Умерла Анастасия ЗаворотнюкАлсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей ТропиллоБогдан Шувалов стал победителем шоу «Голос»Стас Михайлов получил орден на день рожденияОльгу Ярилову приговорили к семи годам за мороженое

Рецензия на книгу: Александр Ситковецкий - «It’s a Long Story...». Рок в СССР

обложка книги

2023, «Бослен»

Оценка: 8 из 10.

Лидер групп «Високосное лето» и «Автограф» Александр Витальевич Ситковецкий, выходец из хорошей музыкальной семьи, вместо дневника вёл «Рабочий журнал» - обычную тетрадь, куда он записывал сухую информацию: расписание концертов, репетиций, короткие впечатления от них, никакой лирики, только факты. К счастью, он скрупулёзно отмечал в «Рабочем журнале» все даты – во многом благодаря этому стало возможно написание книги «It’s a Long Story...». Она отличается от привычных рок-автобиографий музыкантов, которые мало что помнят, зато верят в легенды о себе. Сит (так его звали коллеги и зрители, так он и сам называет себя в книге) не полагается на ненадёжную память, а отталкивается от собственных конкретных записей – и уже на них с неизменной иронией нанизывает подробности. Кроме того, издание изобилует фотоиллюстрациями - Александр крайне внимательно (что не очень типично для его коллег) относился и к фотолетописи своей карьеры.

Повествование начинается в тот момент, когда на пороге квартиры Ситковецкого на Беговой появился Крис (тогда ещё Анатолий) Кельми, а заканчивается распадом «Автографа» и переездом Сита в США. Было бы любопытно прочитать о новой заокеанской жизни популярного советского музыканта, однако автор, возможно, оставил эти воспоминания для следующей книги. Пожалуй, это и правильно: творческая биография «Високосного лета» и «Автографа» описана очень скрупулёзно и со многими занимательными деталями.

Творческая жилка у Александра Ситковецкого всегда сочеталась с дипломатической (сейчас бы её назвали продюсерской). Благодаря этому именно он был ответственным за аппаратуру, транспорт и концерты ещё во времена неофициальных выступлений. Помимо романтической и бескорыстной любви к рок-н-роллу, описанной в других книгах про подпольный советский рок 70-х, Сит приводит некоторые экономические аспекты этой любви: как поймать автобус для перевозки аппаратуры, сколько это стоит, как организовать погрузку/разгрузку, какие гонорары получали «любители». Забавно, что фраза типа «и тогда нам уже начали платить нормальные деньги» встречается в книге несколько раз, причём она относится то к карьере «Високосного лета», то к москонцертовским временам «Автографа», а потом и к зарубежным гастролям группы. То есть советским рок-музыкантам более-менее всегда платили неплохо или хорошо.

Подробнейшая биография «Автографа» у Ситковецкого изобилует историей музыкальных поисков и находок (ну и гастрольными байками, как без них). В группу входили музыканты высочайшего уровня (были даже с консерваторским образованием), и музыка «Автографа» казалась довольно сложной для восприятия. Несмотря на это, на советском рок-безрыбье карьеру коллектива в 80-е сопровождали аншлаги и триумфы. Арт-рок «Автографа» сложно было напеть или наиграть на гитаре, но народу так или иначе было любопытно посещать концерты играющей на западном уровне группы с лучшим в стране концертным аппаратом. Коллега Баронин до сих пор считает «Автограф» лучшим отечественным коллективом и от всей души ненавидит «говнорокеров»-текстовиков, не умеющих играть на инструментах. Мне казалось, что коллега немного перегибает, но в книге у Ситковецкого встретились примерно похожие иронично-уничижительные оценки звёзд «русского рока» и даже группы «Ария», названной «более чем посредственной копией Iron Maiden на русском языке».

Ещё интересный момент. У меня когда-то была кассета «Автографа» «Каменный край» (1989), которую я послушал пару сотен раз. В книге же Сит пишет, что к последнему альбому группа подошла уже уставшей от самой себя, музыканты отнеслись к этой работе слишком спокойно – настоящее неравнодушие проявил лишь продюсер записи Руслан Валонен, так что к числу удач «Автографа» лидер коллектива пластинку не относит.

Про жизнь Ситковецкого в Америке в книге не рассказано почти ничего, зато очень подробно объясняется, почему он уехал, будучи одним из самых успешных советских музыкантов. Мотивы Сита многим покажутся непонятными, но, похоже, он был довольно искренним в их изложении. Западные гастроли не то чтобы показали лидеру «Автографа» красивую жизнь, где не нужно ежедневно бороться с советскими идиотизмами… Просто в какой-то момент он понял, где его место, и приложил все усилия, чтобы там оказаться. Для этого он без раздумий отказался от «регулярной» музыкальной карьеры (за 33 года он выпустил всего три альбома) и, судя по всему, ничуть не жалеет.

Алексей Мажаев, InterMedia

Зара пожаловалась на невозможность ухода с сцены

04.06.2024 18:31 Музыка Рубрика: Хроника 16+
Дмитрий Коробейников

Зара объяснила, почему она не может позволить себе уйти со сцены. Певица призналась, что периодически испытывает сильное эмоциональное напряжение, которое может даже выплескиваться с помощью ненормативной лексики. Однако артистка не может завершить карьеру из-за необходимости заработка.

- Я одна воспитываю двух сыновей, и у меня родители уже пенсионеры, я не могу себе этого позволить, сказала она на подкасте «Ниче святого» от HiFi-стриминга «Звук». - То есть, я, может быть, этого и хотела бы, но позволить это себе не могу.

Из представительниц молодого поколения отечественных певиц Зара выделила Люсю Чеботину, назвав ее «русской Бритни Спирс» и «поп-принцессой».

- Сколько каверов пела — она ведь стала известна, когда выкладывали перепевки знаменитых песен. И вот нашла свой стиль, стала писать, - восхищается младшей коллегой Зара.

Напоминаем, что на днях Лев Лещенко опроверг недавнюю информацию о своем скором уходе со сцены. Певец уточнил, что ему в его 82 года просто иногда тяжеловато отрабатывать большие сольные концерты.

Фото: Дмитрий Коробейников
Теги: Зара
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Рита Дакота отправилась с мужем и дочкой «Куда глаза горят»

04.06.2024 17:50 Музыка Рубрика: Хроника 16+
обложка клипа

Премьера клипа Риты Дакоты «Куда глаза горят» состоялась 4 июня 2024 года. По сюжету и в соответствии с текстом песни, Рита, устав от рутины, садится в старый мини-автобус вместе с мужем Федором Белогаем и 6-летней дочкой Мией и отправляется в незапланированное увлекательное путешествие с различными приключениями.

«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера песни «Куда глаза горят» состоялась в марте.

Фото: обложка клипа
Теги: клип, Рита Дакота

Сергей Трофимов строит курятник и хочет выращивать ананасы на даче

04.06.2024 14:34 Музыка Рубрика: Хроника 16+
Елена Купцова/Metro

Сергей Трофимов сыграет большой концерт на сцене Зелёного театра ВДНХ14 июня 2024 года. Перед выступлением музыкант дал большое интервью gazetametro.ru.

Рассказывая про предстоящий большой концерт, Сергей Трофимов признался, что выступления в Зелёном театре для него одни из самых любимых, «потому что площадка располагает к интерактиву и настроение абсолютно летнее, отличный заряд на жаркие месяцы».

На вопрос о планах на лето артист ответил неожиданно:

– Куры. Курятник я построил, решил завести кур. Штук так тридцать. Вдруг стало нравиться вести хозяйство. У меня уже есть под Муромом на участке сад, огород. Это для души.

Фермерством музыкант занимается основательно, у него есть и консультанты, и помощники, и книги по земледелию и животноводству.

– Больше всего меня пора­зило пособие для садоводов и огородников 1721 года от некоего статского советника, который учит, где лучше в Санкт-Петербурге ананасы и бананы выращивать, – рассказал поэт и музыкант. – Я сначала думал, это стёб какой-то. Но тогда и климат другой был, и, оказывается, в то время Великий Новгород действительно снабжал Европу ананасами.

По словам гостя, до выращивания ананасов у него дело пока не дошло, но на столе теперь всё своё – от яблок до перцев с помидорами:

– Пришлось научиться всё это закрывать и хранить. Картошка, правда, сгнила – её надо было сеном перекладывать, и капусту неправильно засолил – соли пожалел, фигня получилась! Работа на земле, правильный уход за деревьями – это целое дело. Можно сколько угодно говорить про патриотизм, любовь к Родине как некой абстракции. Но, когда у тебя есть земля, она тебе что-то даёт и ты этим дорожишь, ты чувствуешь себя хозяином этой земли. И вот тогда эту землю хочется защищать.

Супруга музыканта любовь к сельскому хозяйству не разделяет, а Сергею Вячеславовичу приходится мириться с её увлечённостью современным искусством.

– Приходится ходить с ней по всяким странным выставкам. Я думал, не прибрано, а оказывается – инсталляция! По мне, куча строительного мусора – это куча строительного мусора, – считает Сергей Трофимов. – Я понимаю, что есть в этом некая математическая мысль, формула, выраженная в художественных пространствах, но нет в таком искусстве основного – нет Бога. Разгадать загадку можно, но в душе это не откликается.

Не откликается у автора-исполнителя и музыка некоторых современных исполнителей:

– Я со скрипом слушаю музыкальные эксперименты от SZA, которые дочка мне подсовывает, а ей даю слушать Pink Floyd и пытаюсь донести, что главное – мелодия, без неё музыка – безделушка на один день.

И дочка, и сын Трофимова занимаются музыкой профессионально. Сын Иван учится на аранжировщика и музыкального продюсера и в качестве барабанщика играет в арт-джазовой группе Syncopated. Дочка Елизавета участвовала в шоу «Голос» и скоро выступит на «Новой волне» в Сочи.

– Я был против её участия в конкурсе «Голос», ведь какой бы ни был человек талантливый, если она дочка какого-то артиста – понятно, родители пропихнули... – говорит наш гость. – А она упёртая, если уж что-то решила, то всё. У меня знакомые все переживали, когда ей в финале не дали первое место. Подполковник, один мой знакомый, дружим со времён войны в Чечне, ночью мне из Сирии позвонил, ругается: «Я сейчас поеду им там... Я ему: «Спокойно, это детский конкурс! Всё нормально!» (Смеётся.)

Сергей Трофимов родился и вырос в Москве. Жил в квартире во 2-м Волконском переулке. Время с друзьями проводил в саду Центрального дома Советской армии (ныне Екатерининский парк) и в Пионерском парке.

– На ВДНХ тоже собирались. Это была зона перемирия. В других местах можно было огрести, так как были противостояния: Марьина Роща против Самотёки, Сретенка против Селезнёвских... А на ВДНХ можно было спокойно гулять, – рассказал музыкант. – Тогда поневоле приходилось быть дворовым пацаном, будь ты хоть со скрипочкой, хоть с боксёрскими перчатками. Стычки были постоянно, но огребал я один раз. Не повезло, влюбился в девочку со Сретенки. Когда я её провожал, не трогали, а потом ждали. Мол, она с нашего района!

За время встречи Сергей Трофимов успел рассказать и о своём духовном поиске, и о пролетарских буднях:

– Чтобы заработать на репетиционную базу, два года я трудился на Втором подшипниковом заводе. Я был метрологом второго разряда – до сих пор не знаю, что это значит. Но в горячем цеху можно было хорошо подработать, там и молоко за вредность давали, и деньги платили. А надо было в защитном костюме впятером-вшестером пробивать огромным крюком заглушку, откуда потом сталь текла. Мы тогда заработали на аппаратуру и инструменты.

Годы перестройки и развал Советского Союза привели нашего героя к вере.

– Когда началось время персональных перспектив и персонального выбора после долгих лет хождения строем, было не по себе, – говорит он. – Ведь мы привыкли себя считать частью чего-то большого. Хотелось ощутить свою причастность хоть к чему-то, и я пошёл в церковь. Крестился уже достаточно в позднем возрасте и два года служил в церкви. Пел в хоре, потом был регентом (руководитель церковного хора). Были мысли остаться, я даже к Лёхе, бывшему барабанщику, поехал в Валаамский монастырь. Мол, прими на послушание, хочу монахом стать. Он ответил: «Серёга, церковь и так хлебнула в XX веке, а ты добить её, что ли, хочешь?!» Воцерковленным я не стал, но христианином стал. Настоящий христианин – это любой, кто услышал Христа. А он говорил очень просто: любая реальность есть отражение твоей души. Если ты в душе не чист, то и вокруг тебя будет сплошное дерьмо.

Источник: gazetametro.ru Фото: Елена Купцова/Metro
β 16+