Рецензия на фильм «Тори и Локита»: Братья Дарденн не видят просвета
Оценка: 8 из 10
Бельгийская драма «Тори и Локита» была показана в рамках первого кинофестиваля Каро.Арт, в российский прокат лента выходит 17 ноября. Режиссёры: Жан-Пьер и Люк Дарденн. В ролях: Пабло Шильс, Жоэли Мбунду, Альбан Укай и другие.
26 лет назад в истории европейского кино произошла революция – в Каннах показали «Обещание» тогда ещё совсем не известных братьев-бельгийцев Люка и Жан-Пьера Дарденн. Полудокументальный подход, живая экспрессия непрофессиональных актёров, небрежная, но отточенная режиссура и самое главное – злободневный сюжет с не решаемой социальной дилеммой в основе всей драматургии. Ещё удивительнее оказалось то, что «Обещание» стало лишь началом впечатляющего творческого пути режиссёрского дуэта, резонансно показывающих свои фильмы на фестивалях по сей день.
Если не считать два ранних и благополучных забытых фильма, а также предыдущий – «Молодого Ахмеда», можно запросто сделать вывод, что у Дарденнов попросту нет плохих работ. Хотя с 2016-го всё же начали вкрадываться подозрения, что режиссёры потихоньку выдохлись (перед неудачным «Ахмедом» была ещё неубедительный откос в сторону триллера в драме «Неизвестная»), однако «Тори и Локита», фильм-лауреат 75-го Каннского кинофестиваля, заставит зрителя вновь поверить в талант мастеров современного авторского кино. Правда, ему стоит приготовиться: таких братьев Дарденн никто ещё не видел.
Тема нелёгкой судьбы иммигрантов в современной Бельгии всегда интересовала режиссёров: в «Обещании» она раскрывалась от лица циничных бельгийцев, затем в «Молчании Лорны» главной героиней уже стала эмигрантка из восточной Европы, теперь в фокусе – африканские беженцы, притворяющиеся братом и сестрой, чтобы получить вид на жительство. Десятилетнему Тори (Пабло Шильс, выразительный не-актёр) документы уже выдали, а 17-летней Локите (Жоэли Мбунду, тоже непрофессионал) пока нет – в мигрантской службе неуверенны в их родстве.
А без бумажки, ты букашка, особенно если ты африканский беженец без собственного жилья. Пока они готовятся к очередному походу за ВНЖ, Тори и Локита зарабатывают, как могут: где-то легально, выступая с песнями на банкетах, где-то не очень, торгуя наркотиками для барыги, заправляющим тем же самым рестораном, где по вечерам поют брат с сестрой. Им постоянно приходится проходить через унижения и предвзятое, нечеловечное отношение к себе, оказываясь буквально в позиции рабов – и это-то в современной европейской стране с высокими демократическими (а на самом деле капиталистическими) ценностями!
В этой истории нет безопасных островков, где героям можно будет остановиться и чуток перевести дух. На улицах возможна в любой момент облава, у приюта, где они ночуют, их шантажируют местные бандиты, когда-то организовавшие Тори и Локите переезд, а теперь требующие за эту услугу приличную сумму денег. Наши герои беззащитны и никому не нужны, у них есть только они сами, поэтому каждый из них крепко держится за плечо другого: Тори помогает Локите справиться с её паническими атаками, а Локита читает ему на ночь, чтобы тот мог спокойно уснуть. Кажется, их искренняя и светлая вера в положительный конечный исход и в то, что они в конце концов заживут как люди, единственный источник света в мире, где царят полный мрак, бесчеловечье, расизм и потребительское отношение к людям.
Раньше у Дарденнов всегда оставалось место для эмоционального катарсиса, неожиданным образом настигающего их противоречивых, часто жестоких, бунтующих, неприятных персонажей под конец фильма. Этот катарсис действовал одинаково мощно как на героев, так и на зрителей, поскольку в нём всегда присутствовал маленький проблеск надежды на будущее… а здесь такого нет и в помине. Новые братья Дарденн то ли окончательно отчаялись, то ли пришли в ярость оттого, что уже нет никаких сил терпеть и бороться с отсутствием эмпатии в современном мире у людей, предпочитающих скорее идти на поводу у собственных инстинктов, нежели исходить из благих намерений. Финал «Тори и Локиты» бьёт наотмашь своей жестокой реалистичностью, а если даже одни из главных гуманистов от мира кино потеряли надежду отыскать среди людей человека, то в этом, без всяких сомнений, вина только наша – большая и коллективная.
Вадим Богданов, InterMedia
Фильм «Хорошие девочки» с Варварой Феофановой и Ксенией Лукьянчиковой покажет ТВ-3
Телевизионная премьера фильма «Хорошие девочки» состоится на ТВ-3 8 декабря 2024 года. Главные роли в триллере режиссера Александра Сукачева исполнили Варвара Феофанова, Ксения Лукьянчикова, Антон Феоктистов, Юрий Анпилогов, Александра Щичко, Светлана Потанина, Анна Головнева и другие.
У Марии (Феофанова) пропадает дочь - семилетняя Соня (Головнева). Героиня испытывает сильнейший стресс, находя поддержку в лице родных. Но со временем Марии начинает казаться, что члены ее семьи вовсе не горят желанием отыскать девочку. Муж и вовсе уезжает в командировку, приглашая в дом бывшую жену (Лукьянчикова) - чтобы та присмотрела за Марией. Оставшись один на один со своим горем, героиня начинает подозревать, что ребенок исчез по вине ее же близких.
Эфир в 19.10.
Французскую комедию «Не буди во мне киллера» с Ванессой Паради покажет СТС
Российская телевизионная премьера фильма «Не буди во мне киллера» состоится на СТС 7 декабря 2024 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в черной комедии режиссера Сесилии Руа исполнили Франсуа Дамиенс, Ванесса Паради, Уилльям Лебхил, Лора Фельпен, Брюно Подалидес, Алисия Хава, Люсиль де ла Морена, Жантиль Каме и другие.
По сюжету, беспощадный киллер Макс (Дамиенс) во время одного из заданий внезапно теряет сознание. И теперь его мутит от одного вида крови. Рабочий график, расписанный на год вперед, летит ко всем чертям. Босс и жена Марианна (Паради) в ярости — мужчина должен зарабатывать. На помощь внезапно приходят его новые соседи Карим (Лебхил) и Стефани (Фельпен): им в колл-центр как раз требуются добрые и отзывчивые люди, способные уломать любого клиента. Но на след главного героя выходят его бывшие заказчики с намерением его убить, и он решает действовать на опережение…
В российский прокат «Не буди во мне киллера» вышел в июне 2023 года.
Эфир в 23.00.
В Москве представили первое российское нейро-анимационное фэнтези
Московская премьера анимационного фэнтези «Маленькие ночные серенады. В соавторстве с искусственным интеллектом» с аншлагом прошла в музее-театре «Булгаковский дом». Этот проект соединил эстетику Серебряного века с передовыми возможностями искусственного интеллекта. Зрители увидели четыре музыкально-поэтические притчи, созданные на стыке классического искусства и современных технологий.
- Когда-то русские сезоны Дягилева перевернули представление о возможностях синтеза искусств. Сегодня мы создаем новый синтез – между великим наследием Серебряного века и новейшими технологиями, между талантом людей и искусственным интеллектом, – рассказывает автор и режиссер проекта Светлана Астрецова.
Каждая часть фильма исследует определенную грань искусства через призму творчества одного из художников - модернистов. Работы Леона Бакста, Александра Бенуа, Константина Сомова и Обри Бердслея обрели новую жизнь благодаря нейросетям, а поэзия Николая Гумилева, Игоря Северянина, Афанасия Фета и Жана Кокто придала уникальное звучание каждой истории.
Для создания визуального ряда команда разработала собственный технологический подход.
- Современные нейросети дают потрясающие результаты, но им пока сложно создавать последовательное движение. Поэтому мы разработали гибридный метод, соединяющий искусственный интеллект с классической анимацией, – объясняет технологический визионер проекта Фрэнк Шихалиев. – За два года работы технологии прошли путь, сравнимый с развитием компьютерной графики за последние 20 лет. И особенно ценно, что именно российская команда создает такие инновационные решения.
- Мы не просто следуем мировым трендам – мы создаем новое направление в анимации, соединяя богатейшие традиции отечественного искусства с передовыми технологиями. Это доказывает, что российская школа анимации по-прежнему остается одной из сильнейших в мире, – говорит AI-эксперт проекта Лия Уварова.
- В работе над фильмом мы столкнулись с удивительным парадоксом – чем больше мы тренировали нейросети, чтобы научить их работать в стилистике великих художников, тем оригинальнее становился результат. Как будто сам дух русского авангарда, его стремление к новаторству обрел новую жизнь благодаря возможностям искусственного интеллекта, – отмечает Светлана Астрецова.
«ИнтерМедиа» напоминает, что проект уже получил международное признание, став участником параллельной программы Венецианского кинофестиваля Next Step,Fellini Film Festival, First-Time Filmmaker Lift-Off Sessions. Российские фестивали «Свидание с Россией», «Крылатый барс», «Zilant» также отметили уникальность подхода создателей.
- Наш фильм – это своего рода квантовый туннель между эпохами, попытка представить, как бы творили великие русские художники, окажись они в мире современных технологий. И судя по реакции зрителей, этот эксперимент оказался успешным, – подводит итог Лия Уварова.
В ближайшее время создатели планируют серию показов проекта в России и за рубежом и интернет-релиз, а также работу над новыми экспериментом на стыке искусства и технологий – анимационным фильмом по мотивам сказок Оскара Уайльда.