Семен Альтов: «Я в жизни такой же, как на сцене, — не умею прикидываться»
О РАБОТЕ С АРКАДИЕМ РАЙКИНЫМ
— Я писал для Аркадия Исааковича его последний спектакль «Мир дому твоему». В связи с этим одна журналистка как-то задала вопрос: «Что вы почувствовали, когда узнали, что ваш спектакль стал для Райкина последним?» Видимо, хотела, чтобы я почувствовал себя убийцей. Поэтому так важен выбор и порядок слов даже в обычной речи, а в юморе особенно... Когда я начал работать с Райкиным, он уже был далек от былой фантастической формы. Два инфаркта так просто не проходят. При этом Райкин-актер по-прежнему мог совершать невероятные вещи. Я не раз бывал у него в квартире на улице Горького. Однажды Райкин, как всегда, сидит в кресле, правой рукой придерживает подрагивающую левую. Пожилой, уставший человек с тихим голосом, только два огромных темных глаза направлены на меня. Рассказывает анекдот про человека, который заходит в комнату, раздевается. И вдруг я это все вижу: как летит снятая с головы шляпа и повисает на вешалке, человек скидывает туфли и шевелит пальцами... Вот что может великий актер!
О РАБОТЕ С ДРУГИМИ АРТИСТАМИ
— Я благодарен судьбе за то, что работал с лучшими мастерами в этом жанре... Не хочу обижать остальных, Хазанов на эстраде был тогда номер один. Хотя когда сегодня смотрю в ютубе Шифрина — вижу, как же хорошо он работает! Володя Винокур не просто талантливый комик, у него еще и редкий дар располагать к себе окружающих. В компании, за столом нет ему равных. Будь то актеры, военные, бизнесмены — со всеми найдет общий язык, отодвинет на время все ваши проблемы.
О СОЗДАНИИ МИНИАТЮР ПОД ОПРЕДЕЛЕННОГО АРТИСТА
— Только с Райкиным я работал «под артиста». А остальные — Хазанов, Шифрин, Винокур, Клара Новикова — брали готовые тексты. Когда-то я дал Шифрину «Кающуюся Магдалину». Она выстрелила, стала для Фимы трамплином. С Яном Арлазоровым было интересно, но трудно сотрудничать. То, как смело он шел на контакт с залом, в те годы в стране не удавалось никому. Для Романа Карцева написал спектакль «Зал ожидания». У меня был одноименный рассказ про то, как разные люди собрались в одном месте, где годами чего-то все ждут. Когда-то в Одессе Виктор Ильченко сказал: «Отличный рассказ, чем не повод для спектакля?» Но тогда ничего не случилось. А лет через десять, когда Вити уже не было, Карцев попросил написать спектакль, что я и сделал. Это был наш единственный опыт, потому что мы с Карцевым «разной группы крови». И лучшего творческого союза, чем одесситы Жванецкий, Ильченко и Карцев, быть не могло. Они понимали друг друга с полуслова. Все трое из Одессы, я питерский. Поэтому такая мичуринская прививка одного к другому, получилось неплохо, но не больше.
О СВОЕМ ФИРМЕННОМ СТИЛЕ ИСПОЛНЕНИЯ
— Иногда меня спрашивают: «А вы дома тоже так разговариваете?» Люди думают, что я включаю свой тембр перед выступлением. Нет, я в жизни такой же, как на сцене, — не умею прикидываться. Коллеги выходили на сцену, заряженные до искр энергетикой. А я работаю «от противного»: появляюсь перед зрителями разобранный, но запускаю их в себя, и через минуту возникает контакт. И мне с ними, и им со мной хорошо.
ОБ ИЗМЕНЕНИИ ВОСПРИЯТИЯ ЮМОРА В НАШИ ДНИ
— У меня был очень популярный рассказ «Взятка» — Жванецкий когда-то сказал, что это лучший юмористический рассказ советского периода. Чтение занимало 18 минут, и я исполнял его не только в своих авторских вечерах, но и в сборных концертах. И всегда благодарные аплодисменты… Шло время, кругом мобильники, эсэмэски, лайки, и я почувствовал: залу долго слушать одно произведение трудно. С болью в душе начал сокращать текст: 16 минут, 12, 10, 8. Когда уменьшил рассказ в два раза, сказал себе «стоп» и перестал исполнять.
Да, время диктует. Недавно окинул взглядом свою библиотеку и подумал, что моим внукам она, наверное, уже не будет нужна. Взял с полки «Шагреневую кожу» Бальзака, решил восстановить в памяти. Читаю, и уже в конце первой страницы забуксовал. Слишком неторопливо. Не хватает компактности. Теперь пишу в основном коротенькие рассказы. А еще рассылаю друзьям свои коротышки. Типа: «Наследники никак не могли разделить постигшее их горе», «Идиоты — это все те, кто видит мир иначе, чем я». Таких набралось больше тысячи. Может, издам отдельной книжечкой.
О ДЕТСТВЕ
— Чем дальше заглядываешь в прошлое, тем безмятежнее кажется прошедшая жизнь. Пожалуй, по настоящему счастливы мы были у материнской груди, где и прочмокали лучшие годы… Я родился в Свердловске во время войны, в 1945 году. Шесть первых месяцев жизни там, остальная жизнь в Петербурге. Когда спустя много лет приехал в Свердловск на концерт, отец попросил найти дом, в котором я родился, — на улице Шейнкмана, третий от угла, последний этаж, два левых окошка. После концерта, поздно вечером я нашел дом, два окна, прослезился. Прилетел домой, рассказываю папе, как стоял перед тем самым девятиэтажным домом. Отец говорит: «Погоди! В том доме, где ты родился, было пять этажей». Оказалось, на месте старого дома возвели новый. И не под теми окнами я рыдал... Я родился в 1945 году и еще помню времена, когда не было телевизоров. Но спички уже были, и огонь трением мы не добывали. Все меняется — что-то приходит, что-то уходит. Можете такое представить: книги были на вес золота. Давали их на ночь, зачитанные до дыр! Но благодаря этому дефициту наше поколение прочитало все лучшее — выжимку из мировой литературы.
О ЦЕНЗУРЕ В ПРОГРАММЕ «ВОКРУГ СМЕХА»
— Был жесточайший отбор литературного качества текстов. Главным редактором была Татьяна Олеговна Паухова. Она держала планку, чтобы на экране не появилось намека на пошлость. Сегодня само слово «пошлость» непонятно без переводчика. Благодаря Пауховой выработался особый стиль литературного юмора. Только один раз из моего рассказа вычеркнули слово. Обнаружил я это, когда в ютубе пересматривал запись, где Хазанов читал мой рассказ «Детский хор в иностранном посольстве». Детишки должны были петь в австрийском посольстве, но привезли их в венгерское. В моем тексте было слово «австро-венгерский» посол. В записи убрали. Наверное, по дипломатическим соображениям. Или с перепугу, на всякий случай. В те времена «цензуру» пытались вводить некоторые зрители. У меня сохранилось письмо от такого недовольного, который решил, что в своем рассказе я оскорбляю рабочих, колхозников, врачей, академиков и вообще всех советских людей одним махом.
О САМОМ СМЕШНОМ ПРИЗНАНИИ В ЛЮБВИ К ЕГО ТВОРЧЕСТВУ
— Забавная была ситуация… У меня есть фраза: «Если от вас ушла жена, а вы не чувствуете печали, подождите. Жена вернется, а с ней печаль». Еду в «Красной стреле» домой, в Питер. В тамбуре подходит молодой человек и говорит: «Я ваш поклонник! Замечательные шутки ваши в компании имеют успех». Спрашиваю: «Какие, например?» Попутчик на секунду задумался и говорит: «Ну там примерно вот так: «Если от вас ушла жена, а вы этого не заметили, ну и хрен с ней!» И заржал так, как будто ничего смешней в его жизни не было! Помните: в юморе очень важен порядок слов! И вообще в жизни важен порядок!
(Инна Фомина, «7 дней», 11.06.23)
Сегодня 45 лет Вячеславу Мясникову
2 декабря2024 года, понедельник.
«По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки посмотрят и обсудят в «Октябре».
Сериал «Персональный ассистент» с Марией Луговой и Кириллом Сафоновым покажет Первый канал.
Михаил Пореченков будет противостоять китайской мафии в новом сезоне «Полярного».
Роман Костомаров заставит «Работяг» проходить опасные испытания.
25 лет солистке группы Cream Soda Алисе Стяжковой.
31 год солистке группы Rasa и проекта Dashi Дарья Поплеевой.
33 года певцу Чарли Путу.
42 года шоумену Владимиру Маркони.
43 года певице Бритни Спирс.
45 лет Вячеславу Мясникову.
Вячеслав Владимирович Мясников родился 2 декабря 1979 года в Ханты-Мансийском автономном округе. Российский актёр кино и телевидения, юморист, участник шоу «Уральские пельмени», автор-исполнитель песен, сценарист.
46 лет певице Нелли Фуртадо.
56 лет актрисе Люси Лью.
61 год актёру Брендану Койлу.
61 год режиссёру-документалисту Виталию Манскому (признан иноагентом в РФ).
15 лет назад умер президент вещательной корпорации «Проф-Медиа» Александр Варин (1965-2009).
45 лет назад умер композитор Василий Соловьёв-Седой (1907-1979).
65 лет назад родился актёр Александр Кузнецов (1959-2019).
3 декабря.
26 лет актрисе Миле Сивацкой.
31 года актрисе Софье Шуткиной.
36 лет режиссёру Егору Баранову.
39 лет актрисе Аманде Сайфред.
42 года кинорежиссёру Адаму Вингарду.
45 лет актёру Никите Тарасову.
49 лет режиссёру Нурбеку Эгену.
56 лет актёру Брендану Фрейзеру.
60 лет актрисе Елене Дробышевой.
64 года актрисе Джулианне Мур.
64 года актрисе Дэрил Ханне.
76 лет певцу Оззи Осборну.
25 лет назад умер музыкант Скэтмен Джон (1942-1999).
75 лет назад родилась актриса Хезер Мензес-Ури (1949-2017).
90 лет назад родилась актриса Нина Дорошина (1934-2018).
4 декабря.
Сергей Мазаев представит книгу о себе вместе с Андреа Костой.
Мария Аронова сыграет «Актрису».
Евгений Сафронов представит «Пятого битла» на предпремьерном показе.
Театр «МОСТ» отметит юбилей со специальными гостями на сцене ЦДЛ.
Новый сезон «Балабола» покажет НТВ.
15 лет назад умер актёр Вячеслав Тихонов (1928-2009).
42 года резиденту Comedy Club Демису Карибидису.
43 года рэперу Нигативу.
51 год модели Тайре Бэнкс.
55 лет рэперу Джей Зи.
58 лет актёру Фреду Армисену.
60 лет актрисе Марисе Томей.
66 лет кинорежиссёру Александру Зельдовичу.
67 лет театральному режиссёру Николаю Коляде.
72 года поэту-песеннику Симону Осиашвили.
75 лет актёру Джеффу Бриджесу.
82 года актрисе Джемме Джонс.
Лидеры креативного бизнеса Москвы встретились на выпускном «балу»
Выпускной вечер участников образовательной программы Агентства креативных индустрий (АКИ) Москвы по интеллектуальному праву для топ-менеджеров и предпринимателей столицы «ПРО.Креатус» прошел в арт-пространстве Cube.Moscow. Программа была разработана АКИ совместно с Научно-образовательным центром интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP.
За время существования проекта было подано более 400 заявок на обучение, которое в итоге прошли более 100 руководителей компаний и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере музыки, кино и анимации, ПО и компьютерных игр, рекламы, медиа и издательского дела. Среди них — представители лейблов VK Records и Black Star, издательства «Альпина нон-фикшн», информационного агентства «ИнтерМедиа», издательского дома «Учительская газета» и многие другие.
После окончания курса эксперты целый год продолжали общаться с выпускниками, проводили стратегические сессии, консультировали их по важным вопросам, связанным с интеллектуальным правом, помогали с реализацией проектов. Теперь образовательная программа окончательно завершена. Ее участники, педагоги и организаторы встретились в уютной атмосфере в самом центре Москвы, в декорациях современного искусства.
- Курс«ПРО.Креатус» увенчал целый цикл образовательных программ, объединивших более тысячи специалистов из креативных индустрий. Итогом стали 300 задепонированныхРИДов (результатов интеллектуальной деятельности) — логотипы компаний, сценарии фильмов и сериалов, программные софты и другие творческие продукты. Сначала мы обучали слушателей основам интеллектуального права в школе«Креатус». Затем, увидев, что запрос на знания в этой сфере очень высок, создали базовый курс«Креатус Онлайн», доступный на официальном сайте АКИ. После была разработана уже углубленная программа обучения для топ-менеджеров«ПРО.Креатус». Знания, полученные на курсах, помогут предпринимателям лучше ориентироваться в законодательстве, вести отчетность, объяснять другим творческим предпринимателям, как охранять свои РИДы и зарабатывать на них. Ведь это главные активы любого креативного бизнеса, — отметила руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова.
Директор Digital IP Екатерина Чуковская назвала образовательные проекты, разработанные совместно с АКИ, настоящим «челленджем» и отметила, что сами участники также многому научили организаторов:
- «Создать программу для такой аудитории — это тоже креативная задача. В первом«Креатусе» мы пытались поделить программу по отраслям. Придя к«ПРО.Креатусу», поняли, что надо придумывать нечто новое. Во-первых, мы решили совместить лекции, теоретические и практические занятия с разбором реальных кейсов, чтобы увидеть чуть дальше и шире. Во-вторых, у нас была возможность продолжить общаться с участниками, когда лекционные часы закончились, сопровождать их в процессе работы над проектами, постарались ответить на все вопросы. И, наконец, мы сумели собрать абсолютно звездный состав лекторов. Это был бесценный опыт, и мы хотим его продолжать. Тем более что у нас очень много задумок, и некоторые из них подсказали нам сами выпускники.
Выпускники, в свою очередь, также делились эмоциями и результатами, которых они достигли благодаря обучению. Например, основательница студии машинной вышивки Ingrace Инга Крупельницкая продала двум клиентам права на использование разработанной ей программы для швейных машин. Дизайнер Надежда Кузнецова во время прохождения программы создала и зарегистрировала свой проект «Высокие ремесла России». Генеральный директор и учредитель СМИ «MedTourBridges. Мосты медицинского туризма» Марина Фролова смогла запатентовать свой товарный знак.
Ценность интеллектуальной собственности в развитии современной экономики подчеркнул президент Федерации интеллектуальной собственности, заместитель председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Сергей Матвеев:
- Право интеллектуальной собственности — удивительная вещь. Оно совмещает высокое и низкое, воздух и землю, способность творить, созидать и продавать то, что мы создали. На стыке этих противоречий формируется современная экономика. Нефть и земли обесцениваются. Дерево тоже. Но стоит создать из него Буратино — и вот вам вечный кукольный театр.«Играть» с правом интеллектуальной собственности можно бесконечно, потому что на ближайшие 50–70 лет оно точно будет мощным ресурсом, позволяющим одновременно реализовывать высокие творческие идеи и строить бизнес.
Финал фестиваля спортивной борьбы среди школьников пройдет в декабре
Финал Первого всероссийского фестиваля спортивной борьбы среди школьников «Борьба в школу» состоится 4 декабря 2024 года в Центре современного пятиборья «Северный». Всероссийский фестиваль спортивной борьбы среди школьников «Борьба в школу» проходил в 53 регионах России в течение 2024 года. В нем приняли участие более 12 тысяч юных борцов. 4 декабря лучшие из них встретятся на ярком финале в Центре современного пятиборья «Северный». Фестиваль проходит при поддержке Министерства спорта Российской Федерации, Департамента Спорта Москвы, Федерации спортивной борьбы России и Всероссийской Федерации школьного спорта.
На всероссийском финале выступят более 800 спортсменов в возрасте 11-13 лет в 18 весовых категориях. Соревнования пройдут по упрощенным правилам: в двух периодах по полторы минуты встретятся юноши по вольной и греко-римской борьбе, девочек ждет вольная борьба.
- Результата спортсмен добивается именно колоссальной работой, а не социальным лифтом. Когда умеешь и понимаешь, как себя отдавать на каждой секунде и на каждой минуте тренировки. Мне так всегда мой тренер говорил. И когда получаешь кайф и удовольствие от этого, значит, ты готов к соревнованиям. Вот этому мы должны научить нашу молодёжь, что спорт – это не только высокие достижения, когда они будут каждый день в этом вариться. Вот тогда они и станут героями нашей страны, - отмечает президент Всероссийской Федерации школьного спорта, трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина.
- Для Федерации спортивной борьбы России это первый фестиваль, который объединяет столько регионов и проходит с таким масштабом. Мы не стремимся, чтобы дети завоевали олимпийские медали и достигли высот в профессиональном спорте, самое главное: это оздоровление нации. Наша задача - объединить тренеров, наших наставников, объединить детей и родителей для создания сообщества. Наш девиз - кто первый в борьбе, тот первый везде, - говорит призер Олимпийских игр по вольной борьбе, призер чемпионатов мира, чемпионка Европы и восьмикратная чемпионка России Валерия Коблова.
Юных борцов ждут мастер-классы и автограф-сессии с прославленными советскими и российскими спортсменами. олимпийский чемпион, президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили, президент Всероссийской федерации школьного спорта, трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина, трехкратный олимпийский чемпион депутат Госдумы Александр Карелин, олимпийский чемпион, депутат Государственной думы Артур Таймазов, олимпийский чемпион, главный тренер мужской сборной Хаджимурат Гацалов расскажут юным спортсменам о воспитании характера и о стремлении к победе.
Участники фестиваля смогут продолжить соревнования в киберпространстве. В центре будут установлены игровые приставки. Также на фотовыставке юные борцы познакомятся с богатой историей этого вида спорта.
Адрес: улица Арсюкова, 11.
Начало в 12.00.
Дополнительная информация: +7-926-916-4769, goriznew@yandex.ru (пресс-секретарь, Елена Мясникова).