«Культурную столицу года» будут выбирать не только эксперты, но и жители российских городов
Брифинг, посвященный первому этапу конкурса среди городов России на звание «Культурная столица года», состоялся в ИД «Аргументы и факты» 27 марта 2023 года.
Проект, призванный способствовать культурному и социально-экономическому развитию российских городов, впервые заявил о себе в декабре 2022 года, а прием заявок на официальном сайте стартовал 3 марта 2023 года.
О первых результатах реализации проекта на брифинге рассказали:
- депутат Государственной думы РФ, доктор экономических наук, профессор, председатель оргкомитета конкурса Николай Новичков;
- доцент Высшей школы культурной политики МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук Александр Протасевич;
- народный артист России, пианист, композитор Даниил Крамер;
- директор Департамента комплексного развития территорий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Мария Синичич;
- первый заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты» Марина Мишункина.
Модератором беседы стала бренд-директор ИД «Аргументы и Факты» Елена Мулланурова.
Звание «Культурная столица года» будет присуждаться ежегодно. Город-победитель будет носить его в течение года, следующего за годом проведения конкурса.
По состоянию на конец марта 2023 года в таких городах как Томск, Белгород, Новосибирск, Тула, Вологда и Чебоксары подготовка материалов на конкурс уже началась, по запросу их официальным представителям предоставлены коды доступа в электронную систему подачи заявок. Также более десяти городов официально уведомили Дирекцию конкурса о намерении принять участие в конкурсе, и еще более 15 рассматривают такую возможность. Александр Протасевич отметил, что вместе с городами в процессе активно участвуют администрации субъектов РФ.
- Конкурс стартовал совсем недавно, но на самом деле он имеет большую предысторию. Конкурсы подобного типа успешно проводятся по всему миру, в том числе и в России. Яркий пример – «Культурная столица Поволжья», проводившаяся в начале двухтысячных, во времена деятельности там полномочного представителя Президента РФ в ПФО Сергея Кириенко. Сейчас этот конкурс не проводится, но положительные эффекты от его реализации заметны до сих пор. Попытки вывести «Культурную столицу года» на федеральный уровень предпринимались неоднократно, но только в 2022 году - благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив, это, наконец, стало возможным.
Сейчас мы видим, что каждому российскому городу есть, что предъявить миру. Но чтобы это было замечено и приносило ощутимую пользу жителям, необходимо использовать все возможные ресурсы для развития, в первую очередь – потенциал культуры. Содействие городам в этом - и есть главная цель «Культурной столицы года». Для координации и содействия в проведении конкурса сформирован Оргкомитет, в который входят представители заинтересованных федеральных органов власти, видные деятели культуры и бизнеса.
Николай Новичков отметил, что потенциальному городу-победителю важно показать свою способность грамотно распорядиться званием «Культурная столица года».
- Главное, что получит обладатель статуса - привлечение федерального внимания, - подчеркнул спикер. - Максимальное количество потенциальных конкурсантов – более восьмидесяти, поэтому конкуренция значительная. Важно, чтобы задел, который будет сформирован в этом году, помог мобилизовать административные команды, а городам - реализовывать свои амбиции. Сам процесс подготовки к конкурсу уже преобразует города в лучшую сторону.
Что касается финансовой поддержки города-победителя, то она будет, но я пока не готов озвучить конкретные суммы: работа в этом направлении ведется. Но все-таки хочу напомнить, что конкурс - погоня не за «коврижками», а за мечтой. Важно, что город собирается собой представлять в перспективе, как он распоряжается своим культурным потенциалом.
В своем эмоциональном выступлении Даниил Крамер обратил внимание на роль культуры в гармоничном развитии социума.
- В самый разгар Французский революции, когда войска революционеров штурмовали Париж, одного генерала спросили, понадобится ли подкрепление. Он ответил, что было бы куда действеннее сочинить ещё одну «Марсельезу», - рассказал пианист. - Дело в том, что культура - это и есть цивилизация. Поддерживая одно, мы поддерживаем и другое. Поэтому, когда мне позвонил Александр Протасевич и предложил сотрудничество с «Культурной столицей года», я сразу согласился. Я много гастролирую по России с 1983 года и прекрасно вижу проблемы культуры и образования, с которыми сталкиваются регионы. Не должно быть такого, что человек, находясь у себя на родине, чувствует себя человеком второго сорта, недостойным простейших цивилизационных, культурных благ. Одной из проблем СССР в свое время стали именно дисбалансы в культуре, которые повлекли за собой последствия и для экономики. К слову, в Древней Греции был мудрый подход к культуре даже в военном деле: чтобы быть воином, там надо было не только уверенно махать мечом и носить тяжелые доспехи, но и уметь сочинять стихи, играть на кифаре. Это было обязательное условие - без него генералы не были бы уверены, что воину есть, за что сражаться. Культура напрямую влияет на государственность, поэтому я очень серьезно отношусь к этому вопросу.
Мария Синичич рассказала о роли, которую играет в организации конкурса «Культурная столица года» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
- Министерство с большим удовольствием откликнулось на предложение принять участие в этом проекте, - отметила она. - Его запуск важен именно сейчас, потому что мы живем во времена тектонических сдвигов, когда опережающее развитие становится особенно важным. В заявках обязательно должны учитываться возможности, которые дает государство, и тогда все наши усилия успешно синхронизируются. Победа в конкурсе привлечет внимание государства к городу и обеспечение потребностей города в развитии.
Марина Мишункина рассказала о том, почему издательский дом «Аргументы и факты» решил поддержать конкурс «Культурная столица года»:
- Мы поддерживаем добрые инициативы, и этот конкурс к ним относится, потому что стимулирует не только соперничество, но и развитие регионов. Надо отметить, что в регионах у нас 68 редакций, и мы очень четко ощущаем, что происходит по всей стране, а не только в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе - в сфере культуры, которой посвящен один из шести наших базовых разделов в газете и на сайте. И у «АиФ» многомиллионная и преданная читательская аудитория на протяжении вот уже 45 лет. Поэтому мы хотим предложить на конкурс еще одну номинацию - “Выбор читателей «Аргументов и фактов»”. Надеемся, что это придаст дополнительный стимул соревновательному процессу!
Кроме того, в брифинге приняли участие и рассказали о процессе заполнения заявок на участие в конкурсе «Культурная столица года» представители городов. Среди них - заместитель директора департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска Ирина Соловьева, руководитель Туристского информационного центра Томска Светлана Козуб, начальник отдела культуры администрации городского округа «Город Калининград» Арина Шарафеева и начальник управления культуры и развития туризма города Чебоксары Людмила Маркова. В ходе обсуждения выяснилось, что Калининград может предложить россиянам много интересного как западный форпост России, а Чебоксары подготовили ряд праздничных мероприятий к 555-летию города, которое будет отмечаться в 2024 году.
- Уже сейчас конкурс помог нам скоординировать разные организации и подключить губернаторский блок, - рассказала Светлана Козуб. - Даже если Томск не победит, мы сможем обменяться с с другими городами теми технологиями, которые мы сейчас выработаем.
В завершении брифинга Александр Протасевич прокомментировал часто задаваемый вопрос - почему в конкурсе приглашаются к участию города с населением от 250 тысяч жителей.
- Мы все заинтересованы в том, чтобы конкурс охватывал максимальное количество городов, но вместе с тем нам важно и создать равные возможности для конкурсантов. Например, Москва и Санкт-Петербург в конкурсе участие не принимают, потому что они уже по определению столицы. Аналогичная ситуация и с малыми городами, для которых в будущем надо будет предусмотреть специальный механизм, чтобы сбалансировать силы и возможности. При этом важно отметить, что малые города - административные центры субъектов РФ - уже сейчас могут участвовать в конкурсе без ограничений по числу жителей.
Прием заявок на конкурс «Культурная столица года» завершится в 23:00 15 мая, после чего их оценкой займутся эксперты. Победители будут объявлены в сентябре 2023 года.
Фотографии с брифинга: https://drive.google.com/drive/folders/1w4rGTg6JZ7Wunp62h3qDfUVzjmAVB0mg?usp=share_link
Инициатор конкурса — Фонд развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Генеральный информационный партнер - ИД «Аргументы и факты».
Официальное пресс-агентство — InterMedia.
Дополнительная информация о проекте доступна на официальном сайте.
Светлана Захарова и Вадим Репин представят «Па-де-де на пальцах и для пальцев»
Балерина Светлана Захарова и скрипач Вадим Репин представят обновленную программу «Па-де-де на пальцах и для пальцев» 19 декабря 2024 года в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Программа уже стала хитом на многих сценах мира. Единая драматургическая линия связывает череду скрипичных пьес в исполнении Вадима Репина и хореографических номеров, воплощенных Светланой Захаровой, а также звездами Большого театра – Михаилом Лобухиным, Артемием Беляковым и Денисом Захаровым.
Музыкальная композиция построена на произведениях более 10 композиторов, среди которых Сен-Санс, Чайковский, Бизе, Глазунов, Паганини, Пьяццолла и другие. Московской публике программа впервые была показана на сцене Концертного зала им. Чайковского в 2019 году, став одном из самых ярких событий музыкального сезона.
- Нам всегда хотелось сделать что-то вместе, что-то особенное, - говорит Светлана Захарова. – Сначала мы не понимали, что это может быть, так как у нас абсолютно разный репертуар, но желание сделать совместный проект было сильнее всех сложностей. Так мы составили программу из номеров, в которых скрипка играет важнейшую роль в раскрытии сценического образа. Даже знаменитого «Умирающего лебедя» Сен-Санса, наверное, впервые в истории играла скрипка. Мы подбираем, на наш взгляд, самые яркие и выразительные номера, в которых музыка и движение неразрывно связаны между собой. Это поистине удивительная программа, Вадим часто бывает на моих спектаклях, я бываю на его концертах, я восторгаюсь его искусством он, надеюсь, моим, каждый из нас имеет своих поклонников и почитателей, а в данном проекте мы причастны к одному творческому процессу, и весь спектр эмоций и чувств, которыми мы обмениваемся во время выступления, мы дарим нашему зрителю. В итоге это все превратилось в один из самых мною любимых проектов. Абсолютно бездонное вдохновение и свобода для творчества. Нашу программу мы можем видоизменять и дополнять новыми номерами тогда, когда посчитаем это нужным, тем самым каждый раз вдыхая в проект новую жизнь.
- Я счастлив, что мы смогли найти ту форму выражения наших чувств, которая воплотилась в совместном творчестве, - комментирует Вадим Репин. – Светлана – одна из лучших балерин мира, меня восхищает ее непревзойденная пластика, грациозность и та тонкость, с которой ей подвластно чувственное воплощение образа. Мне кажется, что скрипка – это именно тот инструмент, звучание которого наилучшим образом способно подчеркнуть ее особенности. Звучание скрипки является своеобразным лейтмотивом, воплощением искренности и самых тонких движений души, что придает программе особенную глубину и в которой каждый момент наполнен смыслом. Здесь есть место и искрометному юмору, и творческому поиску, и внутренней драме, и трепетной любви, и мы с радостью делимся с нашей дорогой публикой лучшим, что у нас есть.
«Собачье сердце», Евгения Крегжде и Игорь Верник получили «Звезду Театрала»
Торжественная церемония вручения зрительской премии «Звезда Театрала» состоялась 16 декабря 2024 года в Театре им. Вахтангова. «ИнтерМедиа» напоминает, что имена лауреатов в почетной номинации «Легенда сцены» были известны заранее: в этом году ими названы Михаил Филиппов, Владимир Васильев и Вера Алентова. Победителей в остальных номинациях, которые определились по результатам онлайн-голосования, объявили ведущие вечера – Карина Андоленко и Павел Попов.
Лучшим спектаклем сезона зрители назвали «Собачье сердце» во МТЮЗе. Постановка Антона Федорова набрала большинство голосов в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». За наградой на сцену поднялась актерская команда во главе с Андреем Максимовым, исполнителем роли Шарикова. Он перечислил весь состав спектакля, начиная от Игоря Гордина и заканчивая двумя псами по кличке Акир и Граф, выразил всем благодарность, включая, конечно же, режиссера. Андрей также поделился своими воспоминаниями:
- Когда я учился в театральном институте, мы с сокурсниками проводили много времени на Старом Арбате, и у меня была такая традиция: я подходил к левой колонне Театра Вахтангова, прикладывался к ней и мечтал о том, что когда-нибудь буду работать в театре Римаса Владимировича Туминаса, и он будет ставить со мной спектакли, где я буду, естественно, в главных ролях. Потом, когда в театр пришел Юрий Николаевич Бутусов, я просто стер эту колонну своим лбом, я бился-бился-бился. Сейчас на той самой колонне висит афиша с черной полоской на месте, где было написано «Римас Туминас». Я просто хочу сказать, что мы все – молодые артисты – никогда не забудем Римаса Владимировича, какие бы черные полоски на его имени ни стояли.
В номинации «Лучший спектакль. Малая форма» победила постановка Александра Коршунова «Прозрачное солнце осени» театра «Сфера». Лучшим режиссером по итогам минувшего сезона стал Иван Поповски: зрители проголосовали за его спектакль «Обыкновенное чудо» в Театре Вахтангова. А «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова» в постановке Алексея Франдетти признан лучшим музыкальным спектаклем. Победителем в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества» стал «Дон Кихот» в «Мастерской «12» Никиты Михалкова».
Приз за лучшую женскую роль получила Евгения Крегжде («Повесть о Сонечке» Театра Вахтангова), за лучшую мужскую – Игорь Верник («Маскарад с закрытыми глазами» МХТ имени Чехова). В номинации «лучшая женская роль второго плана» победила актриса Театра на Юго-Западе Анна Рыкова (Кити Щербацкая в спектакле «Анна Каренина»), в номинации «лучшая мужская роль второго плана» - Евгений Егоров («Дракула» Современного театра антрепризы).
За лучшие роли в кино «Звезду Театрала» получили Виктория Исакова (фильм «Сто лет тому вперед») и Тихон Жизневский («Майор Гром: Игра»).
Президент премии «Звезда Театрала» и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков объявил лауреатов специальной номинации «Лучший театр для всей семьи». За наградой на сцену поднялись художественный руководитель и главный режиссер Театр РОСТА в Царицыно – Нонна Гришаева и Александр Нестеров.
Юрий Григорович растерян из-за ажиотажа вокруг «Щелкунчика»
Постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета. Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, 2 декабря в ходе старта продаж билетов на «Щелкунчик» в Большой театр все места были выкуплены за две минуты. Часть билетов была выставлена на аукцион, и их цена давно перевалила на торгах за миллион рублей.
- До меня доходят фантастические сведения о нашем "Щелкунчике" — непомерных ценах на билеты в Большой театр, отсекающих от него истинных театралов; аукционе, на котором надо еще выиграть билеты, - сообщил ТАСС 97-летний Юрий Григорович. – Даже слышал запущенную кем-то шутку: один билет — один биткоин. Я почти растерян. Мне бесконечно радостно, что балет Петра Ильича Чайковского бьет репертуарные рейтинги не в одной Москве, но в стране и по миру. Если сложить число исполнений, наверное, перевалит за полтысячи в год.
Причину своей растерянности Юрий Григорович описал так:
- Беспокойство же в связи с этим, казалось бы, отрадным фактом в том, как бы не "заболтать" первозданность и чистоту поэтической истории. Любое тиражирование ее стирает. Трудно артистам 50 раз подряд быть на высоте чувства. Хотя они будут на высоте техники и дисциплины, я в том не сомневаюсь.
Юрий Григорович убежден, что балет «Щелкунчик» действует на зрителей оздоравливающе:
- Психотерапевтический эффект "Щелкунчика" мне хорошо знаком по гастролям Большого балета в Европе, США, Японии... Я ставил этот балет 13 раз в 8 странах мира, примерно столько же раз не поставил — отказывал по причинам отсутствия профессиональных возможностей в труппах. Восприятие его в артистической среде и в зрительской массе везде одинаково — высокое чувство, чистота и единение, которое гасит любые раздоры, агрессию, нетерпимость.