Рецензия на фильм «Клан Сарпатта»: «Бешеный бык» с индийским колоритом

Оценка: 7 из 10
Показ фильма «Клан Сарпатта» прошел в рамках ММКФ. Режиссер Па Ранджит. В ролях: Арья, Пасупатхи, Джон Коккен, Анупама Кумар и другие.
Действие фильма «Клан Сарпатта» разворачивается в 1970-х годах. Англичане ушли из Индии, научив местных жителей боксу. Южный штат Тамилнад поделили между собой несколько кланов, однако свои вопросы они привыкли решать, устраивая турниры и выставляя на них своих бойцов. У некоторых кланов есть склонность заниматься криминальной деятельностью, но клан Сарпатта не таков. Его возглавляют лидеры местной оппозиции, которые помимо решения местных вопросов пытаются бороться с официальной индийской властью за национальное самосознание тамилнадского меньшинства. Однако на турнирах их дела идут не очень – у конкурирующего клана Идияппа есть непобедимый боксер Вембули.
В таких условиях живет молодой портовый рабочий Кабилан. Он любит бокс, но увлекается им тайно – его отца, тоже боксера, убили бандиты из числа конкурентов, поэтому мать реагирует на такое увлечение сына крайне негативно. Но когда главному тренеру клана Сарпатта наносят чудовищное оскорбление, Кабилан оказывается не в силах остаться в стороне.
Фильм берет некоторые исторические события, используя их для фона, чтобы рассказать очень личную (хоть при этом и очень громкую!) историю. Все, что для понимания сюжета нужно знать о политическом строе Индии или истории страны, рассказывается по ходу самого фильма. При этом «Клан Сарпатта» – не байопик и не фолк-хистори, его содержание полностью выдумано.
Это драма одного боксера, который прошел большой путь, сперва добившись славы, а затем упав на самое дно общества, связавшись с бандитами и начав злоупотреблять алкоголем. Потеряв все, герой вынужден с большим трудом восстанавливать и репутацию, и физическую форму. «Клан Сарпатта» – это смесь «Бешеного быка» Мартина Скорсезе и «Рокки», причем одновременно второй и третьей частей, но с национальным колоритом.
В то же время фильм – идеальный блокбастер, не проседающий ни на секунду, хоть и длится он почти три часа. Это картина, которую трудно охарактеризовать иначе, чем «адреналиновая» и «тестостероновая». При этом она не отталкивает показным мачизмом – индийским женщинам в ней также отводится большая роль – но все же выводит на первый план культ животной ярости, честной драки на ринге двух накаченных мужчин.
Сюжет масштабен и охватывает почти десять лет – за это время в фильме происходит столько событий, что типичный Голливуд разбил бы «Клан Сарпатта» минимум на два фильма, чтобы и облегчить просмотр зрителям, и обеспечить продюсерам франшизу. Но индусы не идут по этому пути – они делают самобытный блокбастер, в который обильно замешивают яркий экшен, национальные традиции, родную историю, политические столкновения, слезоточивую драму, а также бокс-бокс-бокс, а вместе с ним, конечно же, и танцы.
В условиях, когда Голливуд ушел из России, в кинотеатрах остро ощущается нехватка блокбастеров. Индийские фильмы в этом плане, кажется, хорошо подходят российскому зрителю, который все так же жаждет зрелищ. Они выглядят куда понятнее, чем блокбастеры из Южной Кореи и Китая, поскольку то, как выражают эмоции индусы, больше похоже на то, что нам предлагал такой уже привычный Голливуд. Жаль только, что показ на ММКФ был, по всей видимости, единственным – картина уже куплена и представлена видеосервисе Amazon Prime Video, что весьма печально. Фильм заслуживает того, чтобы его смотрели именно на большом экране.
Павел Соломатин, InterMedia