РАО подало иски к прокатчикам за отчисления от иностранных фильмов
Российское авторское общество (РАО) подало иски к крупнейшим сетям кинотеатров, отчисляющим ему вознаграждения за публичное воспроизведение музыки в фильмах. Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иски РАО к юрлицам сети кинотеатров «Каро» и объединенной киносети «Формула кино» и «Синема Парк» 26 августа 2022 года. Сумма требований к юрлицам объединенной киносети составляет 10,3 млн рублей, к юрлицам «Каро» — 7,4 млн рублей, сообщает «Коммерсантъ».
Объединенная киносеть «Формула кино» и «Синема Парк» исходит из того, что выплачивать вознаграждение авторам из «недружественных» стран нужно только после возвращения представляющих их организаций в Россию. В пресс-службе «Формулы кино» и «Синема Парка» пояснили, предметом спора являются отчисления за использование музыки зарубежных правообладателей, приостановивших деятельность в России. Но в РАО утверждают, что пытаются взыскать долги, возникшие еще до начала специальной военной операции на Украине.
Представители киносети подчеркнули, что из страны ушли не только зарубежные киностудии, но и иностранные общества по коллективному управлению правами (ОКУП). Выплаты авторам, находящимся в «недружественных» странах и заявившим о прекращении работы в России, в киносети считают возможным возобновить «не ранее, чем указанные организации возобновят свою деятельность» в стране. В киносети добавили, что не считают позицию РАО конструктивной на фоне того, что участники рынка и так недополучили более 75% ожидаемой выручки из-за потери западных премьер. В от комментариев «Каро» отказались.
Агентство InterMedia публикует заявление Российского авторского общества:
Предметом указанных исковых заявлений является взыскание дебиторской задолженности, накопление которой допущено пользователями, причем проблема возникла до 24 февраля текущего года. РАО в течение продолжительного времени шло навстречу, не предъявляя требований по выплате накопленного долга, однако первоочередной задачей РАО является защита прав и законных интересов авторов, в связи с чем РАО вынуждено предпринимать все возможные действия по взысканию задолженностей по выплате авторского вознаграждения, включая обращение в суды. Риторика кинотеатров с отсылками к событиям, возникшим после 24.02.2022, представляет попытку использовать предлог для освобождения от выплаты вознаграждения и избежания уплаты накопленного долга.
Как и любая иная организация, функционирующая на территории РФ, РАО ведет свою деятельность исключительно в правовом поле. На РАО, как на некоммерческой, аккредитованной государством организации, лежит особая ответственность не только по выполнению законодательных норм, но и по разъяснению их нюансов для пользователей. И в этой связи стоит отметить, что со стороны некоторых пользователей в последние полгода наблюдается неверная трактовка ситуации, усугубляющаяся определенным эмоциональным фоном.
РАО занимается сбором вознаграждения за музыку к кинофильмам. Это узкая и глубокая тема, не пересекающаяся напрямую с «уходом Голливуда».
Композитором к иностранному фильму может быть гражданин России, в состав фильма может быть включена музыка множества авторов, в том числе граждан дружественных государств. Даже у одной музыкальной композиции, специально созданной для включения в состав фильма, может быть три-четыре автора, являющихся гражданами разных государств из разных частей света.
Для РАО искусство интернационально, и закон обязывает РАО защищать интересы авторов всего мира, с февраля 2022 года в этой части не изменилось ровным счетом ничего. Следует разделять фильмы и права на них – это одна история, музыка к ним – другая. Аналогичного подхода придерживается и мировое сообщество – Международная конфедерация авторско-правовых организаций СИЗАК сохранила статус РАО как действующего члена конфедерации, и ни один договор между РАО и иностранными авторско-правовыми организациями не расторгнут, несмотря на неподтвержденные инсинуации в СМИ со стороны некоторых пользователей.
Поэтому отношение РАО, как и, собственно, требований Закона в этой части, остается прежним: при публичной демонстрации аудиовизуального произведения выплачивается вознаграждение авторам музыки. Изменились требования в части распределения и выплаты авторского вознаграждения – в мае Президент Российской Федерации подписал указ, устанавливающий особый порядок перечисления денежных средств правообладателям из недружественных государств и приравненным к ним категориям правообладателей – авторское вознаграждение таким правообладателям может быть выплачено исключительно в рублях на специальные счета в определенных российских банках. В случае, если вознаграждение не будет востребовано такими правообладателями, РАО будет руководствоваться разъяснениями профильных министерств. Напоминаем, что с ноября 2017 года определен порядок обращения с невостребованным вознаграждением со стороны аккредитованных ОКУП (п. 8 ст. 1244 Гражданского кодекса РФ) – не востребованное правообладателем вознаграждение в течение трех лет, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором такое вознаграждение было распределено аккредитованной организацией, включается аккредитованной организацией в суммы, подлежащие очередному распределению.
В заключение хотелось бы отметить, что кинотеатры чрезмерно драматизируют проблему с иностранными кинокартинами. Общеизвестно, что начиная с весны 2022 года, кинотеатры не получают лицензионные копии иностранной кинопродукции от иностранных дистрибьюторов. Следовательно, проблема с выплатой в РАО авторского вознаграждения за кинопоказ лицензионных экземпляров фильмов отпадает сама собой. Что касается показов нелицензионных копий, кинотеатры не только ничего не теряют, а наоборот, такие показы очевидно осуществляются с экономией львиной доли дохода – до событий февраля 2022 года кинотеатры выплачивали официальным кинодистрибьюторам более 50% от сумм валового сбора от продажи билетов на фильм за право показывать иностранный фильм в своем кинотеатре. Более того, кинодистрибьюторы прямо диктовали кинотеатрам, сколько раз, в течение какого периода и буквально в какое время суток кинотеатр имеет право показывать фильм. Очень часто «в довесок» к кассовым фильмам дистрибьюторы обязывали кинотеатры покупать и показывать менее успешные и кассовые кинопродукты. Поэтому сейчас кинотеатры, показывающие иностранные фильмы, лишены множества поводов для головной боли и могут не пытаться сэкономить за счет авторов фильмов, вкладывающих свой талант в успех каждого фильма.
Погиб 16-летний Хадсон Мик из «Малыша на драйве»
Актер Хадсон Мик скончался на 17-м году жизни 21 декабря 2024 года. Артист, снявшийся в боевике «Малыш на драйве» (в роли главного героя в детстве) и сериале «Наследие», умер в больнице штата Алабама. Причиной смерти стали травмы, полученные в результате падения из движущегося автомобиля.
- Наши сердца разбиты тем, что сегодня Хадсон Мик отправился к Иисусу. Его 16 лет на Земле были короткими, но он многое успел сделать и оказал значительное влияние на всех, с кем повстречался, — сообщила в соцсетях семья артиста.
В настоящее время полиция расследует обстоятельства гибели Хадсона Мика.
Сериал «Они существуют» с Максимом Лагашкиным и Екатериной Стуловой покажет ТНТ
Премьера фантастической комедии «Они существуют» производства кинокомпании 1-2-3 Production об инопланетянах, познавших радости земной жизни, состоится на ТНТ в 2025 году. Главные роли в проекте достались Максиму Лагашкину и Екатерине Стуловой.
В центре сюжета два представителя внеземной цивилизации, отправленные на нашу планету, чтобы найти пропавшего сына Императора (Ян Цапник) и помочь ему завершить секретную миссию. Инопланетяне мимикрируют под людей и выдают себя за обычную пару Антона (Максим Лагашкин) и Марину (Екатерина Стулова). Чтобы не привлекать лишнего внимания, они пытаются делать всё то же самое, что и окружающие: ходить на работу, общаться с друзьями и коллегами, заниматься бытом. Поначалу пришельцам приходится очень сложно. Однако постепенно они привыкают, а Антон видит в земной жизни всё больше плюсов и не хочет возвращаться на родную планету.
- Такой роли у меня, наверное, еще не было! – говорит Екатерина Стулова. – «Они существуют» — это комедийное фэнтези, совершенно новый для меня формат. К сожалению, я не могу много рассказать про свою героиню, иначе выдам все секреты проекта. Но что могу сказать точно: мне очень приятно сниматься с моим мужем, потому что вместе мы – сила.
В проекте также сыграли Александр Волохов, Тарас Кузьмин, Елизавета Гончаренко, Алексей Розин, Марина Доможирова, Юлия Франц, Татьяна Орлова, Светлана Листова, Артем Симакин и др. В режиссерском кресле – Урал Сафин, известный по проектам «Виктория», «Котострофа», «Остаться друзьями». Оператор-постановщик – Петр Буслов, художник-постановщик – Александр Ким.
37% россиян в новогоднюю ночь слушают песни из отечественных фильмов
В преддверии новогодних праздников HiFi-стриминг «Звук» провел исследование и выяснил, какие звуки ассоциируются с этим волшебным временем и какие музыкальные традиции есть в семьях россиян. Опрос проведен к запуску зимнего адвент-календаря.
Самым новогодним звуком 43% респондентов выбрали бой курантов, за ним следует музыка из новогодних фильмов (27%) и звон бокалов (25%). Также среди ответов — шипение бенгальских огней (13%) и хруст снега под ногами (9%).
Музыка занимает важное место в новогоднем настроении – без некоторых мелодий сложно представить праздник. В числе самых популярных песен оказались «В лесу родилась ёлочка» Леонида Бекмана (20%), «Кабы не было зимы» Юрия Энтина и Евгения Крылатова (13%) и «Звенит январская вьюга» композитора Александра Зацепина (12%). Но некоторые россияне назвали более современные треки – например, «Новогоднюю» песню группы «Дискотека Авария» (11%) и музыку из рекламы Coca-Cola (8%). Среди ответов также оказались знаменитая песня «Пять минут» Анатолия Лепина (6%) и «На Тихорецкую» Микаэла Таривердиева (5%).
В то же время в каждой семье есть свои музыкальные традиции. Чаще всего в праздничную ночь более, чем у трети россиян (37%) звучат песни из отечественных фильмов, такие как «Три белых коня» композитора Евгения Крылатова из «Чародеев» и «Пять минут» Анатолия Лепина из «Карнавальной ночи». На втором месте — музыка из праздничных передач на ТВ (25%) и детские новогодние песни (25%). Также популярны зарубежные рождественские хиты (13%), такие как «Last Christmas» британского поп-дуэта Wham! и «Let It Snow!» в исполнении знаменитого Фрэнка Синатры.
Более чем для трети опрошенных (38%) музыка — не просто «фон», а обязательный элемент подготовки к Новому году. Так, каждый четвертый россиянин (25%) наряжает елку со специальным плейлистом. Еще 16% не только слушают музыку во время праздника, но и сами поют за столом. При этом 32% россиян не выбирают композиции специально, а полагаются на готовые новогодние плейлисты или радио, а 16% — используют стриминговые сервисы для создания своих собственных плейлистов.
Некоторые звуки не только создают атмосферу праздника, но и вызывают тёплые воспоминания о детстве и времени, проведенном с семьей. Многие вспоминают, как украшали ёлку и наслаждались шуршанием мишуры (46%), или как открывали подарки, слушая шелест упаковочной бумаги (26%). У других Новый год ассоциируется с хрустом снега под ногами, когда они выходили на улицу смотреть фейерверки (25%), и с воспоминаниями о том, как сидели с родителями у телевизора под бой курантов (23%).
Исследование было проведено в декабре 2024 года методом онлайн-опроса среди 1 244 респондентов из 16 регионов России. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа на вопросы.