Международные контакты культурных институтов, зарубежные гастроли и культуру отмены обсудили на ПМЭФ

Сессия «Диалоги культур в эпоху глобальных изменений» состоялась 17 июня 2023 года в рамках деловой программы XXVI Петербургского международного экономического форума. Модератором дискуссии выступила заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Наталья Лосева.
Генеральный директор музея «Эрмитаж» Михаил Пиотровский отметил, что культура отмены сейчас шествует по всему миру. В связи с этом он выделил две негативные тенденции, связанные с музеями.
– Во-первых, музеи зачастую хранят то, что создавалось не для них. Это правда, но и смысл музеев в том, чтобы хранить и помещать в новый контекст то, что было создано когда-то. Ходит много разговоров о том, что музеи порождены веком Просвещения и там все наворованное, а потому выставлять это не нужно. Во-вторых, есть тенденция, что музеи должны быть площадками для любых общественных событий. Из-за этого они становятся чем угодно, но именно как музеи - растворяются, – отметил эксперт.
Михаил Пиотровский напомнил, что задача музея в том, чтобы сохранять память предыдущих поколений. Культурный диалог был всегда, но раньше его результаты воспринимались позитивно и назывались заимствованиями – и, например, элементы древнеегипетской культуры использовались в ампире. Теперь же это стало называться экспроприацией и воспринимается негативно. В какой-то момент может даже стать актуальным вопрос, в какие города возвращать картины каких художников.
Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой отметил, что культура связана с экономикой – идя в музей, посетители тратятся на транспорт, а после этого, скорее всего, идут в кафе или ресторан. По его словам, рост городов сейчас опережает развитие культурных институций – поэтому, например, в Китае наличие культурных институций сейчас закладывается на этапе строительства.
– Невозможно формировать личность только за счет образования. Дело не только в ценностях, но и в культуре, которая их формирует. Культура формирует творчески ориентированного человека, который способен воспринимать мир сложно. Сегодня такие люди необходимы, потому что перед миром стоят сложные проблемы, которые нельзя решать простыми путями, – считает он.
Михаил Швыдкой также напомнил, что креативные продукты формируют около 5% ВВП, т.е. полезны для экономики.
Заместитель генерального директора «Газпром-медиа Холдинг» Юлия Голубева (на фото) заявила, что любая культура отмены вызывает лишь рост интереса к отменяемому объекту. Так, компания «Централ Партнершип» (входит в холдинг «Газпром-медиа») недавно заключила двухлетний эксклюзивный контракт с крупнейшим на Ближнем Востоке кинодистрибьютором Four Star Films. В рамках контракта в этом году в странах Персидского залива, а также на Кипре, в Палестине, Судане и Эфиопии были выпущены два российских фильма – «Чебурашка» и «Вызов».
– Выход на рынок Ближнего Востока позволил нам возместить падение экспортной выручки, вызванной закрытием западных рынков. Саудовская Аравия – один из крупнейших кинорынков по сборам, он быстро развивается, активно строит новые кинотеатры, – рассказала она.
Бывший Министр иностранных дел Австрии (занимала этот пост в 2017–2019 гг.) Карин Кнайсль отметила, что сотрудничество между странами в культурной сфере продолжилось даже в условиях санкций.
Виолончелист, депутат Бундестага ФРГ Маттиас Моссдорф заявил, что культурные мосты необходимы, поскольку в культуре – душа любой нации. Российскую культуру он назвал богатой и духовной.
Дирижер и пианист Юстус Франц похвалил Валерия Гергиева за то, что тот «делает немецкую музыку ближе для русских, пока в Германии спорят, стоит ли им ставить Чайковского».
Директор Национального драматического театра России (Александринский театр)» Сергей Емельянов рассказал про международные контакты своей организации. Так, Валерий Фокин (режиссер и художественный руководитель театра) поставил спектакль «Рекс» совместно с труппой Национального театра Венгрии. В Боснии и Герцеговине с успехом прошли дни «Александринского театра», на очереди - Сербия. В Армении удалось организовать Национально-театральную школу, а с Израилем сейчас идут переговоры о совместных творческих планах.
– Наконец-то сняты коронавирусные ограничения, и мы начали выстраивать полномасштабную карту сотрудничества с Китаем. Мне нечего сказать грустного. Мы работаем как ни в чем не бывало, смотрим оптимистично. Наши гастрольные планы уже выходят за рамки наших возможностей, – заявил он.
Художественный руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Ханс-Йоахим Фрай отметил, что необходимо организовывать совместное существование различных культур. «Культура должна помогать сохранять мир даже в условиях, когда кажется, что он разваливается».
Павел Соломатин, InterMedia
«Особо опасный пассажир» с Марком Уолбергом и Мишель Докери получил новую дату премьеры в России

Новый локализованный трейлер и новую дату выхода в российский прокат фильма «Особо опасный пассажир» (Flight Risk) обнародовала 6 марта 2025 года кинокомпания Global Film. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в экшн-триллере исполнили Марк Уолберг, Мишель Докери и Тофер Грейс, а также снялись Лия Ремини, Мааз Али, Мониб Абат, Пол Бен-Виктор, Эйлиз Паттон, Сеньор Пабло, Савана Джокель. Режиссерское кресло занял Мэл Гибсон.
- По сюжету турбулентность в самолете резко возрастает, когда Маршал Авиации, перевозящий на суд через пустыню Аляски важного свидетеля – опасного преступника, понимает, что пилот – совсем не тот, за кого себя выдает, - сообщается в синопсисе.
В российский прокат «Особо опасный пассажир» выйдет 20 марта.
Исторический концерт Pink Floyd в Помпеях покажут в мировом кинопрокате

Трейлер недавно отреставрированной версии концертного фильма «Pink Floyd At Pompeii MCMLXXII» был обнародован 5 марта 2025 года. Оригинальный материал был снят Эдрианом Мабеном, когда Pink Floyd выступили в древнеримском амфитеатре в Помпеях в октябре 1971 года. Концерт проходил без зрителей, на нем присутствовали только члены съемочной группы. Роджер Уотерс, Дэвид Гилмор, Ричард Райт и Ник Мейсон исполнили ряд песен из раннего периода своей карьеры, включая «Echoes», «Set The Controls For The Heart Of The Sun» и «One Of These Days».
- «Pink Floyd At Pompeii» предшествует выходу «The Dark Side Of The Moon», - сообщается в пресс-релизе. - Фильм документирует то, что Pink Floyd делали до того, как стали гигантами альбомных чартов по обе стороны Атлантики, где их музыка по сей день почитается. Снятый в завораживающе красивых руинах древнеримского амфитеатра в Помпеях, Италия, этот уникальный и захватывающий фильм запечатлел Pink Floyd, дающих интимный концерт без зрителей.
4К-реставрация фильма 1972 года была сделана с оригинальных 35-миллиметровых негативов, которые были недавно заново обнаружены, с улучшенным звуком, заново смикшированным Стивеном Уилсоном.
- Недавно восстановленная лента представляет собой первую полную 90-минутную версию, объединяющую 60-минутный исходный монтаж выступления с дополнительными документальными фрагментами из студии Abbey Road, снятыми вскоре после этого, —уточнила директор по реставрации Лана Топхэм.
Фильм-концерт выйдет в обычных кинотеатрах и залах IMAX по всему миру 24 апреля и будет сопровождаться выпуском концертного альбома, релиз которого состоится на Legacy Recordings 2 мая.
Ассоциация музыкальной индустрии поддержала постановление Минкультуры РФ о «сиротских» произведениях

Ассоциация музыкальной индустрии поддержала постановление Минкультуры РФ от 25 февраля 2025 года, реализующее механизм сбора и хранения вознаграждений за использование «сиротских» произведений на специальном номинальном счете.
Напомним, что на первых порах обязанность администрировать такие платежи будет возложена на Российское авторское общество (РАО), имеющее большой опыт подобной работы. Рынок позитивно воспринял новость о том, что закон обрастает необходимой нормативной базой и скоро начнет полноценно работать.
В постановлении правительства подробно описывается механизм зачисления вознаграждения на специальный счет. Аккредитованная государством организация – сегодня это РАО – проводит все необходимые мероприятия, связанные с поиском автора, наследника или иного правообладателя, в случае если последние не выходят на связь, оно выдает разрешение на использование контента и аккумулирует средства на номинальном счете. Как только правообладатель решит заявить о себе, деньги будут переданы ему.
Также сейчас идет разработка подзаконных актов, регламентирующих работу по новым правилам. Минкультуры РФ предложило проект постановления Правительства РФ об утверждении правил расчета ставок вознаграждения за использование «сиротских» произведений.
Как отметил генеральный директор Ассоциации музыкальной индустрии (АМИ) Валерий Дробыш, предложения Минкультуры РФ вполне разумны:
- Наша ассоциация включает всех основных игроков российского музыкального рынка от мейджоров вроде «Союза» и «Первого музыкального» до инди-лейблов, и на наш взгляд, Минкультуры РФ действует совершенно правильно.
Он подчеркнул, что в данном случае разговоры о какой бы то ни было дискриминации или «несправедливых и заниженных» ставках попросту неуместны.
- Официальных ставок на произведения, «имеющие родителей», нет в природе. Цены устанавливает рынок: пользователь и правообладатель. Здесь же одна из сторон, правообладатель, пока не заявила своих требований. Вполне естественно, что в этих обстоятельствах государство принимает во внимание в первую очередь интерес пользователей, – отметил Валерий Дробыш.
В АМИ уверены, что сегодня ключевая задача – обеспечить доступ рынка ко всему массиву орфанных произведений. Чем скорее они будут вовлечены в экономический оборот, тем быстрее у авторов или иных правообладателей возникнет стимул заявить о себе и пересмотреть условия использования своего контента.
- Со стороны государства было бы крайне странно предоставить доступ к культурным ценностям, одновременно установив плату за использование по верхнерыночной планке, как предлагают некоторые комментаторы, – отметил Валерий Дробыш. – Это бы озадачило и демотивировало пользователей. А то, что предлагает Минкультуры РФ – вполне справедливая цена для произведения, которое хотело бы увидеть свет не через пиратов, а правомерно.
Ранее постановление Правительства РФ поддержали важные участники индустрии. Председатель Правления РАО Максим Дмитриев отметил, что организация накопила колоссальный опыт в администрировании авторских платежей и, безусловно, оправдает возложенную на нее ответственность. Кроме того, он добавил, что сами авторы все чаще заявляют о своих правах, когда узнают, что их произведение используется.
Советский и российский композитор, продюсер Владимир Матецкий в свою очередь подчеркнул, что закон о сиротских произведениях и соответствующие подзаконные акты представляют собой настоящую правовую инновацию.
- Мы одна из немногих в мире стран, которые на уровне закона решили проблему орфанного контента, соблюдя столь хрупкий баланс между правами авторов, пользователей и элементарным здравым смыслом,– отметил он.
Подводя итог, в АМИ подчеркнули, что «приветствуют широкую общественную дискуссию на тему проекта постановления Минкультуры РФ, однако не уверены, что представители бизнеса из недружественных стран – а именно эти компании представляет НФМИ – должны иметь ключевой голос в решении подобных проблем».
В организации предположили, что государству было бы целесообразнее ориентироваться на мнение российского музыкального бизнеса, который «все это время работал на благо страны, а не на подковерные игры компаний, которые громко хлопнули дверью несколько лет назад». Учредители НФМИ – Sony Music, Warner Music и Universal Music – свою деятельность в России прекратили.
Дополнительная информация: pressa@ami-music.ru