Организаторы конкурса «Культурная столица года» рассказали, как развивать бренд города, и при чем тут Чебурашка
Семинар “Интеграция теории и практики культурной политики в общенациональном проекте «Культурная столица года»” прошел 14 июля 2023 года.
Событие объединило свыше 100 представителей городов России офлайн и в формате видеоконференцсвязи.
Выступили:
- председатель Оргкомитета конкурса «Культурная столица года», депутат Государственной думы ФС РФ, доктор экономических наук, профессор Николай Новичков;
- член оргкомитета конкурса «Культурная столица года», доцент Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Протасевич;
- директор центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры ЮНЕСКО, доктор философских наук Ольга Астафьева;
- заместитель генерального директора ГБУК "Объединение культурных центров Юго-Западного административного округа" г. Москвы Ольга Ильинцева;
- главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов;
- эксперт в сфере продвижения культурных проектов Александр Тихонов.
Николай Новичков во вступительном слове напомнил присутствующим, что заявки на участие в конкурсе успешно отправили 19 городов, а до финала из них дошли 8:
- Грозный,
- Калининград,
- Нижний Новгород,
- Новосибирск,
- Самара,
- Томск,
- Чебоксары,
- Чита.
- Мы сами были приятно удивлены такому количеству участников, - подчеркнул Николай Новичков. - Контент заявок городов, набравших наибольшее количество баллов, был настолько содержательным, что, например, отделить шестое место от восьмого не представлялось возможным. В итоге мы остановились на цифре 8. Теперь нам всем предстоит пройти важный этап, сформулировав, как город-победитель конкурса будет жить в 2024 году.
Александр Протасевич в своем выступлении обратил внимание на некоторые теоретические аспекты, связанные с конкурсом «Культурная столица года».
- Проект рассматривает культуру как цивилизационную основу нашего государства - все, что связано с осознанной деятельностью людей в городах, является культурным фактором, - заметил спикер. - В «Основах культурной политики», принятых в России 2014 году, государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов. В итоге на культуре замыкается основное благополучие страны. Всемирно известный ученый Чарльз Лэндри писал о том, что задача городских властей - выявлять культурные ресурсы и эксплуатировать их со всей ответственностью. Для организаторов конкурса «Культурная столица года» комплекс культурных ресурсов городов рассматривается в двух аспектах - как полноправный сегмент экономики и как драйвер развития. Мы видим, что города могут развиваться как на тактическом, размеренном уровне (сложившаяся повседневная практика) и стратегическом (перезагрузка, смена парадигмы развития на основе современных социокультурных технологий). Проект «Культурная столица года», не пытаясь отменить повседневную практику, привносит в жизнедеятельность городов новые стратегические цели и задачи.
Генеральный информационный партнер проекта «Аргументы и факты» запустил пользовательское голосование и выявил тройку городов-лидеров общественного мнения из числа финалистов: на текущий момент в этом голосовании в первую тройку входят Калининград, Грозный и Томск. Конечно, в итоге город-победитель будет определяться решением экспертного совета, однако и по итогам выражения зрительских симпатий предполагается специальный приз.
Ольга Астафьева представила доклад на тему «Культурная политика по развитию территорий в субъектах Российской Федерации на современном этапе».
- Конкурс «Культурная столица года» имеет межведомственный характер, - заявила она. - Постановка вопроса о человеческом капитале приобретает в нем совершенно конкретное выражение. Мобильность и открытость становятся частью нашей жизни, и конкурс как раз основан на идеях открытости и коммуникации.
Анкеты для конкурсантов были разработаны так, чтобы отражать уникальность и историю культуры в том или ином регионе. Очень важно соблюдать гармонию между инновациями и архаикой. Отсюда - три модели региональной культурной политики: охранительно-конвенциональная, модернизационно-мобилизационная и коммуникативная. Конкурс является механизмом реализации идеи коммуникации. Основная его цель - репрезентация территорий посредством локальных брендов. В конечном счете, конкурс работает на укрепление человеческого капитала.
Ольга Ильинцева сделала сообщение по теме «Опыт организации межведомственного взаимодействия в ЮЗАО города Москвы».
- Согласно принятой в Москве модели управления, ГБУК г. Москвы «Объединение культурных центров Юго-Западного административного округа» координирует деятельность множества организаций ЮЗАО: 28 подразделений библиотечного типа и 3 - культурно-досугового, 1 детскую художественную галерею. В округе также есть два самостоятельных КЦ, музеи, парки, галереи и т.д., - рассказала она. – Налаженное межведомственное взаимодействие позволяет объединению реализовывать масштабные проекты. Например недавно мы начали выпуск своего журнала «Московский краевед», проводим крупные фестивали с вовлечением различных городских служб и организаций, и даже приступили к созданию своей линейки одежды.
Вторая часть семинара была посвящена методологии формирования программ мероприятий. Города-претенденты на статус «Культурная столица года — 2024» должны будут представить их проекты на финальном этапе конкурса.
- Эти шаги потребуют серьезного креативного включения, - отметил Александр Протасевич. - Необходимо указать общее количество людей, вовлеченных в работу над заявкой и обозначить в заявке систему управления реализацией годовой программы в случае победы в конкурсе. Также важно привести планируемые методы измерения эффективности программы по таким параметрам, как объем туристического потока, вовлеченность жителей в реализацию программы, информирование в СМИ и интернете, удовлетворенность жителей программой, количество и содержание новых проектов в сфере культуры, влияние на развитие культурных индустрий, количество новых арт-объектов, количества и направленности грантовых конкурсов города.
Далее Александр Протасевич рассмотрел примеры рекомендуемых мероприятий по 12 направлениям. Среди них он сделал особый акцент на таких событиях, как десант туроператоров в город-победитель, День архивов и День музеев, проекты в сфере креативных индустрий, урбанистики и т.п. Мероприятия, планируемые городами в рамках программы на 2024 год, должны будут отличаться креативностью и масштабом, поскольку претендуют на статус событий федерального уровня.
Александр Тихонов рассказал о важнейших аспектах информационного сопровождения конкурса.
- Для успешного продвижения необходимо заинтересованное участие местных властей и общественности, увлеченных местных жителей, которые знают и любят свой город, легко ориентируются в его жизни. Важны не только официальные памятники, музеи и культурные учреждения города - особый интерес представляют неформальные достопримечательности. Недавно я был в Вязьме, где есть великолепный Свято-Троицкий собор. Но есть там еще и памятник Русскому лаптю, и вокруг него происходит самая большая активность. Вторая активность в городе Вязьма – это скамейка-памятник Анатолию Папанову, там люди фотографируются постоянно. Это прекрасно, но ведь город Вязьма – это город и боевой славы, через него проходит Старая Смоленская дорога, по которой гнали оккупантов и после наполеоновского нашествия, и в период Великой отечественной войны. Мне кажется, есть о чем подумать городским властям, некоторые акценты стоило бы сместить.
Что касается технологии продвижения регионов, то она хорошо продумана и отработана. Это в первую очередь пресс-туры, привязанные к событиям. Неплохие результаты дает привлечение медийных лиц, которые родились, учились, работали в городе. Популярные артисты, которые имеют миллионную аудиторию в интернете и работают с федеральными СМИ, родились на огромной территории нашей страны. Вся география страны – это география рождения звезд. Однако мы неожиданно столкнулись со сложностью - на местах отлично знают о знаменитых земляках старшего поколения, но далеко не всегда - о современных артистах, популярных среди молодёжи. Мы получаем информацию о них не от местных инициаторов участия в конкурсе, а из наших собственных источников и баз данных. Ожидаем от городских властей более внимательного и инициативного отношения к этому важному для имиджа вопросу.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов в своем докладе уделил особое внимание продвижению городов в контексте конкурса «Культурная столица года» в интернете и соцсетях.
- Способы развития и укрепления имиджа городов постоянно меняются в зависимости от изменений в мире, особенно развития технологий, - отметил Евгений Сафронов. Например, если еще пару лет назад ведущей соцсетью в России считался Фейсбук, то теперь в приоритете ВКонтакте и Телеграм. Проблемой для работы с соцсетями, конечно, являются неизбежные для официальных медиа проверки и утверждения - на это всегда нужно делать поправку, однако оперативность можно повысить с помощью использования предварительных заготовок, одновременно утверждая контент для всех официальных медиа.
При этом следует иметь в виду, что время прямых репостов и полного цитирования официальной информации постепенно уходит - для уважающего себя издания просто перепечатать информацию с городского сайта - неприлично. Мы советуем на местах гибко подходить к работе с местной прессой, всегда имеющей ограниченный ресурс - например, готовить оригинальные материалы для конкретных изданий в разных стилях. Разумеется, это нужно заранее планировать, и очень желательно делать это системно. Нужно относиться с пониманием к тому, что реальный вес и влияние на население имеют популярные блогеры - желательно выбрать самых влиятельных из них, приложив усилия к налаживанию отношений. Если по-человечески выстроить с ними работу, можно получить отличный результат не только для конкурса, но и в целом для продвижения региона.
Отдельный вопрос - ведение постоянного оперативного фотобанка о жизни города - часто об этом забывают, а ведь если каждое утро местные СМИ и блогеры будут получать качественные фото о прошедших событиях, это серьёзно поможет в освещении городской жизни.
Для имиджа города всегда важно регулярное проведение в нем значимого культурного мероприятия. Фестивалей сейчас немало, выделиться на федеральном уровне сложно, однако успех в этом деле даст мощный синергетический эффект, особенно если правильно подойти к его медиаподдержке. Могу привести в качестве примера «Славянский базар», информационной поддержкой которого наше агентство занималось 22 года. Благодаря этому событию Витебск не только стал культурной столицей республики, но и получил значимость и известность в мировом масштабе.
Отдельно обращу внимание на новацию последних лет, - рибейты. Речь идёт о преференциях, которые получают кинематографисты, снимающие кино в регионе. Это очень действенный и современный метод развития - достаточно вспомнить о том, как на популярность курортов Кавминвод повлиял выход фильма “Чебурашка”. Многим городам есть, что показать и с чем работать в этом плане.
Финальный этап конкурса «Культурная столица года» продлится до 12 сентября 2023 года. В дальнейшем результаты усилий городов-финалистов будут представлены на торжественной церемонии в Москве осенью 2023 года. Тогда же будет объявлен город-обладатель почетного звания «Культурная столица года 2024».
Инициатор конкурса «Культурная столица года» – Фонд развития культурной, научно-образовательной и социально-экономической сфер территорий «Культурная столица» при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.
Генеральный информационный партнер проекта – ИД «Аргументы и факты».
Официальное пресс-агентство – InterMedia.
Дополнительная информация о проекте доступна на официальном сайте.
Светлана Захарова и Вадим Репин представят «Па-де-де на пальцах и для пальцев»
Балерина Светлана Захарова и скрипач Вадим Репин представят обновленную программу «Па-де-де на пальцах и для пальцев» 19 декабря 2024 года в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Программа уже стала хитом на многих сценах мира. Единая драматургическая линия связывает череду скрипичных пьес в исполнении Вадима Репина и хореографических номеров, воплощенных Светланой Захаровой, а также звездами Большого театра – Михаилом Лобухиным, Артемием Беляковым и Денисом Захаровым.
Музыкальная композиция построена на произведениях более 10 композиторов, среди которых Сен-Санс, Чайковский, Бизе, Глазунов, Паганини, Пьяццолла и другие. Московской публике программа впервые была показана на сцене Концертного зала им. Чайковского в 2019 году, став одном из самых ярких событий музыкального сезона.
- Нам всегда хотелось сделать что-то вместе, что-то особенное, - говорит Светлана Захарова. – Сначала мы не понимали, что это может быть, так как у нас абсолютно разный репертуар, но желание сделать совместный проект было сильнее всех сложностей. Так мы составили программу из номеров, в которых скрипка играет важнейшую роль в раскрытии сценического образа. Даже знаменитого «Умирающего лебедя» Сен-Санса, наверное, впервые в истории играла скрипка. Мы подбираем, на наш взгляд, самые яркие и выразительные номера, в которых музыка и движение неразрывно связаны между собой. Это поистине удивительная программа, Вадим часто бывает на моих спектаклях, я бываю на его концертах, я восторгаюсь его искусством он, надеюсь, моим, каждый из нас имеет своих поклонников и почитателей, а в данном проекте мы причастны к одному творческому процессу, и весь спектр эмоций и чувств, которыми мы обмениваемся во время выступления, мы дарим нашему зрителю. В итоге это все превратилось в один из самых мною любимых проектов. Абсолютно бездонное вдохновение и свобода для творчества. Нашу программу мы можем видоизменять и дополнять новыми номерами тогда, когда посчитаем это нужным, тем самым каждый раз вдыхая в проект новую жизнь.
- Я счастлив, что мы смогли найти ту форму выражения наших чувств, которая воплотилась в совместном творчестве, - комментирует Вадим Репин. – Светлана – одна из лучших балерин мира, меня восхищает ее непревзойденная пластика, грациозность и та тонкость, с которой ей подвластно чувственное воплощение образа. Мне кажется, что скрипка – это именно тот инструмент, звучание которого наилучшим образом способно подчеркнуть ее особенности. Звучание скрипки является своеобразным лейтмотивом, воплощением искренности и самых тонких движений души, что придает программе особенную глубину и в которой каждый момент наполнен смыслом. Здесь есть место и искрометному юмору, и творческому поиску, и внутренней драме, и трепетной любви, и мы с радостью делимся с нашей дорогой публикой лучшим, что у нас есть.
«Собачье сердце», Евгения Крегжде и Игорь Верник получили «Звезду Театрала»
Торжественная церемония вручения зрительской премии «Звезда Театрала» состоялась 16 декабря 2024 года в Театре им. Вахтангова. «ИнтерМедиа» напоминает, что имена лауреатов в почетной номинации «Легенда сцены» были известны заранее: в этом году ими названы Михаил Филиппов, Владимир Васильев и Вера Алентова. Победителей в остальных номинациях, которые определились по результатам онлайн-голосования, объявили ведущие вечера – Карина Андоленко и Павел Попов.
Лучшим спектаклем сезона зрители назвали «Собачье сердце» во МТЮЗе. Постановка Антона Федорова набрала большинство голосов в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». За наградой на сцену поднялась актерская команда во главе с Андреем Максимовым, исполнителем роли Шарикова. Он перечислил весь состав спектакля, начиная от Игоря Гордина и заканчивая двумя псами по кличке Акир и Граф, выразил всем благодарность, включая, конечно же, режиссера. Андрей также поделился своими воспоминаниями:
- Когда я учился в театральном институте, мы с сокурсниками проводили много времени на Старом Арбате, и у меня была такая традиция: я подходил к левой колонне Театра Вахтангова, прикладывался к ней и мечтал о том, что когда-нибудь буду работать в театре Римаса Владимировича Туминаса, и он будет ставить со мной спектакли, где я буду, естественно, в главных ролях. Потом, когда в театр пришел Юрий Николаевич Бутусов, я просто стер эту колонну своим лбом, я бился-бился-бился. Сейчас на той самой колонне висит афиша с черной полоской на месте, где было написано «Римас Туминас». Я просто хочу сказать, что мы все – молодые артисты – никогда не забудем Римаса Владимировича, какие бы черные полоски на его имени ни стояли.
В номинации «Лучший спектакль. Малая форма» победила постановка Александра Коршунова «Прозрачное солнце осени» театра «Сфера». Лучшим режиссером по итогам минувшего сезона стал Иван Поповски: зрители проголосовали за его спектакль «Обыкновенное чудо» в Театре Вахтангова. А «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова» в постановке Алексея Франдетти признан лучшим музыкальным спектаклем. Победителем в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества» стал «Дон Кихот» в «Мастерской «12» Никиты Михалкова».
Приз за лучшую женскую роль получила Евгения Крегжде («Повесть о Сонечке» Театра Вахтангова), за лучшую мужскую – Игорь Верник («Маскарад с закрытыми глазами» МХТ имени Чехова). В номинации «лучшая женская роль второго плана» победила актриса Театра на Юго-Западе Анна Рыкова (Кити Щербацкая в спектакле «Анна Каренина»), в номинации «лучшая мужская роль второго плана» - Евгений Егоров («Дракула» Современного театра антрепризы).
За лучшие роли в кино «Звезду Театрала» получили Виктория Исакова (фильм «Сто лет тому вперед») и Тихон Жизневский («Майор Гром: Игра»).
Президент премии «Звезда Театрала» и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков объявил лауреатов специальной номинации «Лучший театр для всей семьи». За наградой на сцену поднялись художественный руководитель и главный режиссер Театр РОСТА в Царицыно – Нонна Гришаева и Александр Нестеров.
Юрий Григорович растерян из-за ажиотажа вокруг «Щелкунчика»
Постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета. Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, 2 декабря в ходе старта продаж билетов на «Щелкунчик» в Большой театр все места были выкуплены за две минуты. Часть билетов была выставлена на аукцион, и их цена давно перевалила на торгах за миллион рублей.
- До меня доходят фантастические сведения о нашем "Щелкунчике" — непомерных ценах на билеты в Большой театр, отсекающих от него истинных театралов; аукционе, на котором надо еще выиграть билеты, - сообщил ТАСС 97-летний Юрий Григорович. – Даже слышал запущенную кем-то шутку: один билет — один биткоин. Я почти растерян. Мне бесконечно радостно, что балет Петра Ильича Чайковского бьет репертуарные рейтинги не в одной Москве, но в стране и по миру. Если сложить число исполнений, наверное, перевалит за полтысячи в год.
Причину своей растерянности Юрий Григорович описал так:
- Беспокойство же в связи с этим, казалось бы, отрадным фактом в том, как бы не "заболтать" первозданность и чистоту поэтической истории. Любое тиражирование ее стирает. Трудно артистам 50 раз подряд быть на высоте чувства. Хотя они будут на высоте техники и дисциплины, я в том не сомневаюсь.
Юрий Григорович убежден, что балет «Щелкунчик» действует на зрителей оздоравливающе:
- Психотерапевтический эффект "Щелкунчика" мне хорошо знаком по гастролям Большого балета в Европе, США, Японии... Я ставил этот балет 13 раз в 8 странах мира, примерно столько же раз не поставил — отказывал по причинам отсутствия профессиональных возможностей в труппах. Восприятие его в артистической среде и в зрительской массе везде одинаково — высокое чувство, чистота и единение, которое гасит любые раздоры, агрессию, нетерпимость.