На ПМЭФ занялись поисками новых смыслов и системных решений в науке, культуре и спорте

Дискуссия «В поиске новых смыслов: наука, культура и спорт» состоялась в рамках деловой программы ПМЭФ 16 июня 2022 года.
Наука, культура и спорт столкнулись с абсолютно новыми вызовами, о которых никто даже помыслить не мог, возникла даже новая культура отмены – отмена культуры. Наука, и культура, и спорт – вне политики, но выяснилось, что это абсолютно не так. Участники встречи попытались ответить на ряд вопросов. Какие новые смыслы нам «имеет смысл» искать? Какие задачи нам ставить в области международных отношений, которые изменились в одночасье? И помогут ли наука, культура и спорт создать новый, живой язык в отношениях в ситуации, когда старый неожиданно для всех стал мертвым?
Модератор:
Максим Сафонов, Профессор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Выступающие:
- Сергей Бугаев, Советский и российский художник, музыкант, актер
- Валерий Гергиев, Художественный руководитель-директор, ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр» (на фото)
- Алексей Маслов, Директор, Институт стран Азии и Африки, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова»
- Александр Медведев, Генеральный директор, Футбольный клуб «Зенит»
- Юлия Морозова, Генеральный директор, Creative Production
- Михаил Пиотровский, Генеральный директор, Государственный Эрмитаж
- Александр Разумов, Генеральный директор, Международный научный центр адаптационной и восстановительной медицины
- Александр Сергеев, Президент, Российская академия наук
- Вячеслав Фетисов, Посол доброй воли, Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП); председатель, Всероссийское общество охраны природы
Участники дискуссии
- Виктория Бадтиева, Заведующая филиалом №1, ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины» Департамента здравоохранения города Москвы
- Роман Карманов, Генеральный директор, Президентский фонд культурных инициатив
- Игорь Коган, Директор, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт акушерства, гинекологии и репродуктологии имени Д.О.Отта»
- Наталья Малинова, Коммерческий директор, ООО ВТБ Арена; генеральный директор, АНО Выставочный центр «Музей «Динамо»
- Руслан Новиков, Генеральный директор, АО «Аргументы и факты»
- Ольга Пилипенко, Член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию и науке
Открыл дискуссию Александр Сергеев, который заметил, что свойство ученого – все подвергать сомнению. Поэтому в условиях перемен и нестабильности процесс поиска новых смыслов идет особенно плодотворно. Эксперт напомнил, что 1% ВВП у нас идет на науку. Тратится же у нас больше 2%, и этот дополнительный процент идет на закупку знаний за рубежом. Александр Сергеев спрогнозировал, что ситуация улучшится, если этот процент будет идти к нам, что принесет России больше пользы.
Вячеслав Фетисов признался, что удивлен ситуацией, когда спорт, призванный объединять, становится предметом спекуляций. В последние годы среди представителей спортивных организаций у него появилось много друзей и партнеров, которые в свете последних событий просто «выкинули» нашу страну отовсюду, поправ все принципы спорта. В качестве примера Вячеслав Фетисов привел прецедент с запретом НХЛ привоза в Россию Кубка Стэнли. Также спикер предложил «дать клюшку детям», создав всем равные возможности.
Проблемы культуры осветил Михаил Пиотровский, напомнив, что мы и сами не раз многое «отменяли» в нашей культуры. Особое внимание он уделил теме выставок русского искусства за рубежом, которые были всегда, но лишь в последние два месяца оказались в сфере внимания масс-медиа. По мнению Михаила Пиотровского, в ситуации возвращения нашего культурного достояния с этих экспозиций мы, наконец, смогли определить для себя, кто друзья, кто враги.
Валерий Гергиев вспомнил, как Олимпиада в Москве в 1980 году стала настоящим праздником. Эта тенденция научила нас обращать культуру и спорт лицом к людям. Дирижер оценил как позитивную тенденцию обращения театров в последние месяцы не на гастроли, а на внутренние проблемы.
Говоря о сложностях в спортивной сфере, Александр Медведев напомнил, что спорт становится культурологическим явлением и по своему накалу сопоставим с драматическими или комедийными произведениями. В отсутствие профессионального спорта у молодежи не будет и стремления заниматься физкультурой. Скептически отнесся Александр Медведев к предложениям отказаться от иностранных легионеров вообще.
Александр Разумов напомнил, что для науки, культуры спорта необходимо большое количество здоровых людей. Сбережение здоровья граждан РФ необходимо, по его мнению, сделать национальной идеей, потому что все меры в этом направлении пока не дали эффекта. Но самое главное то, что у нас не хватает человеческого ресурса. Александр Разумов привел тревожную статистику: на 1000 работающего населения в России 421 пенсионер и 311 детей. Главная задача в этих условиях – сократить отток из здорового состояния в больное. Для этого надо предложит национальную стратегию сбережения здоровья.
Сергей Бугаев обозначил перспективы развития современного искусства, раскрыв смысл актуального понятия когнитивный суверенитет. По его наблюдениям, некие знаки и смыслы ворвались в нашу систему культуры и осуществляют в ней непонятную деятельность. Он назвал эту тенденцию «токсичное» оружие массового обольщения, против которого и необходимо сформировать суверенную схему. Свою деятельность с Виктором Цоем и другими субкультурными творцами он назвал попыткой раскрутить русскую культуру на западе, что в итоге не вполне удалось. Позитивными подвижками в этом направлении Сергей Бугаев назвал инициативы Госдумы по запрету иноязычных вывесок.
Роман Карманов рассказал о деятельности Президентского фонда культурных инициатив, учрежденного в мае прошлого года. 15 июня отмечалось ровно год с начала грантовой поддержки фондом культуры в размере 7,5 миллиардов рублей. Фонд был создан как инструмет поддержки в непростое время. Культура никогда не финансировалась подобным образом. С заявками работают 800 экспертов. На первый грантовый конкурс было получено 12.5 тысяч заявок на общую сумму свыше 80 миллиардов рублей. При этом 20 миллиардов соискатели были готовы предложить сами в виде софинасирования. На данный момент в системе фонда зарегистрированы более 70 тысяч команд, поддержку получает каждая восьмая заявка. Проекты поддержаны в 85-ти регионах. В Хабаровском крае получила поддержку на 20 миллионов команда, решившая сформировать анимационный кластер. Многие регионы заинтересованы в развитии кино и народных промыслов. Поддерживаются не только ситуативные проекты, но и фестивали с премиями. Все это способствует появлению новых имен. В ситуации отмены культуры фонд провел три конкурса, чтобы поддержать коллективы, оставшиеся без зарубежных гастролей. Рождаются новые механизмы преподнесения культурных артефактов В качестве примера Роман Карманов привел выставку Виктора Цоя в Манеже, которых не было аналогов, но теперь они появятся.
Алексей Маслов обратил внимание на наведение мостов между Россией и Востоком. Вынужденно оказавшись в такой ситуации, наша страна столкнулась со своим неумением работать с азиатскими культурными кодами. В китайских университетах все технологически оборудовано по высшему разряду, благодаря чему они являются главным инновационным двигателем прогресса. Не меньшее внимание там уделяется и воспитательному аспекту будущих ученых, которые рано начинают понимать необходимость работы на свою страну. В России же постоянно происходит размытие смыслов в этой сфере.
Приоритетные направления в науке и спорте обозначила Виктория Бадтиева. После олимпийских игр и чемпионата мира по футболу в России в секции потянулись люди с ограниченными возможностями.
Наталья Малинова рассказала о судьбе возведенных ВТБ спортивно-концертных объектов. В рамках пандемии банк во многом переориентировался на спорт, но в этом году наблюдается тенденция по возврату к музыкальным мероприятиям.
Игорь Коган обратил внимание участников дискуссии на понятие «здравый смысл». Спикер заявил о необходимости возрождения традиционных ценностей и появления не менее двух детей в каждой российской семье. В этом нам помогут наука и технологии.
О науке, культуре и спорте как национальном достоянии порассуждала Ольга Пилипенко. Она выступила против нормативного финансирования учреждений культуры, из-за которых во многих регионах они закрываются. По ее мнению, таланты могут проявляться только в благоприятных для этого условиях.
Закрывая сессию, Руслан Новиков огорошил участников дискуссии тезисом, что люди не ищут новые смыслы. Даже в самых драматичных событиях информационные волны быстро сходят на нет. Видеть же люди хотят, по наблюдениям Руслана Новикова, системные решения.
Рецензия на сингл Mary Gu «Всё будет хорошо»: Он чужой, он чужой, он плохой

2025, S&P Digital.
Оценка: 6 из 10.
Из вышедших за последний год песен, в которых певицы либо хейтят своих бывших, либо утешают поклонниц, которым попался недостойный объект обожания, уже можно составить увесистый сборник. Эта тема всегда актуальна, но, судя по сегодняшней женской эстраде, сейчас девушек исключают из поп-профсоюза, если не споёшь про неверного абьюзера. В то же время, положа руку на сердце: кого из слушательниц, переживающих расставание, советы звезды из наушников могут реально успокоить? Ну да, мать тоже говорит «ну что ты в самом деле, найдешь себе получше», но на разбитое сердце эти слова практически не действуют.
У Mary Gu песни о разбитом сердце всегда получались неплохо, но в прошлом её подобные композиции были или по крайней мере казались автобиографичными. Недавно Мария вышла замуж и даже выпустила пару песен о счастливой любви (тоже неплохо получилась), поэтому про боль и расставание в данный момент ей петь как-то не с руки. Но она нашла выход и построила трек с жизнерадостным названием «Всё будет хорошо» в форме утешительного монолога в адрес девушки, переживающей крах на личном фронте: «Все соседи, наверное, слышали, как ты убивалась по бывшему». Рифма интересная, хотя трагедия лирической героини выглядит как-то чересчур гипертрофированно. Ну да ладно: опытный психолог справится с этим при помощи известного набора средств: «новый, яркий цвет волос», «никакой надежды но, всё закончится, слышишь», «всё будет хорошо, только не с ним». Потому что этот совершенно точно тебя недостоин: «Он не стоит слёз», «и все песни, что прямо сейчас как будто про него, больше не будут значить ничего». Среди этого парада штампов только один, пожалуй, удостоился красивого поэтического решения: «Лучше быть одной, чем одной из».
По большому счёту это единственная в песне фраза, которая может как-то достучаться до разбитого сердца и указать ему путь к исцелению. Возможно, из этого афоризма родилось и всё произведение. Но остальные образы до него не дотягивают ни текстуально, ни эмоционально.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
«Уютный весенний вайб»: Рустэм Султанов выпустил «Поцелуй под дождём»

Рустэм Султанов отметил наступление весны новым романтическим синглом «Поцелуй под дождём». Композиция вышла на всех цифровых площадках страны 4 марта 2025 года.
Работая над песней, музыкант стремился придать ей «уютный вайб».
- Что может быть лучше новой песни, которая столь хорошо ложится на слух, как будто ты знаком с ней уже много-много лет? – вопрошает Рустэм Султанов.
Подобного эффекта ему удалось добиться благодаря серьезному подходу к аранжировке: музыканты играли на живых инструментах, к записи привлекался настоящий симфонический оркестр ( «Глобалис». – Прим. ред.).
- Все это не зря: в результате ты слушаешь не неизвестно кем созданные сэмплы, а именно живую игру музыкантов на настоящих инструментах, записанную в студии. Основа аранжировки — мощные партии программируемых ударных Андрея Тимонина, красивая выпуклая бас-гитара Антона Чумаченко и вроде бы скромная, но на деле изобретательная акустическая гитара Григория Голубева. Под финал песни в дело вступает не самая заметная, но очень уместная и вносящая финальный штрих в аранжировку электрогитара Игоря Брежнева, – поделился с корреспондентом «ИнтерМедиа» музыкант.
Чувственный текст для песни создал поэт Борис Орлов, с которым Рустэм Султанов сотрудничает уже не первый год.
- Автор делает упор и на красивую, запоминающуюся мелодику, и на простой и понятный текст, и на подлинные эмоции, заложенные как в аранжировку, так и в собственное вокальное исполнение. Причём «Поцелуй под дождём» — адресован не только старшему поколению, – поясняет продюсер проекта. – Сейчас на российский музыкальной сцене происходит поворот к песенной и аранжировочной традиции 1970-х и 1980-х годов. Но это не значит, что все хотят слушать именно старые песни – нужны новые, но такие, чтобы при прослушивании было ощущение, как будто тебе снова 16.
Дополнительная информация -на официальном сайте артиста.
VI Конкурс Владимира Крайнева пройдет в ММДМ

Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева пройдет в шестой раз в Московском международном Доме музыки с 25 по 31 марта 2025 года. Заключительный гала-концерт лауреатов состоится 1 апреля, в день рождения Владимира Крайнева, в Светлановском зале Дома музыки. Победители в трех возрастных категориях выступят в сопровождении Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова.
VI Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева проходит при поддержке Департамента культуры города Москвы.
С момента проведения первого смотра в 2015 году Конкурс Крайнева завоевал заслуженную славу и репутацию одного из самых престижных творческих состязаний. Он открыл широкой публике имена талантливых молодых исполнителей из самых разных стран. Сегодня «птенцы конкурса Крайнева» выступают на лучших отечественных и мировых сценах, завоевывая всемирное признание и собирая полные залы.
В шестом состязании представлены три возрастные категории: младшая (с 8 до 12 лет включительно), средняя (с 13 до 16 лет включительно) и старшая (с 17 до 22 лет включительно). Всего на конкурс было подано порядка 170 заявок, из которых для участия в этапе предварительных прослушиваний по видеозаписям было отобрано 75 претендентов из Китая, Южной Кореи, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, а также из разных городов России –– Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Таганрога, Саратова и других.
Видеозаписи музыкантов оценивала специальная отборочная комиссия, в которую вошли известные исполнители и педагоги.
- Мы старались разглядеть творческий потенциал ребят, понять, в ком заложен тот комплекс качеств, которые позволят им действительно развиваться еще долгое и долгое время, –– поделился арт-директор конкурса Александр Романовский.
По итогам предварительных прослушиваний по видеозаписям участие в конкурсе примут 8 юных пианистов младшей возрастной группы, 8 исполнителей в средней и 9 пианистов в старшей возрастной категории. Основные конкурсные прослушивания, которые будут состоять из сольных выступлений в полуфинале и выступлений с оркестром в финале, пройдут в залах Московского международного Дома музыки с 25 по 31 марта и будут открытыми для публики.
Жюри возглавит известный пианист, почетный академик Болонской филармонической академии, лауреат международных конкурсов Александр Романовский (Швейцария, Италия). Церемония награждения лауреатов и гала-концерт конкурса под управлением маэстро Владимира Спивакова состоятся 1 апреля – в день рождения Владимира Крайнева.