Рецензия на фильм «Странный Эл»: пародия на байопик

Оценка: 8 из 10.
Цифровой релиз фильма «Странный Эл» (Weird: The Al Yankovic Story) состоялся в ноябре 2022 года. Режиссёр: Эрик Аппель. В ролях: Дэниэл Рэдклифф, Дидрих Бадер, Рэйн Уилсон, Эван Рэйчел Вуд, Тоби Хасс, Джулианна Николсон и др.
Эл «Weird» Янкович сделал слово «странный» частью своего сценического псевдонима, и тут уж ни убавить ни прибавить. Он известен своими пародиями на американские хиты: «Like a Virgin» Мадонны он превратил в «Like a Surgeon, «Gangsta’s Paradise» Кулио – в «Amish Paradise», а «Beat It» и «Bad» Майкла Джексона – в «Eat It» и «Fat» соответственно. Кроме того, он известен эксцентричными собственными песнями, а также любовью к аккордеону и польке. В России Янкович почти не известен: показательно, что авторы статьи про него в русскоязычной Википедии осилили раздел «Детство», но оставили пустым раздел «Карьера». Надеюсь, что тот, кто решит заполнить эти лакуны, не станет руководствоваться сведениями из фильма «Странный Эл».
Картина начинается как классический музыкальный байопик, до тошноты комплиментарный по отношению к герою. Юный Эл (Альфи, Альфред) любит переделывать слова в классических песнях, но его пристрастие к музыке доводит до бешенства отца, который еще более суров, чем папа Элтона Джона в «Рокетмене». Закончив школу и начав самостоятельную жизнь в маленькой квартирке ещё с тремя придурками, Альфи записывает песню, которая попадает на радио, и начинает давать выступления. Всё по-прежнему очень стандартно и вымазано розовыми соплями, но зрителя должны насторожить несколько эпизодов: жестокая расправа отца Эла с продавцом аккордеонов, безумный разговор в студии звукозаписи и то, что соседи-придурки внезапно оказались готовым аккомпанирующим составом.
Странный Эл Янкович принимал деятельное участие в съёмках своего «байопика». Режиссёрское кресло занял Эрик Аппель, вместе с которым герой сочинил сценарий, а заглавную роль сыграл Дэниэл Рэдклифф, который после Гарри Поттера выбирает для себя наиболее дикие кинопроекты. «Странный Эл» перестаёт маскироваться под байопик со сцены вечеринки, в которой вы радостно узнаете Сальвадора Дали, Энди Уорхолла, Элиса Купера, Фрэнка Заппу и прочих знаменитостей, включая басиста Queen Джона Дикона, единственного из «квинов» не любившего вечеринки. После этого действие идёт вразнос, хотя врут сценаристы очень убедительно. В бешеный успех Эла, роман с Мадонной и Майкла Джексона, спародировавшего песню Янковича, очень сложно не поверить, даже точно зная реальные факты биографии «Странного», но похищение Мадонны и смертельная битва с членами наркокартеля Пабло Эскобара становятся последними гвоздями в гроб типичного байопика. Тут надо просто расслабиться и получать удовольствие от пародий на боевики про наркомафию, фильм «Doors» и бог знает на что ещё. Певица Мадонна, кстати (не сочтите за спойлер), после смерти Эскобара, убитого Янковичем, возглавляет его картель и подсылает наёмного убийцу к самому Элу, который, согласно фильму, погибает в 27 лет. Погибает, но не сдаётся… но это уже точно будет спойлером. Главное – не выключайте картину раньше времени: вас ждёт ещё короткая, но убийственная сцена после титров, и финальная русскоязычная песня с двумя ложными финалами, в которой герой в самых идиотских выражениях уверяет, что всё показанное – чистая правда. Кроме одной сцены.
Алексей Мажаев, InterMedia