На ПМЭФ обсудили перспективы развития игровой индустрии в России

Дискуссия «Игры нового мира: перспективы развития игровой индустрии» состоялась на ПМЭФ 18 июня 2022 года. Участники панели под модераторством генерального директора АНО «Институт развития интернета» Алексея Гореславского обсудили особенности текущей ситуации - уход с российского рынка больших игроков и проблемы с монетизацией, но вместе с тем и возможности для консолидации существующих проектов, создания новых точек роста в сегментах премиальных игр и даже международного развития.
Ключевыми стали следующие вопросы:
- Каковы вызовы и перспективы российского игрового рынка и киберспорта?
- Как создать эффективную систему поддержки производителей игр в новой реальности?
- В каких формах государство может помочь геймдеву в России?
- Как поддержать развитие киберспорта?
- Какое регулирование и какие льготы необходимы рынку?
- Как быть с инвестициями и рынками сбыта продукта?
Участники:
- генеральный директор Magic Factory Animation Сергей Демчев;
- генеральный директор Cyberia Limited Алексей Копцев;
- генеральный директор ESforce Holding Николай Петросян;
- президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит;
- руководитель проекта «Игры Будущего 2024» Игорь Столяров;
- генеральный директор «Сиридар» Виталий Терлюк;
- генеральный директор Watt Studio Егор Томский;
- директор по стратегическому развитию VK Play Артем Черменин;
- главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов
- и многие другие.
Во вступительном слове Алексей Гореславский (на верхнем фото) заметил, что дела на рынке сейчас обстоят одновременно «и хорошо, и плохо». Гейминг активно конкурирует с телевидением. Российские игроки тратят на свое увлечение в среднем по 3 часа в день. Отечественный игровой рынок сегодня – это 170 млрд рублей оборота (15-е место в мировом рейтинге) и 80 млн геймеров, но в течение последних трех месяцев многие западные производители ушли с российского рынка, платежи перестали работать, началась нехватка игр. Многие бизнесмены стали предрекать скорый конец российской игровой индустрии.
Артем Черменин попытался в своем выступлении расширить контекст, заострив внимание присутствующих на спросе со стороны россиян, которые за время пандемии приучились чаще играть. Это изменило и форматы контента, и весь рынок: если до пандемии основной рост приходился на сегмент мобильных игр, то теперь стала расширяться и роль ПК.
VK Play в ответ на последние события принял решение создать специальную страницу, где будут объединена информация об играх и новостях рынка, игровой аудитории, возможностях заработка и покупки контента.
Новую российскую игру «Тартария» представил Виталий Терлюк, компания которого («Сиридар») занимается разработкой исторических и образовательных игр. Несмотря на рискованность таких проектов в новых реалиях, спикер уверен в их потенциале. В «Тартарии» будут популяризироваться мифологические существа из русских народных сказок и других памятников культуры. Главный герой - князь Святослав, который перемещается по трем славянским мирам – Яви, Нави и Прави.
После выпуска игры в 2024 году разработчики намерены развить ее до уровня «вселенной Тартарии», но на текущем этапе необходимо преодолеть некоторые сложности, связанные с тем, что иностранным специалистам в условиях новых ограничений приходится платить гонорары по долларовым контрактам в рублях.
Егор Томский заявил, что релиз одной из первых игр Watt Studio состоялся в VK Play в мае 2022 года. Компания начинала с создания спецэффектов для кино, а сейчас занялась также разработкой приключенческих игр в качестве одного из перспективных направлений. Одно из важных и редко встречающихся на рынке направлений в эстетике компании – авангард 20-х годов.
Сергей Демчев рассказало деятельности компании Magic Factory Animation, которая не только производит игры и фильмы на их основе, но и обучает специалистов для индустрии: в настоящее время выпущено и трудоустроено около 50 человек.
Эксперт высоко оценил перспективы создания площадки VK Play для продажи игр. На проектную мощность Magic Factory Animation должна выйти в начале 2024 года, после чего она станет выпускать по проекту в год.
Сибирский сегмент производства игр осветил Алексей Копцев. Его компания второй год занимается созданием игры «Смута», ближайшие аналогии которой – «Призрак Цусимы» и «Ведьмак». Проект базируется на романе Михаила Загоскина «Князь Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» - одной из немногих книг, описывающих этот сложный, но важный для становления российской государственности период. Летом 2022 года планируется представить первый тизер проекта, а релиз запланирован на конец 2023 года.
Николай Петросян поведал, что ESforce Holding активно работает с VK Play над продвижением киберспорта и киберспортивных игр.
Киберспортивный бизнес может видеть потенциал в какой-то игре и на ее основе проводить турниры и создавать команды. Также издатель может разрабатывать новую игру, изначально закладывая в нее соревновательный киберспортивный элемент. Разработчик рассматривает киберспорт, прежде всего, как инструмент своего продвижения, и даже готов тратить на развитие киберспорта свои средства. Один из недавних примеров такого рода – турнир по Warface.
Тему киберспорта продолжил Дмитрий Смит. Он отметил, что российский киберспорт имеет большое влияние в мире. Киберспортсмены для современной молодежи – как рок-звезды, и российские – в том числе. Они собирают стадионы, к ним выстраиваются двухчасовые очереди за автографами. Основные представители киберкоманд – молодые парни, но и процент девушек тоже начинает расти.
По мнению эксперта, соревновательную составляющую важно закладывать в игры по максимуму, что же касается киберспортивных мероприятий, то сейчас российские спортсмены могут участвовать в международных событиях только с определенными ограничениями на использование российской символики. Российская же сторона никаких ограничений на своих мероприятиях не ставит, в том числе и для Украины.
Игорь Столяроврассказал о проекте «Игры Будущего 2024» - масштабном турнире, который пройдет в Казани в 2024 году и в который будут заложены все киберспортивные дисциплины. Его результатом должно будет стать взаимопроникновение спорта, шоу-бизнеса и индустрии игр.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов поинтересовался, может ли кто-то из присутствующих экспертов оценить объем рынка игр в 2022 году, темпы его спада, а также экспортный потенциал. Алексей Гореславский предположил, что это будет около 170-180 миллионов, а информация по спаду появится только к концу года. Пока что такой прогноз выглядит достаточно оптимистично на фоне данных за прошлые годы, представленных в исследовании «Сфера культуры и культурные индустрии в РФ – 2021».
- Наш портфель игр достаточно динамичный, - добавил Артем Черменин. – Например, рынок Японии является вторым приоритетным по валютной выручке. Сложности сейчас, конечно, есть, но рынки Азии, Индии и других стран тоже достаточно большие и интересные. Игровая индустрия уникальна и имеет серьезный потенциал во всем мире.
Денис Ступников, InterMedia
Демна Гвасалия уходит из Balenciaga в Gucci

Дизайнер Демна Гвасалия станет новым креативным директором Gucci. Он переходит в бренд из Balenciaga, где проработал 10 лет. Демна заменит Сабато Де Сарно, который покинул Gucci в начале февраля 2025 года после двухлетнего сотрудничества.
- Демна привнесет в Gucci нечто исключительное. Его способ определения моды сегодня довольно уникален, и это то, чего Gucci заслуживает и в чем нуждается в будущем, — заявил генеральный директор Gucci Стефано Кантино, выступая перед группой репортеров, вызванных в парижскую штаб-квартиру материнской компании Gucci Kering 13 марта для объявления. - Мы согласны с тем, что Демна — один из лучших креативных директоров своего поколения, без всяких сомнений. За время своего пребывания в должности он доказал свою способность преобразовывать Balenciaga, ее индивидуальность и, конечно же, ее точку зрения на моду.
Заместитель генерального директора Kering Франческа Беллеттини, отвечающая за развитие бренда, отметила, что Демна завершит свое пребывание в Balenciaga показом haute couture 6 июля и вскоре после этого начнет работу в Gucci.
Пока еще не определено, когда грузинский дизайнер представит свою первую коллекцию для нового бренда. Имя его преемника в Balenciaga пока не названо.
- Я действительно рад присоединиться к семье Gucci. – заявил сам модельер. - Для меня большая честь внести свой вклад в дом, который я глубоко уважаю и которым давно восхищаюсь. Я с нетерпением жду возможности писать вместе со Стефано и всей командой новую главу удивительной истории Gucci.
Демна Гвасалия родился в Сухуми в 1981 году, изучал международную экономику в Тбилисском государственном университете, прежде чем поступил в Королевскую академию изящных искусств Антверпена. Он получил степень магистра в области дизайна одежды в 2006 году, присоединился к французскому бренду Maison Margiela в 2009 году, а в 201-м перешел в Louis Vuitton, где был старшим дизайнером женских коллекций готовой одежды, сначала под руководством Марка Джейкобса, а затем недолго под руководством Николя Гескьера.
Но именно его собственный лейбл Vetements, основанный в 2014 году совместно с его братом Гурамом Гвасалией, вывел модельера на международный уровень. В 2015 году Демна присоединился к Balenciaga, а в 2019-м ушел из Vetements, заявив, что выполнил свою «миссию концептуалиста и новатора дизайна в этом исключительном бренде».
Донателла Версаче ушла с поста директора Versace

Донателла Версаче покидает пост креативного директора Versace. Об этом решении 69-летний модельер сообщила в своих соцсетях 13 марта 2025 года.
- Для меня было величайшей честью в жизни продолжить наследие моего брата Джанни. Он был настоящим гением, и я надеюсь, что мне досталась часть его духа и упорства, — написала она.- Я хочу поблагодарить свою невероятную команду дизайнеров и всех сотрудников Versace, с которыми мне посчастливилось работать более трех десятилетий. В своей новой роли главного посла бренда я останусь самым страстным сторонником Versace. Versace — в моей ДНК и всегда в моем сердце.
С 1 апреля должность креативного директора дома моды займет Дарио Витале, который ранее работал в Miu Miu. «ИнтерМедиа» напоминает, что Донателла возглавила Versace в 1997 году после убийства ее брата, Джанни Версаче. С тех пор она играла важную роль в формировании идентичности бренда в современную эпоху.
Выставка советских подстаканников открылась в ЦДКЖ

Выставка подстаканников, изготовленных на предприятиях Ленинграда в 40-60-е года XX века, проходит в Центральном доме культуры железнодорожников весной. В основу экспозиции легла часть коллекции заместителя начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Андрея Гаревских.
В ЦДКЖ представлены подстаканники, выполненные в технике филиграни. За счет многообразия цветовых гамм экспонаты на выставке незначительно, но отличаются друг от друга даже при одинаковом рисунке. Широко представлены также латунные подстаканники, декорированные эмалью - их выпускали на предприятиях Ленинграда с 1946 по 1962 год. Наиболее редкими в этой серии являются очень хрупкие подстаканники - с картушем под дарственную надпись или с медальоном.
- Когда подстаканник стал частью церемонии чаепития, утверждать трудно. По некоторым версиям, в 1720-х годах. Тогда были введены правила: женщинам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам - из стаканов. Чтобы не обжигаться, использовались подстаканники. Есть данные, что на железной дороге начали подавать в них чай в 1892 году по инициативе министра путей сообщения Сергея Витте, - сообщили в пресс-службе ЦДКЖ.
Владелец коллекции Андрей Гаревских лично реставрирует, очищает изделия, чтобы вернуть им первоначальный вид.
- На мой взгляд, эта яркая серия должна понравиться зрителям, – уверен он.