Валерий Фокин: «Политики сжигают мосты, а наша обязанность — их восстанавливать»

О ПРЕДУГАДЫВАНИИ СОБЫТИЙ 2022 ГОДА В ЕГО «ПЕТРОПОЛИСЕ»
- Да, такое бывает. Ничего тут особо удивительного нет. Просто случается так — ты что-то делаешь в искусстве, в театре или в кино, и вдруг потом совершенно неожиданные вещи в реальной жизни происходят. Дело в том, что все равно в воздухе что-то витает. Задача художников заключается в том, чтобы регистрировать то, что происходит в жизни: за окнами, в обществе. Поэтому подобное неминуемо… Некоторые мои спектакли в Александринке, которые поставлены шесть и восемь лет назад, сейчас получают вдруг совершенно другие неожиданные реакции. Они говорят о сегодняшнем дне и о сегодняшней ситуации. Например, "Швейк".
О СТРАХЕ ЛЮДЕЙ ПЕРЕД ГЛОБАЛЬНЫМИ КАТАКЛИЗМАМИ НА ЭКРАНЕ
- Мне трудно сказать. В принципе, все, что я делаю, и в кино, и в театре, это всегда рассчитано на людей думающих. С моей точки зрения, и театр, тем более драматический театр, и кино имеют право не только развлекать. И надо делать ставку на людей, которые размышляют, которые думают, которые воспринимают мир через эмоции. Как иначе? Это не для широкого зрителя, конечно, картина. Но, с другой стороны, сегодняшняя ситуация может подтолкнуть людей на то, чтобы ее все-таки посмотреть. И не могу сказать, что она какая-то архисложная.
О ЦИКЛИЧНОСТИ ИСТОРИИ
- Я, когда делал этот фильм, понимал, что так и будет. В фильме идет разговор о наших, к сожалению, постоянных человеческих проявлениях, с которыми мы никак не можем совладать. Не только мы, русские, и в мире тоже. Это же вообще удивительно! Когда читаешь того же Достоевского, который писал 100 лет назад, что люди как били дубиной по голове друг друга, так и продолжают бить. Люди продолжают убивать друг друга. Это пишет Достоевский 150 лет назад. А дубина сегодня такая же, только оцифрованная. Это очень пугающая вещь.
О ВОЗМОЖНОСТИ ОТКАЗА ОТ ОРУЖИЯ В МИРЕ И ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ
- Думаю, такое невозможно. Конечно, это фантастика. Очень радикальная фантастика. Но, в принципе, идея такого объединения человечества появлялась уже много-много-много раз. У очень серьезных политиков, философов. Идея о мировой полиции, мировой армии, объединении человечества, постепенном разрушении границ. Когда начинаешь думать, кажется — ну а что в этом такого? Мы же по сути все одинаковы. Мы говорим на разных языках, своя культура, свой код национальный, свои привычки. Но почему мы не можем иметь возможность, как в хорошей коммунальной квартире, хотя бы ходить вместе по коридору и иметь общие места встречи? Вроде все так. Но это же иллюзия.
ОБ ИЗМЕНЕНИИ ОТНОШЕНИЯ К РОССИИ В МИРЕ К ЛУЧШЕМУ
- Думаю, в ближайшее время вряд ли. Вся ситуация складывается так, что ограничения все равно есть, и они, наверное, будут усугубляться. Другое дело, что без русской культуры не обойтись. Не обойтись им. Это доказано историей. Мы плохо знаем историю, мы не учимся у истории, к сожалению. Хотя история — неплохая учительница, если к ней внимательно относиться. Не обойтись им без русской культуры, и нам не надо обходиться без их культуры. Дело в том, что мы — Евразия, об этом не надо забывать. Наш путь где-то в середине. Наш путь, он тяжелый, потому что мы одной ногой здесь, а другой ногой там. И если взять и сказать "все, до свидания", им будет плохо и нам будет плохо. Надо искать какой-то контакт. В отличие от американской культуры, которая, когда берет что-то, размывает, мы не размываем. Мы, когда берем или отдаем, взаимодействуем. Не поглощаем. Все равно театральная школа русская — очень высокого уровня. Это все знают. Уровень режиссуры тоже достаточно высокий. Есть некоторые режиссеры, которые уехали. Кто-то уже начал там работать, но каждый делает свой выбор. В таких острых ситуациях дано человеку выбрать. И в нашем фильме тоже есть такой момент выбора.
ОБ ИЗОЛЯЦИИ
- Коридор международных отношений ни в коем случае нельзя закрывать. Ни при каких условиях. И я вам должен сказать, и это история, опять же, доказывает: когда начинается какое-то обновление отношений, искусство, кино, театр, музыка становятся, как это ни странно, главным инструментом. Главным. Не от политиков и дипломатов многое зависит, а от людей культуры. Понятное дело, политики сжигают мосты, а наша обязанность — их восстанавливать.
О ВЫХОДЕ РЕЖИССЕРОВ ИЗ РОССИЙСКОГО ОСКАРОВСКОГО КОМИТЕТА
- Я понимаю, почему Чухрай и коллеги возмутились. С ними не посоветовались, а они тоже люди там не последние. Они могли бы сами решить как творческие люди, есть у нас сегодня фильм, который нас мог бы достойно представить, или нет. А их даже не спросили. И уклоняться от выдвижения фильма не надо было. Если есть возможность, надо ее использовать. Даже пусть тебе откажут.
ОБ ОТСРОЧКЕ МОБИЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЯМ КУЛЬТУРЫ
- То, что отсрочки нужны деятелям культуры, искусства, это точно. Нам нужно сохранить людей искусства. Здесь, дома. У нас люди хотят ходить в театр, хотят смотреть кино. Мы не должны ни в коем случае взять и все обрушить. Но это очень тонкий вопрос. Я бы, конечно, поддержал эту отсрочку. И для театров тоже. Мы написали письмо министру культуры с такой просьбой. Но если человек сам вдруг проявляет желание и говорит: "Извините, я должен это видеть" — это совсем другая история.
ОБ УЕХАВШИХ
- Вопрос эмиграции, отъезда очень сложный. Кто-то уезжает. Я к этому отношусь с внутренним уважением и пониманием. Нельзя их судить. Другое дело, когда человек уезжает и оттуда начинает кричать: "Будьте вы прокляты!" То есть он поливает тот дом, где он родился, где жил. Вот это неприемлемо. Таких много случаев. И ничем нельзя такое оправдать. "А как? Надо зарабатывать" — это меня не устраивает. Рассуждать о судьбе России, о путях, критиковать — это одно. Но вот эта позиция…
ПОЧЕМУ ОН НЕ УЕХАЛ
- Когда мне предложили один из моих спектаклей, по Гоголю, кстати говоря, поставить в Германии, я с артистами немецкими немножко покрутил, а потом понял одну простую вещь — что не получится ничего с ними, потому что мы разные книжки читали в детстве. У них один код, а у меня другой. Не то что они хуже или лучше. Просто не получится. Я приехал сюда и здесь сделал спектакль "Нумер в гостинице города NN". Известный спектакль, который мы возили за границу. Нет, я никогда себя не видел вне России. Но я человек немолодой, есть нюансы. Считаю, что я должен здесь работать и здесь оставаться, покуда мне дают такую возможность. Почему? Потому что считаю: здесь культуру надо защищать в действии. Защищать от нападок, защищать от разрушения. Сохранять театр для будущего. Надо защищать художественность. Надо держать художественное лицо. Оно пригодится. Когда — не знаю, но оно должно пригодиться. Это я для себя решил.
(Наталья Баринова, ТАСС, 07.10.2022)
Синтез музыки, слова и визуального искусства: концерт «Мгновения серебряного века» покажут в театре «Русская песня»

Концерт «Мгновения серебряного века» состоится 24 марта 2025 в Московском Государственном академическом театре «Русская песня». Это масштабное музыкально-визуальное действо объединит в единую смысловую линию шедевры композиторов рубежа XIX–XX столетий, позволяя каждому зрителю «найти что-то близкое и одновременно открыть для себя новое в наследии великой эпохи».
Концерт представляет собой синтез классического искусства и современных визуальных технологий.
- В авторском режиссерском решении произведения С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, А.К. Лядова, А.К. Глазунова, Н.Н. Черепнина и И.Ф. Стравинского оживают в новом прочтении, обретая дополнительное измерение благодаря видеофантазии, созданной по мотивам работ известных русских художников и архитекторов. Такой творческий подход не только передаёт дух Серебряного века, но и создает яркий портрет эпохи триумфального шествия русской культуры, - рассказывают продюсеры.
На сцене выступят лауреаты престижных международных конкурсов:
- солист Большого театра России Илья Селиванов,
- солист МАМТ имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Габриел Де-Рель,
- пианист Станислав Корчагин,
- сопрано Наталья Смирнова.
Традиционно в программе вечера выступит симфонический оркестр «Академиярусскоймузыки» под управлением Ивана Никифорчина.
Оригинальный видеоряд будет создавать в режиме реального времени медиахудожница Грета Евтушевская.
Творческий замысел проекта реализован под руководством автора идеи – кандидата искусствоведения Елены Амелиной.
- Благодаря её концептуальному видению, программа обретает единую смысловую линию, где академическая музыка и современные видеотехнологии взаимодействуют, создавая многослойное художественное произведение. Каждый фрагмент программы продуман так, чтобы передать богатство чувств, вызванных произведениями величайших композиторов, и подчеркнуть актуальность наследия Серебряного века в современном мире, - пояснили продюсеры корреспонденту «ИнтерМедиа». - «Мгновения серебряного века» станут не просто концертным событием – это приглашение к глубокому погружению в мир русской культуры, где традиции прошлого встречаются с инновационными формами современного искусства. Зрители смогут насладиться не только звуковыми шедеврами, но и уникальными визуальными интерпретациями, которые позволят заново открыть для себя красоту и многогранность эпохи. Это событие станет ярким примером того, как музыка, слово и визуальное искусство могут слиться в единое целое, даря публике незабываемые эмоции и новые впечатления.
Событие – часть мультимедийной серии «Исторические концерты – XXI век» от творческого альянса «МузАртМедиа» при поддержке Благотворительного фонда «Наша Сила Веры».
Актеры Кирилл Зайцев и Мария Берар - о спектакле «Мой Онегин»: «Отношения Евгения и Татьяны все же нельзя назвать токсичными»

Премьера спектакля «Мой Онегин» - нового психоаналитического прочтения «энциклопедии русской жизни» - состоялась в первые дни весны 2025 года. Режиссер проекта – Елена Черная, в главных ролях - Кирилл Зайцев (Онегин) и Мария Берар (Татьяна). Корреспонденты побеседовали с актерами сразу после спектакля, когда они еще не успели выйти из ролей и были погружены в переживания своих персонажей.
Кирилл, сцена с медведем и чудовищем очень «юнгианская», Пушкин в ней рассказывает историю архетипа Онегина и его взаимоотношений с Татьяной. Можно ли сказать, что Пушкин был предтечей Юнга, рассказывая эту историю?
Кирилл: Безусловно, в сцене сна Татьяны прослеживаются архетипические мотивы. Медведь здесь может символизировать самого Онегина. Он несёт Татьяну на руках, заботится о ней, но при этом остаётся опасным и непредсказуемым. Можно сказать, что это отражает внутренний конфликт героя – его расщепленную натуру. Сон Татьяны, в котором она предчувствует гибель Ленского, становится пророческим. Этот глубоко психологический момент, я бы даже сказал мистический, предсказательный.
Как вы думаете, можно ли рассматривать Онегина как токсичного нарцисса? Ведь он отверг расположенную к нему Татьяну, а затем, когда она охладела и стала недоступна, стал испытывать к ней влечение…
Кирилл: Токсичным его назвать все же нельзя. Он же не воспользовался слабостью Татьяны, хотя и мог. Если мы посмотрим на Онегина с точки зрения психоанализа, он действительно напоминает человека с нарциссическими чертами. Пока Татьяна была доступна, он ею не интересовался. Когда же она стала для него недосягаемой, у него включился азарт охотника. Это классический феномен «зелёного винограда» – пока объект доступен, он обесценивается, но как только становится недоступным, он приобретает огромную значимость.
Но ведь в конце Татьяна говорит: «А счастье было так возможно…» Это действительно так? Или это иллюзия?
Кирилл: Думаю, что это скорее самообман, их счастье было невозможно. Онегин – человек, который не способен строить глубокие отношения. Он слишком рано выгорел, он разочарован, у него нет внутреннего смысла жизни. Для него любовь – это нечто многосерийное, проходящее, как и всё остальное в его жизни.
Как вы думаете, на дуэли Онегин убил не только Ленского, но и часть себя?
Кирилл: Именно так. Дуэль с Ленским – это и крутой сюжетный поворот, и психологическая метафора. Онегин на самом деле убил свою лучшую часть – свою способность любить, сопереживать. Он действовал по инерции, следовал общепринятым нормам «пружины чести», он все делал механистически, ритуально. При всем своем неприятии «обычаев света», Онегин идет у него на поводу. «Свет» пробуждает Тень Онегина по Юнгу.
Почему же Онегин, так сильно стараясь транслировать независимость, оказался настолько зависимым от мнения общества?
Кирилл: Это парадокс, который делает его трагическим персонажем. Онегин всю жизнь пытался дистанцироваться от общества, но в итоге оказался его заложником. Он следовал кодексу чести, который сам же презирал. В итоге он стал жертвой системы, в которую никогда не верил. Этот внутренний конфликт – одна из главных психологических линий романа.
Можно ли сказать, что дуэль была точкой невозврата для Онегина?
Кирилл: Да, однозначно. До дуэли Онегин мог бы изменить свою жизнь, переосмыслить себя, но после смерти Ленского для него всё теряет значение. Он становится затворником, гонимым внутренним конфликтом, фактически умирает как личность. Когда он возвращается, он уже другой человек – человек, который упустил все шансы.
Мария, Татьяна – один из самых глубоких женских образов в русской литературе. Как вы её воспринимаете с точки зрения психоанализа?
Мария: Татьяна – это классический архетип русской души, женщины-интуита, которая живёт не разумом, а чувствами. Её мечты, её письмо Онегину – всё это отражает её внутреннюю природу. Но самое важное – её трансформация. После смерти Ленского и отъезда Онегина она проходит процесс и внутреннего роста, и разрушения своих иллюзий. Её страдания, её одиночество – всё это формирует её, с одной стороны, как зрелую личность, но, с другой стороны, эта окаменевшая зрелость доставляет ей страдание.
В начале романа Татьяна – мечтательная, впечатлительная девушка, вдохновлённая французскими романами. В конце – уверенная в себе женщина. Что послужило причиной такой трансформации?
Мария: Страдание. Если говорить языком Достоевского, то именно через страдание человек приходит к осознанию себя. Татьяна пережила боль первой любви, смерть близкого друга, предательство надежд. Это сделало её, с одной стороны, сильной, а, с другой стороны, нанесло неизлечимую психотравму. Она уже другая, зрелая, осознанная, грустная. Она больше не зависима от Онегина. Когда он приходит к ней, она уже другая – понимающая, чего хочет от жизни.
Давайте теперь поговорим об Ольге. Ольга практически не переживает смерть Ленского. Почему?
Мария: Ольга – противоположность Татьяны. Она лёгкая, беззаботная «инста-девушка», живёт моментом. Татьяна же склонна к самоанализу, к глубоким переживаниям. Именно поэтому она запомнила Онегина, а Ольга через полгода уже была увлечена другим человеком. Это две разные психологические модели: одна – человек чувств, другая – человек инстинктов.
Можно ли сказать, что Онегин способствовал трансформации Татьяны?
Мария: Да, в каком-то смысле он стал её катализатором. Он причинил ей боль, но именно благодаря этой боли она смогла измениться, стать взрослой. Без её разочарования в любви она, возможно, осталась бы той же наивной девушкой, читающей сентиментальные романы. Это типичная история внутреннего роста: через утрату иллюзий – к осознанию себя.
Можно ли сказать, что Пушкин сам был в каком-то смысле заложником своего времени и «пружины чести»? Можно ли говорить о когнитивном диссонансе – внешне Онегин демонстрирует свободу, но внутри полностью подчинён социальным нормам?
Кирилл: Это действительно интересный вопрос. Пушкин прекрасно осознавал, насколько абсурдны правила дуэльного кодекса, но сам же стал его жертвой. Секунданты предупреждали его, но он пошёл до конца. Это трагическая закономерность, когда человек оказывается заложником ожиданий общества. В «Онегине» Пушкин предсказал свою судьбу.
Мария: Онегин также становится жертвой этой системы: он убивает друга просто потому, что отказ от дуэли означал бы потерю чести.
Последний вопрос. Скажите, спектакль для вас является способом изменения себя? Меняется ли зритель?
Мария: Люди приходят в театр не только за развлечением, но и за проживанием глубинных переживаний. Это позволяет им понять что-то о себе, прожить и осознать какие-то незавершённые эмоции, выйти из-под их незримого контроля.
Кирилл: Театр – это форма переживания, катарсиса. Когда я играю Онегина, я проживаю его путь, его боль, его ошибки. Зритель это видит, и у него включается эмпатия. Это дает ему возможность задуматься о своих собственных поступках, о цене принимаемых решений. Хорошее искусство вообще выполняет терапевтическую функцию, позволяя зрителям и актёрам переосмысливать свою жизнь.
Владислав Божедай, Григорий Погосян
Режиссера и педагога Михаила Мокеева похоронят на Хованском кладбище

Похороны режиссера и педагога Михаила Мокеева состоятся 7 марта 2025 года в Москве. Церемония прощания начнется в 10.30 в Учебном театре Школы-студии МХАТ (Камергерский переулок, 3-А), отпевание - в 12.30 в храме прп. Феодора Студита у Никитских ворот (улица Большая Никитская, 29, стр. 2). Затем режиссер будет похоронен на Хованском кладбище. «ИнтерМедиа» напоминает, что Мокеев скончался в Белгороде на 74-м году жизни 2 марта.
Михаил Мокеев родился 2 октября 1951 года в Петрозаводске. Окончил в 1973 году физико-технический факультет Харьковского университета, также работал физиком-ядерщиком в Институте физики высоких энергий в городе Протвино Московской области, в котором Михаил Мокеев создал любительский театр «Зелёный гусь» (1973–1979). Параллельно учился на режиссёрском факультете Театрального училища им. Щукина. В 1982 году окончил режиссёрское отделение актёрского факультета Школы-студии МХАТ.
В 1983 году, учась у Олега Ефремова на режиссёрском отделении в Школе-студии МХАТ, Мокеев поставил в театре-студии «Человек» «Эмигрантов» Славомира Мрожека. Камерный полуподпольный спектакль, на который ломилась вся театральная Москва, впоследствии был признан самим Мрожеком лучшей интерпретацией его пьесы.
В 1983-1988 гг. Михаил Дмитриевич работал в Художественном театре. Под руководством Олега Ефремова поставил «Скамейку» Александра Гельмана с участием Татьяны Дорониной и Олега Табакова. Как режиссёр сотрудничал с Театром-студией п/р О. Табакова, Театром имени А. С. Пушкина, другими отечественными и зарубежными театрами, был одним из организаторов «Творческих мастерских СТД», создал собственный театр «Улисс».
В 1980-е преподавал в Школе-студии МХАТ, затем – в ГИТИСе, на Высших режиссёрских курсах, в Театральном училище им. Б. В. Щукина, вёл многочисленные мастер-классы. В 2012 году вернулся в Школу-студию и сыграл большую роль в становлении «Мастерской Дмитрия Брусникина».
Как кинорежиссер Михаил Мокеев снял ленты «Адъютанты любви», «Татьянин день», «Одна ночь любви», «Хозяйка моей судьбы» и «Мама по контракту».