Рецензия: сборник «Все песни Владимира Высоцкого (1960-1963)». Блатная-хороводная

2022, Navigator Records
Оценка: 8 из 10.
Все песни Высоцкого известны и многократно переизданы - их можно найти и послушать в каком угодно виде: под гитару, с оркестром, зарубежные студийные записи и советские полуподпольные. Есть также тематические сборники - военные песни, лирические, сатирические, прочие. Но антология, которую выпустил лейбл Navigator Records к 42-й годовщине смерти барда, давно напрашивалась и, конечно, будет пользоваться спросом не только у любителей авторской песни, но и у исследователей. «Все песни Владимира Высоцкого» представлены на пятнадцати дисках в хронологическом (!) порядке. Это очень важно для тех, кто хочет понять феномен Высоцкого, а не просто ограничиваться парой десятков его произведений, которые до сих пор крутятся по радио. Как развивался этот уникальный талант, каков был его путь от полублатных песен к великим лирическим произведениям или к военному циклу, благодаря этому изданию можно проанализировать подробно и последовательно.
Начать, естественно, стоит с самых ранних композиций, написанных с 1960-го по 1963 год. С обложки смотрит смурной юноша - впрочем, с более чем знакомым выражением лица. Владимиру здесь нет и двадцати пяти, хотя можно дать и 35, и 40. Такое же ощущение оставляют его песни: знакомый голос, «классический» Высоцкий, но ещё без надрывного хрипа, ещё в поисках своей манеры. Большинство текстов - на околотюремную тематику, но это не похоже не стилизацию под блатняк: если не очень вслушиваться, скорее покажется, что кто-то подражает Высоцкому. А он уже умел не только рассказывать истории «ходки по малолетке», но и петь с интонациями матёрого, пожившего и хлебнувшего человека. Среди ранних проб пера на первом диске антологии встречаются и шедевры - «Тот, кто раньше с нею был», «За меня невеста отрыдает честно» и песня «Большой Каретный», в этом году отметившая 60-летие.
Алексей Мажаев, InterMedia