Илья Сакмаров рассказал о том, кто создает новую музыку в Петербурге
Илья Сакмаров (на фото) рассказал об исследовании на тему, кто создает новую музыку в Петербурге.
«Если у жителя Санкт-Петербурга спросить, как он себе представляет типичного автора музыки, то скорее всего мы получим два абсолютно противоположных портрета. Кто-то опишет седого композитора, мечтающего об исполнении своих симфоний большим оркестром под руководством известного дирижера. Другие расскажут о вызывающе одетых подростках, которые спешат со своими гитарами на репетиционные точки, чтобы затем на выходных развлекать посетителей клубов и баров.
Здравомыслящий человек понимает, что истина всегда должна быть где-то посередине, но только недавно благодаря исследовательскому проекту фонда “Новая культура” при финансовой поддержке “Фонда президентских грантов” удалось нарисовать объективный портрет музыкантов-авторов культурной столицы и сформулировать их реальные проблемы.
Для начала исследователям удалось установить примерное количество активных артистов, их оказалось около 3 500. Именно столько музыкальных проектов всех жанров и направлений, проживающих в Санкт-Петербурге, записывали альбомы и синглы с 2019 по 2021 годы, публиковали их на своих страницах “ВКонтакте” или издавали на музыкальных сервисах вроде Яндекс.Музыка.
Более трёхсот авторов и руководителей этих коллективов принимали участие в социологических опросах осенью 2020-го года, а затем - летом 2022-го года. Выяснилось, например, что каждым пятым создателем своего авторского проекта является женщина, и только 53% опрошенных родились и продолжают проживать в Санкт-Петербурге. Приятно знать, что кроме огней московского шоу-бизнеса в стране есть еще один центр притяжения для новых авторов. Культурная столица оказалась способна удовлетворить амбиции музыкантов со всей страны; подавляющее большинство опрошенных (87%), сказали, что наш город является подходящим местом для развития их проектов, хотя некоторые и чувствуют здесь определенные ограничения для своего личного творческого роста (35%).
Конечно, было грустно узнать, что только для 7% опрошенных артистов доход от их проекта является основным, еще для 13% - дополнительным, а почти половина авторов не получают вообще никакого материального вознаграждения от творчества. Становится очевидно, что музыканты Петербурга творят “ради искусства”, но остаются ли они при этом “голодными художниками”? Такую грустную картину рисовать не стоит, ведь средний возраст наших авторов давно перевалил за 30 лет, больше 70% из них имеют диплом о высшем образовании, и этот процент с годами только увеличивается. Две трети опрошенных состоят в браке или длительных отношениях, так что ответственность и возможность прокормить семью - вот что отличает нынешних авторов от умиравших с голода в безвестности художников прошлых веков. Интересно при этом, не сказывается ли на качестве творчества занятость большинства современных авторов на немузыкальных работах? Не является ли для них музыка всего лишь способом проведения досуга и приятным хобби?
Разделить музыкантов на профессионалов и любителей можно не только исходя из заработков, но и по уровню образования. Оказалось, что дипломы музыкальной школы, училища или музыкального вуза имеют 39% артистов. Сложно сказать, большой ли это процент, но радует, что система подготовки музыкантов в стране еще работает, и далеко не все бросают музыку сразу после получения диплома. По крайней мере, никакого засилья безграмотных в музыкальном плане рэперов в Петербурге не наблюдается.
Из других интересных фактов можно отметить два обязательных направления творчества наших авторов. Практически все они одновременно выпускают аудиозаписи и стремятся выступать вживую. Особенно заметно желание репетировать и давать концерты стало в 2022-м году после отмены коронавирусных ограничений, что логично и отрадно для любителей слушать музыку на разнообразных площадках города. Кстати, почти две трети артистов признают, что Санкт-Петербург обладает хорошей инфраструктурой для живых выступлений. А вот доля тех артистов, которые недовольны уровнем российских музыкальных издательств, СМИ и сервисов, только увеличивается - с 54% в 2020-м году до 64% к данному моменту. Похоже, гигантам вроде “ВКонтакте” и “Яндекса” с их партнерами стоит задуматься не только об удобстве слушателей, но и об удовлетворении потребностей авторов.
В любом случае, качество аудиозаписей растет, музыканты осваивают необходимые технологии, и коронавирус однозначно помог петербургской музыке выйти на новый уровень; ведь два года назад только половина авторов была полностью удовлетворена итогами работы на студии, а этим летом доля уверенных в своих произведениях артистов выросла до 64%.
Кажется, образ петербургского музыканта-автора стал гораздо более четким и заиграл новыми красками. Теперь мы видим их - целеустремленных, уверенных в себе и ответственных людей, которые достигают необходимого качества музыкального продукта, но остаются верными идеалам искусства. Да, они готовы выступать и работать на студии, вкладывая свои ресурсы и почти не получая денег, чтобы остаться в веках и порадовать слушателя. Пожалуй, только одна небольшая деталь омрачает эту картину, 71% этих артистов признают свою зависимость от нас с вами. Авторы не готовы писать в стол, им нужны прослушивания, комментарии, посещения концертов и “лайки”. Готовы ли мы дарить наше внимание всем достойным артистам города, когда их так много? Этот вопрос - предмет уже совершенно других исследований».
(Илья Сакмаров, октябрь 2022)
Чем запомнилась XXIX церемония вручения премии «Золотой граммофон»
ХXIX церемония вручения премии «Золотой граммофон» объединила классическую музыку, нейросети и ярких звезд: артистов, уже ставших легендарными, и молодых исполнителей, которые только поднимаются на Олимп шоу-бизнеса. Чем же запомнилась церемония 2024 года?
12 декабря 2024 года на сцене «ВТБ Арены» Церемонию открыл уникальный номер, соединивший в себе классическое искусство и популярную музыку. Впервые гостем и номинантом «Золотого граммофона» стал художественный руководитель Мариинского театра и генеральный директор Большого театра – Валерий Гергиев.
Маэстро управлял симфоническим оркестром во время исполнения Еленой Север и солистом Мариинского театра Романом Широких патриотической проникновенной композиции на стихи официального представителя МИД России Марии Захаровой «Верните память». Уникальный номер не оставил никого равнодушным. Весь зал огромной «ВТБ Арены» в едином порыве поднялся со своих мест. От начала до конца зрители, многие из которых не стеснялись слез, слушали песню стоя.
В этом году «Золотой граммофон» играл на контрастах. Организаторы премии смогли объединить то, что, казалось, объединить невозможно. Так, самая молодая балерина – прима Большого театра Елизавета Кокорева – исполнила танец на композицию, сгенерированную нейросетью SymFormer в пространстве, созданном нейросетью «Кандинский». Все это стало возможным благодаря новым сервисам «Сбера».
Контрастов церемонии придали и номера артистов, такие разные и непохожие друг на друга. Легендарный Юрий Антонов с премьерой песни «Сладкий мед» и восходящая звезда Александра Воробьева с новым и оригинальным прочтением хита «Забудь», культовая группа «Земляне», основатель которой Владимир Киселев исполнил незабываемое соло на барабанах под невероятные пиротехнические эффекты, яркий дуэт Димы Билана и Мари Краймбрери, воспаривший под потолок арены на крошечной платформе, трио Юрия Киселева, Владимира Киселева и Григория Лепса, продемонстрировавшее связь поколений, и трогательный номер Дмитрия Маликова на песню «Когда-нибудь».
Дмитрий Маликов приоткрыл для зрителей тайны закулисья, начав петь прямо на подземной парковке «ВТБ-Арены», пройдя техническую зону и зону гримерных, обычно скрытую от посторонних глаз.
Шоу прекрасно дополняли ведущие церемонии Марина Кравец и Тимур Батрутдинов. А «Русское радио» на сцене представил звезда радиостанции Антон Юрьев. Остроумные диалоги ведущих, их яркие объявления артистов соединили номера в единую драматургию. За кулисами за атмосферу отвечала специально созданная для Церемонии выездная студия «Русского радио», где номинантов и гостей встречали ведущие радиостанции.
Часть номеров «Золотого граммофона» исполнялись на масштабной сцене, а некоторые – на специальном островке в самом центре партера, благодаря чему звезды становились ближе к своим слушателям. Артисты с радостью спускались в зал, пели, проходя между рядов и вовлекая зрителей в шоу.
Отдельного упоминания заслуживают сами статуэтки «Золотого граммофона», которые впервые были выполнены с использованием уральского малахита. Как известно, рисунок каждого камня уникален и ни разу не повторяется. Таким образом, каждый лауреат получил уникальную статуэтку.
Особенно эффектно на малахитовом постаменте смотрелся «Зеленый граммофон», который традиционно вручается в рамках «Зеленой инициативы» «Русской медиагруппы» в особой номинации – исполнителю, подающему правильный пример экологичного поведения своей аудитории. В этом году лауреатом в номинации стала певица Алсу. Статуэтку на сцене ей вручила руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова.
Финальным грандиозным и одновременно душевным акцентом шоу стала песня «Льется музыка» Вячеслава Добрынина в его честь в исполнении всех артистов, принимавших участие в церемонии.
Лучшие моменты транслировались на крупнейших столичных медиафасадах MAER. Самые большие рекламные поверхности Москвы на один вечер превратились в сцену концертного зала. Лучшие фрагменты концерта и красной дорожки церемонии вручения премии «Золотой граммофон» можно было увидеть в самых разных уголках столицы.
Возможность посмотреть Церемонию в режиме реального времени также получила многомиллионная аудитория социальной сети «ВКонтакте», на площадке которой осуществлялась онлайн-трансляция. Прямые трансляции Церемонии были доступны в соцсетях «Русского радио» на платформах «ВКонтакте» и «Одноклассники». Как сообщили агентству «ИнтерМедиа» в «Русской медиагруппе», суммарный охват превысил 10 373 303 просмотра. Эксклюзивная трансляция из выездной студии, которая проходила в «Одноклассниках», насчитывала в моменте 14 тысяч просмотров, что подтверждает огромный интерес аудитории к событию.
Телевизионная версия XXIX церемонии вручения национальной музыкальной премии «Золотой граммофон» будет показана 30 декабря на телеканале НТВ.
Фестиваль «Солома» впервые пройдет зимой
Традиционный летний фестиваль «Солома» от телеканала «Москва 24» впервые состоится зимой - 21 декабря 2024 года на катке на площади Революции. В День зимнего солнцестояния фестиваль раздаст всем заряд веселья, музыкальной бодрости и возможность встретиться с артистами, которые играли для них летом. В «Соломе на катке» примут участие Jummy, группа «Внимание, брусника!» и Untone Chernov.
Вход бесплатный, по предварительной регистрации на mos.ru.
Начало в 18.15.
«Фабрика музыки» завершила сезон: итоги трёх резиденций и новые имена в индустрии
«Фабрика музыки» подвела итоги сезона. «Фабрика музыки» — это серия музыкальных резиденций, в рамках которых молодые профессионалы получают возможность под руководством кураторов с нуля создать и подготовить к выпуску новые песни, поработать над формированием бренда и позиционирования артиста, приобрести практические знания от экспертов индустрии. В этом году на участие в разных потоках «Фабрики музыки» было подано более 920 заявок — рекордный интерес к проекту, который свидетельствует о растущей популярности и значимости резиденций. По итогам отбора, в акселераторе приняли участие 90 человек, каждый из которых получил возможность реализовать свой потенциал под руководством опытных кураторов. Это авторы-исполнители, музыкальные продюсеры и менеджеры, для которых проект открыл двери в индустрию. Многие из них даже после завершения «Фабрики Музыки» продолжают работать с коллегами, с которыми познакомились на резиденции, поддерживать творческие начинания друг друга, активно выпускать новые релизы и выступать с концертами.
- Задача "Фабрики музыки" — создать благоприятную среду для роста и развития молодых талантов. Благодаря проекту в индустрии появляются квалифицированные и эффективные музыкальные продюсеры и менеджеры, которые могут обеспечить артистам всестороннюю помощь и поддержку для раскрытия их творческого потенциала. "Фабрика музыки" формирует коммьюнити, помогает уменьшать порог входа в индустрию, предоставляет ресурсы и обеспечивает одаренным профессионалам площадку для презентации и самовыражения, а также возможность познакомиться с потенциальными работодателями, – рассказала генеральный директор Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова.
Сильное профессиональное сообщество, которое формируется вокруг проекта, не только обеспечивает участников ресурсами для создания новых песен, но и снижает барьеры для входа в индустрию. Все участники резиденций получают возможность презентовать свою работу на специальном мероприятии — питчинге экспертам и представителям ведущих компаний музыкальной индустрии. Благодаря этому перед резидентами «Фабрики музыки» открывается множество дверей: они могут попасть в ротацию на радио или ТВ, получить приглашения стать артистами музыкальных лейблов, предложения о синхронизации своего трека в сериал и другие возможности. Всё это часто становится для молодых профессионалов важным конкурентным преимуществом, которое позволяет им дальше успешно развивать карьеру в музыкальной сфере. Мероприятия резиденций проходили в пространстве «Звук Студио» от партнера проекта HiFi-стриминга «Звук».
2024 год стал прорывным для участников всех трёх резиденций «Фабрики музыки». Первая резиденция (27 июля – 4 августа) дала старт карьерным достижениям многих артистов. Wntdeye (Иван Любимов) увеличил свою месячную аудиторию с 640 до 26 тысяч слушателей, а его трек, созданный на резиденции, стал самым популярным в его карьере. Bairri (Ирина Васильева) и её менеджер Игорь Шуляк провели креативную промо-кампанию с 3D-цветами и QR-кодами, а также выпустили новый релиз вне проекта. Leroo (Валерия Петрова) и музыкальный продюсер Igor Gonda (Игорь Гонда) подписали контракт с Yappy Music, а аудитория артистки на Яндекс Музыке выросла с менее чем сотни до 10 тысяч слушателей. Чурдаль (Ксения Чурдалева), также заключившая договор с Yappy Music, появилась в шоу «Залетай в тренды», а Lara Krouts (Анастасия Ларенко) с песнями, созданными на резиденции, выступила на фестивалях «Территория будущего. Москва 2030» и «Внезапный вдох». Менеджеры Стрига Анна, Полякова Софья и Подвальный Михаил получили стажировку в лейбле INDI Music.
Как сообщили агентству «ИнтерМедиа» организаторы проекта, вторая и третья резиденции продолжили эту волну успехов. gleb korolev (Глеб Королев) подписал контракт с лейблом The Fence, записал фиты с Фреска и Бюро и работает с Kambulat. Maari (Мария Карпова) выпустила live-видео на песню, созданную в рамках проекта, а Юна (Элина Низамутдинова) вместе со своим менеджером Ириной Амелиной сняла клип на трек с резиденции. Финальная резиденция (26 октября – 3 ноября) привела к подписанию контракта Vetrа́ (Данил Фалалеев) с «МТС Лейблом», а Jummy (Даниал Жумаканов) получил продюсерский контракт на полное сопровождение артиста от Sound Market. Rodnaya (Анастасия Родная) выступила на сольном концерте Антохи MC, а менеджер Елизавета Шарипова получила предложение о работе в Sound Market. Песни участников всех трёх резиденций попали в 20 ключевых плейлистов стриминговых платформ. gleb korolev (Глеб Королев) и Хаким (Хаким Акмалеев) попали на прослушку к L’One в рамках listening-сессии восьмого сезона проекта «Трамплин» от VK Музыки, а выпускница летней резиденции этого года Leroo (Валерия Петрова) — его победительницей.
«Фабрика музыки» завершает 2024 год впечатляющими результатами, демонстрируя, что проект стал значимой частью музыкальной экосистемы России. Выпускники всех трёх резиденций не только активно развивают свои карьеры, но и становятся новыми лицами индустрии, записывают песни, выступают на крупных площадках и попадают в ключевые плейлисты стриминговых платформ.
Автономная некоммерческая организация «Агентство креативных индустрий» (АКИ) – институт развития креативных индустрий Москвы. Основные задачи Агентства — создание благоприятных условий для развития представителей кино, моды, дизайна, современного искусства, видеоигр, музыки, издательского дела и др., продвижение их продукции на международных рынках, а также формирование положительного имиджа столицы как международного центра креативных индустрий.
Технологический партнер проекта «Фабрика музыки» — приложение «Студио» от HiFi-стриминга «Звук».
Партнер «Фабрики музыки» — звукозаписывающая студия «Голоса Большой Страны»
Архив фотографий со всех резиденций:
https://disk.yandex.ru/d/13VTL7OAN0A_kA
https://disk.yandex.ru/d/FziEfisur9ghZQ
https://disk.yandex.ru/d/joCD0rp-OlRDQg