Обзор книжных новинок от Алекса Громова
Мысли великих, тайные пружины событий, сокровища народной памяти и взгляд в будущее– в культурном обзоре Алекса Громова.
Карина Сарсенова. 39 попугаев
В наши дни попугай часто предстает в комичном образе, но так было не всегда. В классической европейской живописи эта красивая птица являлась символом мудрости – за свою способность подражать человеческой речи. Более того, считалось, что попугай способен видеть и слышать недоступное людскому восприятию, и порой может предупреждать об опасности, исходящей не только от недругов, но и от собственных дурных помыслов. В этой книге известного психолога и музыкального продюсера собраны 39 коротких притч, посвященных и вечным проблемам человеческого существования, и актуальным вопросам нашего времени.Много внимания уделено человеческим отношениям, в которых так часто не хватает искренних чувств и осознанного поведения. И вообще, как иронически замечает автор, любовь может пройти, зато «кредитов вечна власть». На страницах книги переплетаются сатирические зарисовки, добрый юмор и философские размышления. Текст дополнен выразительными графическими иллюстрациями.
Ишрак №10
Этот том — последний выпуск альманаха «Ишрак («Озарение»),на протяжении двенадцати лет собиравшего под одной обложкой статьи ведущих российских и зарубежных специалистов в области классической философии Востока. Основная часть книги отведена под изучение философского наследия великого ал-Фараби. Этот учёный, живший в IX-X веках, родился в Хорасане на территории современного Ирана. Он прославился своими комментариями к трудам античных мыслителей – Аристотеля и Платона. Эти произведения принесли ал-Фараби почетное прозвание «Второй учитель». «Первым учителем» на средневековом Востоке традиционно именовали самого Аристотеля. Впоследствии наследие ал-Фараби оказало значительное влияние на формирование философских концепций не только на Востоке, но и в Европе. Именно ал-Фараби принадлежит теория «добродетельного города», а также учение о неразрывной связи человека и социума. Также в книге рассматриваются проблемы взаимодействия человека и природы, роль философского знания в преодолении противоречий современного мира, а также важность единого интеллектуального пространства.
Владимир Торин. Прощание с Гипербореей
Роман со множеством смысловых пластов, в которых древность переплетается с современностью. А зримая и осязаемая повседневность– с мифологическим пространством, которое ничуть не менее реально, чем пирамиды Египта и многоэтажные дома на Тверской. Если вы попали в механизмы многослойного бытия, то держитесь! Ведь бытие - это вовсе не простая жизнь от получки до получки, и за, казалось бы, обычными событиями стоят совсем другие причины…«На самом деле время всегда течёт нелинейно. Каждая секунда проигрывается в миллионах вариантов, и эти миллионы вариантов ежесекундно раскручиваются в триллионы сценариев.И вдобавок все эти сценарии происходят одновременно, параллельно и непрерывно».С тех давних пор, как мир был иным и правили в нём иные, изменились формы и символы, сохранив древнюю мощь под новыми эмблемами и актуальными лозунгами.Только любовь остается неизменной во все времена, хотя прекрасная дама может быть и царицей древней державы, и юной художницей наших дней. А один из жителей таинственной Гипербореи оказывается способным устать даже от всемогущества и вечности…
Ольга Прокофьева. Мир забытых вещей
Времена меняются, и порой вместе с ними уходят предметы, еще недавно популярные и привычные. Новое издание книги, посвященной атрибутам былых эпох, помогает нам представить, какие интересные штуковины были в обиходе у предков. В красочнойкниге есть разделы, посвященные аксессуарам и украшениям, посуде и предметам сервировки стола, предметам гардероба и гигиены, интерьера.Онисвидетельствуют не только о причудах моды, но о путешествиях и открытиях. Например, чайница появилась, когда был открыт путь в Китай, откуда стали привозить и сам чай, и богато украшенные фарфоровые хранилища для него. Оттуда же пришли в Европу маленькие изящные клетки для сверчков – издаваемые этим насекомым звуки считались приятным пением даже при дворе китайских императоров династии Цин. А роль современной аромалампы в XVI-XVII веках выполнялзолотой или серебряный помандер,по форме напоминавшийажурное яблоко. В негопомещались благовония – амбра, мускус, цветочные масла.
Кази Ахмад Куми. Трактат о каллиграфах и художниках
Этот классический трактат автор-классик посвятил навыкам, необходимым для создания рукописей. Во времена Кумине только поэмы, но и научные трудывыписывали изящным почерком и украшали яркими миниатюрами. Автор повествует о разных видах персидского каллиграфического почерка и об особо преуспевших в них мастерах: «Маулана Мир-‘Али происходил из семьи высокочтимых саййидов стольного города Харата. На ристалище пера он похитил у всех мяч первенства и превосходства…». В книге уделено внимание и художникам, проиллюстрировавшим изящные рукописи всемирно знаменитыми ныне персидскими миниатюрами: «Мир Мусаввир. Он родом из Бадахшана. Писал портреты, работал безукоризненно и создавал их исключительно изящно и прелестно. Когда государь Хумайун прибыл в Персидский Ирак, он почтительно заметил шаху Тахмаспу: «Если владыка всей земли отдаст мне Мира Мусаввира, то я в качестве отступного пришлю из Хиндустана тысячу туманов». Куми рассказывает также о мастерах переплетного дела и об искусстве правильно очинить калам - тростниковое перо.
Евгений Яблоков. Москва Булгакова
Михаил Булгаков не был уроженцем Москвы, однако стал одним из самых «московских» писателей. Образы Москвы 1920-х — 1930-х годов воплотились в его художественных и публицистических произведениях, дневниках и письмах. На страницах этой книги, вышедшей в серии «Московская библиотека», показано, как Булгаков видел Москву раннего советского периода. Атмосфера столицы СССР запечатлена во множестве цитат из художественных и публицистических произведений Булгакова.«Город, увиденный глазами Булгакова и запечатленный его пером, — вечная трагикомедия, где высокое неотделимо от низменного». Кроме того, в книге описаны непростые отношения Булгакова с московскими театрами, подробности писательского быта 1930-х годов. Даны фрагменты из воспоминаний современников Булгакова и различные литературные предания, связанные с ним и его творчеством. Книга проиллюстрирована фотографиями Москвы того времени, репродукциями всевозможных советских плакатов, образцами тогдашней рекламы.
Елена Степанян. Судьба грамотея
Сборник произведений драматурга, поэта и прозаика демонстрирует разные грани творчества автора. Историкосоциальный памфлет «Судьба грамотея» повествует о некоем болотном чудище – трехголовом змее, который очень хотел перебраться в столицу и превратиться в человека. Разумеется, для того, чтобы захватить побольше власти и богатства. Началась эта история еще во времена Ивана Калиты, и поначалу казалось, что змея, затаившегося в темном углу царского двора никто не заметит. Но ведь нашелся грамотей, который за свою внимательность от змеиных зубов погиб. Однако и у змея затея не удавалась, хоть и столица уже давно была в Петербурге. Но начались революционные потрясения, тут змей и подсуетился с превращением.«Надел он пиджак, упихал под негобоковые головы поменьше, а среднюю, большую и красивую, гордо поднял и помчался в Москву…». В книгу также включены документальный рассказ-воспоминание «Елизавета Сергеевна, человек Божий», эссе «О Михаиле Булгакове и „собачьем сердце“»,а также стихи и беседы с автором.
Мария Видясова. Ливия. Куда идет страна 140 племен?
Известный специалист по странам Магриба посвятил свою очередную книгу истории Ливии — начиная с глубокой древности до наших дней. Эта страна традиционно делится натри историко-географические области: Киренаика, Триполитания и Феццан. Известны они с незапамятных времен. К примеру, история Феццанатесно связана с загадочным царствомГарамантов, возникшим сразу после Троянской войны. «После Пунических войн и падения Карфагена (146 г.до н.э.) Триполитания становится частью Римской республики,затем Римской империи. Расцвет Лептис-Магны пришелся на первые три века н.э., особенно на времяправленияуроженца этого города, императора СептимияСевера». Само название «Ливия», как и близкие к современным границы этой страны, появились в эпоху колониального раздела Африки. До сих пор в Ливии даже городские сообщества сохраняют племенноеустройство, начало которого относится к XI веку, когда на пространстве от Западной Сахары до Центральной Азии происходили массовые миграции кочевых народов.
Герберт Уэллс. Волшебная лавка
Это произведение знаменитого фантаста было написано более ста лет назад, но продолжает оставаться одним из самых любимых у читателей. Новое издание украшено яркими иллюстрациями, которые органично дополняют ставшую уже классической историю. Некий вполне солидный человек жил размеренной жизнью, и только одно его смущало – время от времени он видел среди прочих торговых заведений лавочку, где на витрине красовались всякие удивительные, можно даже, сказать волшебные вещи. Но ни разу не удалось туда зайти. До тех пор, пока его маленький сын не потянул папу прямо к двери этой удивительной лавки. Да, внутри не только продавались приспособления для фокусов, а хозяин демонстрировал трюки, но там происходили самые настоящие чудеса. Папа так и не понял, как в итоге он покинул лавку, но ребенок оказался рядом с кучей пакетов. Купленные – непонятно, в какой момент, - солдатики выглядели обычными. И котенок оказался нормальным, шустрым и прожорливым. Вот только сын без тени сомнений утверждал, что солдатики оживают, когда он начинает игру.
Масуме Абад. Я жива
Эта книга – рассказ о том, что автору довелось пережить во время ирано-иракской войны. МасумеАбад родилась и выросла в городе Абадан, расположенном недалеко от границы с Ираком. В начале войны этот центр иранской нефтяной промышленности оказался одной из главных целей войск Саддама Хуссейна. Масуме служила тогда медсестрой — работала в госпитале, помогая раненым. Но после внезапного прорыва противника, она вместе с другими медиками и ранеными оказалась в плену, где провела четыре года. В книге она подробно и эмоционально описывает, как подруги по несчастью поддерживали друг друга, делясь счастливыми воспоминаниями о детстве и мирной жизни: «Через день моя мать пекла хлеб. Она была большой умелицей. По утрам я просыпалась от аромата домашнего свежеиспеченного хлеба, древесных поленьев и хлебной печи». Неожиданно для самой себя оказавшись на свободе, Масуме не сразу смогла поверить, что плен остался в прошлом. Впоследствии она получила образование и стала известным врачом. В книге она пишет о важности памяти и о том, как «отпустить» пережитое.
Дмитрий Щедровицкий. Откуда исходит время?
Книга известного современного мыслителя посвящена анализу того, как воспринималось время в древних культурах, как это отражено в библейских текстах и чем это традиционное восприятие отличается от отношения к ходу времени современного человечества. Отличие носит принципиальный характер – в рамках библейской концепции время движется из будущего в прошлое. А сам человек «представляется повернутым лицом к прошлому и как бы рассматривающим егоподробности». То есть, за спиной у человека и всего человечества оказывается не прошлое, которое известно благодаря воспоминаниям и доступно для осмысления, а неведомое будущее. Оно накатывает внезапно и только немногочисленным людям, наделенным пророческим даром бывает доступен взгляд «за спину», то есть в грядущую неизвестность. Также автор рассматривает вопрос, кто всё же движется по оси между прошлым и будущим – или будущим и прошлым – человек сквозь время или время вокруг человека, и как именно это возможно представить и понять.
Марина Бабанская. Истории северного неба. Сказки народов Сибири и Дальнего Востока о созвездиях
Звездное небо привлекало людей во все времена, недаром о нем сложено столько преданий. В этой книге представлены собранные и обработанные автором сказания народов Сибири и Дальнего Востока, от эвенков до бурятов и алтайцев.Среди этих историй –хакасская легенда о семи ледяных девах, грустная сказка о дочери Луны, и рассказ о том, откуда взялась на небе звезда Кокетея, известная нам под названием Сириус. Одна из сказок носит название «Похитители Солнца» и описывает приключения лося и лосихи, которые решили взобраться на самую высокую гору в округе, а потом смогли перебраться на Млечный путь и пройти по нему. А в другом сюжете одинокий охотник привлек внимание владычицы злых духов, решившей его похитить. На помощь человеку поспешило Солнце, сумевшее вырвать его из когтей злодейки. Однако он утратил способность радоваться. Тогда Солнце отправило его на другой конец неба, где охотник превратился в месяц, озаряющий землю бледным сиянием.
Анри Корбен. Световой человек в иранском суфизме
Эта книга – фундаментальное научное исследование, принадлежащее перу одного из лучших в мире специалистов по иранской мистической традиции. Анри Корбен впервые приехал в Иран осенью 1945 года. А уже спустя год он добился создания Франко-иранского института, в котором возглавил отдел иранистики. В дальнейшем французский ученый каждый год по несколько месяцев жил и работал в Тегеране. Он опубликовал около двадцати переводов классических текстов и исследовательских работ. Книга «Световой человек…» посвящена теме духовного двойника, существующего у всякого человека. «Совершенная Природа может явиться собственной персоной лишь тому, чья природа совершенна, то есть световому человеку…». Согласно рассматриваемому Корбеном философскому учению, этот двойник являет собой частицу небесного света, которая присуща каждой душе. Именно она, стремясь соединиться со «Всеобщим Светом», побуждает человека погружаться в помыслы о высоком и стремиться к небесному идеалу.
Садр ад-Дин ал-Кунави. Ключ к сокрытому
Автор этого классического трактата жил в XIII веке. Он родился в Анатолии — азиатской части современной Турции — и происходил из знатного рода. После ранней кончины отца ал-Кунавистал учеником и приемным сыном прославленного мистика Ибн Араби. Он участвовал в собраниях в доме своего учителя, на которых читались и обсуждались его произведения. Впоследствии ал-Кунави во многом развил философское учение наставника, став одним из знаменитых мыслителей своего времени.Трактат «Ключ к сокрытому» посвящен анализу свойств Совершенного человека, человеческих знания и речи. По мнению ал-Кунави, знание и владеющих им людей можно рассматривать как некий аналог человеческой речи. Соответственно, люди в этой философской метафоре знания исполняют роль букв или целых слов: «Если рассматривать знаемых только с точки зрения их запечатления в знающем, то они суть непроявленные буквы…».
Ирина Дружаева. Хозяйка Спасского озера. Заволжские сказки
Лесное Заволжье – обширный живописный край, который простираетсявдоль великой реки Волги от Нижнего Новгорода до Костромской области и Республики Марий Эл. Испокон веков здесь живут представители разных народов, чьи сказки собраны в этой красочной книге. Автору довелось слышать их еще в детстве - в деревне от своей бабушки, ее соседок и подруг. Захватывающие истории повествуют о трудолюбии, дружбе, зависти, добре и зле. Название книге дано в честь истории о бедном парнишке Акимке из Городца, который жил в так называемой нижней части этого древнего города, прямо у самой воды. На жизнь зарабатывал тем, что ловил рыбу. Но не удавалось ему познакомиться с какой-нибудь девушкой. Акимка был некрасив, и все его отвергали. Но однажды весной поднявшаяся вода затопила его избушку, а он даже обрадовался – рыбу можно было ловить буквально на крыльце, руками, так много ее было. И вдруг Акимка увидел среди щук огромную рыбину, которую принял за осетра. А это оказалась русалка, властительница большого озера.
Умерла икона 1960-х Марианна Фэйтфул
Британская певица и актриса Марианна Фэйтфул скончалась 30 января 2025 года в Лондоне в возрасте 78 лет. О ее смерти, без уточнения причины, сообщил BBC пресс-секретарь покойной.
- С глубокой грустью мы сообщаем о смерти певицы, автора песен и актрисы Марианны Фэйтфул, — говорится в заявлении. - Марианна мирно скончалась сегодня в Лондоне в окружении своей любящей семьи. Ее будет очень не хватать.
Марианна Эвелин Габриэль Фэйтфул родилась 29 декабря 1946 года в Лондоне. В начале 1960-х исполняла фолк-музыку в кофейнях, но начала свою более профессиональную карьеру в 1964 году после посещения вечеринки Rolling Stones, где на неё обратил внимание Эндрю Луг Олдхэм. Её дебютный альбом, выпущенный в 1965 году одновременно в Великобритании и США под разными названиями сразу сделал ее одним из символов музыкального «британского вторжения».
С 1966 по 1970 год Фэйтфул находилась в романтических отношениях с Миком Джаггером, что активно обсуждалось в прессе. Её популярность ещё сильнее возросла благодаря ролям в кино, таким как «Я никогда не забуду это имя», «Анна», «Девушка на мотоцикле», «Гамлет» и др. Однако в 1970-х годах популярность Марианны была омрачена проблемами со здоровьем и материальным положением: она страдала анорексией, потеряла жильё и стала героиновой наркоманкой. Вследствие этих проблем, а также перенесенного ларингита, у Марианны изменился голос, став более хриплым, что слышно уже на альбоме 1979 года «Broken English». Всю жизнь после бурных 1970-х ее преследовали различные проблемы со здоровьем.
Всего Фэйтфул выпустила более 20 альбомов, последний их которых «She Walks In Beauty» вышел в 2021 году, снялась почти в 40 фильмах, в числе которых «Призрачная история», «Поворот винта», «Мария Антуанетта», «Ирина Палм сделает ЭТО лучше», "Лица в толпе", «Влюбленные». Марианна также играла в театре, записывалась с самыми разными артистами.
Марианна Фэйтфул в 1999 году была включена в список «100 величайших женщин рок-н-ролла» телеканала VH1. В 2009 году на церемонии вручения премии Women’s World Awards она получила награду за прижизненные достижения, а правительство Франции в 2011 году присвоило ей звание кавалера Ордена искусств и литературы.
Никита Джигурда попал в список лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины
Министерство культуры Украины внесло Никиту Джигурду в список лиц, создающих угрозу национальной безопасности страны. Соответствующая информация появилась на сайте ведомства.
- Дополнить перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности, включив в него личность Джигурды Никиты Борисовича, гражданина Российской Федерации 1961 года рождения, - говорится в тексте приказа.
Включение уроженца Киева Никиты Джигурды в санкционный список в ведомстве объяснили его неоднократным посещением Донбасса и Запорожской области, проведением концертов для российских военнослужащих и предоставлением им материальной помощи. В 2017 году актер и певец получил паспорт гражданина ДНР.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, в этот же список попали Никита Михалков, Митя Фомин, Надежда Бабкина, Николай Расторгуев и другие российские деятели культуры.
Владимир Мединский объяснил, почему некоторые артисты пропали с афиш в России
Владимир Мединский заявил, что в России не практикуется «культура отмены». При этом помощник президента РФ подчеркнул, что абсолютной свободы слова в нашем государстве в нынешней ситуации быть не может
- В условиях того, что страна ведет специальную военную операцию, добиваться абсолютной свободы слова по каким-то военным вопросам, мне кажется, было бы по меньшей мере странно, - сказал РБК Мединский. – Ее нет и быть не может. Но во всем остальном, я считаю, что мы более свободная страна. У нас больше цензоров внутри нас самих сидит, чем кто-то нас контролирует.
При этом Владимир Мединский не отрицает, что некоторые артисты в России в последние годы пропадают с афиш:
— Да, потому что страна находится в условиях специальной военной операции. И довольно странно было бы, чтобы государство одной рукой, собирая налоги и финансируя армию, другой рукой часть этих налогов тратила на тех, кто официально и публично оплевывает армию и людей на фронте. Какое-то раздвоение было бы в голове. Шизофрения называется. Поэтому нет, они не получают ни госгрантов, ни места на сцене государственных театров, ни финансирования по линии государственной поддержки кино. Это единственно разумная позиция.
Также Мединский признался, что он до сих пор слушает песни Аллы Пугачевой:
— Слушаю. Старые. Она давно ничего не исполняла нового хорошего, по крайней мере. Старые слушаю…Понимаете, Алла Пугачева была голосом своего времени и очень талантливым голосом. Голосом, которым восхищалась страна. Сейчас она, к сожалению, не выступает на сцене, но при этом ее имя иногда используется в совершенно других целях. Я исхожу из того, что люди должны заниматься профессионально тем, что они знают и умеют, чему они учились и в чем они разбираются. Я никогда не возьму на себя смелость объяснять балетмейстеру, как ставить балет, дирижеру — как руководить оркестром или художественному руководителю театра — как правильно постановку организовать. Или прийти на съемочную площадку, начать давать указания режиссеру, как мне кажется с идеологически государственной точки зрения. Не потому, что я скромный, а потому, что я в этом не разбираюсь. Они профессионалы, занимаются этим всю жизнь. Они глубоко в теме. Поэтому не должен я объяснять Цискаридзе, как ножку тянуть, понимаете? Он профессионал. А когда какой-то актер или некий деятель культуры, видимо, искренне подумав, что каждая кухарка может управлять государством, начинает давать советы, как руководить страной, строить экономику, как заниматься политикой, вам не кажется, что это то же самое?
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, в мае 2024 года Владимир Мединский назначен на должность секретаря Совета по культуре и искусству при президенте России.
https://www.rbc.ru/interview/politics/30/01/2025/679881fe9a794702d0aa7539?from=column_1