Обзор: «Легенда. Эдуард Артемьев: Нелюбовь к Beatles, гениальный Тарковский, дружба с Михалковым и уход из кино»
2022, RTVI
Оценка: 8 из 10.
Не все гости программы RTVI полностью соответствуют титулу «Легенда», но Эдуард Артемьев стал идеальным героем проекта. 84-летний композитор за час с небольшим рассказал не только историю своей жизни, но и кучу интересных фактов о других «легендах», с которыми ему довелось поработать. Замечательно, что Эдуард Николаевич обладает невероятной памятью: например, фамилии режиссёров, композиторов, звукооператоров из кинокартин 50-летней давности он произносит без запинки. Мне показалось, что вопросы к Артемьеву можно было бы составить и поинтереснее; тем не менее композитор продемонстрировал сверхспособность давать любопытнейшие ответы на достаточно банальные речи интервьюера.
Кстати, Эдуард он только по паспорту. Кроме официального имени, у него есть ещё одно для близких, которые зовут его Алексеем. Этим он обязан бабушке, которая была очень верующим человеком и не признавала все эти новомодные имена. По православному календарю ближе всего к дате рождения Артемьева был «Алексей – божий человек» - так бабушка и звала внука. Мэтр киномузыки не отличается снобизмом по отношению к попсе и року: да, он не принял музыку Beatles, делая исключение только для «Yesterday», зато восхищается группой ABBA, записывавшей сплошные шедевры. Из нынешних звезд поп-музыки Артемьев выделяет Филиппа Киркорова, Николая Носкова и… Андрея Лефлера.
Эдуард Артемьев объяснил, почему не стал дирижёром: оказалось, что в процессе дирижирования он не получает энергию от оркестра, а отдаёт её практически полностью, поэтому с дирижёрской деятельностью композитор предпочёл закончить. Зато работа в кино оказалась одним из его призваний, поскольку он способен «мимикрировать под любую ситуаци» и писать музыку в разных жанрах. «Больше двухсот фильмов – многовато, да? Но предложений было ещё больше, я выбирал только те, которые были мне интересны», - говорит Артемьев, отмечая, что не брался только за чисто музыкальные картины.
Эдуард Николаевич рассказал о сотрудничестве с лучшими кинорежиссёрами, работа с которыми была совсем не простой. Так, Андрей Тарковский при знакомстве с Артемьевым заявил, что для него существует только один композитор – Бах. Артемьев не спорил, и в конце концов Тарковский даже одобрил его обработку Баха. С Андреем Кончаловским трудно работать над музыкой, так как тот имеет консерваторское образование и любит обсуждать малейшие нюансы партитуры. А его младший брат Никита Михалков, по мнению Артемьева, «обладает экстрасенсорными качествами. После разговора с ним я сразу понимал, какой должна быть музыка в фильме, и почти не ошибался». Знаменитую тему из «Своего среди чужих, чужого среди своих» композитор, по его признанию, сочинил в не совсем трезвом виде: вернувшись домой, он что-то наиграл на фортепиано, ему сразу понравилось, но он тут же забыл сочинённое. «Но есть музыкантский способ это вспомнить», - сказал Артемьев и тут же поделился этим способом со зрителями.
Эдуард Николаевич также поделился забавной истории написания музыки к 90-летию хорового дирижёра Владимира Минина («мне перезвонили и сказали, что он согласен на «Реквием»…»), а в финале интервью назвал себя «крайне неуверенным в себе человеком». И, кажется, вовсе не слукавил.
Алексей Мажаев, InterMedia
Дмитрий Корчак исполнит «Шедевры русской оперы» в «Зарядье»
Концерт тенора Дмитрия Корчака с программой «Шедевры русской оперы» состоится 5 декабря 2024 года в МКЗ «Зарядье». Артист, которого мировая пресса называет «королем бельканто», прилетит в Россию всего на пару дней в перерыве между выступлениями в Венской государственной опере и миланском театре «Ла Скала». Программа «Шедевры русской оперы» станет единственным сольным концертом исполнителя в Москве в сезоне 2024/2025.
- Русский репертуар очень сложен для исполнения. В нем важно всё – музыка, текст, исторический контекст эпохи, в которую создавалось произведение композитором, как и контекст эпохи, про которую та или иная опера была написана. Но самое главное для меня в русской оперной музыке – это та душевность, те глубокие эмоции, которые исполнитель должен постараться донести до слушателя, – рассказывает Дмитрий Корчак.
Концерт пройдет под руководством дирижера Тимура Зангиева и в сопровождении Национального филармонического оркестра России, художественный руководитель и главный дирижер Владимир Спиваков. В программе - арии из опер «Снегурочка», «Майская ночь», «Садко» Н.А.Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» П.И.Чайковского, «Дубровский» Эдуарда Направника, «Обручение в Монастыре» Сергея Прокофьева, «Князь Игорь» Александра Бородина. Отдельного внимания заслуживает партия Ленского, первое исполнение которой состоялось в легендарном спектакле Венской государственной оперы, где был собран звездный состав – партнерами Дмитрия по сцене стали тогда Дмитрий Хворостовский и Анна Нетребко.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
«Мельница» отметит Рождество в Москве в Татьянин день
Традиционный рождественский концерт группы «Мельница» состоится в клубе 1930 Moscow 25 января 2025 года. Коллектив исполнит песни из своих приуроченных к этому празднику макси-синглов.
- В Москве по прогнозу снег и рождественский концерт 25 января. Покажем специальную версию юбилейной программы в клубе 1930 Moscow! - сообщили в соцсетях представители группы.
«ИнтерМедиа» напоминает, что «Мельница» выпустила альбом «Live 25» к своему четвертьвековому юбилею 20 сентября 2024 года. Часть песен из этого релиза будет представлена и на рождественском концерте.
Обзор: «Русский гламур придумал металлист. Что? Да!»
2024, «Лазерный диск».
«Продающее» название выпуска немного уводит в сторону от сути: на самом деле это история российского R'n'B, уложенная в 13 минут. Что касается металлиста из заглавия, то имеется в виду Александр Дулов, создавший группу «Бандэрос» и написавший все их хиты. Он всегда был слегка в тени, и ведущий «Лазерного диска» Олег Кармунин рассказывает о некоторых моментах его творческой биографии. В 90-е Дулов был известным в профессиональных кругах джазовым гитаристом, записывал гитарные партии на многих альбомах поп-артистов, не чурался и хард-роковых инструментальных соло. Отчасти этот бэкграунд слышен и в произведениях группы «Бандэрос», хотя полюбили её, понятное дело, не за сложность.
Но мы отвлеклись от R'n'B. Автор канала совершает стремительный экскурс в историю жанра и буквально на пальцах объясняет, чем американская мелизматическая манера пения отличается от канонов советской и российской эстрады. Все эти речитативы, ломаный ритм, вокальные экзерсисы в духе джазовых импровизаций максимально противоречат привычной русскому уху подаче, - поэтому прямолинейное копирование не находило понимания у широких масс. Пришлось искать другие формулы успеха, и Дулову удалось совместить гламурную музыкальную манеру с остроумными антигламурными текстами. Кстати, людей, которые смогли вокально обуздать «чуждый» жанр, продюсеру пришлось искать в Гнесинке.
В принципе, к R'n'B в России в конце концов привыкли, но до сих пор неироничное повторение заокеанских канонов практически не имеет шансов стать здесь хитом. Зато откровенная пародия, как песня «Гламур», которую исполнили Uniqe, Nkeeei, Artem Shilovets и их музыкальный продюсер Wipo, летом 2024 года порвала чарты. Рецепты Александра Дулова всё ещё в силе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»