предоплат, сделанных месяцы и годы назад. Потому что мы под санкциями, и проводить расчеты стало сложно. Это отражается на сроках возврата денег за билеты их покупателям. Плюс нужно учитывать понесенные нами расходы, связанные с несостоявшимися концертами (предоплаты площадкам, транспортным и рекламным компаниям и так далее). Кто будет нам компенсировать эти потери? Мы же не виноваты в том, что не можем выполнить свои обязательства перед публикой – все музыканты были готовы выступать, но выступать невозможно. Государство сейчас не помогает решать эту проблему, просто отмораживается, – говорит генеральный директор компании TCI Эдуард Ратников.
От ухода зарубежных артистов пострадают также крупные концертные площадки и стадионы. Они уже сейчас отказываются от проведения концертов, опасаясь финансовых потерь и непредсказуемых отмен даже российских исполнителей. А еще беда в том, что в России очень мало популярных артистов, способных собирать стадионы, тогда как зарубежные артисты и до пандемии ездили к нам в недостаточном количестве.
– Потому что среднестатистический россиянин посещает концерты гораздо реже, чем житель европейских стран. И дело тут не в стоимости билетов, а в привычке и в культуре, – поясняет директор Международного форума музыкальной индустрии Colisium Сергей Бабич.
Особенно страдает сейчас бизнес тех организаторов, которые специализировались на зарубежных звездах.
– Ситуация точно повлияет на часть промоутерских компаний (организаторов концертов), которые привозили в Россию западных артистов. Для них это серьезное испытание, потому что до февраля 2022 года умение договариваться с иностранными артистами и кредит доверия со стороны западных букинг-агентов были одними из мощнейших преимуществ. Теперь таким компаниям нужно менять направление и конкурировать с теми, кто работает с российскими музыкантами, – оценивает ситуацию продюсер фестиваля «Дикая Мята» Андрей Клюкин.
В меньшей степени пострадали промоутеры, которые работали с российскими звездами, а также организаторы музыкальных фестивалей, для которых иностранцы были спецгостями. Большая часть лайн-апа (список артистов, которые заявлены на музыкальный фестиваль) приходилась на музыкантов из России и стран СНГ. Хорошая новость в том, что после пандемии у российских зрителей сформировался большой запрос на посещение концертов. Особенно сейчас, на фоне стрессовой ситуации, люди хотят избавиться от напряжения, где-то выплеснуть эмоции и вернуться благодаря музыке на островок нормальности. Поэтому люди будут ходить на концерты. А так как свято место пусто не бывает, из-за отсутствия иностранных исполнителей мы увидим больше концертов уже известных публике российских звезд. Да, в том числе старых добрых героев «Голубого огонька», а вы что думали. Но радовать они нас теперь будут под разным соусом, чтобы не наскучить – просто гастроли, фестивали, конкурсы и прочие форматы. А еще на безрыбье у новых имен появится шанс засветиться и быстро вырасти в больших артистов. Так что, если вы всегда мечтали о славе рок-звезды, сейчас самое время – хватайте гитару, записывайте ролик, выкладывайте его в соцсети и ждите весточку от «известного продюсера».
– Я думаю, продюсеры, которые из года в год возили одних и тех же исполнителей, сейчас будут искать и раскручивать молодых музыкантов, пробовать новые жанры, – говорит директор Международного форума музыкальной индустрии Colisium Сергей Бабич. – А также генерировать новые креативные идеи, придумывать и продюсировать собственные проекты, фестивали и шоу. В этом плане концертная индустрия – адаптивный рынок, мы подстроимся под ситуацию и будем сами придумывать что-то новое и интересное зрителю. И тут уже все зависит от российской публики, будут ли люди настолько любопытны, чтобы посещать концерты новых групп.
Как известно, чем моложе аудитория, тем выше у нее интерес к новым музыкальным веяниям. Например, агентство TCI некоторое время назад начало работать над созданием собственных продуктов, постановок и шоу. Речь идет про театрально-цирковые спектакли и иммерсивные арт-выставки. Помимо новых имен российского музыкального мира и условных 40 концертов Димы Билана ежегодно вместо обычных 20 в прежней жизни россиян ждет экзотика. На российских площадках может появиться больше исполнителей из условно дружественных регионов (Африка, Латинская Америка, Ближний Восток, Средняя Азия), ожидают эксперты. Но хоть культурный обмен с этими странами сейчас активно наращивается, на его суперпотенциал особенно не стоит рассчитывать – слишком разные у нас культурные коды.
С оставшимися российскими исполнителями есть нюанс – тут все непросто из-за высказываний артистов на политические темы. Усложняет жизнь организаторам концертов тот факт, что четкого критерия неугодного исполнителя у властей нет.
– Ряд отечественных артистов выразили свой протест против спецоперации в Украине, поэтому их выступления как бы «не рекомендованы». Но сложность в том, что они не рекомендованы неизвестно кем. Официальных списков разрешенных/запрещенных исполнителей нет, никакое ведомство на себя ответственность за эти списки не взяло. Но мы видим, как эти «списки» работают – местные власти в регионах и концертные площадки боятся брать на себя ответственность и пускать определенных артистов на сцену, – объясняет Евгений Сафронов.
Как добавляет Сергей Бабич, региональным чиновникам проще запретить выступление артистов или помешать их проведению, вырубив свет или звук на площадке, чем потом получать нагоняй от начальства. Это дополнительно сужает список имен российских исполнителей, доступных для организаторов концертов.
Американские и европейские звезды к нам еще долго не приедут. Это придется принять как факт и при большом желании пытаться их отлавливать разве что на площадках в других странах. Эксперты заявляют об упадке отрасли – обороты сокращаются, предприниматели уходят в другие сферы деятельности. Восстановление начнется только после появления новых звезд, возвращения на сцену запрещенных артистов и зарубежных гастролеров, убежден Евгений Сафронов. Пока же организаторы концертов будут создавать новые шоу, раскручивать новые лица, осваивать новые жанры, чтобы сохранить свой бизнес и предложить изголодавшейся без концертов публике испытать положительные эмоции. Возможно, приедут артисты из дружественных России стран. Латинская Америка, кстати, не самый плохой вариант. Вспомните, как в России любят ту же Наталью Орейро. Российские звезды (но не все) сейчас на коне.
(Света Капустина, «Финтолк», 10.06.2022)
Bearwolf и «Иванушки Internationl» обновили «Билетик в кино»
Группа «Иванушки International» исполнили вместе с певицей Bearwolf новую версию песни «Билетик в кино». Тизер композиции был представлен 23 декабря 2024 года. Она появится в ролике «Кинопоиска» в поддержку новогоднего кинопроката и будет демонстрироваться перед киносеансами в более чем 300 кинозалах в 18 городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Волгограде, Уфе, Челябинске, Омске и других.
В январе 2025 года одному из главных хитов «Иванушек International» исполнится 21 год, и свой день рождения песня встретит с новым звучанием. Как и в оригинальном клипе, который в 2003 году снял режиссер Фёдор Бондарчук, местом действия ролика стал кинозал, где смотрят фильм участники группы «Иванушки International». К ним присоединяется Bearwolf, пришедшая на сеанс.
Певица Bearwolf (настоящие имя Валерия Василевская) стала фрешменом года по версии Яндекс Музыки. В мае этого года артистка выпустила трек «Godzilla», а в августе её новый хит «Один в поле воин» стал вирусным в соцсетях.
В этом году «Кинопоиск» начал поддерживать кинотеатры и фильмы, выходящие в прокат. Поддержку получил уже три премьеры - «Руки Вверх!», «Анора», «Огниво», суммарная касса которых фильмов превысила 2,3 миллиарда рублей. Следующим станет «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», стартующий в прокате 1 января.
Сергей Жуков поставит мюзикл о Великой Отечественной войне
Сергей Жуков готовит постановку мюзикла о Великой Отечественной войне к юбилею Победы в 2025 году. Спектакль «Ты у меня одна» будет поставлен в одном из крупнейших столичных театров, названия которого певец не уточнил.
- Он называется «Ты у меня одна» и рассказывает историю мальчишки, который всю войну ищет свою маму, угнанную фашистами, - сообщил у себя в соцсетях певец. – Нынешнее поколение детей и подростков, к сожалению, очень мало знает о героях той войны. Да и о своих дедах и прадедах и их подвигах почти не спрашивает. Поэтому мне кажется очень важным рассказать им об этом с помощью нашего спектакля.
Президентский фонд культурных инициатив поддержал заявку Сергея Жукова, включив проект в список победителей 23 декабря 2024 года.
- Я обещаю вложить всю душу в создание музыки и песен для этого спектакля, привлечь к постановке прекрасных актеров и художников, чтобы этот проект получился по-настоящему достойным той темы, которой он посвящен, - продолжает артист. - А пока покажу вам первый клип на заглавную песню «Ты у меня одна» из этого спектакля. Остановитесь на секунду в этой предновогодней суете, посмотрите это видео и попытайтесь прочувствовать то, чем жили и что чувствовали люди 80 лет назад.
«All I Want for Christmas Is You», «Last Christmas» и «Santa Tell Me» стали главными рождественскими хитами
Список самых популярных рождественских песен обнародовал музыкальный сервис Spotify. В топ-5 новогодних хитов всех времен вошли «All I Want for Christmas Is You» Мэрайи Кери, «Last Christmas» Wham!, «Santa Tell Me» Арианы Гранде, «Rockin’ Around the Christmas Tree» Бренды Ли и «It’s Beginning to Look a Lot Like Christmas» Майкла Бубле.
Сервис представил также список популярных песен разных десятилетий, начиная с середины XX века. В 1950-е главной рождественской композицией была «Jingle Bell Rock» Бобби Хелмса, в 1960-е - «Rockin’ Around the Christmas Tree» Бренды Ли, в 1970-е - «Wonderful Christmastime» Пола Маккартни, в 1980-е - «Last Christmas» Wham!, в 1990-е - «All I Want for Christmas Is You» Мэрайи Кэри, в 2000-е - «My Only Wish (This Year)» Бритни Спирс, а последние два десятилетия «королевой Рождества» можно назвать Ариану Гранде: в 2010-е на вершине популярности была ее сольная вещь «Santa Tell Me», а в 2020-е – дуэт в Келли Кларксон «Santa, Can’t You Hear Me».
В список самых скачиваемых рождественских мелодий уходящего года, помимо «All I Want for Christmas Is You», «Last Christmas», «Rockin’ Around the Christmas Tree» и «Santa Tell Me», вошла также композиция Сии «Snowman».