Петр Налич: «Это чудовищно сложно — уехать»
О ПЕРСПЕКТИВАХ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ОПЕРЫ
— У меня сейчас будет защита диплома в Гнесинке. Диплом — это как раз опера. Конечно, целиком я ее не смогу там показать. Никто не готов два часа меня слушать. И она не совсем еще готова. Комиссии представят сюиту из нескольких номеров. Но в целом музыкально-театральный жанр — это то, что я очень люблю. Мне кажется, весь остаток жизни моей будет связан с этим так или иначе.
О МУЗЫКЕ ДЛЯ КИНО
— Только что я сдал полнометражный фильм по пьесе Володина «Блондинка». Фильм тоже называется «Блондинка». Режиссер Павел Мирзоев. Это уже вторая моя работа с ним. И мне кажется, она получилась очень интересной. Мы подобрали музыку так, что она не тянет на себя одеяло, но при этом это не просто фон или саунд-дизайн. Это музыка, которую в принципе можно послушать отдельно.
О ПЕСНЕ «GITAR»
— Вообще, наверное, ряд песен из первых двух альбомов — это как мой личный золотой фонд. Конечно же, мы включаем их в программы. Люди очень радуются, и это прекрасно. У меня был период, когда я стеснялся, как-то ревновал к этой песне. А потом наступила пандемия, и где-то полгода или чуть больше не было вообще никакой музыкальной работы ни у кого. Концертов — никаких. Поэтому я вдруг понял, что это же прекрасная моя песня и еще несколько других. Что стесняться? Если люди радуются, а я могу заработать денег, спеть эти песни, — это же счастье! Классно! Поэтому я перестал стесняться. Мы поем и «Guitar», и «Lost and Forgotten», и «Сердце поэта».
О ФИЛИППЕ КИРКОРОВЕ
— Филипп Киркоров — это Филипп Киркоров. Что тут скажешь? Человек, который выстроил свой образ, именно тот, который он хотел выстроить, и в нем пребывает. Ты понимаешь, что человек счастлив в этом образе.
О ПАТРИОТИЗМЕ
— Я вырос здесь, я люблю свой русский язык, люблю русскую культуру и, конечно же, люблю родные перелески, переулки и так далее, как, наверное, многие из нас. Но когда это превращается в квасной патриотизм — это вредно просто для страны, для народа и для ее будущего. Квасной патриотизм, когда всё русское — самое лучшее, Россия — родина слонов и так далее. Поэтому, мне кажется, всем нам надо быть тоньше, думать о том, что хорошо, что плохо в нашей стране, чтобы нашим детям и внукам жилось в ней хорошо, а не говорить, что всё русское — одновременно и всё хорошее. Поэтому я как человек, который любит свою страну, считаю, что надо видеть и достоинства, и недостатки в своей стране обязательно. И проводить работу над ошибками, а не кричать, что я русский — и это хорошо.
О «ЕВРОВИДЕНИИ»
— Несмотря на то что я участвовал в этом конкурсе и это было довольно здорово, интересно, я не могу сказать, что я фанат этого мероприятия, потому что 90% того, что там производится, и иностранной продукции, и отечественных исполнителей, на мой взгляд, очень узкоформатное. Лично мне не очень интересно то, что там обычно происходит. Поэтому мне не кажется, что это большая потеря. Сейчас вообще время какого-то разделения. Я надеюсь, что оно когда-то пройдет и снова люди будут думать не о политике, а об искусстве, культуре.
О СМЕШИВАНИИ КУЛЬТУРЫ И ПОЛИТИКИ
— Я, конечно, не считаю, что правильно это смешивать. Но, понимаете, это смотря кого спросить. Чем ближе вы находитесь к эпицентру событий, тем острее для вас все эти детали. Так как мы с вами находимся чуть дальше, а жители Европы, наверное, еще чуть дальше, мне, конечно, не очень понятно, когда предлагают запрещать там Чайковского. Это абсолютная нелепость, на мой взгляд.
Я еще раз подчеркну, что нам всем надо думать о том, как вообще сделать так, чтобы в будущем на этой планете выжили все люди. Потому что набрать этот градус взаимной ненависти очень легко, а обратно хоть как-то замириться очень сложно. Это займет годы, десятилетия. Так всегда происходит в истории, если присмотреться. Всё время надо думать об этом, о том, как скорее добиться мира, мира, мира.
О ТОМ, ПОЧЕМУ РЕШИЛ ОСТАТЬСЯ В РОССИИ
— Поначалу, конечно, были какие-то рядовые, как у всех у нас, страхи. Они были вполне себе обоснованны, наверное. Хотя и, как выяснилось, несколько раздуты. Но это не важно, что и как я чувствовал по этому поводу. Прежде всего, я здесь живу — и непонятно, почему я должен куда-то уезжать? И даже если мне нравится или не нравится то, что здесь происходит, это всё равно моя страна, здесь живут мои родители, мои дети здесь учатся, здесь 80% моей аудитории находится.
Хотя на Украине тоже достаточно много людей ходило на мои концерты. Я понимаю, что здесь люди, которым важно, чтобы здесь тоже шла какая-то жизнь, чтобы она продолжалась. Люди ходят на мои концерты. Многие говорят, что им очень важно получать именно вот эти эмоции и в это время. Мне это греет душу. Это — во-первых.
Во-вторых, это чудовищно сложно — уехать. Я не очень богатый человек, чтобы просто взять и пересадить себя куда-то в соседнюю страну. Это ужасно сложно. Мне кажется, надо избегать обобщений, потому что у всех разные ситуации, восприятие у всех разное, эмоциональный фон. Для кого-то это естественно — переехать куда-то. Я почувствовал, что для меня почему-то это неестественно. Вот просто как-то нутром, извините за такой жаргон, чувствую, что для меня было бы неестественно куда-то переезжать. Так что я здесь.
О ЗАРУБЕЖНЫХ ГАСТРОЛЯХ
— Были какие-то наметки у моих знакомых, которые уехали в Израиль и в Грузию. Говорят: «Мы сейчас там придумаем тебе концерты». Но это довольно трудно сделать, потому что у меня большой коллектив, и даже в небольшом составе всё равно довольно трудно, как выяснилось, меня куда-то привезти. Не хочется там просто сидеть одному и петь. Хоть какой-то бэнд хочется привезти, чтобы это звучало разнообразно. Так что пока Москва и Питер — мои главные города.
О МОСКВЕ И ПЕТЕРБУРГЕ
— Я люблю и Питер, и Москву. Живу я в Москве. Я там вырос, поэтому она мне, с одной стороны, ближе, с другой стороны, ее болячки мне больнее. Я их вижу. Если что-то в плохую сторону там меняется, меня прям трясет всего. А в Питере, так как приезжаю все-таки как турист или по работе, если что-то изменилось, я не воспринимаю это так остро, как местные жители. Хотя я сюда часто сюда приезжаю, несколько раз в год, всё равно я здесь турист. Когда я учился в Архитектурном институте, у нас была рисовальная практика. Так вот, чтобы в Москве порисовать, надо немножко походить поискать что-то, а здесь практически любое здание можно начать рисовать и оно тянет на памятник архитектуры. В этом смысле Питер — уникальное место.
(Валерия Чуб, «Известия», 04.04.23)
Звезды телеэкрана и шоу-бизнеса придут на «Голубой огонёк» канала «Россия»
Концерт «Новогодний Голубой огонёк-2025» стартует на телеканале «Россия» 1 января 2025 года сразу после боя курантов. Ведущим вечера станут Андрей Малахов, Мария Ситтель, Николай Басков, Татьяна Веденеева и Дмитрий Губерниев. По традиции зрителей ждут поздравления от любимых звёзд экрана и сцены, юмор и музыка, культовые песни и премьеры новых композиций, эффектные сюрпризы, неожиданные номера и дуэты.
С Новым годом телезрителей поздравит команда артистов самых разных жанров, телеведущие и участники популярных программ телеканала «Россия». В их числе Лев Лещенко, Зара, Ани Лорак, Алсу, Игорь Крутой, Дима Билан, Евгений Петросян, Shaman, Григорий Лепс, Юрий Антонов, Эмин Агаларов, Полина Гагарина, Максим Аверин, Сергей Лазарев, Лариса Долина, Ильдар Абдразаков, Пелагея, Владимир Пресняков-младший, группа «Любэ», Елена Ваенга, «Сябры», Александра Пахмутова, Игорь Николаев, Филипп Киркоров, Клава Кока, Люся Чеботина, Стас Михайлов, Олег Газманов, Хабиб, Юрий Стоянов, Елена Воробей и многие другие.
Эфир в 00.05.
Изданы неизвестные романсы Свиридова на стихи Блока
Журнал «Музыкальная академия» впервые издал неизвестные романсы Георгия Свиридова на слова Александра Блока. Блок был важнейшим воображаемым собеседником Георгия Свиридова: за шестьдесят лет «сотворчества» Свиридов написал на его стихи больше восьмидесяти песен и романсов. На этом компакт-диске представлена первая в мире запись романсов 1938 года, с которых начался путь погружения Свиридова в блоковскую поэзию.
Судя по архивным данным, в феврале-марте 1938 года 22-летний Юрий (так он называл себя в то время) Свиридов написал десять романсов, собственноручно составив «либретто» цикла из разных стихотворений Блока. В дальнейшем его понимание сути и назначения вокальной музыки кардинально изменилось: кратко говоря, Свиридов проделал путь от романса к песне. Возможно, поэтому он никогда не предпринимал попыток издать свой ранний опус. В архиве Свиридова автограф десяти романсов на стихи Блока обнаружить не удалось, наследники композитора считают его утраченным.
В результате музыковедческого расследования Анастасия Тимофеева сумела разыскать ксерокопии рукописей пяти из десяти романсов, которые публично исполнялись лишь однажды — 3 декабря 2000 года в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии. В августе 2024 года в Москве Николай Землянских (баритон) и Анастасия Тимофеева (фортепиано) записали эти романсы специально для «Музыкальной академии».
Проект осуществлен редакцией журнала «Музыкальная академия» в партнерстве с фирмой «Мелодия» и Союзом композиторов России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
37% россиян в новогоднюю ночь слушают песни из отечественных фильмов
В преддверии новогодних праздников HiFi-стриминг «Звук» провел исследование и выяснил, какие звуки ассоциируются с этим волшебным временем и какие музыкальные традиции есть в семьях россиян. Опрос проведен к запуску зимнего адвент-календаря.
Самым новогодним звуком 43% респондентов выбрали бой курантов, за ним следует музыка из новогодних фильмов (27%) и звон бокалов (25%). Также среди ответов — шипение бенгальских огней (13%) и хруст снега под ногами (9%).
Музыка занимает важное место в новогоднем настроении – без некоторых мелодий сложно представить праздник. В числе самых популярных песен оказались «В лесу родилась ёлочка» Леонида Бекмана (20%), «Кабы не было зимы» Юрия Энтина и Евгения Крылатова (13%) и «Звенит январская вьюга» композитора Александра Зацепина (12%). Но некоторые россияне назвали более современные треки – например, «Новогоднюю» песню группы «Дискотека Авария» (11%) и музыку из рекламы Coca-Cola (8%). Среди ответов также оказались знаменитая песня «Пять минут» Анатолия Лепина (6%) и «На Тихорецкую» Микаэла Таривердиева (5%).
В то же время в каждой семье есть свои музыкальные традиции. Чаще всего в праздничную ночь более, чем у трети россиян (37%) звучат песни из отечественных фильмов, такие как «Три белых коня» композитора Евгения Крылатова из «Чародеев» и «Пять минут» Анатолия Лепина из «Карнавальной ночи». На втором месте — музыка из праздничных передач на ТВ (25%) и детские новогодние песни (25%). Также популярны зарубежные рождественские хиты (13%), такие как «Last Christmas» британского поп-дуэта Wham! и «Let It Snow!» в исполнении знаменитого Фрэнка Синатры.
Более чем для трети опрошенных (38%) музыка — не просто «фон», а обязательный элемент подготовки к Новому году. Так, каждый четвертый россиянин (25%) наряжает елку со специальным плейлистом. Еще 16% не только слушают музыку во время праздника, но и сами поют за столом. При этом 32% россиян не выбирают композиции специально, а полагаются на готовые новогодние плейлисты или радио, а 16% — используют стриминговые сервисы для создания своих собственных плейлистов.
Некоторые звуки не только создают атмосферу праздника, но и вызывают тёплые воспоминания о детстве и времени, проведенном с семьей. Многие вспоминают, как украшали ёлку и наслаждались шуршанием мишуры (46%), или как открывали подарки, слушая шелест упаковочной бумаги (26%). У других Новый год ассоциируется с хрустом снега под ногами, когда они выходили на улицу смотреть фейерверки (25%), и с воспоминаниями о том, как сидели с родителями у телевизора под бой курантов (23%).
Исследование было проведено в декабре 2024 года методом онлайн-опроса среди 1 244 респондентов из 16 регионов России. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа на вопросы.