Рецензия на фильм «Путешествие Масторны»: Отведи меня в Шанхай
Оценка: 7 из 10
Китайская драма «Путешествие Масторны» была показана в рамках основного конкурса ММКФ-2022. Режиссёр: Чан Мин Чжи Ляо. В ролях: Чан Мин Чжи Ляо, Линь Сиюань, Си Пакэ и другие.
Многие предвкушали и в то же время боялись, что в этом году Ричард Линклейтер подарит нам четвёртую часть своей легендарной трилогии «Перед», но чуда, видимо, уже не произойдет. Внезапно в конкурсной программе Московского фестиваля обнаружилась молодая китайская реинкарнация Линклейтера, режиссёр Чан Мин Чжи Ляо, который решил соблюсти 9-летний промежуток после выхода «Перед полуночью» и снять духовное продолжение или, если точнее, пламенный фильм-оммаж, в котором двое влюблённых целый день прогуливаются по Шанхаю и страстно беседуют обо всём на свете, но в первую очередь – конечно же, о кино.
Он (Чан Мин Чжи Ляо) – коренной шанхаец и начинающий режиссёр, мечтающий снять свой дебютный фильм. Она (Линь Сиюань) – приезжая студентка, работающая над дипломным проектом по изобразительным искусствам, тема которого – старый и романтичный Шанхай. Так вышло, что начала свою экскурсию девушка прямо под окнами будущего кинематографиста – а дальше они знакомятся, и парень решает показать девушке настоящий Шанхай, а не со страниц туристических брошюр. По пути они много болтают о Тарковском (его любимый режиссёр), Антониони и Годаре, обсуждают живопись и литературу, параллельно восхищаются архитектурой старого города и цитируют строчки из любимых фильмов или режиссёров (всё это визуализируется на самом экране – либо иероглифами, либо вставками из конкретных классических картин типа «На последнем дыхании» или «Мечтателей»).
Можно ли синефильское кино назвать отдельным жанром? Если да, то это как раз про «Путешествие Масторны», не случайно названного в честь неснятого фильма Феллини (у картины, кстати, есть и второе название – «Take Me to Shanghai»). С одной стороны, фильм китайца вроде как обречён на культовый статус в узких синефильских кругах, но с другой, слишком сильно хромает исполнение, чтобы о нём услышали вне фестивального контекста. Ко второму часу поток из постоянных цитат и нейм-дроппинга начинает сильно утомлять, даже когда упоминаются ваши любимые фильмы и режиссёры. Начинает казаться, что всё это холоднокровный расчёт автора – как подловить на крючок кичащихся знанием фильмографий Джармуша и Триера хипстеров или модных выпускников киношкол, у которых обязательное есть шоппер с изображением Тарковского. Отталкивают, вдобавок, постоянные косяки со звуком – то актёры случайно задевают микрофон, то закадровая переозвучка слишком сильно режет ухо.
Парадоксально, но на каждый косяк находится своё достоинство. Для фильма, целиком снятого на айфон, «Приключения Масторны» выглядят недурно, да и за некоторые сцены чрезмерную увлечённость режиссёра интеллектуальными беседами и одержимость кинематографом можно в конечном счёте всё же простить. Ну как можно ругать кино, в котором герои, забравшись в заброшенное здание, пишут на стене огромными буквами «Вонг Карвай», а потом смотрят друг на друга через блюрей-диск с фильмами Эрика Ромера?
Вадим Богданов, InterMedia