Спектаклями о Художественном театре отметит МХТ имени Чехова юбилей в новом сезоне
Открытие 126-го сезона и сбор труппы МХТ имени Чехова состоялись 2 сентября 2023 года. Художественный руководитель театра Константин Хабенский (на фото) озвучил планы на новый сезон.
Главным событием станет празднование 125-летия со дня основания Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко Московского Художественного театра. 26 октября в Портретном фойе состоится традиционная церемония вручения памятных знаков «Чайка» артистам и служащим театра, работникам Музея МХАТ и Школы-студии МХАТ А вечером на Основной сцене пройдет премьера спектакля-посвящения «9 ряд, 10, 11 место» режиссера Дениса Азарова по пьесе Юлии Поспеловой.
Действие постановки происходит в Художественном театре в разные годы – от его первых лет до сегодняшнего дня. Среди персонажей – основатели, артисты, служители МХТ. Но это не экскурс в историю, а история любви, мелодрама, чьи главные герои – зрители, которые из года в год приходят на «Три сестры» и встречаются в девятом ряду партера.
В ролях Станислав Любшин, Наталья Тенякова, Армэн Арушанян, Кристина Бабушкина, Артём Быстров, Вероника Васант, Иван Дергачёв, Евгения Добровольская, Игорь Золотовицкий, Валентина Иванова, Светлана Колпакова, Михаил Пореченков, Александр Поршин, Полина Романова, Мария Сокова, Ксения Теплова, Дарья Трухина, Константин Хабенский, Игорь Хрипунов, Павел Чинарёв, Дарья Юрская.
- Когда мне было предложено сделать спектакль, посвящённый юбилею, – причём не разовую акцию, а репертуарный спектакль – то я подумал, что документальную постановку про историю театра будет интересно посмотреть один-два раза очень ограниченному числу зрителей. Поэтому мы с Юлией Поспеловой решили, что будем делать спектакль про любовь, как бы это странно ни звучало, - говорит Денис Азаров. - Герои пьесы – влюблённые пары. В том числе пара, которую играют Наталья Тенякова и Станислав Любшин. Они всю жизнь ходят в театр, берут билеты на одни и те же места, влюблены друг в друга, но никогда не были вместе, потому что не знают, что их чувства взаимны. Это очень красивая и очень грустная история. Всё действие происходит в зрительном зале. Люди встречаются в театре в разные годы – случайно или, наоборот, по традиции. В начале века, в 1930-е, 40-е и далее до наших дней. Мы слышим их диалоги без начала и без конца, обрывки разговоров соседей по ряду. Эпизоды со зрителями перемежаются с фантазиями, где действуют Станиславский, Немирович-Данченко, Кнебель… И, конечно, не обойдётся без закулисья театра, его служб и цехов, где тоже будут свои любовные перипетии. Наш спектакль про театр, в котором всегда была и есть любовь. Любовь за кулисами, любовь в зале, глобальная любовь к очень странному и необъяснимому искусству. Оно, правда, странное и необъяснимое, на мой взгляд.
Денис Азаров планирует также поставить в МХТ «Театральный роман» Булгакова, но его премьера состоится только в следующем театральном сезоне. В числе других премьера 126-го сезона на Основной сцене «Маскарад с закрытыми глазами» и «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира в постановке Юрия Муравицкого.
- Параллельно я начну репетировать одну небезызвестную пьесу, кровно связанную с Московским Художественным театром. Ее название я скажу позже, - заинтриговал худрук Константин Хабенский.
Первой премьерой сезона на Малой сцене станет 28 и 29 сентября спектакль Юрия Квятковского «Занавес» по документальной пьесе Андрея Стадникова. Об этой работе, созданной на основе интервью с актрисами и сотрудницами Художественного театра.
Режиссер Елизавета Бондарь поставит на Малой сцене спектакль по роману Кнута Гамсуна «Голод», а режиссер Марат Гацалов представит весной спектакль по пьесе «Стоики» (о вечном конфликте между поколениями в одной семье), которую специально для МХТ написал драматург Дмитрий Данилов.
На Новой сцене режиссер Татьяна Архипцова поставит пьесу Ярославы Пулинович «Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето», в главной роли – народная артистка России Ольга Яковлева. Премьера спектакля Александра Золотовицкого «Соня-9» по пьесе Алексея Олейникова состоится в декабре. Весной режиссер Филипп Гуревич выпустит постановку «Мое загляденье» по пьесе Алексея Арбузова.
Продолжатся уже ставшие традиционными «Мхатовские пятницы» с Вадимом Верником и вечера проекта Марины Брусникиной «Круг чтения». А в ноябре на Основной сцене Художественного театра состоится юбилейный вечер Школы-студии МХАТ, отмечающей свое 80-летие.
Николай Цискаридзе призвал учесть опыт СССР при регулировании цен на билеты в театры и раскрыл тайну интервью с Алисой Фрейндлих
Николай Цискаридзе заявил на пресс-конференции в ТАСС о необходимости пересмотра ведущими российскими театрами ценовой политики в сторону большей доступности для публики. Балетмейстер напомнил о тех временах, когда самый дорогой билет в Большой театр в СССР стоил 3 рубля 20 копеек при минимальной зарплате в 60 рублей.
- Их достать было невозможно в Советском Союзе. Вы должны были отстоять огромную очередь, иметь каких-то знакомых. Это было всегда. Но вы хотя бы эти два билета могли себе позволить, - заявил Цискаридзе.
Николай напомнил, что в СССР студенты имели возможность проходить в театры, в том числе в Большой, бесплатно по студенческому билету:
- Ты приходил на любой спектакль с участием любого народного артиста и смотрел этот шедевр. Конечно, сейчас этого нет. Государственные театры существуют за счёт налогоплательщиков. Я уверен, что это должно быть серьезное государственное решение - поставить границу цен на билеты в государственные театры. В Советском Союзе экономически очень серьезно высчитывали стоимость билета, чтобы искусство было доступно для всех слоев населения.
Кроме того, Николай Цискаридзе высказал сомнение по поводу эксперимента по продаже билетов в театры в Москве по паспорту, о чем «ИнтерМедиа»сообщало ранее.
- Не верю в эту систему. Это очень сильно усложняет проход в театры, - считает он.
Главный редактор информационного агентства «ИнтерМедиа» Евгений Сафронов задал Николаю Цискаридзе следующий вопрос:
- Николай Максимович, в последние годы медиа с интересом наблюдают за впечатляющей профессиональной перезагрузкой бренда Цискаридзе в публичном формате «не про балет». Вас уже признали лидером общественного мнения в самых разных сферах. Самый цитируемый в медиа ректор, ведущий самых рейтинговых телешоу сразу на Первом и на России один, недавно «ИнтерМедиа» отметило абсолютный рекорд интервью на «Одноклассниках» больше 5 млн человек, тираж вашей книги «Мой театр» в 2023 году составил 200 000, опередив беллетристику Пелевина. Билеты на выступления ваших воспитанников (пока не известных) разлетаются быстрее, чем в ведущие театры страны. Конечно, у вас одна из лучших в стране команда профессионалов, но это все делаете вы. А тут мы еще узнаём, что вы обратились в сложнейший жанр телеинтервью и у вас только что записана огромная беседа с Алисой Бруновной Фрейндлих. Это в последнее время никому не удавалось - и это явно будет нестандартно и нескучно. К каким откровениям бы нам готовиться?
Николай Цискаридзе ответил, что хотел пригласить Алису Фрейндлих в студию программе «Сегодня вечером» на Первом канале. Народная артистка СССР отказалась, однако после длительных раздумий согласилась на интервью с Николаем в формате тет-а-тет.
- Мы не говорили о чем-то личном, потому что есть какие-то вещи, о которых можно поговорить без свидетелей. Я пытался с ней поговорить о каких-то творческих триумфах - немножко с другой стороны, о которой журналисты ее не спрашивали. Надеюсь, тем, кто это будет смотреть, будет интересно.
Кроме того, Николай назвал легенду отечественного балета Юрия Григоровича величайшим из ныне живущих балетмейстеров в мире.
- Слава богу, Григорович жив. Никого крупнее в мире нет. Джон Ноймайер тоже здравствует. Юрий Николаевич Григорович, Борис Яковлевич Эйфман - очень серьезные люди. Уильям Форсайт жив, Иржи Килиан, Матс Эк. Вот это великие люди, - сказал Цискаридзе.
Запись пресс-конференции - по ссылке.
Экс-хореограф Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт в Нидерландах
Бывший руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский подписал контракт с Национальным балетом Нидерландов. Договор будет действовать с 2024 по 2027 год. За этот период театр должен выпустить не менее трёх постановок с участием Алексея Ратманского. Хореограф будет ставить в Нидерландах не менее одного балета в год.
Алексей Ратманский руководил балетной труппой Большого театра с 2004 по 2009 годы и поставил там спектакль «Искусство фуги», показы которого к настоящему моменту отменили в связи с тем, что артист покинул Россию после начала СВО.
Билеты в театр начнут продавать только по паспортам
Департамент культуры Москвы установил новые правила на продажу билетов подведомственных ему театральных и концертных мероприятий. Начиная с 15 марта 2025 года, для этого потребуется паспорт. Пилотный проект продлится до конца 2025 года.
- При посещении мероприятия зрители может подтвердить свою личность любым из документов утвержденного списка. Кроме паспорта гражданина Российской федерации, в список включены водительское удостоверение, социальная карта москвича, студенческий билет, пенсионное удостоверение и другие варианты,- говорится в сообщении департамента.
"ИнтерМедиа" напоминает, что ранее на именные билеты перешёл Большой театр.