Евгений Цыганов поставил непоставленный спектакль Петра Фоменко
Последняя премьера сезона «Комедия о трагедии» состоится в театре «Мастерская Петра Фоменко» 30 и 31 июля 2022 года. Спектакль поставлен Евгением Цыгановым на основе последних репетиций основателя театра Петра Фоменко так и не завершенного им «Бориса Годунова» по одноименному произведению Пушкина.
- Зимой 2010-11 года Пётр Наумович собрал своих учеников, актёров и стажёров театра «Мастерская Фоменко», чтобы вместе почитать «Бориса Годунова»: несколько недель, меняясь ролями, то и дело прерываясь на разговоры об истории, времени и Пушкине, - сообщается в пресс-релизе. - Дойдя до финала пьесы, Фоменко предложил приостановить работу. А спустя год, в июле 2012-го, Петра Наумовича не стало… Сочиняя спектакль, его создатели ориентировались на сохранившиеся в записях описания сцен, а какие-то эпизоды сочиняли самостоятельно. И уже позже, в записях репетиций находили подтверждение тому, что выбранный ими путь — тот самый, по которому десять лет назад предлагал идти Фоменко.
За масштабную работу с репетиционным архивом отвечали Анна Байденгер, Анастасия Сергеева, Елена Юнина и Екатерина Бурлакова. Все использованные в спектакле записи репетиций сделали артисты: аудио — Никита Тюнин и Степан Пьянков, видео — Анатолий Горячев. На экран проецируются фрагменты немногочисленных видеозаписей, которые сохранились от репетиций 2010-2011 годов, а из колонок раздаются комментарии, записанные на диктофон, — слова мастера сопровождаются текстовой расшифровкой, «рукописными субтитрами». Таким образом, разыгрывая «Комедию о трагедии» сцена за сценой (включая не вошедшие в канонический вариант), артисты «Мастерской» в то же время приглашают зрителей посмотреть на процесс репетиции.
Участвуют в «Комедии о трагедии» артисты разных поколений — и те, кто был на читках 12-летней давности, и те, кто пришёл в театр гораздо позже. В спектакле заняты Карэн Бадалов, Владислав Ташбулатов, Ольга Бодрова, Игорь Войнаровский, Дмитрий Рудков, Стефани Елизавета Бурмакова, Михаил Крылов, Николай Орловский, Вениамин Краснянский, Василий Фирсов, Галина Кашковская, Андрей Миххалёв, Анатолий Анциферов, Павел Яковлев и Роза Шмуклер.
Постановка стала оммажем мастеру — первый, закрытый, показ прошёл в день 90-летия со дня рождения Фоменко, 13 июля. По словам режиссёра Евгения Цыганова, «эта работа — про любовь, про любовь к театру вообще и к нашему театру в частности, про любовь к Мастеру — и про любовь Мастера к слову, к Пушкину, к стране нашей многострадальной, к её истории и к своим ученикам».
Николай Цискаридзе призвал учесть опыт СССР при регулировании цен на билеты в театры и раскрыл тайну интервью с Алисой Фрейндлих
Николай Цискаридзе заявил на пресс-конференции в ТАСС о необходимости пересмотра ведущими российскими театрами ценовой политики в сторону большей доступности для публики. Балетмейстер напомнил о тех временах, когда самый дорогой билет в Большой театр в СССР стоил 3 рубля 20 копеек при минимальной зарплате в 60 рублей.
- Их достать было невозможно в Советском Союзе. Вы должны были отстоять огромную очередь, иметь каких-то знакомых. Это было всегда. Но вы хотя бы эти два билета могли себе позволить, - заявил Цискаридзе.
Николай напомнил, что в СССР студенты имели возможность проходить в театры, в том числе в Большой, бесплатно по студенческому билету:
- Ты приходил на любой спектакль с участием любого народного артиста и смотрел этот шедевр. Конечно, сейчас этого нет. Государственные театры существуют за счёт налогоплательщиков. Я уверен, что это должно быть серьезное государственное решение - поставить границу цен на билеты в государственные театры. В Советском Союзе экономически очень серьезно высчитывали стоимость билета, чтобы искусство было доступно для всех слоев населения.
Кроме того, Николай Цискаридзе высказал сомнение по поводу эксперимента по продаже билетов в театры в Москве по паспорту, о чем «ИнтерМедиа»сообщало ранее.
- Не верю в эту систему. Это очень сильно усложняет проход в театры, - считает он.
Главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов задал Николаю Цискаридзе следующий вопрос:
- Николай Максимович, в последние годы медиа с интересом наблюдают за впечатляющей профессиональной перезагрузкой бренда Цискаридзе в публичном формате «не про балет». Вас уже признали лидером общественного мнения в самых разных сферах. Самый цитируемый в медиа ректор, ведущий самых рейтинговых телешоу сразу на Первом и на России один, недавно «ИнтерМедиа» отметило абсолютный рекорд интервью на «Одноклассниках» больше 5 млн человек, тираж вашей книги «Мой театр» в 2023 году составил 200 000, опередив беллетристику Пелевина. Билеты на выступления ваших воспитанников (пока не известных) разлетаются быстрее, чем в ведущие театры страны. Конечно, у вас одна из лучших в стране команда профессионалов, но это все делаете вы. А тут мы еще узнаём, что вы обратились в сложнейший жанр телеинтервью и у вас только что записана огромная беседа с Алисой Бруновной Фрейндлих. Это в последнее время никому не удавалось - и это явно будет нестандартно и нескучно. К каким откровениям бы нам готовиться?
Николай Цискаридзе ответил, что хотел пригласить Алису Фрейндлих в студию программе «Сегодня вечером» на Первом канале. Народная артистка СССР отказалась, однако после длительных раздумий согласилась на интервью с Николаем в формате тет-а-тет.
- Мы не говорили о чем-то личном, потому что есть какие-то вещи, о которых можно поговорить без свидетелей. Я пытался с ней поговорить о каких-то творческих триумфах - немножко с другой стороны, о которой журналисты ее не спрашивали. Надеюсь, тем, кто это будет смотреть, будет интересно.
Кроме того, Николай назвал легенду отечественного балета Юрия Григоровича величайшим из ныне живущих балетмейстеров в мире.
- Слава богу, Григорович жив. Никого крупнее в мире нет. Джон Ноймайер тоже здравствует. Юрий Николаевич Григорович, Борис Яковлевич Эйфман - очень серьезные люди. Уильям Форсайт жив, Иржи Килиан, Матс Эк. Вот это великие люди, - сказал Цискаридзе.
Запись пресс-конференции - по ссылке.
Экс-хореограф Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт в Нидерландах
Бывший руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт с Национальным балетом Нидерландов. Договор будет действовать с 2024 по 2027 год. За этот период театр должен выпустить не менее трёх постановок с участием Алексея Ратманского. Хореограф будет ставить в Нидерландах не менее одного балета в год.
Алексей Ратманский руководил балетной труппой Большого театра с 2004 по 2009 годы и поставил там спектакль «Искусство фуги», показы которого к настоящему моменту отменили в связи с тем, что артист покинул Россию после начала СВО.
Билеты в театр начнут продавать только по паспортам
Департамент культуры Москвы установил новые правила на продажу билетов подведомственных ему театральных и концертных мероприятий. Начиная с 15 марта 2025 года, для этого потребуется паспорт. Пилотный проект продлится до конца 2025 года.
- При посещении мероприятия зрители может подтвердить свою личность любым из документов утвержденного списка. Кроме паспорта гражданина Российской федерации, в список включены водительское удостоверение, социальная карта москвича, студенческий билет, пенсионное удостоверение и другие варианты,- говорится в сообщении департамента.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее на именные билеты перешёл Большой театр.