Рецензия: документальный фильм «Михаил Горшенёв. Легенда о Короле и Шуте. Часть 2»
Оценка: 9 из 10.
Вторая часть документального фильма «Михаил Горшенёв. Легенда о Короле и Шуте» (2023, режиссёр Дарья Иванкова) вышла в онлайн-кинотеатре Okko.
В 95% рок-биографий самое интересное происходит на заре карьеры: творческий поиск, безумства, хиты, успех, горение… Как правило, потом люди успокаиваются, и их творческая жизнь превращается не то чтобы в рутину, но переходит в более спокойное и предсказуемое русло. Вполне допускаю, что это произошло бы и с «Королём и шутом». Если бы не Горшок. Режиссёр Дарья Иванкова выделила период с 2003 по 2013 год в отдельную часть документалки, которая благодаря главному герою, который всё это десятилетие боролся с демонами и проиграл им. Контраст между Михаилом Горшенёвым и остальными участниками «КиШ» виден в каждом кадре – не только в тех, где взрослые музыканты вспоминают и анализируют Мишу, но и в архивных съёмках нулевых. Понимаете, да? Там все уже 30-летние семейные дядьки, которые делают свою работу, и только Горшок будто пытается поточнее проиллюстрировать слова друзей «он был большим ребёнком». В последних прижизненных кадрах – седым, но всё равно ребёнком. Хотя, конечно, с точки зрения социума он выглядел либо постоянно «угашенным», либо больным, либо просто придурочным.
В 2003 году «Король и шут» в зените славы, но Михаил Горшенёв – в кризисе: творческом и человеческом. Женитьба на Ольге его на какое-то время вытащила и вернула ему интерес к жизни. Но затем опять начались сомнения и злоупотребления. В ленте очень ёмко показан нашумевший конфликт с «Нашим радио», которое отказалось ставить тяжёлую песню «Мёртвый анархист», взамен предложив ротацию более форматного «Медведя». Но музыканты полезли в бутылку и запретили радиостанции крутить любые свои песни. С точки зрения менеджмента это был выстрел себе в ногу: аудитория группы уменьшилась, да и у Горшка с Князем наметились разногласия – опять-таки по поводу тяжести звучания. В итоге они разошлись делать сольные альбомы, а после воссоединения приняли ещё одно странное решение: отстранили остальных музыкантов от вмешательства в творческие вопросы (и лишились несогласного с этой идеей Александра Балунова).
После этого всё вроде пошло по накатанной, что не устраивало Горшка. Он протестовал по-своему, срывая концерты или выходя на них в невменяемом состоянии, пока не придумал для себя новый вызов – зонг-оперу «TODD». Дальше зрителю представит самому ответить на вопрос, добил ли этот проект Михаила или наоборот подарил ему ещё пару лет. Как бы то ни было, из-за мюзикла группу покинул Князь, а вживание Горшка в образ демонического парикмахера Суини Тодда выглядит пугающе даже на архивных кадрах.
Музыканты «КиШ» неожиданно затронули тему баритона Михаила и рассказали, что он стеснялся своего «магомаевского вокала» и старался петь как-то иначе. Это, кстати, было одним из фактором его конфликта с отцом, который советовал Мише «петь нормально». Отец Юрий Михайлович скончался на сороковой день после смерти старшего сына. Тема последних дней Горшка решена в фильме деликатно, но подробно.
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»