«Паяцы» из Петрозаводска – шоу с петлей на шее
Музыкальный театр Республики Карелия 29 марта 2023 года представил в Московском академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко оперу «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Спектакль участвует в конкурсной программе фестиваля «Золотая маска» и помимо основной номинации («Лучший спектакль в опере») получил несколько частных: «работа режиссера» (Анна Осипенко), «работа художника» (Мария Лукка и Александр Мохов), «работа художника по свету» (Стас Свистунович), «лучшая женская роль» (Дарья Батова – Недда) и «лучшая мужская роль» (Павел Назаров – Тонио).
Опера, ставшая второй после «Сельской чести» Масканьи эмблемой веризма, помещена постановщиками в условно современный, но по сути – вневременной контекст. Для воплощения трагикомедии, смешивающей игру с реальностью, маску с живым человеком, антураж не так важен. Но чтобы придать спектаклю определенный стиль, к сотрудничеству с постановочной бригадой была приглашена хореограф, специалист по комедии дель арте Анна Белич.
Самим сюжетом произведения Леонкавалло продиктовано постановочное решение «театр в театре» (герои оперы – актеры, комическое представление которых внезапно заканчивается двойным убийством). Однако в петрозаводской постановке театр на сцене оживает не только в финале 2 акта, как предписывает либретто, а еще до начала оперы: зрители, входящие после первого звонка в театральный зал, видят, как точно так же рассаживаются по местам и общаются, толпясь в «фойе» и между рядами, зрители в безымянном шапито. Чтобы их развлекать, на разогреве у комедиантов-певцов выступают циркачи-акробаты. Основной декорацией служит амфитеатр, выстроенный на крутящемся кругу из станков и снабженный с тыльной стороны нехитрой «инфраструктурой» гримерок, а с парадной – красным занавесом, огромной маской и указателями на итальянском языке.
В шапито идет эстрадно-цирковое представление (с приметами вышеупомянутой комедии дель арте), разве что без зверей, но этот недостаток частично восполняет курьезная ростовая курица. Впрочем, в Прологе жанр представления приближается к реалити-шоу, когда Тонио со словами «Итак, мы начинаем!» разыгрывает самоубийство, натуралистично болтаясь перед зрителями в петле, призывая их настроиться на самый серьезный лад и показывая тем самым, как тонка грань между правдой и вымыслом, жизнью и игрой.
В итоге благодаря усилиям режиссера акцент с роли обманутого страдальца Канио, не вынесшего совпадения игры с жизнью и зарезавшего жену и ее любовника, смещен в постановке на роль подстрекателя – Тонио, которого часто уподобляют Яго мелкого калибра, однако здесь его роль укрупняется и возвышается до уровня шекспировского драматизма. Актерская работа Павла Назарова, в том числе безмолвная игра на камеру (в тот момент, когда в шапито «шоу пошло не так» и комедия резко развернулась в сторону трагедии), обеспечила артисту заслуженную номинацию на премию. Камера – популярный ныне атрибут современной режиссуры – используется на протяжении всей оперы: с ее помощью на телеэкраны над авансценой выводятся лица главных героев. Иногда на тех же экранах демонстрируются «документальные кадры» с «репетиций» и динамические портреты, снятые заранее.
Музыкальная составляющая спектакля весьма неровна, однако, кроме номинантов на премию, достоин особого внимания исполнитель партии Канио – молодой солист Мариинского театра Антон Халанский, сумевший с помощью экспрессии добиться от своего лирического тенора подлинно драматического накала.
Татьяна Давыдова, InterMedia
Константин Хабенский, артисты труппы и группа «Фрукты» сыграют «Рождественский концерт» на сцене МХТ
Рождественские концерты состоятся 7 и 8 января 2025 года на Основной сцене МХТ имени Чехова. В них примет участие большая часть труппы театра — от корифеев до вчерашних выпускников Школы-студии МХАТ: Константин Хабенский, Станислав Любшин, Наталья Тенякова, Николай Чиндяйкин, Ирина Пегова, Игорь Верник, Юрий Стоянов, Игорь Золотовицкий, Марина Брусникина, Кристина Бабушкина, Артём Быстров, Светлана Колпакова, Данил Стеклов и другие.
- Музыкальные вечера в новогодние дни — многолетняя традиция Художественного театра, - сообщается в анонсе. - В этом году зрителей ждёт новая программа, но атмосфера домашнего праздника в кругу друзей останется неизменной. Радость встречи, тепло среди зимы, новогодние хиты в исполнении актёров театра и группы «Фрукты» — будет настоящая рождественская феерия.
Спектакль «Снежная королева» покажут на Рождество
Новогодний спектакль «Снежная королева» будет представлен на сцене театрально-концертного зала ЦДКЖ 7 января 2025 года. «Снежная королева» по мотивам сказки Андерсена — это трогательная история о мужестве и дружбе, о том, как сила любви может преодолеть любые преграды. В спектакле раскрываются вечные темы: добро и зло, свет и тьма, сила человеческого духа.
Сценическая версия спектакля создана под руководством режиссёра Меркулова Валерия Григорьевича, чьи работы уже завоевали признание зрителей и критиков по всему миру. Валерий Меркулов известен своими инновационными подходами к постановке и способностью делать классические истории современными и актуальными.
Декорации для спектакля разрабатывал народный художник Российской Федерации Игорь Нежный, над костюмами работала Наталия Лопусова-Томская.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 45 минут с одним антрактом.
Московская премьера фэнтези-спектакля «Волшебник Изумрудного города» состоится в ЦДКЖ
Премьера фэнтези-спектакля «Волшебник Изумрудного Города» состоится в ЦДКЖ 6 января 2025 года. Юные зрители вместе с актерами отправятся в Изумрудный город по дороге из желтого кирпича. Дорога проведет через заколдованные леса, царства злых ведьм и добрых фей в мир, где любая мечта становится реальностью.
В сказке рассказывается о путешествии за счастьем и мечтой маленькой девочки Дороти и ее друзей — собачки Тотошки, Железного Дровосека и Соломенного Чучела. Их путешествие полно опасностей: злая колдунья строит им козни на каждом шагу, в Голубом и Желтом королевствах они едва не сбиваются с пути, да и в самом Изумрудном городе их ждут сплошные сюрпризы, но, конечно же, все окончится хорошо.
Над спектаклем работали режиссёр Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И.Сац Валерий Меркулов, главный художник Московского государственного театра «Геликон-опера» Игорь Нежный, художник по костюмам Наталия Лопусова-Томская и др.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 40 минут с одним антрактом.