Обзор: «Начало карьеры, долгий путь к дебютному альбому и конфликт с Валовым / Лигалайз // Легенда»
![кадр из программы](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/375295.jpg)
2022, RTVI
Оценка: 7 из 10.
Вечный вопрос о названии программы RTVI: можно ли 45-летнего рэпера Андрея «Лигалайза» Меньшикова назвать «легендой»? В рамках хип-хоп-жанра – пожалуй, да, а любителям другой музыки этот выпуск вряд ли покажется захватывающим.
Впрочем, история русского хип-хопа сама по себе довольно любопытна, а биография Лигалайза очень наглядно иллюстрирует главные вехи жанра. Выпуск получился не столько об Андрее, сколько о том, как маргинальный музыкальный стиль, у которого на всю Москву была пара сотен поклонников, превратился в самый популярных саундтрек эпохи. Рассказ Лигалайза о начале карьеры примечателен прежде всего тем, что от понятия «карьера» эти его первые рэперские опыты были бесконечно далеки. Полтора десятка энтузиастов в широких штанах, D.O.B. Community с речитативом на английском, обмен любимой музыкой на кассетах – ну ничто не предвещало московской и российской рэп-культуре расцвета. Участники комьюнити даже ходить везде старались кучкой – поодиночке было опасно, реально было получить люлей от представителей более многочисленных субкультур.
А затем (примерно на стыке веков) Лигалайз стал свидетелем и активным участником внедрения рэпа в шоу-бизнес. Он писал коммерческие рэп-хиты для своих проектов и для Децла, а российские подростки оказались весьма благодарными потребителями этой, казалось бы, чуждой музыки. Основная прибыль от успешных песен Лигалайза досталась Александру Толмацкому и Владу Валову, поскольку те умели правильно заключать контракты. Андрей постепенно тоже научился, в то же время он сохранил честное, романтичное отношение к делу своей жизни. Поняв, что работа над коммерческим рэпом становится предсказуемой и шаблонной, Лигалайз ушёл из «Bad B. Альянс» и вообще уехал из страны. Почему в Чехию? В Праге его отец преподавал в университете, и Андрей поехал к нему. Там Лигалайз создал новый хип-хоп-проект, а через два года вернулся в Россию – уже в качестве сольного артиста.
Рассказывая о погибших от наркотиков друзьях, Андрей рассказал, что сам никогда не пробовал тяжёлые наркотики – по его мнению, его уберегли от этого воспитание и спортивное прошлое (он серьёзно занимался карате). На непростую тему патриотизма Лигалайз в выпуске рассуждает очень здраво: называя себя «патриотом своего места», он упоминает русскоязычность своих слушателей и перечисляет исторические факторы, из которых складываются и его тексты, и менталитет аудитории. В основе национального характера - коктейль из ига, крепостного права, революции, войны, репрессий, развала Союза: «Только россиянин, переживший такую же историю, как я, может по-настоящему понять, что я хочу сказать в песнях. Здесь мой слушатель, мой аквариум. Пусть и с мутной водой иногда, но такой родной».
Алексей Мажаев, InterMedia
Рецензия на альбом «II» группы Rasputniki: От стоунера до кантри
![обложка альбома](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393152.jpeg)
2025, SPRL.
Короли алма-атинского гитарного андеграунда, группа Rasputniki, представили новый альбом «II», который объединил стоунер, гаражный рок, кантри, танцевальную электронику и элементы казахской культуры.
«II» – альбом, в котором фирменное музыкальное хулиганство группы расцветает со всей силой, а еще это саундтрек к тревожному и свободному времени, в котором мы живем. Это истории о любви и страсти, странствиях и кризисах, поражениях и победах, рассказанные языком, который не стесняется просторечий и оригинальных находок.
Новый альбом – это проявление группы Rasputniki в самой цельной и многогранной форме. Он собран из сплошных противоречий: грязный и красивый, первобытный и современный, свободный и точно выверенный.
«Охота» – пост-панк, утяжелённый фолковыми мотивами. Рывок назад в первобытные времена: копья, охотники, звенящие струны и гул барабанов, задающий ритуальный ритм.
«Монарх» – размашистый поп-стоунер. История о летящем в пропасть друге-монархе и горячечных блужданиях между реальностью и наваждением.
«Вино» – перкуссионный трек с эффектом нарастающего опьянения. Сначала – элементы праязыка и глоссолалии, затем – массивная стоунер-кульминация с вокальными прыжками.
«Распутница» – мрачный, полусинтетический трек, который балансирует между медитативным фолковым битом и неожиданным драм-н-бейсом.
«Секс и бадминтон (Acoustic live at Vatican bar Almaty)» – самый «внезапный» трек альбома. Почти академическое звучание: кларнет, виолончель, пианино, баритон-гитара, грязноватый звук, напоминающий треск восьмимиллиметровой плёнки и неожиданная сентиментальность.
«Проклята» – шершавый фанковый ритм и фолковый вокал, который трансформируется в электронный бит с кантри-гитарой и воющими синтами. История про инквизицию, но на языке будущего.
«Жаркий день» – хоррор в мажоре, саундтрек к летнему солнцепёку, который постепенно превращается в попсовую мелодию, а затем – в кричащий фолк-рейв. Отголоски Nine Inch Nails на фоне степных напевов.
«Честно по честному» – задорное камлание, подводящее к энергичному жертвоприношению. Пониженный строй, внезапные электронные арпеджио и вскрики в духе Канье.
«Нелюбовь» – зернистое кантри, которое утопает в мягком фальцете, а потом резко превращается в грубый фанк с народными интонациями.
«Семиреченская плясовая» – почти казачье многоголосье, которое становится пост-панком, а затем срывается в полный рейв.
«Дождь на веранде» – безударная гитарная история, напоминающая Фрушанте, с плотным басом и ощущением, что улица после дождя – настоящее очарование.
В поддержку альбома Rasputniki проведут концерты в городах Казахстана, а также 15 марта 2025 года в Москве.
Информация по концерту: https://moscow.qtickets.events/150953-rasputniki
«Крематорий» и «СерьГа» выступят на фестивале «Старая школа»
![Екатерина Чичеткина/InterMedia](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393147.jpg)
Фестиваль «Старая школа» состоится в клубе Base 27 апреля 2025 года. Хедлайнерами мероприятия станут группы «Крематорий» и «СерьГа». Также на фестивале сыграют команды «Бez Б», «Группа Ё», «Донэра» и Casual.
- Это музыкальное событие приглашает всех поклонников старого доброго звучания рока и живой музыки насладиться выступлениями культовых исполнителей, - сообщили организаторы фестиваля.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Мари Краймбрери раскроет на стадионном концерте, «Кто такая Мэри»
![Илья Золкин](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393144.jpg)
Мари Краймбрери даст концерт на стадионе «ВТБ Арена» в Москве 18 октября 2025 года. Певица готовит разнообразную программу из хитов, премьер и редкостей.
- В «ВТБ Арене» на первом стадионном шоу «Имя Собственное» я собрала 15 000 человек и до сих пор через отметки я пересматриваю ваши публикации в социальных сетях, - написала на своих ресурсах Мари Краймбрери. - Ностальгия - это круто, но… Этой осенью мы с вами увидимся вновь на новом стадионном шоу «Кто такая Мэри?»: 18 октября - Москва, «ВТБ Арена» 25 октября- Санкт-Петербург, «Ледовый дворец».
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера песни Мари Краймбрери «Всё на своих местах» состоялась 7 февраля 2025 года.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.