Рецензия на фильм «Сердце пармы»: Объединяй и властвуй
Оценка: 6 из 10
Историческая драма «Сердце пармы» открыла 44-й Московский международный кинофестиваль, в прокат лента выходит 6 октября 2022 года. Режиссёр: Антон Мегердичев. В ролях: Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Сергей Пускепалис, Евгений Миронов, Виталий Кищенко, Фёдор Бондарчук и другие.
Спасибо, что не о войне и не про спорт. 44-й Московский международный кинофестиваль открылся историческим эпиком «Сердце пармы» Антона Мегердичева по роману Алексея Иванова. Предыдущим проектом режиссёра был баскетбольный суперхит «Движение вверх», побивший в своё время всевозможные рекорды по броскам в денежную корзину со сборами. Теперь Мегердичев попытался отработать каждый заработанный рубль, сняв свой самый амбициозный, размашистый и по всем меркам дорогой российский блокбастер с элементами фэнтези, призывающий вроде как к благой цели – к единению народов.
События развиваются на Руси во время правления Ивана Третьего (его в небольшом камео играет Фёдор Бондарчук), но не в Москве, а на далёких пермских землях, окружённых пармой – особым видом елово-пихтовых лесов, положивших название сначала книге Иванова, а теперь и её экранизации. Там, рядом с непокорной Казанью, не желающей присоединяться к Москве, расположилась небольшое княжество Чердынь, где правит молодой и благородный князь Михан (Александр Кузнецов). Михан в детстве видел смерть своего отца от рук вероломных язычников, а также видел смерть родителей своей первой любви – девочки Тиче, представительницы другой веры и другого народа. Перед самой смертью отец Тиче благословил дочь и Михана на брак, что, впрочем, произошло только много лет спустя, когда князь возмужал и стал правителем.
Правит Михан противоречиво: будучи уверенным пацифистом и талантливым дипломатом, он наотрез отказывается воевать с недружественными соседями и помогать Москве резать татар, что, впрочем, подрывает веру в князя у его собственного народа – казна-то совсем пуста. Ещё и женился князь русский на иноверке, колдунье, ламии, как называют в языческих племенах пармских земель полуженщин-полу-ирбисов. Да, Тиче (Елена Ербакова) не просто весь фильм ходит голой, она ещё умеет превращаться в яростного снежного барса, отчего у православных начинают трястись поджилки, особенно у крестителя Иона (Евгений Миронов). Но сможет ли любовь объединить народы и сплотить противников перед общим врагом?
Сценарий «Сердца пармы» настолько тяжеловесный, что его словно бы дотошно редактировали седобородые историки, старательно наполняя речь персонажей пачками архаизмов и историзмов. Из-за этого сильно осложняется просмотр – нужно запоминать столько старых терминов и чинов, самих героев и их имена, вдобавок, внешне пармцы выглядят либо неотличимо друг от друга, либо странно анахронично – например, бросаются в глаза крашеные в блонд аки Таргариены русские князья или барбершопные вариации брутальной бороды Кузнецова. Образованные люди, естественно, в диалогах всё поймут и примут, но какой толк от такого этнографического занудства авторов, если мы всё же пришли в кино, а не на лекцию в музей?
За кинематографичность здесь отвечают, во-первых, хорошая работа костюмеров, а во-вторых, зрелищная финальная битва, смотрящаяся на вполне достойном уровне даже для тех зрителей, кто уже успел вернуться в мир «Игры престолов» (но всё же сильно уступая вышедшему ранее «Вярягу» Роберта Эггерса). Как мы прекрасно помним по финальному матчу в «Движении вверх», Мегердичев умеет эффектно ставить напряжённые кульминационные сцены. Самое главное, что в брутальном побоище раскрывается и сам Александр Кузнецов, до этого присутствовавший в кадре с выражением лица актёра, снимающегося в «Трои» Петерсена, а не в отечественной драме о междоусобицах. Оказывается, вымазанный кровью Кузнецов с мечом в руках и огнём в глазах – это совершенно иная природная сила, ради которой стоило высидеть столь неповоротливое и самовлюблённое повествование, которым «Сердце пармы» от себя успевает отвратить уже за первые полчаса.
Одна из главных проблем «Сердца пармы» Мегердичева – это отсутствие, собственно, самого сердца. История получилось холодной, излишне дидактичной, чтобы проникнуться к ней симпатией. Свою негативную лепту сыграла и едва выносимая музыка, с надрывом звенящая большую часть хронометража. Несмотря на элементы фэнтези и даже фолк-хоррора, фильм не докручивает ни в том и ни в другом, как и, впрочем, в заглавной любовной линии, где магия требуется сильнее всего, но в результате поверить в оборотня получается легче, чем в любовь Михана и Тиче.
Такая художественная отстранённость, тем не менее, компенсируется благой попыткой показать равенство вероисповеданий между собой. Одна из самых красочных сцен фильма (кроме той, где Пускепалис бросает детей с крыши Кремля как камешки в воду) – экскурсия для крестителя Иона по Чердыни, где православный храм соседствует с языческими тотемами. Примечательно, что в «Сердце пармы» христианство показано даже более варварским, чем, собственно, вера кочевых народов, которых православные церковнослужители всеми силами хотели искоренить или хотя бы крестить.
Мы видим в фильме всплески насилия, порождённые стремлением одной веры доминировать над другой. При этом мы видим ту идиллию, в которой жили Михан со своей Тичей до прихода на их землю православия. Кино должно учить зрителя толерантному отношению ко всем религиям на свете – отношению, которое, понятное дело, было невозможно в те годы, но и всё еще не достигнуто в наши дни. Важно понимать, что ислам так же прекрасен и так же достоин уважения, как и православие с буддизмом, как и любая другая вера. В «Сердце пармы» есть эта идея возможности мирного сосуществования религий, в основе которой, как и в любой вере, сила чистой и искренней любви, способная скреплять не только частные души, но и целые народы. И если зритель вынесет для себя именно эту мысль, выходя из кинозала, то «Сердце пармы», несмотря на всю свою громоздкость и неповоротливость, было снято не напрасно.
Вадим Богданов, InterMedia
Сергей Урсуляк призвал бороться с ощущением, что кругом враги
Сергей Урсуляк назвал приблизительные сроки выхода на своего кинопроекта «Война и мир». Заказанный ему каналом «Россия» многосерийный фильм должен появиться в 2027 году.
- Я бы никогда не отважился на это, но канал "Россия" считает, что пришло время повторной постановки этого романа, потому что в силу разных обстоятельств лучшая экранизация Бондарчука, так сказать, для молодого зрителя и даже зрителя среднего возраста потеряла актуальность в каком-то смысле, и при том, что это выдающиеся произведения. И нужно, что называется, возобновить интерес к этой книге, роману и ко Льву Николаевичу Толстому, - признался ТАСС режиссер.
Также Сергей Урсуляк выразил свое скептическое отношение к ремейкам:
- Опять же, здесь нужно договориться о терминах. Вот сейчас собираются экранизировать "Войну и мир", и это тоже кто-то называет ремейком, хотя это не является ремейком, это является повторной экранизацией литературного произведения. Ремейк — это когда я беру оригинальный сценарий "Бриллиантовой руки" и ставлю его по второму разу. К ремейкам я отношусь хуже, а к повторным экранизациям я отношусь очень хорошо, я считаю, что это необходимость. В чем смысл ремейков, я не знаю, но, опять же, здесь каждый для себя решает сам. Кому-то хочется поставить еще раз какой-то к классический советский фильм, допустим. Флаг в руки, но я это не очень понимаю.
Порассуждал Сергей Урсуляк и о наших национальных особенностях на современном этапе:
- Мне трудно сказать, что нам идет. Если по ощущению — мне бы очень хотелось, чтобы мы жили так, как жили герои Данелии в фильме "Я шагаю по Москве", чтобы молодые были такими. Это невозможно, но мне бы хотелось, чтобы эта атмосфера была. И больше того, когда мы проводили чемпионат мира по футболу, в каком-то смысле существовала атмосфера доброты, принятия другого человека, добродушия, доброжелательности. Нам, мне кажется, важно понять и поверить в то, что кругом не враги. Бывают, конечно, обстоятельства, но кругом не враги, и мы никому не враги. И вот с этим ощущением, мне кажется, нужно жить. Нужно быть добрее друг к другу, и тогда жизнь зацветет розовым цветом.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее Сергей Урсуляк выступил против употребления нецензурной лексики в театре и кино.
Сегодня 55 лет Джерарду Батлеру
13 ноября 2024 года, среда.
Алексей Чумаков даст акустический концерт.
47 лет певице и телеведущей Ольге Орловой.
50 лет композитору Игорю Вдовину.
55 лет Джерарду Батлеру.
Джерард Джеймс Батлер родился 13 ноября 1969 года в Шотландии. Британский актёр, наиболее известный по работам в таких фильмах, как «Призрак Оперы», «300 спартанцев», «Голая правда», «Законопослушный гражданин», «Охотник за головами», «Рок-н-ролльщик», «Падение Олимпа» и «Падение Лондона», «Боги Египта», «Геошторм», «Падение Ангела».
57 лет телеведущему Джимми Киммелу.
57 лет певцу Игорю Наджиеву.
66 лет актрисе и режиссёру Елене Цыплаковой.
69 лет актрисе Вупи Голдберг.
70 лет актёру Крису Ноту.
20 лет назад умер рэпер Ол Дёрти Бастард (1968-2004).
20 лет назад умер основатель группы Coil Джон Бэланс (1962-2004).
50 лет назад умер актёр и кинорежиссёр Витторио Де Сика (1901-1974).
70 лет назад родился продюсер группы «Лицей» Алексей Макаревич (1954-2014).
90 лет назад родился кинорежиссёр и актёр Гэрри Маршалл (1934-2016).
14 ноября.
«Уматурман» отметит юбилей с «Русской филармонией».
Алексей Чумаков даст акустический концерт.
Марина Лизоркина представит десятую персональную выставку.
«Ходячий замок» Хаяо Миядзаки снова выйдет в российский прокат.
25 лет актёру Семёну Трескунову (признан иноагентом в РФ).
34 года актёру Никите Кукушкину (признан иноагентом в РФ).
36 лет шоумену Виталию Седюку.
37 лет актрисе Юлии Чураковой.
40 лет актрисе Марии Кожевниковой.
41 год актёру Андрею Бурковскому.
45 лет актрисе Ольге Куриленко.
49 лет барабанщику группы Blink 182 Трэвису Баркеру.
49 лет кинопродюсеру Кевину Уолшу.
56 лет клавишнику группы «Город 312» Дмитрию Притуле.
56 лет певице Светлане Сургановой.
61 год певице Лолите Милявской.
61 год барабанщику группы «Тайм-Аут» Андрею Родину.
65 лет телеведущему Дмитрию Диброву.
73 года актёру и режиссёру Чжану Имоу.
76 лет британскому королю Карлу III.
82 года виолончелистке Наталии Гутман.
5 лет назад умер лидер группы «Бумер» Юрий Алмазов (1969-2019).
100 лет назад родился скрипач Леонид Коган (1924-1982).
305 лет назад родился композитор Леопольд Моцарт (1719-1787).
15 ноября.
Маша Распутина соберет все хиты в программу «Живи, страна!».
31 год модели Вики Одинцовой.
33 года актрисе Шейлин Вудли.
38 лет актёру Уинстону Дьюку.
45 лет актёру Александру Пашкову.
46 лет гитаристу группы «ДДТ» Алексею Федичеву.
49 лет актёру Фёдору Лаврову.
50 лет вокалисту и гитаристу группы Nickelback Чаду Крюгеру.
50 лет участнику группы «Дискотека Авария» Алексею Серову.
52 года певице Ирине Видовой-Молчан.
57 лет директору театра им. Евг.Вахтангова Кириллу Кроку.
57 лет кинорежиссёру Франсуа Озону.
63 года блюзмену Сергею Воронову.
68 лет директору цирка на Цветном бульваре Максиму Никулину.
71 год актёру Игорю Ливанову.
77 лет лидеру группы «Сябры» Анатолию Ярмоленко.
78 лет певцу Владимиру Асмолову.
79 лет солистке группы ABBA Анни-Фрид Лингстад.
Овдовевшая Рене Зеллвегер воспитывает детей и снова ходит на свидания в трейлере «Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки»
Первый трейлер фильма «Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки» (Bridget Jones: Mad About the Boy) представила 12 ноября 2024 года кинокомпания Universal Pictures. «ИнтерМедиа» напоминает, что четвертая (и, предположительно, финальная часть кинофраншизы) снята режиссером Майклом Моррисом по одноименной книге Хелен Филдинг.
Действие фильма происходит спустя четыре года после трагической смерти мужа Бриджит Джонс (Рене Зеллвегер) Марка Дарси (Колин Ферт): он был убит во время гуманитарной миссии в Судане. Теперь она мать-одиночка 9-летнего сына Билли и 4-летней дочки Мэйбл и застряла в состоянии эмоциональной неопределенности, воспитывая детей с помощью своих верных друзей и даже бывшего любовника Дэниела Кливера (Хью Грант).
Под давлением своих друзей Шазз (Сэлли Филлипс), Джуд (Ширли Хендерсон) и Тома (Джеймс Кэллис), коллеги по работе Миранды (Сара Солемани), матери (Джемма Джонс) и доктора-гинеколога Роулингс (Эмма Томпсон) Бриджит возвращается к работе и даже пробует приложения для знакомств, где ей вскоре встречается мечтательный и восторженный молодой человек (Лео Вудалл). Теперь, совмещая работу, дом и романтику, Бриджит борется с суждениями идеальных мам в школе, беспокоится о детях и вступает в серию неловких взаимодействий с рациональным школьным учителем своего сына (Чиветель Эджиофор).
В фильме также снялись Джим Бродбент (в роли отца Джонс), Нил Пирсон и Джоэнна Скэнлэн (в роли ее коллег в телекомпания), Селия Имре (в роли Уны), а также Айла Фишер (в роли нового персонажа Ребекки, соседки Бриджит), Нико Паркер, Джозетт Саймон, Лейла Фарзад и др.
В мировой прокат «Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки» выйдет 12 февраля 2025 года.